Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
« 1 4 » н о я б р я 2 0 1 7 г о д а с. Ч е л н о – В е р ш и н ы
Исаклинский районный суд Самарской области
в составе председательствующего судьи Богатырева О.Н.,
при секретаре Рязаповой Л.М.,
при участии прокурора Шенталинского района Самарской области Афанасьева В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2-478/2017 по административному исковому заявлению прокурора Шенталинского района Самарской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Собранию представителей сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области, к Территориальной избирательной комиссии Шенталинского района Самарской области о признании решения Собрания представителей сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ года «О назначении референдума на территории сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области» незаконным, об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Шенталинского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении результатов голосования на местном референдуме сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области по вопросу самообложения граждан»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шенталинского района Самарской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании решения Собрания представителей сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении референдума на территории сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области» незаконным, об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Шенталинского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении результатов голосования на местном референдуме сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области по вопросу самообложения граждан». В обоснование заявленных требований указано на то, что в рамках проведенной проверки соблюдения органами местного самоуправления законности проведения на территории сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ местного референдума по вопросу введения самообложения граждан на территории сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области, в ходе которой установлено, что решением Собрания представителей сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении референдума на территории сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области», на ДД.ММ.ГГГГ назначен местный референдум по вопросу введения самообложения граждан на территории сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области. На местный референдум вынесен вопрос: «Согласны ли Вы на введение ежегодного разового сбора (самообложения) в размере 200 (двести) рублей с граждан в возрасте от 18 до 80 лет, зарегистрированных на территории сельского поселения Старая Шентала и направлять данные средства на решение вопросов местного значения по благоустройству населенных пунктов на территории сельского поселения Старая Шентала?» с вариантом ответов «ДА» и «НЕТ». Решением Территориальной избирательной комиссии Шенталинского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ результаты местного референдума признаны действительными, вопрос местного референдума о введении самообложения принятым. Ссылаясь на ч. 1 ст.56 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен, прокурор указал на наличие в вопросе референдума: «Согласны ли Вы на введение ежегодного разового сбора (самообложения) в размере 200 (двести) рублей с граждан в возрасте от 18 до 80 лет, зарегистрированных на территории сельского поселения Старая Шентала и направлять данные средства на решение вопросов местного значения по благоустройству населенных пунктов на территории сельского поселения Старая Шентала?», регулярный (постоянный) сбор денежных средств, что противоречит вышеозначенному законодательству.
Кроме того, прокурор, ссылаясь на п. 7 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и соответственно на ч.9 ст. 6 Закона Самарской области от 11.02.2004 № 12-ГД «О местном референдуме Самарской области» вопрос референдума должен быть, сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, заявляет об отсутствии в вопросе конкретики проводимого мероприятия, для которых осуществляется указанный сбор (самообложение), что позволяет органам местного самоуправления самостоятельно принимать решения на какие цели направлять собираемые средства, так как под благоустройством подразумевается комплекс различных мероприятий. Просит признать решение Собрания представителей сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении референдума на территории сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области» незаконным, и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Шенталинского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении результатов голосования на местном референдуме сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области по вопросу самообложения граждан».
В судебном заседании прокурор Шенталинского района Самарской области – Афанасьев В.П. административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям и просил удовлетворить в полном объёме.
Представитель административного ответчика – Собрания представителей сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области и заинтересованного лица – сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области - Какарова Г.Я. не возражала против требований административного искового заявления в части в пункте 2 решения Собрания представителей сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области от № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении референдума на территории сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области» слова «ежегодного», и в пункте 4 решения Территориальной избирательной комиссии Шенталинского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении результатов голосования на местном референдуме сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области по вопросу самообложения граждан» слова «ежегодного» и дополнительно пояснили, что Согласно п. 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в течении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Однако на момент подачи административного искового заявления ДД.ММ.ГГГГ о признании решения Собрания представителей сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении референдума на территории сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области», опубликованного в газете «Шенталинские вести» ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, трех месячный срок на обжалование начал течь с момента опубликования с 26.04.2017г. и истек 27.07.2017г., до подачи административного искового заявления ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии Мавлянбердиева З.Р. в судебном заседании требования административного искового заявления не признала в полном объёме, пояснила, что согласно п.п. 1.2 п. 1 ст.77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума. Согласно п. 1.4. указанной статьи отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными. В административном исковом заявлении об отмене решения об итогах голосования, о результатах референдума отсутствуют доказательства наличия вышеуказанных нарушений. Согласно п. 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим - административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. Однако на момент подачи административного искового заявления сроки действия решения Собрания представителей сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении референдума на территории сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области» истекли с момента оглашения результатов местных референдумов на территории муниципального района Шенталинский Самарской области по вопросу самообложения граждан 23.06.2017г.
Выслушав объяснения прокурора, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по решению Собрания представителей сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении референдума на территории сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области», по инициативе группы граждан проведен местный референдум по вопросу «Согласны ли Вы на введение ежегодного разового сбора (самообложения) в размере 200 (двести) рублей с граждан в возрасте от 18 до 80 лет, зарегистрированных на территории сельского поселения Старая Шентала и направлять данные средства на решение вопросов местного значения по благоустройству населенных пунктов на территории сельского поселения Старая Шентала».
