К делу №2а-2000/2022
23RS0008-01-2022-002414-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Белореченск 16 августа 2022 года
Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Просветова И.А.
при секретаре Бишлер А.О.,
с участием заместителя Белореченского межрайонного прокурора Дармилова И.И.,
представителя административного ответчика в лице Главы Дружненского сельского поселения Белореченского района А.Н. Шапко, представителя третьего лица администрации МО Белореченский район по доверенности ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Белореченского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к администрации Дружненского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации Дружненского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по строительству объектов инженерной инфраструктуры на территории Дружненского сельского поселения и обязании устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Белореченский межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Дружненского сельского поселения Белореченского района, выразившееся в непринятии мер по строительству объектов инженерной инфраструктуры, подъездных путей на территории Дружненского сельского поселения Белореченского района.
Обязать администрацию Дружненского сельского поселения Белореченского района в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить указанные в заявлении нарушения, путём строительства объектов инженерной инфраструктуры и подъездных путей на земельных участках, предоставленных многодетным семьям, расположенных на территории Дружненского сельского поселения Белореченского района.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Белореченской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Белореченского городского поселения требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п. 4, 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов. Установлено, что администрацией муниципального образования Белореченский район сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами № с целью предоставления многодетным семьям. В силу п.п.4 и 5 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № l31-ФЗ), ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за се
В силу п.п.4 и 5 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № l31-ФЗ), ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона вышеуказанные земельные участки не обеспечены объектами газификации, электроснабжения и подъездными путями. Данные факты препятствуют использованию объектов недвижимости по целевому назначению, а именно индивидуальному жилищному строительству, в частности возведению объектов капитального строительства и получению документов о технологическом присоединении к энергосетям. Отсутствие объектов инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных многодетным семьям, нарушает их социальные, а также жилищные права, что также подтверждается сложившейся в Краснодарском крае судебной практикой (например, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23.08.2016 № 33а-20177/2016). В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в октябре 2021 года в адрес администрации Дружненского сельского поселения Белореченского района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере земельного, градостроительного законодательства, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, разработан комплекс мер по устранению выявленных нарушений. Вместе с тем, нарушения указанные в представлении, до настоящего времени не устранены. В частности, согласно представленной администрацией Дружненского сельского поселения информации до настоящего времени работы по прокладки и строительству инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных многодетным семьям не проведены. Бездействие администрации Дружненского сельского поселения Белореченского района нарушает предоставленное п.1 ст.24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации», судебная защита которого гарантирована п.1 ст.46 Конституции РФ. Неправомерными действиями администрации Дружненского сельского поселения Белореченского района нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку указанные нарушения влекут за собой нарушения социальных и жилищных прав граждан. Данные обстоятельства позволяют прокурору в обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в защиту интересов с целью принудительного исполнения требований законодательства РФ по строительству инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных многодетным семьям.
Заместитель Белореченского межрайонного прокурора - Дармилов И.И. в судебном заседании просил административное исковое заявление удовлетворить, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в лице Главы Дружненского сельского поселения Белореченского района А.Н. Шапко в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления. Просил в удовлетворении административного искового заявления отказать. В обоснование своей позиции указал, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для обеспечения строительства на земельном участке объектов ИЖС необходимо наличие подъездных путей и электроэнергии. В процессе рассмотрения судом административного искового заявления администрацией Дружненского сельского поселения Белореченского района уже выполнены работы по организации и обеспечению подъездными путями к части земельных участков, выделенных для многодетных семей. Данная позиция Административного ответчика подтверждается соответствующими документами, а именно: согласно договора от 05.04.2022г. № БП-29 выполнены работы по разбивке осей дорог для их строительства к участкам, выделенных для многодетных семей, Актом сдачи - приемки выполненных работ от 13.04.2022 года подтверждается исполнение данного договора; согласно муниципального контракта от 13.06.2022г. №77 выполнено строительство дорог (корчевание пней и расчистка от дикорастущей поросли), Актом о приемке выполненных работ от 13.06.2022г. подтверждается исполнение контракта; согласно муниципального контракта от 04.07.2022г. №79 выполнены работы по организации дороги (отсыпка ГПС и грейдирование), Актом осмотра объекта от 14.07.2022 г. составленного комиссией с приложением материалов фотофиксации, подтверждается исполнение настоящего контракта. Кроме этого, администрацией Дружненского сельского поселения обеспечена установка комплектной трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ Пш105-1002/63 кВА, мощностью достаточной для подключения абонентов, которым принадлежат земельные участки, предоставленные многодетным семьям, что подтверждается официальным письмом ПАО «Россети Кубань» от 06.07.2022 г. № АдЭС/114/678- исх. Все вышеуказанные документы, подтверждающие позицию Административного ответчика, имеются в материалах дела. