ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-69/2022 от 03.03.2022 Мелекесского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-2-69/2022

УИД 73RS0012-02-2022-000078-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«03» марта 2022 года с. Новая Малыкла

Ульяновская область

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мягкова А.С.,

с участием заместителя прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области Котельникова А.А.,

при секретаре Сергеенковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новомалыклинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Новочеремшанский детский сад «Дубочек», Администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности установить пандус,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новомалыклинского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Новочеремшанский детский сад «Дубочек», Администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности установить пандус. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Новочеремшанский детский сад «Дубочек».

В ходе проверки установлено, что здание образовательной организации является собственностью муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области и передано в оперативное управление муниципальному образовательному учреждению.

В соответствии с п. 1.7 Устава МДОУ Новочеремшанский детский сад «Дубочек», последнее создано в форме муниципального казенного учреждения.

Согласно положениям ст. 15 БК РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, при этом бюджетная смета - это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, а лимиты бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В силу ч. 2 и ч. 5 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств, при этом в соответствии с ч. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе по принятию и (или) исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Вопреки указанным требованиям ответчиками не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов в здание МДОУ Новочеремшанский детский сад «Дубочек», расположенное по адресу: ***. В частности, вход в данное здание не оборудован пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования в соответствии с п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2002 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Просил признать незаконным бездействие Муниципального дошкольного образовательного учреждения Новочеремшанский детский сад «Дубочек» и администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области, выразившееся в необеспечении прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на беспрепятственный доступ в здание Муниципального дошкольного образовательного учреждения Новочеремшанский детский сад «Дубочек», расположенное по адресу: ***; обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новочеремшанский детский сад «Дубочек» и администрацию муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание Муниципального дошкольного образовательного учреждения Новочеремшанский детский сад «Дубочек», расположенное по адресу: ***, пандусом, обеспечивающем беспрепятственный доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в здание образовательного учреждения.

В судебном заседании заместитель прокурора Котельников А.А., административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения Новочеремшанский детский сад «Дубочек», административные исковые требования признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области, извещенный о месте и времени в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица, Управление образования администрации МО «Новомалыклинский район», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация, социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью Его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В соответствии с п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере г образования, обеспечивается создание инвалидам возможности беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.

На основании п.6.1.1, 6.1.2 СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр, в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус.

Судом установлено, что в здании МДОУ Новочеремшанский детский сад «Дубочек», расположенном по адресу: *** не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов, а именно вход в данное здание не оборудован пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками.

В соответствии с п. 1.7 Устава МДОУ Новочеремшанский детский сад «Дубочек», последнее создано в форме муниципального казенного учреждения.

Согласно положениям ст. 15 БК РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, при этом бюджетная смета - это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, а лимиты бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В силу ч. 2 и ч. 5 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств, при этом в соответствии с ч. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе по принятию и (или) исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

При разрешении требований прокурора к администрации МО «Новомалыклинский район», суд исходит из следующего.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Конкретизируя названные законоположения, часть 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» называет в числе полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного и иного образования.

Таким образом, как установлено судом и не оспаривается сторонами, органами местного самоуправления в лице администрации района приняты меры и организовано получение обучающимися среднего общего образования, созданы условия для их содержания в указанных учреждениях (школах). В соответствии с требованиями законов обеспечено наличие зданий, подсобных помещений и строений, имеются места для размещения учащихся, организовано питание и присмотр за ними, проводится обучение по основным программам обучения.

Суд полагает, что непосредственное соблюдение норм законодательства в сфере защиты прав инвалидов должно обеспечиваться образовательным учреждением. Выделение денежных средств со стороны администрации муниципального образования – это лишь один из способов соблюдения норм Закона.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковое заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению только к одному ответчику.

В соответствии с п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Согласно требованиям ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом необходимости проведения процедур по заключению контракта (при необходимости), заложения денежных средств в бюджет, конкретных обстоятельств настоящего дела, суд полагает необходимым установить для административного ответчика срок исполнения решения суда до 31 августа 2022 года. Данный срок будет являться разумным, обоснованным и реально исполнимым.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Муниципального дошкольного образовательного учреждения Новочеремшанский детский сад «Дубочек», выразившееся в необеспечении прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на беспрепятственный доступ в здание Муниципального дошкольного образовательного учреждения Новочеремшанский детский сад «Дубочек», расположенное по адресу: ***.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новочеремшанский детский сад «Дубочек» в срок до 31 августа 2022 года оборудовать вход в здание Муниципального дошкольного образовательного учреждения Новочеремшанский детский сад «Дубочек», расположенное по адресу: ***, пандусом, обеспечивающем беспрепятственный доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в здание образовательного учреждения.

В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 09 марта 2022 года.

Судья А.С. Мягков