Решением Территориальной избирательной комиссии Шенталинского района Самарской области от № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении результатов голосования на местном референдуме сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области по вопросу самообложения граждан» местный референдум признан состоявшимся и действительным, вопрос местного референдума «Согласны ли Вы на введение ежегодного разового сбора (самообложения) в размере 200 (двести) рублей с граждан в возрасте от 18 до 80 лет, зарегистрированных на территории сельского поселения Старая Шентала и направлять данные средства на решение вопросов местного значения по благоустройству населенных пунктов на территории сельского поселения Старая Шентала?» принятым.
Данное решение Территориальной избирательной комиссии Шенталинского района Самарской области опубликовано в газете «Шенталинские вести» № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.
Порядок проведения местных референдумов на территории Самарской области урегулирован Законом Самарской области от 11.02.2004 года № 12-ГД «О местном референдуме Самарской области».
Согласно ч.2 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
В соответствии с ч.ч.5. 6 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод; противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.55 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственным доходам местных бюджетов кроме прочего относятся средства самообложения граждан.
Согласно ст.56 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).
Исходя из анализа приведенной нормы следует, что средства самообложения носят разовый характер, то есть нельзя устанавливать регулярный порядок их уплаты или уплату несколько сроков. Кроме того, платежи граждан в порядке самообложения должны осуществляться для решения конкретных вопросов местного значения.
На местном референдуме, проведенном 18.06.2017 года на территории сельского поселения Старая Шентала было принято решение о самообложении граждан, а именно о введении с 2017 года ежегодного разового сбора (самообложения) в размере 200 рублей для решения вопросов местного значения по благоустройству населенных пунктов на территории сельского поселения Старая Шентала.
Из содержания принятого на местном референдуме решения следует, что дееспособные граждане, достигшие 18 лет до 80 лет, зарегистрированных на территории сельского поселения Старая Шентала, в соответствии с данным решением будут обязаны ежегодно уплачивать в бюджет муниципального образования 200 рублей.
Исходя из содержания указанного решения местного референдума, решение референдума имеет признаки нормативного правового акта, поскольку устанавливает правовую норму (правило поведения), обязательную для неопределенного круга лиц, рассчитанную на неоднократное применение, направленную на урегулирование общественных отношений.
Решением, принятым на референдуме, платежам по самообложению граждан придан регулярный и обязательный характер, самообложение граждан фактически является источником пополнения бюджета сельского поселения Старая Шентала. Кроме того, платежи в порядке самообложения установлены не для решения какой-то конкретной цели (решения конкретного вопроса местного значения), а для обеспечения деятельности муниципального образования для решения вопросов местного значения в общем.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение местного референдума противоречит ч.ч. 5, 6 ст.12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67- ФЗ, ст.56 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, следовательно является незаконным и нарушает общепризнанные права граждан жителей сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области.
Кроме того, согласно ч.7 ст.12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Однако в формулировке вопроса, вынесенного на местный референдум, по мнению суда, содержится внутреннее противоречие, а именно вопрос одновременно содержит указание на разовость и периодичность платежей («ежегодного разового сбора»).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение местного референдума также противоречит ч.7 ст.12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67- ФЗ.
В соответствии с ч.6 ст.73 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение, принятое на местном референдуме может быть признано недействительным (недействующим) в судебном порядке.
Как указано в ч.7 ст.73 указанного Федерального закона, отмена судом решения, принятого на местном референдуме может быть произведена в связи с несоответствием решения, принятого на местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, а также закону субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, а решение местного референдума признанию противоречащим закону и недействующим.
Доводы представителей административных ответчиков, заинтересованного лица, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, в суде о том, что на момент подачи административного искового заявления сроки действия обжалуемого решения истекли, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не основаны на положениях действующего законодательства.
В соответствии со ст.240 Кодекса административного судопроизводства РФ, после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
Из материалов дела усматривается, что Решением Территориальной избирательной комиссии Шенталинского района Самарской области от № от ДД.ММ.ГГГГ местный референдум признан состоявшимся и действительным, вопрос местного референдума принятым.
Данное решение Территориальной избирательной комиссии Шенталинского района Самарской области опубликовано в газете «Шенталинские вести» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурор Шенталинского района Самарской области обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 15.09.2017г., то есть до истечения, предусмотренного ст.240 КАС РФ, трехмесячного срока со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. При таких обстоятельствах доводы административных ответчиком о попуске срока обращения с исковым заявлением не могут быть приняты во внимание.
Иные доводы административных ответчиков и заинтересованного лица, изложенные в возражении на административное исковое заявление, также не могут быть приняты во внимание, по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Шенталинского района Самарской области удовлетворить.
Признать решение Собрания представителей сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении референдума на территории сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области» - незаконным.
Отменить решение Территориальной избирательной комиссии Шенталинского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении результатов голосования на местном референдуме сельского поселения Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области по вопросу самообложения граждан».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Исаклинский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 17 ноября 2017г.
Председательствующий О.Н. Богатырёв