ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2002/2022 от 23.06.2022 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

УИД: 54RS0002-01-2022-002091-32

Дело № 2а-2002/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2022 года г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска

в составе:

председательствующего судьи Козловой Е. А.

при помощнике судьи Волченском А. А.,

с участием:

представителя административного истца Чувозёрова С. А., действующего на основании удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора *** о признании информации, размещенной на сайтах в сети «Интернет» по адресам: *

*:

прокурор *** обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать информацию, размещаемую в сети «Интернет» по адресам: *, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В обоснование административного искового заявления указывается, что прокуратурой *** проведена проверка соблюдения законодательства об информации. В ходе проверки с использованием персонального компьютера был осуществлен выход на интернет-ресурсы */, рекламирующие услуги по продаже виртуальных номеров телефонов без оформления и предъявления паспорта в целях удостоверения личности покупателя. Продажа виртуальных номеров телефонов без предъявления паспорта с целью удостоверения личности покупателя и заключения договора не позволяет идентифицировать (установить) лиц, приобретающих виртуальные номера телефонов, следовательно, данные виртуальные номера телефонов могут быть использованы для совершения преступлений, в том числе террористических актов. Так, размещаемая на вышеуказанных сайтах информация содержит сведения о том, что покупателю необходимо предоставить копию паспорта в электронном виде для регистрации виртуального номера телефона. Вместе с тем, какого-либо механизма проверки достоверности личности лица, паспорт которого предъявлен, не содержится. Таким образом, в электронном виде возможно предъявить паспорт, принадлежащий иному лицу. Бесконтрольная продажа виртуальных номеров телефонов не дает возможности идентифицировать (установить) лиц, их приобретающих, в том числе в противозаконных целях. Кроме того, вышеуказанные злоупотребления создают препятствия при проведении оперативно-разыскных действий, так как затрудняют идентификацию абонента. Кроме того, как показывает практика, более 70 % всех ложных сообщений о готовящихся терактах поступает с мобильных телефонов, как правило, зарегистрированных по подложным сведениям. Нередки случаи, когда из-за телефонного звонка правоохранительным органам приходится эвакуировать пассажиров вокзалов, аэропортов, школ, университетов и иных помещений. Подобные случаи имеют не только экономические последствия, но и могут угрожать жизни и здоровью граждан. Целью обращения в суд является последующее включение наименования сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца помощник прокурора ***ёров С. А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объёме, дополнительно пояснил, что владельцев страниц сайтов с адресами; */ установить не удалось.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по *** в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Заинтересованным лицом представлены письменные объяснения, согласно которым он считает, что информация, размещенная на Интернет-сайтах */, может быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно ч. 2 данной статьи в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 указанной статьи).

Целью обращения прокурора *** с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 вышеуказанного Федерального закона, для ограничения доступа к данной информации как незаконной.

Ограничить доступ к информации, распространяемой в сети «Интернет», в порядке, предусмотренном ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», невозможно, в связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд с требованиями о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в порядке главы 27.1 КАС РФ,

В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 1 ст. 10 указанного Федерального закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу п. 5 ст. 15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 данного Федерального закона, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Судом установлено, что прокуратурой *** в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в области информации и информационных технологий, защиты информации проведен мониторинг Интернет-ресурсов в сети «Интернет». В ходе проверки выявлены Интернет-сайты с адресами: *, на которых размещена информация о продаже виртуальных номеров телефонов без оформления и предъявления паспорта в целях удостоверения личности покупателя. Вход на указанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта может любой Интернет-пользователь.

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным, его условия должны соответствовать правилам оказания услуг связи (ст. 44, 45 указанного Федерального закона).

В соответствии с Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342, услуги связи оказываются на основании возмездных договоров. Сторонами по договору выступают гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах и подписывается сторонами. Подпись лица, уполномоченного оператором связи на заключение договора, должна быть заверена печатью оператора связи или организации, уполномоченной оператором связи на заключение договора от его имени.

Cогласно Правилам взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538 базы данных должны содержать следующую информацию об абонентах оператора связи:

фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, представленные при личном предъявлении абонентом указанного документа, - для абонента-гражданина;

наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения, а также список лиц, использующих оконечное оборудование юридического лица, заверенный уполномоченным представителем юридического лица, в котором указаны их фамилии, имена, отчества, места жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для абонента - юридического лица;

сведения баз данных о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов;

сведения об абонентских номерах, которые сохраняются абонентами при заключении договоров об оказании услуг связи с другими операторами подвижной радиотелефонной связи, и наименования указанных операторов связи.

Ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Таким образом, указанными нормами закона в их взаимосвязи установлен запрет на распространение информации, размещенной в сети «Интернет» по адресам: *

Владельцев указанных сайтов установить не удалось. Согласно общедоступной информации о регистраторах доменных имен, размещенной на сайте в сети «Интернет», домены * зарегистрированы в иностранных государствах.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создание, формирование и ведение Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», настоящее решение является основанием для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» по адресам: */ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на страницах сайтов в сети «Интернет» с указателями: */, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет» */, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд *** в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

/подпись/

Решение в окончательной форме принято ****