Административное дело № 2а-2-648/22 УИД 73RS0024-02-2022-000843-48 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г.Новоульяновск Ульяновкая область 12 октября 2022 г. Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Лёшиной И.В. при секретаре Табуниной Ю.А. с участием заместителя прокурора Ульяновского района Ульяновской области Пантелеева П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску кандидата в депутаты Городской Думы муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва Айнетдинова Марата Зинятовича к территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании недействительными протоколов об итогах голосования, отмене результатов голосования, У С Т А Н О В И Л: Кандидат в депутаты Городской Думы муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва Айнетдинов М.З. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области (далее по тексту – ТИК МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области) о признании недействительными протоколов об итогах голосования, отмене результатов голосования. Требования мотивированы тем, что 16.06.2022 г. принято постановление Избирательной комиссии Ульяновской области № 205/1281-6 «О проведении голосования на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области, назначенных на 11.09.2022 г., в течение нескольких дней подряд». Пунктом 1 данного постановления установлено, что голосование на указанных выборах проводятся в течение 9, 10 и 11 сентября 2022 г. 16.06.2022 г. Городской Думой МО «Город Новоульяновск» принято решение № 26 «О назначении выборов депутатов Городской Думы МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва на 11.09.2022 г. Постановлением ТИК МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 25.07.2022 г. № ** он был зарегистрирован в кандидаты в депутаты Городской Думы МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва по пятимандатному избирательному округу № 1. Постановлением ТИК МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 09.09.2022 г. № **- в качестве доверенного лица кандидаты в депутаты Городской Думы МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва по пятимандатному избирательному округу № 1 Айнетдинова М.З. была зарегистрирована Кузина О.В., с оформлением удостоверения установленного образца. Указал, что голосование проводилось 9,10, и 11 сентября 2022 г. 11.09.2022 г. в помещении для голосования избирательной комиссии избирательного участка № 3303, расположенного по адресу: г.Новоульяновск ул.Ульяновская д.5, было принято решение об удалении из помещения для голосования участковой избирательной комиссии доверенного лица кандидата – Кузиной О.В. 09.09.2022 г. Кузина О.В. обнаружила на избирательной участке № 3303 на столах тканевый предмет, длиной до пола, за которым находились посторонние предметы, сумки и бумаги, а также бюллетени для голосования, которые Кузина О.В. потребовала убрать. Однако ее требования членами участковой избирательной комиссии (далее по тексту – УИК) № 3303 были проигнорированы. Кроме того, 11.09.2022 г. на избирательный участок вошли неизвестные лица, в составе не более пяти человек, которые не представились и не предъявили свои удостоверения. Среди указанных лиц Кузина О.В. опознала только председателя ТИК МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области Куприянову О.Е., к которой она обратилась по поводу допущенных нарушений законодательства о выборах, а именно, в связи с размещением на столах помещения для голосования тканевых предметов длиной до пола, который закрывает обзор для наблюдателей и доверенных лиц, просив зафиксировать указанное нарушение. Учитывая, что член ТИК МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области не обнаружила на указанные ей нарушения, Кузина О.В. была вынуждена приподнять вышеуказанные тканевые предметы на столах. Находящиеся посторонние предметы под столами за скрывающими их тканевыми предметами также были зафиксированы при помощи фотосъемки. Несмотря на изложенные обстоятельства, председатель ТИК МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области Куприянова О.Е., не только не приняла жалобу доверенного лица, но и начала собственноручно распускать тканевый предмет на столах, чтобы закрыть обзор наблюдателям и доверенным лицам, чем превысила свои полномочия, установленные п.9 ст.26 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Более того, 11.09.2022 г. Кузина О.В. была удалена из избирательного участка. Полагал, что изложенные выше обстоятельства привели к невозможности выявления действительной воли избирателей, чем нарушили его права, как кандидата в депутаты Городской Думы МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва по пятимандатному избирательному округу № 1. Просил признать недействительными протокол территориальной избирательной комиссии МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области об итогах голосования на территории МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области по пятимандатному избирательному округу № 1; протокол участковой избирательной комиссии МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области об итогах голосования на территории МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области по пятимандатному избирательному округу № 1 избирательного участка № 3303; отменить результаты голосования по пятимандатному избирательному округу № 1 избирательного участка № 3303. Определением суда от 23.09.2022 г. судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Избирательная комиссия Ульяновской области. Представитель административного ответчика – территориальной избирательной комиссии МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области и Избирательной комиссии Ульяновской области Гусев И.