ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-90/2022 от 29.06.2022 Выгоничского районного суда (Брянская область)

Дело №2а-2-90/2022г. УИД: 32RS0005-02-2022-000080-04

Решение

Именем Российской Федерации

с.Жирятино 29 июня 2022 года

Брянской области

Выгоничский районный суд Брянской области

в составе председательствующего судьи - Кузьбарь Е.И.,

при секретаре - Прудниковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации к Межрайонному отделению судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по , Управлению Федеральной службы судебных приставов по об уменьшении исполнительского сбора.

Установил:

Администрация Жирятинского района Брянской области обратилась в суд с административным иском к Межрайонному отделению судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по , Управлению Федеральной службы судебных приставов по об уменьшении исполнительского сбора.

В обоснование требований указано, что администрация является должником по исполнительному листу, выданному на основании решения Выгоничского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого администрация района обязана предоставить Зимонину С.А., как лицу из числа детей - сирот благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП. Административный истец просит суд об уменьшении размера исполнительского сбора, установленный постановлением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 000 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца администрации не явился, в заявление административные исковые требования просит удовлетворить и дело рассмотреть отсутствие представителя.

Представитель административного ответчика Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по не явился, в ходатайстве просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебное заседание судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по не явился, извещен надлежащим образом.

В судебное заседание, заинтересованные лица прокурор не явились, извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно статье 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Выгоничского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию возложена обязанность предоставить Зимонину С.А., как лицу из числа детей – сирот благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда жилой площадью не ниже установленных социальных норм, и выдан исполнительный лист.

Во исполнение указанного решения суда, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Выгоничским районным судом , возбуждено исполнительное производство -ИП.

В установленный постановлением пятидневный срок истец не исполнил решение суда.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением решения суда с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Административным истцом – должником приняты следующие действия по исполнению решения суда вступившего в законную силу, а именно: проведены торги для закупки жилого помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в пределах выделенных лимитов на приобретение жилья предоставления детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений:

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок ДД.ММ.ГГГГ начальная (максимальная) цена контракта , не поданы заявки на участие, торги признаны не состоявшимися;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок ДД.ММ.ГГГГ начальная (максимальная) цена контракта 1003 596,00 рублей , не поданы заявки на участие, торги признаны не состоявшимися;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок ДД.ММ.ГГГГ начальная (максимальная) цена контракта , подана 1 заявка на участие, было приобретено жилое помещение в , которое распределено в соответствии с имеющейся очередью по решению Выгоничского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, согласно списка очереди под номером один;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 1 244 760,00 рублей (увеличена на 25%), , не поданы заявки на участие, торги признаны не состоявшимися;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 1 244 770,00 рублей, не было подано ни одной заявки на участие, торги признаны не состоявшимися;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 1 244 770,00 рублей, не поданы заявки на участие, торги признаны не состоявшимися;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 1 244 760,00 рублей, , не поданы заявки на участие, торги признаны не состоявшимися;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок о продаже жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 7 293 825,00 рублей, , отменен;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок о продаже жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 1 380 118,00 рублей, , отменен;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок о продаже жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 860 000,00 рублей, , муниципальный контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ, переход права на жилое помещение – квартиру, общей площадью 33,2 кв. метров по адресу: , зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение предоставлено ФИО4, Зимонин С.А. отказался;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок о продаже жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 1 330000,00 рублей, , не поданы заявки на участие, торги признаны не состоявшимися;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 900 000, 00 рублей, , не поданы заявки на участие, торги признаны не состоявшимися;

-электронный аукцион на приобретение в собственность Жирятинского муниципального района 1жилого помещения для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок о продаже жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 912 500,00 рублей, , торги состоялись, контракт заключен, исполнен, право муниципальной собственности на жилое помещение в , оформлено (постановление администрации района от 15.06.2021г.), предоставлено при согласовании в департаменте семьи, социальной и демографической политики очереднику из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - ФИО6, Зимонин С.А. отказался;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок о продаже жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 1 041876,00 рублей, , начало торгов ДД.ММ.ГГГГ, не поданы заявки на участие, торги признаны не состоявшимися;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 1 545 000, 00 рублей, , не поданы заявки на участие, торги признаны не состоявшимися;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 1 650 000, 00 рублей, , контракт заключен, исполнен;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 1 651 100, 00 рублей, , контракт заключен;

- электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 1 651 100, 00 рублей, , контракт заключен;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 1 651 100,00 рублей, , не поданы заявки на участие, аукцион признан не состоявшимся;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 1 651 100,00 рублей, , не поданы заявки на участие, торги признаны не состоявшимися;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 1 651 100,00 рублей, , не поданы заявки на участие, торги признаны не состоявшимися;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 2 589 649, 30 рублей, , контракт заключен, право муниципальной собственности на квартиру зарегистрировано в Росреестре ДД.ММ.ГГГГ;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 2 589 649, 30 рублей, , контракт заключен; право муниципальной собственности на квартиру зарегистрировано в Росреестре ДД.ММ.ГГГГ;

-электронный аукцион, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ, начальная (максимальная) цена контракта 2 589 649, 30 рублей, , контракт заключен, право муниципальной собственности на квартиру зарегистрировано в Росреестре ДД.ММ.ГГГГ.

по 7 решениям Выгоничского районного суда в 2021 году была обязана предоставить лицам из числа детей - сирот жилые помещения, в 2021 году предоставлено по 4 решениям суда, при этом Зимонин С.А. под номером 7, от предложенных жилых помещений в селе Жирятино () Зимонин С.А. отказался.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П установленный частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер взыскания (семь процентов) представляет допустимый максимум, или верхнюю границу, следовательно, с учетом характера правонарушения, размера вреда, степени вины, имущественного положения правонарушителя и других обстоятельств он может быть снижен правоприменителем. Кроме того, санкции штрафного характера, к числу которых относится и исполнительский сбор, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым интересам и ценностям. Исходя из смысла статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции должны отвечать требованиям справедливости и соответствовать характеру совершенного деяния.

Суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В силу части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в установленном законом порядке обратиться в суд с заявлением об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительного сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суду предоставлено право с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В постановлении пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (пункт 74).

Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (часть 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).

При применении положений части 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.

Из изложенного следует, что уменьшение исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличии или отсутствии оснований для возложения на него ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника.

Таким образом следует признать, что на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, административным истцом- должником приняты меры, направленные на исполнение судебного акта.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления принят комплекс необходимых мер, отвечающих той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась по характеру обстоятельств, для исполнения требований исполнительного документа, однако в настоящее время исполнение данного документа невозможно до разрешения вопроса проведения аукционов.

Суд принимает во внимание и то, что администрация является органом местного самоуправления. Учитывая принцип справедливости, соразмерности, степень вины заявителя в неисполнении решения суда в срок, социальную направленность деятельности должника, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть от размера, подлежащего взысканию.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя, на одну четверть – 12 500 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 363 КАС РФ, суд

Решил:

Административные исковые требования по административному исковому заявлению администрации к Межрайонному отделению судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по , Управлению Федеральной службы судебных приставов по об уменьшении исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить администрации размер исполнительского сбора, взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП, на одну четверть - 12 500 рублей, до 37 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию через Выгоничский районный суд.

Председательствующий Е.И.Кузьбарь

Решение изготовлено в окончательной форме 1 июля 2022 года.

Судья Е.И.Кузьбарь