ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-49/2022 от 13.05.2022 Людиновского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-2-49/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Людиновский районный суд Калужской области постоянное судебное присутствие в городе Жиздра Жиздринского района Калужской области

в составе председательствующего судьи Тарасовой Л.В.,

с участием представителя административного истца – представителя Министерства труда и социальной защиты Калужской области Лапшина И.Н.,

представителя административного ответчика – представителя администрации городского поселения (ГП) «Город Жиздра» Жиздринского района Калужской области Карпова Р.А.,

представителя заинтересованного лица Авериной В.И. – по доверенности Тарасовой М.В.,

при секретаре Ерохиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Жиздра

13 мая 2022 года

административное дело по административному исковому заявлению Министерства труда и социальной защиты Калужской области к администрации городского поселения «Город Жиздра» Жиздринского района Калужской области о признании незаконным и подлежащим отмене постановления администрации ГП «Город Жиздра» от ДД.ММ.ГГГГ. , и об обязании снять Аверину В.И. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Министерство труда и социальной защиты Калужской области (Министерство) обратилось в суд с данным исковым заявлением к ответчику Авериной В.И., указав в обоснование, что она относится к категории граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение. В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1) для данной категории граждан установлены меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Указанная мера социальной поддержки предоставляется в порядке, установленном Правительством РФ в виде социальной выплаты для приобретения жилого помещения, что подтверждается государственным жилищным сертификатом (ГЖС). Для получения ГЖС граждане должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. В федеральном законодательстве отсутствует отдельный порядок постановки категории граждан, указанных в пункте «е» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (в том числе и категории граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение), на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка указанных граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ. Постановлением главы администрации ГП «Город Жиздра» от ДД.ММ.ГГГГ Аверина В.И. постановлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ч. 3 ст. 49 и ст. 52 ЖК РФ, но при этом она не была признана малоимущей, и имеет в собственности трехкомнатную квартиру по адресу: , кВ. 1, общей площадью 93,8 кв.м., превышающей размер уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, что противоречит указанным статьям ЖК РФ.

Предоставленное же ДД.ММ.ГГГГ Авериной В.И. обязательство об освобождении ею жилого помещения и передаче его в муниципальную собственность не может являться основанием для постановки Авериной В.И. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

В связи с данными обстоятельствами истец просит признать незаконным и подлежащим отмене постановление администрации ГП «Город Жиздра» от ДД.ММ.ГГГГ. , и обязать администрацию ГП «Город Жиздра» снять Аверину В.И. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В ходе судебного разбирательства суд установил, что настоящее гражданское дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, и в соответствии с ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ протокольным определением перешел к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.

В судебном заседании представитель административного истца – представитель Министерства труда и социальной защиты Калужской области Лапшин И.Н. заявление поддержал по доводам, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика – представитель администрации ГП «Город Жиздра» Жиздринского района Калужской области Карпов Р.А. в судебном заседании пояснил, что он с иском не согласен, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. Аверина В.И. в 2014 году добровольно выехала из зоны проживания с правом на отселение, о чем имеет соответствующее удостоверение. В соответствии со ст. 17 Закона о ЧАЭС она имеет право на меру социальной поддержки по обеспечению жилой площадью при условии признания её, нуждающейся в улучшении жилищных условий. В администрации ГП «Город Жиздра» Аверина В.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью последующего получения жилищного сертификата. Считает, что для постановки граждан указанной категории на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью последующего обеспечения государственным жилищным сертификатом, не требуется признания таких граждан малоимущими, равно как и наличие у таких граждан в собственности жилого помещения само по себе не является основанием для отказа в признании их нуждающимся в жилом помещении. Данные положения предусмотрены Закон о ЧАЭС, который является специальным законом прямого действия, непосредственно регулирующим весь спектр правоотношений, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Заинтересованное лицо Аверина В.И. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрение дела; данные об уважительности причин неявки в суд не представила.

Представитель заинтересованного лица Авериной В.И. – по доверенности Тарасова М.В. суду пояснила, что она с иском не согласна, считает оспариваемое постановление главы администрации ГП «Город Жиздра» законным, сославшись при этом на доводы представителя администрации ГП «Город Жиздра» Жиздринского района Калужской области Карпова Р.А., которые она считает обоснованными.

