ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-6/19 от 14.01.2019 Майнского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2а-2-6/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Вешкайма 14 января 2019 года

Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Живодеровой В.В., при секретаре Дементьевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 и 2016 годы,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС №4 по Ульяновской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1, указав, что ответчик состоит в Межрайонной ИФНС №4 по Ульяновской области на налоговом учете в качестве налогоплательщика. В соответствии с ч.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. На основании закона Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области», в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год. ФИО1 является налогоплательщиком транспортного налога. В соответствии со ст.2 Закона Ульяновской области от 21 августа 2008 года №130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Налогоплательщик имел в собственности объекты налогообложения: автобусы, марки ...., VIN:, государственный регистрационный знак , год выпуска ***, дата регистрации права-***, дата утраты права- 04.04.2015; автомобили легковые, марки ...., VIN:, год выпуска-***, дата регистрации права-***, дата утраты права-27.01.2016. Налоговое уведомление на уплату налога было направлено в адрес налогоплательщика почтой. Согласно расчету истца размер неуплаченного ответчиком транспортного налога за 2015 и 2016 годы составил 11 975,88 руб. в том числе за автомобиль марки .... 2015 года- 850 рублей ( мощность двигателя- 85 л.с., ставка налога- 30 руб. за 1 л.с., период -4 месяца; 85 х 30:12х4 = 850 руб.); за автомобиль .... за 2015 год -8685 руб. (мощность двигателя-193 л.с., ставка налога- 45 руб. за 1 л.с., период -12 месяцев; 193 х 45= 8685 руб.); за этот же автомобиль за 2016 год- 8685 руб. (мощность двигателя-193 л.с., ставка налога- 45 руб. за 1 л.с., период -12 месяцев; 193 х 45= 8685 руб.).

В связи с неуплатой транспортного налога ФИО1 на основании ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации было выставлено требование от 06.12.2017 года №9243 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме пени, начисленной на сумму недоимки. Однако, до настоящего времени задолженность не погашена, срок добровольной уплаты истек. Истец указывает на то, на момент предъявления иска сумма задолженности составляет 11975 руб. 88 коп. На основании изложенного, истец просил взыскать с ответчика ФИО1 недоимку по транспортному налогу с физических лиц в размере за 2015 и 2016 годы в сумме 11 975 руб. 88 коп.

Административный истец 19.12.2018 года представил в суд ходатайство об уточнении исковых требований, в котором указал, что ранее ФИО1 транспортный налог за 2015 года был начислен Межрайонной ИФНС России №18 по Иркутской области. Далее ФИО1 сменил место регистрации на настоящий адрес, в связи с чем сложившаяся задолженность была передана из Межрайонной ИФНС России №18 по Иркутской области в Межрайонную ИФНС России по Ульяновской области. В связи с переходом налогоплательщика в Межрайонную ИФНС России по Ульяновской области был доначислен транспортный налог за 2015 год по ставке налога согласно закона Ульяновской области «О транспортном налоге». Право налоговых органов на перерасчет налогов предусмотрено п.2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации (налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления). Расчет либо перерасчет налогов за предыдущие налоговые периоды может быть произведен налоговым органом по разным причинам, например, предоставление регистрирующим органом уточненных сведений о характеристиках объекта и (или) зарегистрированных правах, заявление налогоплательщиком права на налоговую льготу, изменением законодательства, выявлением ошибки в ранее произведенном расчете. В связи с перерасчетом транспортного налога за 2016 год, так как транспортное средство снято с учета 27.01.2016 года и частично взысканной суммой налога за 2015 года по решению Майнского районного суда по делу №2а-2-163/17 от 30.08.2017 года Межрайонную ИФНС России №4 по Ульяновской области уточняет сумму заявленную в административном исковом заявлении в части уменьшения взыскиваемой суммы в размере 3522 рубля. На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России №4 по Ульяновской области просит взыскать с ФИО1 транспортный налог в сумме 3522 рубля.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС №4 по Ульяновской области не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не прибыл, о слушании дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать истцу в удовлетворении иска, мотивируя тем, что недоимка по транспортному налогу за 2015 год за автомобиль .... взыскана с него ранее решением Майнского районного суда от 30.08.2017 года по делу №2а-2-163/17, указанное решение им исполнено, повторное взыскание налогов является недопустимым. Транспортный налог за автомобиль .... за 2015 год им был уплачен еще до вынесения указанного решения суда. Исковые требования о взыскании с него транспортного налога за 2016 год за автомобиль .... считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку он продал данный автомобиль 10 декабря 2015 года Н. о чем имеется договор купли-продажи. Поскольку покупатель не обратился в установленный законом срок в ГИБДД для постановки транспортного средства на учет, он обратился в ГИБДД с соответствующим заявлением о снятии автомобиля с учета. 27 января 2016 года автомобиль был снят с учета, в 2016 году он не являлся собственником указанного автомобиля.

Исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования МРИ ФНС №4 по Ульяновской области подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 286 Кодекса Административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как установлено ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения являются, в частности, автомобили, мотоциклы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговый период составляет календарный год.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации ( ст. 362 ).

Согласно ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В 2015 году был установлен срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, - не позднее 1 октября, следующего за истекшим налоговым периодом, с 2016 года – до 01 декабря следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Пунктом 2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно части 2.1 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации ( в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, действующей с 01.01.2019 года) перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Согласно ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.82 Налогового кодекса Российской федерации, местом нахождения имущества признается место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Согласно п.3 ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Судом установлено, что ответчик ФИО1 имел в собственности транспортные средства: автомобиль ...., *** года выпуска, регистрационный знак (193 л.с.), дата снятия с учета 27 января 2016 года, автобус ...., *** года выпуска, регистрационный знак , (85 л.с.), дата снятия с учета 4 апреля 2015 года.

Как следует из справки отдела адресно-справочной службы от 20.12.2018 года, карточки, представленной административным истцом, ФИО1,*** года рождения, зарегистрирован по адресу: ...***, с указанного времени состоит на учете в МРИ ФНС России №4 по Ульяновской области как налогоплательщик.

Решением Майнского районного суда Ульяновской области от 30.08.2017 года (по делу №2а-2-163/17) удовлетворены административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области к ФИО1 о взыскании транспортного налога за 2015 год. С ФИО1, *** года рождения, ИНН , проживающего по адресу: ..., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области взыскана недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год - в сумме 5887 (Пять тысяч восемьсот восемьдесят семь) руб.; пени на задолженность по транспортному налогу в сумме 37 ( Тридцать семь ) руб. 28 коп. При этом из содержания искового заявления от 10.08.2017 года вышеуказанного решения суда следует, что при обращении в суд по делу №2а-2-163/17 административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области просила взыскать с ответчика ФИО1 недоимку по транспортному налогу за 2015 год и пени в общей сумме 6779,66 рублей: в том числе налог за автомобиль (...., *** года выпуска, регистрационный знак (193 л.с.), дата снятия с учета 27 января 2016 года - 5887 рублей, пени в размере 37,28 рублей; за автобус ...., *** года выпуска, регистрационный знак , (85 л.с.), дата снятия с учета 4 апреля 2015 года, налог в сумме 850 рублей и пени в размере 5,38 рублей. При этом административный истец указал, что задолженность начислена ответчику по закону Иркутской области «О транспортном налоге». Установлено, что еще до рассмотрения дела ФИО1 17.06.2017 года оплатил транспортный налог за 2015 год в сумме 850 рублей и пени в размере 5,38 рублей (чеки ордера №4968, 4969 от 17.06.2017 года).

По настоящему делу административный истец, кроме требования о взыскании транспортного налога за 2016 год, также заявляет требование о взыскании с ответчика ФИО1 транспортного налога за 2015 года за автомобиль (...., *** года выпуска, регистрационный знак (193 л.с.), дата снятия с учета 27 января 2016 года, в сумме 8685 рублей, за автобус ...., *** года выпуска, регистрационный знак , (85 л.с.), дата снятия с учета 4 апреля 2015 года, недоимку по транспортному налогу в сумме 850 рублей и пени в размере 5, 38 рублей, мотивируя требования перерасчетом суммы транспортного налога в соответствии с законом Ульяновской области «О транспортном налоге».

