ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-49/17 от 27.12.2017 Усть-большерецкого районного суда (Камчатский край)

Дело № 2а-2-49/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Валеева М.Р.,

при секретаре Ланских Г.И.,

с участием представителя административного истца Хорошайло В.Г.,

представителя административного ответчика – заместителя прокурора Соболевского района Камчатского края Абламонова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Соболевского муниципального района Камчатского края к прокуратуре Соболевского района Камчатского края о признании незаконным и необоснованным представления прокурора от 29 сентября 2017 года № 57ж-2017 об устранении нарушений федерального законодательства о недропользовании,

установил:

администрация Соболевского муниципального района Камчатского края (далее - администрация района), в лице заместителя главы администрации района Колмакова А.В., действующего на основании распоряжения о временном исполнении полномочий главы Соболевского муниципального района, обратилась в суд с административным иском к прокуратуре Соболевского района Камчатского края, в котором просила признать незаконным и необоснованным представление прокурора Соболевского района Камчатского края от 29 сентября 2017 года N 57ж-2017 об устранении нарушений федерального законодательства о недропользовании. В обоснование требований указала, что прокуратурой Соболевского района проведена проверка по обращению руководителя Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю о нарушении администрацией района требований федерального законодательства о недропользовании. Ссылаясь на нарушения норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», приказа Генпрокуратуры от 31 августа 2008 года № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» указывает, что Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю в отношении администрации района, в том числе ООО «Камчаттеплострой», проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о недропользовании. Однако администрация района не располагает сведениями о том, какая проведена проверка – плановая или внеплановая. Копия распоряжения или приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю о проведении проверки в администрацию района не направлялось, акт по результатам проверки также не поступал, сведений о поступлении акта проверки в ООО «Камчаттеплострой» также не имеется. Во внесенном представлении прокурора Соболевского района отсутствуют сведения по какой причине Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю самостоятельно не окончило проверку и не внесло предписание или иную меру воздействия в адрес администрации района. Также прокуратурой не указанно по какой причине прокуратурой района подменяются контролирующие (надзорные) полномочия Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю.

Кроме того, в представлении прокуратура Соболевского района делает вывод о том, что земельные участки с кадастровыми номерами и предоставлены ООО «Камчаттеплострой» для ведения работ, связанных с пользованием недрами в отсутствие у данного юридического лица лицензии на пользование недрами и (или) горного отвода, а также утвержденной проектной документации для проведения работ, вследствие чего якобы нарушены требования федерального законодательства о недропользовании, а со стороны должностных лиц администрации района имеет место быть факт ненадлежащего исполнения возложенных на должностных лиц обязанностей и отсутствия должного контроля в данной сфере деятельности. При этом прокурором в представлении не указано осуществление какого контроля со стороны должностных лиц администрации района не проведено.

Считает выводы прокуратуры, изложенные в оспариваемом представлении незаконными, необоснованными и нарушающими права не только муниципального образования, но и должностных лиц администрации района, осуществляющих деятельность по выделению земельных участков гражданам и юридическим лицам, а также юридического лица - ООО «Камчаттеплострой» на право ведения хозяйственной деятельности.

Отмечает, что на территории Соболевского района расположены земельные участки с кадастровыми номерами и , государственная собственность на которые не разграничена. Постановлениями администрации района от 14 апреля 2016 года № 88 и от 10 января 2017 года № 6 указанные земельные участки предоставлены в аренду ООО «Камчаттеплострой» с целевым назначением – для разработки песчано-гравийных карьеров, о чем между администрацией района и Обществом заключены договоры аренды данных земельных участков, соответственно от 14 апреля 2016 года № 243 и от 10 января 2017 года № 247. Таким образом, ООО «Камчаттеплострой» является арендатором данных земельных участков. Цель использования – разработка песчано-гравийного карьера. При этом администрация района не определяла целевое использование земельных участков. Целевое использование - разработка песчано-гравийного карьера определено распоряжениями Правительства Камчатского края от 23 января 2014 года № 26-РП и от 2 декабря 2013 года № 776-РП, то есть государственным органом субъекта Российской Федерации.