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» пунктом 12 предусмотрено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Пунктом 41 данного постановления Правительства РФ установлено, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Таким образом, заявленные исковые требования административного истца административным ответчиком исполнены до вынесения судом решения по существу. Кроме того, возложение обязанности осуществления строительства объектов инженерной инфраструктуры, возлагает на органы местного самоуправления обязанность предусмотреть в решении о бюджете муниципального образования на следующий год непомерное финансирование, связанное со строительством подобных объектов. Однако утверждение местного бюджета действующее законодательство относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 годаЯ 131-ФЗ). Понуждение судом органа местного самоуправления к строительству объектов инженерной инфраструктуры и возложение обязанности на муниципальное образование разработать комплекс мероприятий по обеспечению земельных участков, сформированных для жилищного строительства объектами инженерной инфраструктуры понуждает администрацию муниципального образования к установлению расходных обязательств в определенный срок и является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. В случае если же суд придет в выводу об удовлетворении административного искового заявления просил суд увеличить срок, в течении которого необходимо устранить нарушения.
Представитель третьего лица администрации МО Белореченский район по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, просила суд отказать в его удовлетворении. В обоснование свой позиции пояснила суду, что в соответствии с действующим законодательством для обеспечения строительства на земельном участке объектов ИЖС необходимо обеспечить многодетным семьям подъездные пути и электроэнергию. Администрация Дружненского сельского поселения на момент рассмотрения заявления предоставила доказательства, свидетельствующие о выполнении возложенных на нее обязанностей по обеспечению участков для многодетных семей подъездными путями и электроэнергией, в частности: очистила территорию площадью 7940 кв.м., организовала и обустроила дорогу по ул.Сосновой, установила трансформаторную подстанцию 10/0,4 кВ Пш105- 1002/63 кВа, о чем свидетельствует справка ПАО «Россети Кубани». В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Положения действующего законодательства РФ предусматривает, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Таким образом, заявленные требования - исполнены. Порядок формирования и осуществления кадастрового учета земельных участков, постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления участков определен законами субъекта Российской Федерации. Вместе с тем федеральным законодательством либо законодательством субъекта Российской Федерации не ограничен срок совершения указанных действий. Любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2008 года N 121-0-0 отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Пунктом 1 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения относится к вопросам местного значения городских и сельских поселений. Таким образом, возложение обязанности осуществления строительства объектов инженерной инфраструктуры, возлагает на органы местного самоуправления обязанность предусмотреть в решении о бюджете муниципального образования на следующий год непомерное финансирование, связанное со строительством подобных объектов. Однако, утверждение местного бюджета действующее законодательство относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 годаИ 131-ФЗ). Возможность подключения к сетям инженерно-технического обеспечения определяется в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств и положений градостроительного законодательства, требований СНиП, правовых актов, регламентирующих вопросы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения. В ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135. Суд не должен свои решением подменять решения принимаемые органами местного самоуправления самостоятельно, иначе нарушается принцип разделения властей, установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации.
Выслушав участников процесса, Исследовав письменные материалы дела, суд считает правильным административное исковое заявление удовлетворить частично по следующим основаниям.
В соответствии с п.4, 5 ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ к вопросам поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов.
Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.40, п.1 ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии с ст.1 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее – Закон № 3085-КЗ), Гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, для строительства жилого дома, не предназначенного к разделу на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.Статья 3 Закона № 3085-КЗ устанавливает, что для приобретения земельного участка в собственность бесплатно заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка (далее - учет), включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок).