В. исковые требования не признал, полагая, что заявленные исковые требования являются необоснованными и не соответствующими действительности. Указывал, что в силу имевшегося у Кузиной О.В. статуса доверенного лица кандидата в депутаты, она была не вправе выдвигать какие-либо требования членам участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3303 в период проведения избирательной кампании с 09.09.2022 г. по 11.09.2022 г. Полагал, что неправомерность поведения доверенного лица Кузиной О.В. подтверждена судебным решением, вступившим в законную силу. Полагал, что отсутствие доверенного лица Кузиной О.В. в момент подсчетов голосов избирателей по окончании проведения выборов на избирательном участке № 3303, ни коим образом не повлекло нарушение прав кандидата в депутаты Айнетдинова М.З., поскольку в силу имевшегося у Кузиной О.В. статуса и в соответствии с действующим законодательством ее присутствие при указанной процедуре не являлось обязательным. Кроме того, при подсчете голосов на указанном избирательном участке находились доверенное лицо и наблюдатель кандидата в депутаты Айнетдинова М.З. – Е. О.В. и С. Е.Г. (соответственно). Обращал внимание на то, что, несмотря на принятое судом решение об удалении доверенного лица Кузиной О.В. из помещения для голосования, данное решение принудительно не исполнялось. Более того, судом решение фактически было принято по окончании процедуры подсчета голосов избирателей на избирательном участке № 3303, что не лишало доверенное лицо Кузину О.В. присутствовать при указанных мероприятиях. Ссылки в административном исковом заявлении о поданной доверенным лицом Кузиной О.В. жалобы на имя председателя ТИК МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области Куприяновой О.Е. считал несоответствующими действительности. Доводы административного истца о нарушении в ходе проведения выборов, выразившиеся в драпировке столов, установленных в помещении для голосования, считал несостоятельными, не основанными на нормах действующего законодательства, которое таковых запретов не содержит. Просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. Выслушав объяснения Гусева И.В., исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.32 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В силу ч.15 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор. Согласно п.1.1 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту – ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав..."), после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования и (или) сводную таблицу. Пунктом 1.2 названной нормы предусмотрено, что суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов, как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения, может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (постановления от 22.04.2013 г. N 8-П, от 15.01.2002 г. N 1-П). Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (п.7 ст.6 КАС РФ). Исходя из этого принципа ч.1 ст.62 КАС РФ установлена, прежде всего, обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом. Судом установлено и следует из материалов административного дела, что 11 сентября 2022 г. состоялись выборы депутатов Городской Думы МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва, проходившие три дня: 09, 10 и 11 сентября 2022 г. Итоги голосования состоявшихся выборов депутатов Городской Думы МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва на избирательном участке № 3303 оформлены протоколом № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по пятимандатному избирательному округу № 1 от 11.09.2022 г. Айнетдинов М.З. являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Городской Думы МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва по пятимандатному избирательному округу № 1 и фактически участвовал в указанных выборах. Постановлением ТИК МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 09.09.2022 г. № **- в качестве доверенного лица кандидаты в депутаты Городской Думы МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва по пятимандатному избирательному округу № 1 Айнетдинова М.З. была зарегистрирована Кузина О.В. Статус доверенного лица кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, список кандидатов, определен ст.43 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав...". Частью названной статьи закона установлено, что доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя. Пунктом 9 ст.30 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав..." установлено, что наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, в том числе составленными в электронном виде, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума; в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов; ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум; з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд; и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях; к) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. Таким образом, предоставленные законом права доверенного лица значительно ограничены по сравнению с правами наблюдателя. Исходя из анализа установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что доверенное лицо Кузина О.В. была не вправе требовать 09.09.2022 г. и 11.09.2022 г. совершения каких-либо действий членами участковой избирательной комиссии на избирательном участке № 3303. О неправомерности действий доверенного лица Кузиной О.