Статьей 19 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее по тексту – Закон РФ «О недрах») установлены права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд, имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод. Согласно п. 6 ч. 2 ст. 3 Закона Камчатского края от 19 сентября 2008 года № 127 «О полномочиях органов государственной власти Камчатского края в сфере недропользования» (далее по тексту – Закон Камчатского края от 19 сентября 2008 года № 127) к полномочиям органов государственной власти Камчатского края в сфере регулирования отношений недропользования относится установление порядка использования без применения взрывных работ собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков в границах данных земельных участков для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров. Во исполнение указанных положений приведенных нормативных правовых актов Постановлением Правительства Камчатского края от 30 июля 2013 года № 326-П утвержден Порядок использования без применения взрывных работ собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков в границах земельных участков для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров на территории Камчатского края (далее по тексту – Порядок). В соответствии с п. 1.5 Порядка, землевладельцам не требуется получение разрешения или оформление лицензии на пользование участком недр в границах земельного участка для использования общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров.

В представлении прокурора Соболевского района отсутствуют сведения о том, проводилась ли проверка ООО «Камчаттеплострой» по факту незаконной добычи песчано-гравийной смеси (далее по тексту – ПГС) на арендованных Обществом земельных участках, и о выявлении нарушений законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования. Отсутствуют в представлении сведения об обнаружении на указанных земельных участках карьеров, о проведении осмотров территорий. Не установлено, что ООО «Камчаттеплострой» осуществляло работы по добыче ПГС на земельных участках и их вывозу (либо велись ли взрывные работы). При этом администрация района не располагает сведениями о составлении по итогам проверки актов проверки выявленных нарушений.

Прокуратурой Соболевского района не представлено сведений, что ООО «Камчаттеплострой» осуществляло какие-либо работы в нарушение требований ст. 19 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», п. 6 ч. 2 ст. 3 Закона Камчатского края от 19 сентября 2008 года № 127 «О полномочиях органов государственной власти Камчатского края в сфере недропользования», а также Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 30 июля 2013 года № 326-П.

Полагает, что законных оснований у администрации района требовать от ООО «Камчаттеплострой» представления лицензий на недропользование не имелось и не имеется.

Кроме того, в представлении прокуратуры не содержится указание на какие-либо меры, которые должна предпринять администрация района к устранению нарушений; перечень мероприятий, которые должна выполнить администрация района для устранения предполагаемых нарушений федерального законодательства о недропользовании. В связи с этим полагает, что представление является неисполнимым.

С учетом изложенного, считает, что вывод должностного лица прокуратуры о нарушении истцом действующего законодательства в сфере недропользования является незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца Хорошайло В.Г., действующий на основании доверенности, поддержал требования административного искового заявления, а также, поддержав письменные дополнения к иску от 30 ноября 2017 года (л.д.175-182) дополнительно пояснил, что каких-либо рейдовых мероприятий, начиная с 26 июня 2017 года, Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю в отношении ООО «Камчаттеплострой» не планировалось, о чем свидетельствует информация, размещенная на официальном сайте учреждения. Прокуратурой Соболевского района грубо нарушен порядок проведения проверки. Согласно надзорному производству Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю в период с 6 июля 2017 года по 7 июля 2017 года обнаружен карьер в 3,5 км от с. Соболево по добыче общераспространенных полезных ископаемых. Данные проверочные мероприятия проводились с участием прокурора Гаркуши В.В. Следовательно, проверка прокуратуры началась не с 31 августа 2017 года, а не позднее чем с 6 июля 2017 года. На каком основании принимал участие в рейдовых мероприятиях Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю прокурор Гаркуша В.В. не известно. При этом в адрес администрации района не поступало решение прокурора о проведении проверки, а также решение о расширении предмета проверки и о продлении проверки.

Кроме того, отметил, что при присвоении кадастровых номеров используется система координат МСК-42, которая не совпадает с координатами GPS. Однако в ходе рейдового мероприятия Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю использовала приборы GPS. В связи с этим невозможно установить, тот ли земельный участок осматривала прокуратура и Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю, и является ли осмотренное место земельным участком . Также в материалах надзорного производства отсутствуют какие-либо документы о поверке приборов, при помощи которых определялись координаты осмотренного земельного участка. Не представлено прокуратурой Соболевского района сведений о том, что ООО «Камчаттеплострой» осуществляло какие-либо работы по добыче ПГС, либо проводило такие работы на земельных участках и с нарушением требований ст. 19 Закона РФ «О недрах». При этом должностным лицом Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю 10 августа 2017 года вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Камчаттеплострой», в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Также в представлении прокурора не указано, что договоры аренды указанных земельных участков являются незаконными. Более того, прокуратуре Соболевского района при проведении проверки было известно, что у ООО «Камчаттеплострой» имеется лицензия от 28 июня 2017 года на пользование недрами, действие которой распространяется, в том числе, на земельный участок , однако оценка этому в представлении не дана. Считает, что земельные участки были выделены ООО «Камчаттеплострой» на общих основаниях, в соответствии с действующим законодательством.