Заявитель подает заявление о постановке на учет, в котором содержатся сведения о заявителе, в том числе о постановке его на учет в другом муниципальном образовании Краснодарского края в соответствии с настоящим Законом (при наличии таких сведений), описание цели использования земельного участка (индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), и предоставляет документы, указанные в части 3 настоящей статьи, в соответствующий орган местного самоуправления.
Вместе с тем, частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу ч.8 ст.48 Градостроительного кодекса РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
На основании ч.10 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – Правила № 83).
Пунктом 4 Правил № 83 предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления. В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 данных Правил. В случае, если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.
Согласно п.5 Правил № 83 орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
В числе вопросов местного значения городского округа в части 1 статьи 16 этого Закона N 131-ФЗ закреплены, в частности: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В силу части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в частности, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Данные выводы также нашли отражение в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 15 мая 2006 года N 5-П, от 18 мая 2011 года N 9-П, от 5 июля 2017 года N 18-П и др.).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой. При этом нельзя не учитывать, что решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки проведенной Белореченской межрайонной прокуратурой установлено, что администрацией муниципального образования Белореченский район сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами № с целью предоставления многодетным семьям.
Вышеуказанные земельные участки, не были обеспечены объектами газификации, электроснабжения и подъездными путями. Данные факты препятствуют использованию объектов недвижимости по целевому назначению, а именно индивидуальному жилищному строительству, в частности возведению объектов капитального строительства и получению документов о технологическом присоединении к энергосетям.
Сам факт отсутствия инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных многодетным семьям не оспаривается стороной административного ответчика.
Административным ответчиком не представлено доказательств принятия действенных мер для обеспечения земельных участков, предоставленных для многодетных семей, инженерной инфраструктурой на момент их предоставления, а также до времени предшествующего обращению в суд.
Представленные в материалы дела фотоматериалы, подтверждают факты начала выполнения работ, однако данные работы начаты после предъявления настоящего административного иска в суд.
В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в октябре 2021 года в адрес администрации Дружненского сельского поселения Белореченского района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере земельного, градостроительного законодательства, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, разработан комплекс мер по устранению выявленных нарушений (л.д. 39-40).
Отсутствие транспортной и коммунальной инфраструктуры земельных участков, предоставленных перечисленным многодетным семьям, нарушает конституционные права и законные интересы многодетных семей, а также свидетельствует о непринятии органом местного самоуправления мер, направленных на государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.
Доводы представителя административного ответчика и представителя третьего лица о том, что в случае удовлетворения административных исковых требований судом будет нарушен принцип разделения властей, установленный ст.10 Конституции РФ не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отказа в удовлетворения административного иска, поскольку, суд своим решением не подменяет принятие решения по вопросам разрешаемым органами местного самоуправления, а признает бездействие органа местного самоуправления незаконным и обязывает устранить выявленные нарушения. Возложение на муниципальное образование обязанности по обеспечению объектами необходимой инфраструктуры земельных участков, предоставленных бесплатно в качестве меры социальной поддержи многодетной семье, соответствует конституционной природе местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п.п.4, 5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
При определении срока в течении которого, административному ответчику следует устранить допущенные нарушения, с учётом характера спорных правоотношений, порядка реализации механизма устранения указанных нарушений, суд считает правильным установить срок устранения выявленных нарушений равным одному году, что будет отвечать принципам разумности и сможет обеспечить возможность исполнить решение суда в полном объеме.
На основании установленных фактов, суд считает, что заявленные требования, являются законными, обоснованными и подлежащие удовлетворению.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Белореченского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к администрации Дружненского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации Дружненского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по строительству объектов инженерной инфраструктуры на территории Дружненского сельского поселения и обязании устранить нарушения – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Дружненского сельского поселения Белореченского района, выразившееся в непринятии мер по строительству объектов инженерной инфраструктуры, подъездных путей на территории Дружненского сельского поселения Белореченского района.
Обязать администрацию Дружненского сельского поселения Белореченского района в двенадцати месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить указанные в заявлении нарушения, путём строительства объектов инженерной инфраструктуры и подъездных путей на земельных участках, предоставленных многодетным семьям, расположенных на территории Дружненского сельского поселения Белореченского района.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 19.08.2022 года.
Судья И.А. Просветов