Дело № 2а-2-405/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2021 года с. Частые
Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Петровой И.В.,
при секретаре Макаренкове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на общую сумму 3720,01 рублей,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на общую сумму 3720,01 рублей, мотивируя свои требования тем, что ответчик состояла на учете в МИФНС России № 3 по Пермскому краю, являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов. 15.12.2016 г. прекратила предпринимательскую деятельность в связи с принятием соответствующего решения. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год исчислены к уплате в размере 3633,54 рубля. 20.06.2019 г. сумма страховых взносов частично оплачена в размере 131,66 рублей. По состоянию на 23.08.2021 г. страховые взносы в размере 3501,88 рублей не уплачены в бюджет Российской Федерации. За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным указанным федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно, начислены пени за период с 02.01.2017 г. по 07.07.2017 г. в размере 218,13 рублей. Требование № 20867 от 17.07.2017 г. об уплате налога было направлено ФИО1 по почте, срок уплаты до 04.08.2017 г.. Указанное требование должник в полном объеме не исполнила. Инспекция обращалась к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности. Определением мирового судьи судебного участка № 2 Большесосновского судебного района Пермского края от 02.02.2018 г. судебный приказ № 2а-49/2018 от 22.01.2018 отменен. Просят суд восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи заявления, мотивируя его пропуск тем, что первый мониторинг по принятию мер урегулирования задолженности по отмененным судебным приказам был проведен Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю, в ведении которой находятся вопросы, касающиеся реализации положений ст. 48 НК РФ- 17.05.2021 г. При проведении мониторинга от 17.05.2021 г. по отмененным судебным приказам за периоды 2018- 2020 гг.., были выявлены отмены судебных приказов, не переданные в суд общей юрисдикции. По данным отменам были направлены запросы на выдачу дубликатов. После получения налоговым органом дубликатов определения об отмене судебного приказа, инспекцией незамедлительно подготовлено данное административное заявление. Просят суд взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам и пени в общей сумме 3720,01 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Направили в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя.
Представитель заинтересованного лица- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю, в ведении которой находятся вопросы, касающиеся реализации положений ст. 48 НК РФ, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Ходатайств не поступало.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась. Была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по месту её регистрации.
В судебном заседании изучены материалы дела.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
После 01 января 2017 года вопросы уплаты и взыскания страховых взносов регулировались главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации основания для освобождения от уплаты страховых взносов ввиду отсутствия доходов от предпринимательской деятельности не предусмотрены.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик ФИО1 в период до 15.12.2016 года являлась индивидуальным предпринимателем, соответственно на ней лежала обязанность, в том числе по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере.
За 2016 г. ФИО1 исчислен налог на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 3633,54 рублей. Сумма исчисленного налога оплачена частично в размере 131,66 рублей.
За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным указанным федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты включительно, начислены пени за период с 02.01.2017 г. по 07.07.2017 г. в размере 218,13 рублей.
Налогоплательщику ФИО1 направлено требование № 20867 об уплате недоимки страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3633,54 рублей и пени в сумме 218,13 рублей со сроком уплаты до 04.08.2017 г.
В связи с неуплатой ФИО1 исчисленных страховых взносов и пени налоговый орган 09.01.2018 года (в пределах шести месячного срока 04.08.2017 г. + 6 мес.) обратился к мировому судье судебного участка № 2 Большесосновского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки и пени по налогу.
22.01.2018 г. был вынесен судебный приказ № 2а-49/2018 г. о взыскании недоимки и пени с ФИО1
02.02.2018 г. на основании заявления ФИО1 вышеуказанный судебный приказ был отменен.
С административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки и пени административный истец МРИФНС № 1 по Пермскому краю обратился 03.09.2021 г., то есть с пропуском шестимесячного срока (02.02.2018 г. + 6 мес.= 02.05.2018 г.).
В силу абзаца 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться объективные обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
В качестве уважительных причин пропуска срока для подачи иска административный ответчик сослался на реорганизацию Межрайонных инспекций № 3 путем присоединения к инспекции № 1, а также Положение о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю, утвержденному руководителем Управления федеральной налоговой службы по Пермскому краю ФИО2 от 24.11.2020 г., согласно которому вопросы, касающиеся реализации положений ст. 48 НК РФ, находятся в ведении Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю. Первый мониторинг по принятию мер урегулирования задолженности по отмененным судебным приказам был проведен Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю 17.05.2021 г. При проведении мониторинга от 17.05.2021 г. по отмененным судебным приказам за периоды 2018- 2020 гг.., были выявлены отмены судебных приказов, не переданные в суд общей юрисдикции. По данным отменам были направлены запросы на выдачу дубликатов. После получения налоговым органом дубликатов определения об отмене судебного приказа, инспекцией незамедлительно подготовлено данное административное заявление.
Вышеизложенные административным истцом обстоятельства, не могут быть признаны судом как уважительная причина пропуска процессуального срока, поскольку Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю и Межрайонная ИФНС России № 1 по Пермскому краю являются профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированными государственными органами, призванными осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем им должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
С момента отмены судебного приказа № 2а-49/2018 г. прошло более трех с половиной лет (02.02.2018 г.- 03.09.2021 г.).
Внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска такого срока. Об этом также указано в абз. 3 п. 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Доказательств, наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок, не усматривается.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени, отказать, в связи с пропуском процессуального срока для обращения с административным заявлением.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие с. Частые в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.В.Петрова