ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-75/2022 от 05.05.2022 Сенгилеевского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-2-75/2022

73RS0021-02-2022-000177-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Яшоновой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Никулиной Т.Н.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Тереньгульского района Ульяновской области – Абушаевой Ю.Р.,

представителя административного ответчика МУ администрации МО «Тереньгульский район» Горячкиной Е.С.,

представителя административного ответчика МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» Черновой М.В.,

представителя заинтересованного лица МУ «Отдел образования МО «Тереньгульский район» Андросовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУ администрации МО «Тереньгульский район», МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области об обязании обеспечить финансирование и осуществить мероприятия по оснащению здания школы охраной, видеонаблюдением,

установил:

Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к МУ администрации МО «Тереньгульский район», МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области об обязании обеспечить финансирование и осуществить мероприятия по оснащению здания школы охраной, видеонаблюдением.

В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка состояния антитеррористической защищенности здания дошкольной группы МОУ «Ясашно-ташлинская СОШ», расположенного по адресу: ул. Школьная, д.1, с. Ясашная Ташла, Тереньгульский район, Ульяновская область. Проверка показала, что здание дошкольной группы имеет недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности, что является нарушением действующего законодательства, а именно Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Как показала прокурорская проверка, вышеуказанные Требования закона в здании дошкольной группы надлежащим образом не исполняются. Установлено, что в соответствии с актом обследования и категорирования здания дошкольной группы в 2019 году объекту присвоена 3 категория опасности. Между тем, вопреки пп. «б» п.25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечена. В связи с произошедшим вооруженным нападением на дошкольное образовательное учреждение в Вешкаймском районе Ульяновской области прокуратурой района 27.04.2022 была организована выездная проверка в здание дошкольной группы МОУ «Ясашноташлинская СОШ», расположенное по адресу: ул. Школьная, д.1, с. Ясашная Ташла, Тереньгульский район, Ульяновская область, по результатам которой было выявлено отсутствие системы видеонаблюдения со сроком хранения видеозаписей не менее 30 дней в указанном здании. Имеющие нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а так же предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а так же иных лиц, посещающих школу, на жизнь и охрану, закрепленные в вышеуказанных нормативных правовых актах. В соответствии с уставом школы ее учредителем является МО «Тереньгульский район», функции и полномочия, которого осуществляет администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области.

Просит обязать администрацию МО «Тереньгульский район» Ульяновской области предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания дошкольной группы МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, расположенного по адресу: <адрес>, охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, системой видеонаблюдения со сроком хранения видеозаписей не менее 30 дней. Обязать МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области в течение 1 месяца со дня поступления финансирования из администрации МО «Тереньгульский район» осуществить мероприятия по обеспечению здания дошкольной группы, расположенного по адресу: <адрес>, охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, системой видеонаблюдения со сроком хранения видеозаписей не менее 30 дней.

В судебном заседании помощник прокурора Тереньгульского района Ульяновской области Абушаева Ю.Р. административные исковые требования поддержала в полном объеме, повторив доводы изложенные в иске.

Представитель административного ответчика МУ администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области Горячкина Е.С. в судебном заседании административные исковые требования признала частично, пояснив, что в настоящее время здание дошкольной группы обеспечено охраной частной охранной организацией, на установление системы видеонаблюдения предполагается выделение субсидий из областного бюджета. Просила предоставить срок для исполнения решения суда в части установления системы видеонаблюдения до 01.09.2022.

Представитель административного ответчика МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области Чернова М.В. в судебном заседании административные исковые требования признала частично, указав, что здание дошкольной группы обеспечено охраной частной охранной организацией, видеонаблюдение до настоящего времени не установлено, но школа является участником национального проекта «Безопасный город», в рамках которого АНО «Цивилизация» будет устанавливаться система видеонаблюдения в здании дошкольной группы.

Представитель заинтересованного лица МУ Отдел образования МО «Тереньгульский район» Ульяновской области Андросова Н.В. в судебном заседании поддержала доводы изложенные представителями административных ответчиков, пояснив, что школа является участником государственной программы Ульяновской области «Обеспечение правопорядка и безопасности жизнедеятельности на территории Ульяновской области», в рамках которой планируется установление камер видеонаблюдения в здании дошкольной группы в количестве 8 единиц. Кроме этого, предполагается выделение дополнительных субсидий из областного бюджета на установку системы видеонаблюдения, которые доводятся Министерством просвещения Ульяновской области путем заключения соглашения.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма.

В силу ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются, в том числе, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Согласно ч.3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п.п. 4,69 ч.14 ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Согласно п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п.3 с.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст.28 ч.6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнении вышеуказанных положений Правительством РФ принято постановление от 02.08.2019 N 1006, которым утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006).

Из п.п. «а,б» п.25 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, следует, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца (п.30 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006).

