ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2009/2023 от 27.10.2023 Озерского городского суда (Челябинская область)

Дело №2а-2009/2023

УИД 74RS0046-01-2023-002165-98

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2023 года Озёрский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего Селиной Н.Л.

при секретаре Литвиненко Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Челябинской области к Девятковой Е.Н. о взыскании налога на доходы физических лиц и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Челябинской области (далее - МИФНС России №3 по Челябинской области, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Девятковой Е.Н. о взыскании налога на доходы физических лиц и пени. В обоснование административных исковых требований указала, что ООО «Сетелем банк» представило справку 2-НДФЛ за 2016 год от 30.03.2017 в отношении получателя дохода – Девятковой Е.Н., где указана сумма дохода в размере 977,71 руб. Сумма исчисленного не удержанного налога по данным налогового агента и по данным налогового органа составила - 341,00 руб., которая не уплачена. В адрес административного ответчика было направлено требование об уплате задолженности. Поскольку требования не исполнены, задолженность административным ответчиком до настоящего времени не погашена, просят взыскать с Девятковой Е.Н. налог на доходы физических лиц в сумме 341 руб. и пени в сумме 17,30 руб.

Представитель административного истца МИФНС №3 по Челябинской области в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.73).

Административный ответчик Девяткова Е.Н. в судебное заседание не явилась, извещена (л.д.70), ранее представила возражения (л.д.40), в которых требования не признала, указала, что 28.06.2016 г. заключила с банком кредитный договор на приобретение автотранспортного средства сроком на три года с процентной ставкой по кредиту 6,9%, полагает, что вывод о возникшей материальной выгоде ошибочным, поскольку не соблюдены требования ст. 212 и ст.105.1 НК РФ, взаимозависимых отношений с банком не было, процентная ставка по кредиту определена банком низкой за счет государственной программы по автокредитованию в 2016 г., просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ООО «Драйв Клик Банк» (ООО «Сетелем Банк») в судебное заседание не явился, извещены.

Огласив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно части 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 этого же Кодекса.

В силу пункта 1 части 1 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации, доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, если иное не предусмотрено названным подпунктом, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 пункта 1 указанной статьи, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Абзацем 4 пункта 2 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляются налоговым агентом в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении доходов от суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных этой же статьей. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (пункт 5 статьи 226 НК Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Налогового кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Налогового кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено названной статьей.

В судебном заседании установлено, что между «Сетелем Банк» ООО и Девятковой Е.Н. 28.06.2015 г. был заключен договор о предоставлении потребительского кредита на приобретение транспортного средства, процентная ставка по кредиту 6,90 % годовых (л.д.42-51).

Как установлено, при ставке 6,9% годовых сумма процентов по указанному кредитному договору меньше суммы процентов, исчисленных исходя из 9% годовых, установленных подпунктом 2 пункта 2 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, у Девятковй Е.Н. в 2016 году возник доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от «Сетелем Банк» ООО.

Письмом «Сетелем Банк» ООО от 09.02.2017 г. административный ответчик уведомлен о том, что по итогам 2016 года у него возник налогооблагаемый доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком кредитными средствами в размере 977,71 руб., и о невозможности удержать исчисленную сумму налога на доходы физических лиц в размере 341 руб., предложено представить в налоговый орган декларацию, в отношении суммы дохода, а также уплаты налога не позднее 15.07.2017 г. (л.д. 41).

ООО «Сетелем банк» представлена справка 2-НДФЛ за 2016 год от 30.03.2017 в отношении получателя дохода – Девятковой Е.Н., где указана сумма дохода в размере 977,71 руб. (л.д.19).

Сумма исчисленного и не удержанного налога по данным налогового агента составила 341,00 руб., из расчета 977,71 руб. х 35% = 341,00 руб.).

МИФНС № 3 в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление по от 14.07.2018 г. об уплате в т.ч. и налога на доходы физических лиц (л.д.11), который в установленный срок до 03.12.2018 г., не был уплачен.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (п.3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4 ст. 75 НК РФ).

Поскольку административным ответчиком оплата налогов не была произведена в установленный законом срок, были начислены пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога по формуле: сумма задолженности * кол-во дней * ключевая ставка ЦБ РФ.

Пени составили – 17,30 руб. (период начисления пени с 24.12.2018 по 08.07.2019) (л.д.10).

Расчет пени судом признан верным и обоснованным, административным ответчиком не оспорен.

В силу статьи 69 Налогового Кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В адрес административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика (л.д.15,16) направлено требование - по состоянию на 09.07.2019 г. об оплате НДФЛ за 2016 год в сумме 341,00 руб., пени за несвоевременную уплату НДФЛ за 2016 год в сумме 17,30 руб., в котором предложено добровольно уплатить числящуюся за налогоплательщиком задолженность в срок до 25 октября 2019 года, которое в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено (л.д.9).

В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (пункт 6 статьи 279 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).

В соответствии с абз. 2 приведенного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 этого же пункта).

Поскольку требования административным ответчиком не исполнено, 16.12.2022 года, то есть, в предусмотренный законом срок, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №4 г.Озерска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности (л.д.18), который впоследствии по заявлению должника определением от 28.02.2023 г. был отменен (л.д.37-38).

Исковое заявление в городской суд подано налоговым органом 30.07.2023 г. (л.д.4) в установленные законом сроки.

В связи с чем, требования заявлены обоснованно.

Административным ответчиком не представлено суду доказательств исполнения обязательств по уплате налога на доходы физических лиц и пени в установленные сроки, в связи, с чем требования истца о взыскании с ответчика задолженности подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы административного ответчика о том, что материальной выгоды от экономии на процентах за пользование кредитными средствами не возникает, поскольку не соблюдены требования ст. 212 и ст.105.1 НК РФ, основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно п. 2 пп. 2 ст. 212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в п. 1 пп. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9-и процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Размер процентной ставки по кредитному договору составил в зависимости от установленных кредитным договором процентных периодов 6,90 процентов годовых, что ниже установленного значения, определенного в п. 2 пп. 2 ст. 212 НК РФ.

При таких обстоятельствах у ответчика при каждой уплате суммы процентов за пользование кредитом по кредитному договору возникала материальная выгода от экономии на процентах.

Таким образом, ответчик в 2016 году получила доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование кредитными средствами, полученными по кредитному договору, то есть являлась в 2016 году налогоплательщиком по налогу на доходы физических лиц.

Поскольку на основании ст. 222.36 п. 1 п.п. 19 истец освобождён от уплаты госпошлины, она взыскивается с ответчика в доход местного бюджета исходя из общей суммы подлежащей взысканию с ответчика в размере 400 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Челябинской области к Девятковой Е.Н. о взыскании налога на доходы физических лиц и пени – удовлетворить.

Взыскать с Девятковой Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России №3 по Челябинской области:

- НДФЛ в сумме 341,00 руб. и пени в сумме 17,30 руб., а всего 358 (триста пятьдесят восемь) руб. 30 коп.

Реквизиты для перечисления:

наименование банка получателя средств: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г.Тула; БИК банка получателя средств (БИК ТОФК): 017003983; № счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета): 40102810445370000059; получатель: Казначейство России (ФНС России); номер казначейского счета: 03100643000000018500; КБК: 18201061201010000510; статус: 13.

Взыскать с Девятковой Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированной по адресу: <адрес> доход бюджета госпошлину в размере 400 (четыреста) руб.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения в административную коллегию Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Озёрский городской суд Челябинской области.

Председательствующий- Н.Л.Селина

Мотивированное решение по делу изготовлено 30 октября 2023 года.