РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2018 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Радченко С.В.,
при секретаре Лучинкиной Ю.А.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора города Донского Тульской области Епихиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2004/2018 по административному иску прокурора города Донского в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области о признании информации, размещенной в сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор города Донского обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области, в котором просил признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на сайте: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ для включения указателей страниц сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование своих требований прокурор указал, в рамках надзорной деятельности выявлен сайт в сети «Интернет»: <данные изъяты>, доступный в том числе на территории муниципального образования г.Донского, на котором размещены предложения о предоставляемых услугах «номинального директора» во вновь учрежденные юридические лица и ликвидируемые предприятия. Т.е. предоставление услуг по поиску и подбору лиц для использования их в качестве подставных для регистрации и ликвидации юридических лиц за вознаграждение, без цели передачи им и осуществления ими управленческих функций.
Вход в указанный сайт и просмотр размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться содержанием и копировать, содержащуюся на данному сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение также отсутствует.
В ходе проверки с помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная системна Windows7 и пакет прикладных программ, осуществлен выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Яндекс» установлено, что в свободном доступе в сети «интернет» размещена информация о предоставляемых услугах «номинального директора» во вновь учрежденные юридические лица и ликвидируемые предприятия. Согласно размещенной на сайте информации, компания предоставляет услуги «номинального директора», подбирает лиц, для назначения их формальным руководителем юридического лица, принятия ими участия в посещение нотариусов, банков, подписи документов юридического лица. Т.е. предоставление услуг по поиску и подбору лиц для использования их в качестве подставных для регистрации и ликвидации юридических лиц за вознаграждение, без цели передачи им и осуществления ими управленческих функций на страницах интернет-сайта по адресу: <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора города Донского Тульской области Епихина Т.С. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Определением суда от 07.08.2018 года в соответствии с положениями ст.41 КАС РФ допущено процессуальное соучастие, в качестве соответчика привлечен ФИО1, являющийся администратором доменного имени, согласно ответа на запрос ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ».
В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, причины неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, руководитель Управления в письменном заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие, принять решение на усмотрение суда.
В силу ч.4 ст.263 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Сайт в сети Интернет это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, прокурором города Донского проведена проверка Интернет сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории Российской Федерации.
В ходе проверки с помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная системна Windows7 и пакет прикладных программ, осуществлен выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Яндекс» установлено, что в свободном доступе в сети «интернет» размещена информация о предоставляемых услугах «номинального директора» во вновь учрежденные юридические лица и ликвидируемые предприятия. Согласно размещенной на сайте информации, компания предоставляет услуги «номинального директора», подбирает лиц, для назначения их формальным руководителем юридического лица, принятия ими участия в посещение нотариусов, банков, подписи документов юридического лица. Т.е. предоставление услуг по поиску и подбору лиц для использования их в качестве подставных для регистрации и ликвидации юридических лиц за вознаграждение, без цели передачи им и осуществления ими управленческих функций на страницах интернет-сайта по адресу: <данные изъяты>
Ресурсы носят открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к ним свободный.
На сайте размещена информация об оказании услуг по предоставлению номинальных директоров для использования их в качестве подставных для регистрации юридических лиц за вознаграждение, без цели передачи им и осуществления ими управленческих функций.
Деятельность указанных лиц нарушает требования НК РФ, Федеральных законов от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в связи, с чем распространяемая ими информация подлежит признании в судебном порядке запрещенной к распространению на территории Российский Федерации. Размещение данной информации является незаконным и противоречащим основам правопорядка, в действия лица его разместившего – противоправными и уголовно наказуемыми, так как их деятельность нарушает требования НК РФ и ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», от 27.07.2006 № 1449-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в связи, с чем распространяемая ими на «Интернет» странице информация подлежит признанию информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами, в их взаимосвязи установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим информацию о незаконной реализации неоригинальной продукции.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".
Согласно ч. 2 ст. 15.1 вышеуказанного Федерального закона РФ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Этими Правилами определен порядок создания, формирования и ведения указанного реестра, а также основания для включения в единый реестр сайтов в сети Интернет.
Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 указанного закона).
В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Ч. 1 ст. 262 КАС РФ предусмотрено, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.
Согласно ст. 2 ФЗ №2124-1(в редакции от 25.11.2017 года) «О средствах массовой информации» следует, что под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (п.1).
В силу данной статьи под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (п.2).
Под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации (п.5).
Под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения (п.6).
Согласно данной статьи Федерального закона, под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом (п.15).
Таким образом, из положений данной статьи следует, что информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" является средством массовой информации и заявленные прокурором требования связанные с прекращением деятельности средств массовой информации.
Поскольку в силу ст. 2 ФЗ № 2124-1(в редакции от 25.11.2017 года) « О средствах массовой информации», информация размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является средством массовой информации, поэтому подлежит рассмотрению и разрешению в порядке КАС РФ.
По делам о признании информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.
При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые требования прокурора города Тулы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора города Донского в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области о признании информации, размещенной в сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на электронном сайте <данные изъяты>
Настоящее решение является основанием для включения указанных страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 21.08.2018 года.