Постановлением главы администрации МО «Тереньгульский район» №296 от 15.05.2014 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Ясашноташлинский детский сад «Колокольчик» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области был реорганизован в форме присоединения к МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области (л.д.35-36).

Из Устава МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области следует, что учредителем школы является МО «Тереньгульский район» Ульяновской области. Функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области в лице МУ Отдел образования МО «Тереньгульский район» Ульяновской области. Школа вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью деятельности: образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения (л.д.17,32).

МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности от 21.12.2016 на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ, в том числе, дошкольное образование, по адресу осуществления образовательной деятельности: <адрес> (л.д.38-41).

Здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес>, согласно Выписки из ЕГРПН передано в оперативное управление МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления и акта приема-передачи от 30.01.2017, а также дополнительного соглашения от 16.03.2017 (л.д. 42-43).

Согласно акта обследования и категорирования объекта: МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, утвержденного директором школы в 2019 году, по результатам обследования объекта ему был присвоена третья категория опасности. В качестве мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом присвоенной категории, предусмотрено оборудовать объект системой видеонаблюдения со сроком хранения видеозаписей не менее 30 дней (л.д.73-75).

Указанные обстоятельства отражены и в паспорте безопасности МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области (дошкольная группа). Кроме этого, в паспорте безопасности сделаны выводу о состоянии антитеррористической защищенности объекта и даны рекомендации в целях соответствия установленной категории опасности, согласно которых необходимо провести уточнение документов по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов. Так согласно паспорта безопасности на объекте в качестве физической охраняя объекта имеется сторож (3 человека) (л.д.68-72).

В то же время судом установлено, что во исполнение вышеуказанных норм закона, 18.04.2022 между МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области и ООО ЧОО «Арисс» был заключен договор на охрану объектов и (или) имущества по адресу: <адрес>, а так же обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. Указанным договором предусмотрено выставление одного дневного поста, с один охранником согласно графика: в будние дни – с 07-30 час. до 18-00 час. (л.д.104-110).

Кроме этого, 18.04.2022 директором МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области утверждено положение о пропускном и внутриобъектовом режиме дошкольных групп и вынесен приказ об организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов работы в здании и на территории дошкольных групп (л.д.118-124).

Указанные обстоятельства в судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Абушаева Ю.Р. подтвердила.

Однако, как установлено судом, вопреки вышеуказанным нормам закона здание дошкольной группы МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, расположенное по адресу: <адрес>, не оснащено системой видеонаблюдения.

Указанные обстоятельства представители административных ответчиков и заинтересованного лица подтвердили в судебном заседании.

Учитывая изложенное, суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора Тереньгульского района об обязании МУ администрации МО «Тереньгульский район» предусмотреть и обеспечить финансирование, а МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области осуществить мероприятия по оснащению здания дошкольной группы системой видеонаблюдения. В то же время, требования прокурора Тереньгульского района к МУ администрации МО «Тереньгульский район», МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области об обязании обеспечить финансирование и осуществить мероприятия по оснащению здания школы охраной, удовлетворению не подлежат в связи с их исполнением административными ответчиками на момент вынесения решения суда.

Делая указанный вывод суд исходит из того, что МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области является муниципальным казенным учреждением, поэтому на МУ администрации МО «Тереньгульский район», как органе местного самоуправления, учредителе и собственнике имущества, лежит обязанность по обеспечению финансирования школы.

Участие МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области в государственной программе, которой предусмотрено финансирование мероприятий по оснащению здания дошкольной группы видеонаблюдением, не освобождает администрацию МО «Тереньгульский район», как учредителя, собственника имущества, от соблюдения требований закона и осуществления финансирования необходимых мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Согласно ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что нарушения административными ответчиками норм антитеррористического законодательства не позволяет обеспечивать постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций в учреждении, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних, работников учреждения, а так же иных лиц посещающих здание дошкольной групп, на жизнь и охрану здоровья, с учетом мнения административных ответчиков, суд полагает возможным определить срок для исполнения настоящего решения МУ администрацией МО «Тереньгульский район» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУ администрации МО «Тереньгульский район», МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области об обязании обеспечить финансирование и осуществить мероприятия по оснащению здания школы охраной, видеонаблюдением, удовлетворить частично.

Обязать МУ администрацию МО «Тереньгульский район» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания дошкольной группы МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, расположенного по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения со сроком архивирования и хранения видеозаписей в течение одного месяца.

Обязать МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия по обеспечению здания дошкольной группы расположенного по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения со сроком архивирования и хранения видеозаписей в течение одного месяца.

В удовлетворении исковых требований прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУ администрации МО «Тереньгульский район», МОУ «Ясашно-ташлинская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области об обязании обеспечить финансирование и осуществить мероприятия по оснащению здания школы охраной, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Яшонова

Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2022 года.