Учитывая, что требования истца о взыскании с ответчика ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2015 год и пени на нее за следующие объекты налогообложения: автомобиль (легковой) ...., *** года выпуска, регистрационный знак (193 л.с.), и автомобиль ...., *** года выпуска, регистрационный знак , (л.д.85) были предметов судебного разбирательства, данный спор судом уже разрешен и по нему постановлено решение от 30.08.2018 года, при этом к моменту разрешения судом указанного спора и вынесения решения по делу административному истцу были известны все обстоятельства дела, в том числе и те, которые указаны им по настоящему иску как основание перерасчета размера транспортного налога за 2015 год, в частности об этом свидетельствует налоговое уведомление №15117110 от 10.07.2017 года, которым административный истец начислил административному ответчику транспортный налог по ставкам, предусмотренным законом Ульяновской области, сведения о постановке на налоговый учет административного ответчика с 19.02.2014 года на территории Ульяновской области, административный истец имел возможность произвести перерасчет суммы недоимки по транспортному налогу и пени за 2015 года до вынесения судом решения от 30.08.2017 года, взыскание транспортного налога два раза за один и тот же период, за одни и те же объекты налогообложения, применяя ставки по транспортному налогу по законам разных субъектов Российской Федерации законом не предусмотрено, действующее законодательство также не предусматривает возможность перерасчета сумм недоимки по налогу и пени, по которым судом разрешен спор и постановлено решение, которое вступило в законную силу и подлежит исполнению, суд приходит к выводу о том, что исковые требования административного истца о взыскании с ответчика ФИО1 транспортного налога за 2015 года за автомобили (...., *** года выпуска, регистрационный знак (193 л.с.), и за автомобиль за ...., *** года выпуска, регистрационный знак , (85 л.с.) не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Требования истца о взыскании с ответчика недоимки по транспортному налогу за 2016 год за автомобиль автомобили ...., *** года выпуска, регистрационный знак (193 л.с.), снятый с регистрационного учета ФИО1 27.01.2016 года, подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Ставки налога и сроки уплаты транспортного налога установлены Законом Ульяновской области от 06.09.2007 N 130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области». Так, статьей 2 указанного закона предусмотрено, что налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 45 рублей с каждой лошадиной силы.

Налоговый орган направил в адрес ФИО1 налоговое уведомление №15117110 от 10.07.2017 года со сроком уплаты транспортного налога за 2016 года до 01.12.2017 года.

В связи с неуплатой транспортного налога в установленный законом срок ФИО1 было направлено требование № 9243 от 06.12.2017 года со сроком уплаты до 30.01.2018 года.

07 сентября 2018 года мировым судьей судебного участка №1 Вешкаймского района Майнского судебного района Ульяновской области по заявлению ФИО1 вынесено определение об отмене судебного приказа от 17 февраля 2018 года по делу №2а-103/2018 о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2015 и 2016 годы в размере 17 370 рублей.

Исковое заявление административным истцом подано 10.12.2018 года.

Следовательно, сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.

Размер транспортного налога за 2016 год, исчисленный по ставке 45 руб. за 1 л.с. за автомобиль ....*** года выпуска, регистрационный знак (193 л.с.), подлежавший уплате ответчиком до 01.12.2017 года, составляет 723, 75 рублей (193 х45:12 х1 = 723, 75 руб.).

Указанная сумма недоимки подлежит взысканию с ответчика, так как обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год (за январь 2016 года) ФИО1 не исполнил до настоящего времени.

Административным ответчиком суду не представлены доказательства уплаты транспортного налога за 2016 года.

Представленные административным ответчиком копии чеков –ордеров об уплате налога и пени на общую сумму 5904 рубля за период с 17.10.2017 года по 26.03.2018 года подтверждают его доводы об исполнении решения суда о взыскании транспортного налога за 2015 год по делу № 2а-2-163/17.

Доводы административного ответчика о том, что он продал автомобиль .... 10 декабря 2015 года, поэтому он в 2016 году не являлся собственником указанного транспортного средства и не должен уплачивать транспортный налог не являются основанием для освобождения административного ответчика от уплаты транспортного налога за 2016 год, поскольку для целей налогообложения юридически значимыми, в силу положений ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации, являются дата постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет в уполномоченном органе и дата снятия его с регистрационного учета в указанном органе.

Как следует из материалов дела, автомобиль ...., *** года выпуска, регистрационный знак снят ФИО1 с регистрационного учета 27.01.2016 года, следовательно, за январь 2016 года административный ответчик должен уплатить транспортный налог за указанное транспортное средство.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что с административного ответчика ФИО1 в пользу административного истца необходимо взыскать недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год - в сумме 723, 75 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Вешкаймский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей 00 коп., так как административный истец в силу закона при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области к ФИО1 о взыскании транспортного налога частично.

Взыскать с ФИО1, *** года рождения, ИНН , проживающего по адресу: ..., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год - в сумме 723 (Семьсот двадцать три) руб. 75 коп.

Взысканные суммы зачислять: Межрайонная ИФНС России №4 по Ульяновской области, ИНН <***>, КПП 730901001, БИК 047308001, р/с <***>, КБК транспортного налога 18210604012021000110.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области в удовлетворении остальной части исковых требований к ФИО1 отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Вешкаймский район» государственную пошлину в размере 400 (Четыреста) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья В.В.Живодерова