Представитель административного ответчика – заместитель прокурора Соболевского района Абламонов Е.В. заявленные требования не признал в полном объеме. Поддержал письменные возражения прокурора Соболевского района от 13 ноября 2017 года (л.д. 151-153), судебном заседании пояснил, что поставленные в административном иске вопросы не имеют отношение к внесенному представлению, поскольку выявленные прокуратурой нарушения федерального законодательства о недропользовании, связаны с предоставлением администрацией района в аренду земельных участков с кадастровыми номерами и ООО «Камчаттеплострой», а не с их использованием. В случае выделения земельных участков на общих основаниях должны проводиться аукционы, которых в данном случае не было. В соответствии с п. 20.2 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае его предоставления для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю. Отметил, что ст. 19 Закона РФ «О недрах» распространяется на арендаторов земельных участков, которым данные земельные участки предоставлены на законном основании в аренду для целей, не связанных с непосредственной добычей полезных ископаемых. В рассматриваемом случае указанные земельные участки были предоставлены в аренду ООО «Камчаттеплострой» непосредственно для разработки песчано-гравийного карьера, то есть для ведения работ, связанных с недропользованием. В ходе прокурорской проверки не выяснялись вопросы о том, добывало ли или не добывало ООО «Камчаттеплострой» с указанных земельных участков ПГС. Также не выяснялись вопросы о том, производилась ли добыча ПГС в связи с осуществлением Обществом предпринимательской деятельности или с целью их использования для собственных нужд, поскольку эти вопросы не относились к предмету проверки. В соответствии со ст. 25.1 Закона РФ «О недрах», земельные участки предоставляются пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ. В отсутствие указанных документов, земельные участки с кадастровыми номерами и предоставлены в аренду ООО «Камчаттеплострой» для разработки песчано-гравийных карьеров неправомерно, что и послужило основанием для внесения прокурором района представления с требованием устранить нарушения федерального законодательства. Имеющаяся у ООО «Камчаттеплострой» лицензия на пользование недрами получена 28 июня 2017 года, а в данном случае рассматривался вопрос о законности предоставления указанных земельных участков в отсутствии лицензии на момент заключения договоров аренды земельных участков. Отсутствие в оспариваемом представлении указаний на то, каким образом необходимо устранять выявленные нарушения законодательства, не свидетельствует о незаконности представления, поскольку прокуратура не должна разъяснять данные вопросы, при этом в ходе рассмотрения данного представления представителю прокуратуры не дали возможность высказаться, в том числе по вопросу устранения выявленных нарушений. При этом истцом в иске указаны способы устранения выявленных нарушений законодательства. Кроме того, прокурорская проверка начата после поступления в прокуратуру обращения руководителя Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю по факту нарушения администрацией района требований законодательства о недропользовании. Обстоятельства участия прокурора Соболевского района при проведении Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю рейдовых мероприятий в Соболевском районе, не подлежат выяснению в судебном заседании, поскольку данный вопрос не имеет отношения к рассматриваемому делу. Решение о проведении прокурорской проверки от 31 августа 2017 года в администрацию района не направлялось, однако это не является основанием для признания прокурорской проверки незаконной.

Заинтересованные лица Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю, ООО «Камчаттеплострой» надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени судебного заседания в суд не прибыли, своих представителей в суд не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

В представленном суду отзыве руководитель Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю указал, что в период с 6 по 7 июля 2017 года Управлением проведены рейдовые мероприятия в границах Соболевского муниципального района с целью мониторинга экологической ситуации, а также выявления и предотвращения несанкционированной добычи полезных ископаемых. В отношении администрации Соболевского муниципального района Управлением проверка не проводилась, в связи с чем доводы истца в этой части являются необоснованными. При этом в рамках производства по делам об административных правонарушениях от юридических лиц, в отношении которых велось производство по делу, поступили договоры на аренду земельных участков для разработки песчано-гравийных карьеров, предоставленных постановлениями администрации Соболевского района от 14 апреля 2016 года № 88 и от 10 января 2017 года № 6. При этом администрация Соболевского района не обладает правом предоставления в пользование участков недр местного значения. Поскольку Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю не обладает правом проведения проверки в отношении администрации района, информация направлена для принятия мер прокурорского реагирования в части недопущения заключения договоров аренды земельного участка для добычи общераспространенных полезных ископаемых в отсутствие лицензии на пользование недрами и горного отвода. Считает, что положения ст. 19 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» не подлежит применению в данной ситуации, поскольку использование недр в рассматриваемом случае осуществлялось для ремонта, строительства автодороги и получения денежного вознаграждения.

