ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2001/2022 от 24.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

03RS0004-01-2022-001727-62

2а-2001/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 мая 2022 года город Уфа

Республика Башкортостан

Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сайфуллина И.Ф.,

при секретаре Халиуллиной С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокуратуры Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан об устранении муниципальным бюджетным учреждением «Спортивная школа олимпийского резерва «Геркулес» имени Н.Д. Попова» городского округа город Уфа Республики Башкортостан нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

прокуратура Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан обратилась в суд с названным административным иском, которым, ссылаясь на то, что параметры доступности официального сайта муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Геркулес» имени Н.Д. Попова» городского округа город Уфа Республики Башкортостан не обеспечивает доступ к нему слабовидящих граждан, просит, уточнив требования, обязать общественную организацию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.

Старший помощник прокурора Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан Мосякина Я.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении.

Иные участники судебного разбирательства извещались о месте и времени судебного разбирательства, однако в судебное заседание, в том числе посредством обеспечения явки своих представителей, не явились.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

В силу ст. 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Добросовестное пользование процессуальными правами отнесено к условиям реализации одного из основных принципов гражданского процесса - принципа состязательности и равноправия сторон.

Из материалов дела следует, что судом предприняты все необходимые меры для своевременного извещения не явившихся участников судебного разбирательства о времени и месте слушания по делу, которые не представили доказательств лишения их возможности присутствовать в судебном заседании, в том числе в связи с принимаемыми ограничительными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, указанное свидетельствует о реализации ими своих прав в ходе административного судопроизводства в объеме самостоятельно определенном для себя, а потому суд, руководствуясь указаниями Постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 № 808 и от 08.04.2020 № 821 и разъяснениями Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, не усмотрев препятствий для разрешения дела в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 150 КАС РФ определил, рассмотреть дело в отсутствие таковых.

Изучив и оценив материалы дела, в пределах заявленных исковых требований и представленных доказательств, суд приходит к следующему выводу.

Проведенной прокуратурой Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проверкой параметров доступности официального сайта муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Геркулес» имени Н.Д. Попова» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (www.gerkulesufa.ru) установлено, что названный ресурс не обеспечивает доступ к нему слабовидящих граждан.

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13.12.2006, подписанной Российской Федерацией в 2008 году и ратифицированной в 2012 году, в Российской Федерации необходимо обеспечить принятие надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.

Согласно Конвенции в Российской Федерации признается равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания при равных с другими людьми вариантах выбора и вовлеченности в местное сообщество.

Статьей 9 Конвенции провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться и на информационные, коммуникационные и другие службы, в том числе на электронные и экстренные.

Частью 2 этой статьи установлено, что государства-участники также принимают надлежащие меры для поощрения доступа инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение этим гражданам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула).

Статьей 2 этого Закона определена социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Положения ст. 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяют условия реализации прав и гарантий инвалидов на получение информации.

Во исполнение требований названного Закона приказом Росстандарта от 29.08.2019 № 589-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р 52872-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности», который содержит требования к доступности информации, представленной в электронно-цифровой форме, для широкого круга пользователей с ограничениями жизнедеятельности. Требования стандарта распространяются на доступность человеко-ориентированных интерфейсов информационных ресурсов и программного обеспечения на стационарных и переносных компьютерах, планшетах, мобильных устройствах, а также на иных устройствах чтения, ввода, просмотра, воспроизведения информации в электронно-цифровой форме. Требования настоящего стандарта относятся не только к ресурсам, размещенным в глобальной сети Интернет, но и к электронно-цифровой информации, распространяемой в сетях передачи данных предприятий, организаций и сообществ, пользователями которых могут оказаться люди с инвалидностью или люди преклонного возраста. Требования стандарта изложены в форме принципов и положений, а критерии их выполнения представлены в виде проверяемых утверждений, не привязанных к определенной информационной технологии.

ГОСТ Р 52872-2019 предусматривает альтернативную версию для инвалидов по зрению. Для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, к которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо предусмотреть версию сайта, имеющую минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку.

Таким образом, из системного анализа вышеуказанных норм следует, что действующее законодательство предъявляет требования к обязательному наличию версии официального сайта для слабовидящих людей для государственных органов, муниципальных органов и их учреждений (организаций).

Вместе с тем, учитывая то, что законодательство о физической культуре и спорте основывается, в том числе на принципе обеспечения права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), реализация которого возможна посредством гарантированного права на получение необходимой информации, соответствие интернет ресурсов спортивных организаций указанному ГОСТу согласуется с обозначенным в Конвенции о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

При таких обстоятельствах, суд, принимая во внимание социальную значимость приведения параметров доступности официального сайта муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Геркулес» имени Н.Д. Попова» городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствие с ГОСТом Р 52872-2019, полагает правомерным возложение на общественную организацию обязанности по устранению нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, посредством приведения сайта в соответствие с названным ГОСТом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокуратуры Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан об устранении муниципальным бюджетным учреждением «Спортивная школа олимпийского резерва «Геркулес» имени Н.Д. Попова» городского округа город Уфа Республики Башкортостан нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Геркулес» имени Н.Д. Попова» городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, приведя интернет-сайт организации в соответствие «ГОСТ Р 52872-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.Ф. Сайфуллин