В. свидетельствует решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11.09.2022 г., вступившее в законную силу 16.09.2022 г., в соответствии с которым судом постановлено об удалении доверенного лица Кузиной О.В. из помещения для голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3303, расположенного по адресу: г.Новоульяновск ул.Ульяновская д.5, в порядке, предусмотренном ч.5 ст.239 КАС РФ, немедленно. На основании ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. Несмотря на принятие судом решения от 11.09.2022 г. о его немедленном исполнении доверенного лица Кузиной О.В. из помещения для голосования, сведения о принудительном исполнении судебного акта отсутствуют. Более того, из протокола судебного заседания по административному делу № 2а-2-617/22 по иску территориальной избирательной комиссии муниципального образования «г. Новоульяновск» к доверенному лицу кандидата в депутаты Городской Думы муниципального образования « г Новоульяновск» шестого созыва Айнетдинова Марата Зинятовича - Кузиной Оксане Валерьевне об удалении из помещения для голосования следует, что судебное разбирательство, закончившееся вынесением решением суда, осуществлялось в период с 17 час. 30 мин. до 21 час. 20 мин. Статьей 67 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав..." предусмотрено, что участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума (пункт 1). В состав пятимандатного избирательного округа № 1 входят следующие участковые избирательные комиссии: №№ 3301, 3302 и 3303. Из материалов настоящего административного дела усматривается, что протокол УИК об итогах голосования по пятимандатному избирательному округу № 1 избирательного участка № 3303, расположенного по адресу: Ульяновская область г.Новоульяновск ул.Ульяновская д.5, был подписан всеми членами УИК 11.09.2022 г. в 20 час. 56 мин. Таким образом, решение суда об удалении доверенного лица Кузиной О.В. из помещения для голосования было принято по окончании работы УИК на избирательном участке № 3303. Совокупность приведенных выше обстоятельств свидетельствует о том, что 11.09.2022 г. доверенное лицо Кузина О.В., несмотря на принятое судом решение о ее удалении из помещения для голосования, фактически до окончания работы УИК на избирательном участке № 3303, имела реальную возможность присутствовать в указанном помещении. Суд также принимает во внимание наличие документальных доказательств то том, что при подведении УИК № 3303 итогов голосования на выборах депутатов Городской Думы МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва по пятимандатному округу № 1 присутствовали назначенные кандидатом Айнетдиновым М.З. доверенное лицо Е. О.В. и наблюдатель С. И.Г. После оформления сводной таблицы членами ТИК МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области был подписан протокол о результатах выборов депутатов Городской Думы МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва по пятимандатному округу № 1. Все строки протоколов заполнены членами УИК в той последовательности, которая предусмотрена ч.2 ст.67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав…". Содержание протоколов об итогах голосования на соблюдение контрольных соотношений выполняется. Представленные суду протоколы об итогах голосования соответствуют требованиям ст.67 указанного Федерального закона, не содержат неточностей и неясностей. На основании постановления ТИК МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 12.09.2022 г. № 50/236 выборы депутатов Городской Думы МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва по пятимандатному округу № 1 признаны состоявшимися, а результаты выборов действительными. Требования к помещению для голосования предусмотрены ст.61 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав...". Согласно п.11 комментируемой статьи помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. Какие-либо действующие нормативные акты о выборах, запрещающие использование тканевой драпировки для декорирования столов в помещении для голосования, отсутствуют. Вопреки требованиям ч.1 ст.62 КАС РФ административным истцом суду также не представлено каких-либо доказательств подачи доверенным лицом Кузиной О.В. жалобы на имя председателя ТИК МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области Куприяновой О.Е. в период с 09.09.2022 г. по 11.09.2022 г. включительно. Исходя из изложенных обстоятельств суд, приходит к выводу о несостоятельности заявленных Айнетдиновым М.З. исковых требований, поскольку нарушений избирательного законодательства, которые не позволили бы выявить волю избирателей и привели к искажению результатов голосования, не допущено, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания итогов голосования незаконными. На основании изложенного суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных Айнетдиновым М.З. исковых требований в полном объеме. Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований кандидата в депутаты Городской Думы муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области шестого созыва Айнетдинова Марата Зинятовича к территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании недействительными протоколов об итогах голосования, отмене результатов голосования отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы и (или) апелляционного представления в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья И.В.Лёшина Мотивированное решение изготовлено 19.10.2022 г. |