В представленном суду отзыве генеральный директор ООО «Камчаттеплострой» просил административное исковое заявление удовлетворить. При этом указал, что Общество является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами и . Работы по добыче ПГС с указанных земельных участков ООО «Камчаттеплострой» не осуществляло. ООО «Камчаттеплострой» не осуществляло какие-либо работы в нарушение требований ст. 19 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», Закона Камчатского края от 19 сентября 2008 года № 127 «О полномочиях органов государственной власти Камчатского края в сфере недропользования», а также Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 30 июля 2013 года № 326-П. При таких обстоятельствах считает, что законных оснований у администрации района требовать предоставления лицензий у ООО «Камчаттеплострой» не имелось и не имеется. Общество не привлекалось к административной ответственности за нарушения законодательства о недропользовании, производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Полагает, что прокуратура, внося представление, необоснованно ограничивает право ООО «Камчаттеплострой» на ведение хозяйственной деятельности.

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.

Выслушав стороны, исследовав возражения заинтересованных лиц, материалы дела, а также материалы надзорного производства №57ж-2017, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре РФ») прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В судебном заседании установлено, что на основании поступившего в прокуратуру Соболевского района Камчатского края 31 августа 2017 года обращения руководителя Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю, прокуратурой Соболевского района проведена проверка соблюдения администрацией Соболевского муниципального района требований законодательства в сфере недропользования, по результатам которой установлен факт предоставления администрацией района земельных участков с кадастровыми номерами 41:07:0010106:827 и 41:07:0010106:826 в аренду ООО «Камчаттеплострой» для работ, связанных с пользованием недрами, в отсутствие у Общества лицензии на пользование недрами, оформленного геологического отвода и (или) горного отвода, а также проектной документации для ведения указанных работ, что является нарушением статей 11, 23.2, 25.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее – Закона РФ «О недрах»).

В связи с этим, по результатам проверки соблюдения администрацией района требований законодательства в сфере недропользования, 29 сентября 2017 года прокурором Соболевского района внесено представление №57ж-20107 главе администрации Соболевского муниципального района об устранении нарушений законодательства в сфере недропользования, в котором прокурор требует: безотлагательно рассмотреть представление с участием сотрудника прокуратуры района и принять меры по устранению и недопущению выявленных нарушений. Рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, к дисциплинарной ответственности. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в месячный срок со дня его внесения.

Проверяя законность и обоснованность указанного представления прокурора, учитывая доказательства, представленные сторонами, которые имеются в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Согласно ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В силу ст. 25.1 Закона РФ «О недрах» земельные участки, находящиеся в государственной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским и земельным законодательством и настоящим Законом.

Земельные участки, находящиеся в государственной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Земельный участок, находящийся в государственной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

Исходя из положений ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Согласно ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 3 Закона Камчатского края от 19 сентября 2008 года № 127 к полномочиям органов государственной власти Камчатского края в сфере регулирования отношений недропользования относится установление порядка использования без применения взрывных работ собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков в границах данных земельных участков для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе.

В целях реализации полномочий в сфере регулирования отношений недропользования, Постановлением Правительства Камчатского края от 30 июля 2013 года № 326-П утвержден Порядок использования без применения взрывных работ собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков в границах земельных участков для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров на территории Камчатского края.

Согласно п. 1.2 Порядка, его действие распространяется на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков на территории Камчатского края (далее - землевладельцы), использующих без применения взрывных работ для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся в границах земельных участков и не числящиеся на государственном балансе.

В силу п. 1.5 Порядка, землевладельцам не требуется получение разрешения или оформление лицензии на пользование участком недр в границах земельного участка для использования общераспространенных полезных ископаемых.

Совместным распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительства Камчатского края от 9 ноября 2009 года № 67-р/452-РП утвержден перечень общераспространенных полезных ископаемых по Камчатскому краю, в который включены песчано-гравийные смеси.