В силу ст.150 HYPERLINK "http://sudact.ru/law/kas-rf/razdel-iii/glava-14/statia-152/" \o "КАС РФ > Раздел III. Общие правила производства в суде первой инстанции > Глава 14. Судебное разбирательство > Статья 152. Отложение судебного разбирательства административного дела" \t "_blank" КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников дела.

Исследовав письменные доказательства, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Так, согласно ст. 49. Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1).

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 51. Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (пункт 7 статьи 17 Закона).

Таким образом, указанная мера социальной поддержки предоставляется гражданам, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Из материалов гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Калужской области ФИО6 (в настоящее время Авериной) выдано удостоверение как проживающей в зоне с правом на отселение в селе Ловать Хвастовичского района Калужской области.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года №1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» село Ловать Хвастовичского района Калужской области относилось к зоне проживания с правом на отселение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года №1074 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» село Ловать Хвастовичского района Калужской области отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В ДД.ММ.ГГГГ Аверина В.И. добровольно выехала из зоны проживания с правом на отселение – из с. Ловать Хвастовичского района Калужской области на новое место жительства, в связи с чем Министерством по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области ей было выдано удостоверение как выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение, где указано, что в указанном населенном пункте она проживала с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ

Аверина В.И. относится к категории граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение, меры социальной поддержки которым предусмотрены статьей 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (пункт 7 статьи 17 Закона).

На основании Постановления главы администрации ГП «Город Жиздра» от ДД.ММ.ГГГГ Аверина В.И. была принята на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а позднее включена в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2016 год, состоящих на жилищном учёте и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2016 году.

Постановлением главы администрации ГП «Город Жиздра» от ДД.ММ.ГГГГ Аверина В.И. была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.

После возвращения в город Жиздру Калужской области по заявлению Авериной В.И. постановлением главы администрации ГП «Город Жиздра» от ДД.ММ.ГГГГ. она вновь была принята на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ Авериной В.И. дано обязательство в двухмесячный срок с даты приобретения ей жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата, освободить и сдать в установленном законом порядке в муниципальную собственность, находящееся в ее собственности жилое помещения по адресу: .

Аверина В.И. была включена в сводный список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов в 2020 году в рамках реализации государственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории граждан – «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненные к ним лица».

Приказом Министерства труда и социальной защиты Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ-П Авериной В.И. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата. Основанием для отказа послужили те обстоятельства, что по результатам проверки её учетного дела было установлено наличие у Авериной В.И. в собственности жилого помещения, площадью 93,8 кв. м., расположенного по адресу: .

Указанные выше обстоятельства были установлены апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. по рассмотрению апелляционной жалобы на решение Калужского районного суда от ДД.ММ.ГГГГг. по иску Авериной В.И. к министерству труда и социальной защиты населения Калужской области, администрации ГП «Город Жиздра» Калужской области о возложении обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата.

Решением Калужского районного суда от ДД.ММ.ГГГГг. Авериной В.И. в предоставлении государственного жилищного сертификата было отказано.

Апелляционным определением указанное решение было отменено и принято новое решение об обязании министерства труда и социальной защиты населения Калужской области выдать Авериной В.И. государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Калужский областной суд в своем апелляционном определении, отменяя решение суда первой инстанции, не согласился с выводом суда о том, что, несмотря на то, что Авериной В.И. подписано обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в ее собственности жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность, она не соответствует критерию нуждаемости в жилом помещении, указанному в п. «е» пункта 5 Правил, поскольку имеет в собственности квартиру, площадью 93,8 кв. м., и указал, что законодательство предусматривает право на получение гражданами, выехавшими добровольно из зоны проживания с правом на отселение и имеющими в собственности жилые помещения, жилья в новом месте жительства путем выделения им денежных средств для приобретения жилого помещения, в связи с чем, наличие у них в собственности жилого помещения само по себе не является основанием для отказа в признании их нуждающимися в жилом помещении с целью последующего обеспечения государственным жилищным сертификатом.

При этом суд апелляционной инстанции сослался:

на Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. , которым утверждена Федеральная целевая программа «Жилище на 2015-2020 годы», устанавливающая, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Жилище на 2015-2020 годы» осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;

на подпункт «е» пункта 5 вышеуказанных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов;

абзац 4 пункта 16 (2) данных Правил, согласно которому право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если- определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым 1 указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

Для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 44 Правил обязан предоставить обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность.

Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. оставлено без изменения, указав при этом, что судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции.

Верховный Суд Российской Федерации определением от ДД.ММ.ГГГГг. представителю Министерства труда и социальной защиты населения Калужской области отказал в передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы на вышеуказанные судебные акты, указав в определении, что соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и их правовым обоснованием.

Таким образом, установлено, что в 2015г. Аверина В.И. выехала из зоны проживания с правом на отселение - из села Ловоть Хвастовического района Калужской области, о чем у нее имеется соответствующее удостоверение. Аверина В.И. имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В селе Ловать у Авериной В.И. в собственности находится квартира, в отношении которой ею дано обязательство в двухмесячный срок с даты приобретения ею жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить эту квартиру и сдать её в установленном законом порядке в муниципальную собственность. Полномочным органом – по месту жительства Авериной В.И. администрацией ГП «Город Жиздра» Жиздринского района Калужской области она с целью последующего обеспечения ГЖС поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, на основании положений Жилищного кодекса РФ и с учетом положений Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. №153.

Указанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными решениями по ранее рассмотренному делу по иску Авериной В.И. к Министерству труда и социальной защиты Калужской области, администрации городского поселения «Город Жиздра» Калужской области о возложении обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата.

Участвующие по данному гражданскому делу лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, являются участниками и настоящего административного дела, а потому в силу положений ч. 2 ст. 64 КАС РФ указанные обстоятельства обязательны для суда и не подлежат оспариванию.

Также, Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Закон о ЧАЭС) является специальным законом прямого действия, непосредственно регулирующим весь спектр правоотношений, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС, поэтому для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях гражданин не должен признаваться малоимущим.

Указанные в ст. 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" лица, ставятся на учет в качестве нуждающегося не как малоимущие, а как вынужденные переселенцы из зоны отселения, пострадавшие и выехавшие в чистую зону в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П, Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 года N 3, ст. 6 Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", п. 11 ч. 1 ст. 13, п. 7 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", п. 3 ст. 49, ст. 51 Жилищного кодекса, приказом "Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Министерством Финансов РФ от 11.04.2006 N 228/271/63н.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.01.2013 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что граждане, подвергшиеся воздействию радиации и добровольно выехавшие на новое место жительства, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий без учета предписания ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, признанным малоимущими.

Таким образом, действующее законодательство, не связывает основания признания граждан, подвергшихся воздействию радиации и добровольно выехавшие на новое место жительства, нуждающимися в жилых помещениях, непосредственно с признанием их малоимущими, и предусматривает постановку на такой учет не только граждан, нуждающихся в жилых помещениях и признанных в установленном порядке малоимущими, но и связывает право на получение жилья указанных граждан лишь с нуждаемостью их в жилье.

Суд не находит в данном случае оснований считать пропущенным срок исковой давности, заявленный представителем ГП «Город Жиздра» Карповым Р.А. Законность признания Авериной В.И. нуждающейся в жилом помещении представителем Министерства труда и социальной защиты населения Калужской области оспаривалось в ходе рассмотрения вышеуказанного гражданского дела. Из пояснений в суде представителя Министерства следует, что ДД.ММ.ГГГГ. Министерство направляло письмо в адрес Главы администрации МР «Жиздринский район» о незаконности признания Авериной В.И. нуждающейся в жилом помещении, и до возбуждения вышеуказанного гражданского дела Министерство не знало о том, что Аверина В.И. не была согласно их письму снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Учитывая изложенное, приведенные нормы права, суд считает, что не имеется оснований для отмены постановления главы администрации ГП «Город Жиздра» от ДД.ММ.ГГГГ. о принятии Авериной В.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и об обязании администрации ГП «Город Жиздра снять Аверину В.И. с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем, в удовлетворении иска Министерству труда и социальной защиты Калужской области следует отказать.

Руководствуясь статьями 175–180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Министерства труда и социальной защиты Калужской области к администрации городского поселения «Город Жиздра» Жиздринского района Калужской области о признании незаконным и подлежащим отмене постановления администрации ГП «Город Жиздра» от ДД.ММ.ГГГГ. , и об обязании снять Аверину В.И. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Людиновский районный суд Калужской области постоянное судебное присутствие в городе Жиздра Жиздринского района Калужской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20 мая 2022 года.

Председательствующий: