Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
« 2 3 » и ю л я 2 0 1 9 г о д а с. Ч е л н о – В е р ш и н ы
Исаклинский районный суд Самарской области
в составе председательствующего судьи Богатырева О.Н.,
при секретаре Хечумян О.А.,
при участии заместителя прокурора Челно-Вершинского района Самарской области – Шуваткина Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2-395/2019 (63RS0010-02-2019-000426-12) по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Челно-Вершинского района Самарской области Шуваткина Е.В., действующей в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Эштебенькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области о признании бездействия незаконным и обязании разместить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора Челно-Вершинского района Самарской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением к административному ответчику о признании бездействия незаконным и обязании разместить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В обоснование заявленных требований указано на то, что в рамках проведённой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции были выявлены нарушения вышеуказанного законодательства, а именно по состоянию на 28 июня 2019г. на официальном сайте администрации сельского поселения http://эштебенькино.рф, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, а также лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации сельского поселения за период 2018 года, не размещены. Бездействие администрации сельского поселения повлекло нарушение антикоррупционного законодательства, а также принципа публичности и открытости органов местного самоуправления. С учётом изложенного в административном исковом заявлении содержались просьбы признать указанное бездействие незаконным и обязать администрацию сельского поселения Эштебенькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области разместить на официальном сайте в сети «Интернет» администрации сельского поселения http://эштебенькино.рф, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представленных лицами, замещающими муниципальные должности, а также лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации сельского поселения Эштебенькино, их супругов и несовершеннолетних детей за 2018 год.
В судебном заседании заместитель прокурора Челно-Вершинского района Самарской области – Шуваткин ФИО6 административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям и просил удовлетворить в полном объёме.
Представитель административного ответчика – глава сельского поселения Эштебенькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области – ФИО1 ФИО7 в судебном заседании административное исковое заявление иск признала и пояснила, что информация действительно не была своевременно размещена.
Выслушав объяснения заместителя прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Челно-Вершинского района Самарской области во исполнение п. 11.4 приказа прокурора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», а также решения прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения административным ответчиком требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности, государственных органов и органов местного самоуправления» размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет» является одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Из содержания статьи 10 Указанного Федерального закона органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет понятие «лицо, замещающее муниципальную должность» как лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе. Должности председателя контрольно-счётного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счётного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счётного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
Пункт 4 статьи 5 данного Федерального закона предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Согласно части 4 статьи 12.1 Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
Частью 4.3 указанной нормы установлено, что сведения о доходах, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами. Аналогичные положения также содержатся в Федеральном законе от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Учитывая императивный характер указанных положений законодательства Российской Федерации, муниципальное образование самостоятельно утверждает порядок размещения сведений о доходах лиц, замещающих муниципальные должности, в сети «Интернет» на своём официальном сайте.
Пунктами 1.2 и 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что сведения о доходах обязаны представлять граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включённых в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и лица, замещающие указанные должности.
Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009г. №557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» органам местного самоуправления рекомендовано определить должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах (пункт 3).
Таким образом, соответствующие перечни должностей муниципальной службы должны устанавливаться органами местного самоуправления самостоятельно.
Решением собрания представителей сельского поселения Эштебенькино от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждено Положение о представлении лицом, поступающим на работу, на должность руководителя муниципального учреждения сельского поселения Эштебенькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, а также руководителем муниципального учреждения сельского поселения Эштебенькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее по тексту Положение).
Согласно п. 4.1 Положения сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные руководителем муниципального учреждения сельского поселения Эштебенькино, размещаются на официальном сайте администрации сельского поселения Эштебенькино, муниципального района Челно-Вершинский Самарской, а также по предоставлению этих сведений общероссийским и региональным средствам.
Из содержания части 1 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» при поступлении на муниципальную службу в Самарской области граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы в Самарской области, включённых в перечни, установленные в соответствии со статьёй 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований (далее - Перечни должностей), а также муниципальные служащие в Самарской области, замещающие должности муниципальной службы в Самарской области, включённые в Перечни должностей, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства, муниципального нормативного правового акта, по состоянию на 28 июня 2019г. на официальном сайте администрации сельского поселения http://эштебенькино.рф, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, а также лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации сельского поселения за период 2018 года, не размещены.
Данные обстоятельства не оспариваются административным ответчиком в судебном заседании.
Бездействие администрации сельского поселения повлекло нарушение антикоррупционного законодательства, а также принципа публичности и открытости органов местного самоуправления.
Таким образом, административный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению судом, административный ответчик должен разместить на официальном сайте в сети «Интернет» администрации сельского поселения http://эштебенькино.рф, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представленных лицами, замещающими муниципальные должности, а также лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации сельского поселения Эштебенькино, их супругов и несовершеннолетних детей за 2018 год в срок до ДД.ММ.ГГГГг.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Челно-Вершинского района Самарской области Шуваткина Е.В., действующей в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Эштебенькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области о признании бездействия незаконным и обязании разместить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Эштебенькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, выразившееся в неразмещении на официальном сайте в сети «Интернет» http://эштебенькино.рф сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представленных лицами, замещающими муниципальные должности, а также лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации сельского поселения Эштебенькино, их супругов и несовершеннолетних детей за 2018 год незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения Эштебенькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области разместить на официальном сайте в сети «Интернет» администрации сельского поселения http://эштебенькино.рф, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представленных лицами, замещающими муниципальные должности, а также лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации сельского поселения Эштебенькино, их супругов и несовершеннолетних детей за 2018 год в срок до 01 октября 2019г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Исаклинский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Богатырёв