Из представления прокурора следует и установлено в судебном заседании, что прокуратурой Соболевского района проведена проверка соблюдения администрацией района требований законодательства в сфере недропользования, в ходе которой установлено, что на территории Соболевского муниципального района расположены земельные участки с кадастровыми номерами 41:07:0010106:826 и 41:07:0010106:827 государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлениями администрации района от 14 апреля 2016 года № 88 и от 10 января 2017 года № 6 указанные земельные участки предоставлены в аренду ООО «Камчаттеплострой» для разработки песчано-гравийных карьеров (т. 1 л.д. 75, 76).

В соответствии с данными постановлениями между администрацией района и ООО «Камчаттеплострой» заключены договоры аренды указанных земельных участков от 14 апреля 2016 года № 243 и от 10 января 2017 года № 247 (т. 1 л.д. 97-102, 166-170).

Земельные участки с кадастровыми номерами и предоставлены администрацией района в отсутствие у ООО «Камчаттеплострой» лицензии на пользование недрами, оформленного геологического отвода и (или) горного отвода, а также утвержденной проектной документации для проведения указанных работ.

В административном исковом заявлении, а также в ходе рассмотрения дела административным истцом не оспаривался тот факт, что на момент заключения договоров аренды вышеуказанных земельных участков у ООО «Камчаттеплострой» отсутствовала лицензия на пользование недрами, оформленного геологического отвода и (или) горного отвода, а также утвержденной проектной документации для проведения работ, в связи с чем суд считает данный факт установленным.

Между тем, неоспоримых доказательств, свидетельствующих о нарушении администрацией района норм Закона РФ «О недрах», в оспариваемом представлении не усматривается.

В обоснование законности оспариваемого представления представителем административного ответчика представлены материалы надзорного производства, в котором имеется Акт № 3453/17-04 натурного обследования по факту рейдовых оперативно-профилактических мероприятий от 7 июля 2017 года, составленный должностными лицами Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю. Согласно данному Акту, 6 июля 2017 года, в 3,5 км от с. Соболево обнаружен карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также на обнаруженной площадке зафиксирован подготовленный к работе экскаватор Е215В без регистрационного номера, с логотипом ООО «Камчаттеплострой».

Вместе с тем, среди иных материалов надзорного производства отсутствуют документы о привлечении ООО «Камчаттеплострой» к административной ответственности за нарушения законодательства о недропользовании.

Согласно исследованной в судебном заседании копии постановления должностного лица Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю от 10 августа 2017 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Камчаттеплострой» прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Из мотивировочной части постановления видно, что 6 июля 2017 года в 3,5 км от с. Соболево обнаружен карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также на площадке зафиксирован экскаватор Е215В, без регистрационного номера, с логотипом ООО «Камчаттеплострой». Данный земельный участок имеет кадастровый . При рассмотрении дела должностным лицом установлено, что указанный экскаватор ООО «Камчаттеплострой» передало по договору аренды транспортных средств индивидуальному предпринимателю Пойченко Д.В. на срок до 31 декабря 2017 года.

В материалах надзорного производства отсутствуют документы, свидетельствующие об отчуждении или переходе общераспространенных полезных ископаемых, имеющиеся в границах земельного участка от ООО «Камчаттеплострой» к индивидуальному предпринимателю Пойченко Д.В.

Таким образом, из материалов административного дела и надзорного производства № 57ж-2017, а также пояснений представителя административного ответчика следует, что прокуратурой Соболевского района в ходе проведения проверки соблюдения администрацией района федерального законодательства о недропользовании при предоставлении земельных участков в аренду ООО «Камчаттеплострой», не выяснялись следующие обстоятельства: осуществляло ли названое Общество работы по добыче ПГС с земельных участков с кадастровыми номерами и ; в случае установления факта добычи полезных ископаемых, применялись ли Обществом взрывные работы; привлекалось ли Общество к административной ответственности за нарушения законодательства о недропользовании. Также, в ходе проверки не выяснялся вопрос о том, с какой целью ООО «Камчаттеплострой» планировало разработку песчано-гравийных карьеров (добычу ПГС), либо в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, либо с целью использования добытых общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.

Не выяснение прокуратурой Соболевского района данных обстоятельств, по мнению суда, препятствовало внесению в адрес главы администрации Соболевского муниципального района оспариваемого представления, поскольку на момент окончания проверки у надзорного органа отсутствовали какие-либо доказательства о нарушении ООО «Камчаттеплострой» требований законодательства о недропользовании, а также сведения о том, что разработка песчано-гравийных карьеров на земельных участках с кадастровыми номерами и осуществлялась в коммерческих целях.

