ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-540/2021 от 28.07.2021 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

УИД 73RS0024-02-2021-000860-78

Дело № 2а-2-540/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 июля 2021 года г. Новоульяновск, Ульяновская область

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Шапаревой И.А.,

с участием помощника прокурора

Ульяновского района Ульяновской области ФИО1,

при секретаре Черемных И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, Администрации муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, Администрации муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий.

Свои исковые требования мотивировал следующим, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой в деятельности администрации МО «Ульяновский район» выявлены нарушения закона в части уклонения от реализации полномочий по проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования на территории МО «Тетюшское сельское поселение», находящихся в реестре муниципального имущества.

Проверкой установлено, что по автодороге, расположенной по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с.Тетюшское, на всем протяжении ул.Калинина, паспортизация дороги до настоящего времени не проведена.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ульяновский район», выразившееся в непроведении паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: <...>. Обязать администрацию муниципального образования «Ульяновский район» произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Тетюшское, на всем протяжении ул. Калинина.

В судебном заседании участвующий прокурор исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области по доверенности ФИО2 пояснила, что ответчик исковые требования не признает. Возражала против требований о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ульяновский район» по непроведению паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: <...>. Суду пояснила, что, действительно паспортизация автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: <...> не проведена, в связи с отсутствием денежных средств. Просила установить срок для исполнения до 31.12.2022 года, в связи с утверждением бюджета на 2022 год. Также пояснила, что администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области не бездействует, Постановлением администрации №1726 от 21.12.2020 года утверждена Муниципальная программа «Безопасные и качественные дороги МО «Ульяновский район» Ульяновской области на период 2021-2024 года» ведется работа в данном направлении.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав явившиеся стороны, суд полагает следующее.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с пунктами 1, 5, 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно пункту 9 статьи 6 названного Федерального закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с частью 11 статьи 5 того же Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Согласно п. 3 ст. 6.1 Устава муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области к вопросам местного значения, решение которых на территориях сельских поселений осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования «Ульяновский район», относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

П. 10 ст. 6 Закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

Согласно п. 7 ст. 1 Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

Как указано в приказе Минтранса России от 20.05.2009 № 80 «О Едином государственном реестре автомобильных дорог» в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.

Согласно п. п. 4.2.1, 4.2.2, 9.1 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие с 08.09.2016 приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1004-ст. Паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.

Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока её службы и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой в деятельности администрации МО «Ульяновский район» выявлены нарушения закона в части уклонения от реализации полномочий по проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования на территории МО «Тетюшское сельское поселение», находящихся в реестре муниципального имущества.

Проверкой установлено, что по автодороге, расположенной по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с.Тетюшское, на всем протяжении ул.Калинина, паспортизация дороги до настоящего времени не проведена.

Указанные обстоятельства не оспариваются стороной ответчика, а также подтверждаются материалами дела.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области, удовлетворить частично, обязав администрацию муниципального образования «Ульяновский район» произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Тетюшское, на всем протяжении ул. Калинина.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области в части признания бездействия незаконным, суд считает необходимым отказать, поскольку в судебном заседании установлено, что на территории района разработана и утверждена Муниципальная программа «Безопасные и качественные дороги МО «Ульяновский район» Ульяновской области на период 2021-2024 года», в соответствии с которой указанная деятельность ведется.

В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области надлежит отказать как к ненадлежащему ответчику.

Учитывая, что для проведения паспортизации потребуется решение вопроса о дополнительном финансировании из бюджета,

суд считает необходимым установить для исполнения решения суда срок до 31.10.2022 года.

Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район», Администрации муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий, удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Тетюшское, на всем протяжении ул. Калинина, в срок до 31.10.2022 года.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Шапарева И.А.

Мотивированное решение изготовлено 04.08.2021 года.