При изложенных обстоятельствах, суд считает требования административного истца о признании незаконным и необоснованным представления прокурора Соболевского района от 29 сентября 2017 года, обоснованными.

Довод представителя административного ответчика о том, что предметом проверки являлось выявление нарушений законодательства о недропользовании, допущенных администрацией района при предоставлении земельных участков, а не при их использовании, в связи с чем поставленные в административном иске вопросы не имеют отношение к внесенному преставлению, является необоснованным, поскольку, в соответствии с нормами приведенного выше законодательства РФ и нормативных правовых актов Камчатского края, разработка арендатором песчано-гравийных карьеров с целью использования ПГС для собственных нужд, при соблюдении ограничений, предусмотренных ст. 19 Закона РФ «О недрах», допустима в отсутствие лицензии на пользование участком недр. В связи с чем вопрос о том, каким образом использовались указанные земельные участки подлежал выяснению в ходе проведения прокуратурой проверки.

Ссылка представителя административного ответчика на то, что земельные участки были предоставлены ООО «Камчаттеплострой» без проведения торгов и данное обстоятельство, согласно п. 20.2 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, свидетельствует о предоставлении земельных участков непосредственно для недропользования, не подтверждает и не опровергает тот факт, что добыча полезных ископаемых в таком случае должна осуществляться только в рамках предпринимательской деятельности, либо добытые полезные ископаемые подлежат использованию только для собственных нужд, поскольку и в первом и во втором случае, ведутся работы по пользованию недрами.

Доводы заинтересованного лица – Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю о том, что использование недр осуществлялось для ремонта, строительства автодороги и получения денежного вознаграждения, являются необоснованными, поскольку доказательств этому не представлено, материалы надзорного производства таких сведений не содержат. При этом представленная в дополнение к письменному отзыву копия договора от 18 мая 2017 года, заключенного между ООО «Витязь-Авто» и ООО «Камчаттеплострой» на поставку последним щебня, не свидетельствует о том, что ООО «Камчаттеплострой» поставляло щебень с земельных участков с кадастровыми номерами и , при этом в представленных материалах отсутствуют документы, подтверждающие исполнение данного договора. Кроме того, при внесении оспариваемого представления данный документ прокурором не исследовался и во внимание не принимался, поскольку в материалах надзорного производства он отсутствует.

Между тем, суд отклоняет доводы административного истца о нарушении порядка проведения проверки в отношении администрации района Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю и прокуратурой Соболевского района Камчатского края, поскольку Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю проверку в отношении администрации района не проводило, а осуществляло рейдовые мероприятия в границах Соболевского района, в соответствии с приказом Управления от 31 мая 2017 года № 204-пр.

Что же касается проверки, проведенной в отношении администрации района прокуратурой Соболевского района, то в данном случае, невручение представителю администрации района решения о проведении проверки не является нарушением, которое могло бы повлечь недействительность проведенной проверки, поскольку, как следует из материалов дела, 31 августа 2017 года и 11 сентября 2017 года прокурором в адрес администрации района направлялись требования о представлении сведений и документов, в которых было указано о том, что прокуратурой района проводится соответствующая проверка, а также основания, цель и предмет ее проведения (т. 1 л.д. 231-232, л.д. 236-237). Таким образом, администрация района была извещена о проведении проверки, в связи с чем права юридического лица в данном случае прокуратурой не нарушены.

На основании изложенного, учитывая, что в силу положений Федерального закона «О прокуратуре РФ» представление прокурора является актом прокурорского реагирования, имеющим целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий, при этом судом, в ходе судебного заседания не установлено нарушений со стороны администрации Соболевского муниципального района законодательства в сфере недропользования, административное исковое заявление администрации Соболевского муниципального района Камчатского края о признании незаконным представления прокурора Соболевского района Камчатского края от 29 сентября 2017 года № 57ж-2017, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ суд,

решил:

административный иск администрации Соболевского муниципального района Камчатского края к прокуратуре Соболевского района Камчатского края о признании незаконным и необоснованным представления прокурора от 29 сентября 2017 года № 57ж-2017 об устранении нарушений федерального законодательства о недропользовании – удовлетворить.

Признать незаконным и необоснованным представление прокурора Соболевского района Камчатского края от 29 сентября 2017 года № 57ж-2017 об устранении нарушений федерального законодательства о недропользовании.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.Р. Валеев