Дело № 2а – 200/2019 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Северодвинск 24 октября 2019 г.
Судья Северодвинского гарнизонного военного суда Феоктистов М.В., при секретаре судебного заседания Мамоновой Е.В., без участия сторон, рассмотрев административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> запаса ФИО1 об оспаривании действий Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - «Росвоенипотека»), руководителя «Росвоенипотека», Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ), директора ДЖО МО РФ и Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ), связанных с не начислением денежных средств на именном накопительном счете (далее – ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС),
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Северодвинский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия органов Министерства обороны Российской Федерации связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС и возложить на «Росвоенипотеку» обязанность определить величину недополученного дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, который полагался к начислению на именной накопительный счет ФИО1 за весь период его участия с даты включения в реестр участников НИС 6 февраля 2009 года и перечислить их на его именной накопительный счет участника НИС.
В обоснование своих требований ФИО1 указал, что его именной накопительный счет участника НИС открыт 29 ноября 2018 года с датой возникновения основания для включения – 6 февраля 2009 года, а инвестиционный доход начисляется и учитывается на именном ИНС только с IV квартала 2018 года, поэтому считает, что данные действия административных ответчиков нарушают его право на реализацию жилищных прав, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих») и являются незаконными.
Определением Северодвинского гарнизонного военного суда от 3 октября 2019 года к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены руководитель «Росвоенипотека» и директор ДЖО МО РФ.
Административный истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в него не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик – руководитель «Росвоенипотека», действующий в своих интересах и интересах административного ответчика «Росвоенипотека», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в него не прибыл, его представитель предоставил письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что в Минобороны РФ функции по формированию и ведению реестра возложены на ДЖО МО РФ, который в последующем представляет эти сведения в «Росвоенипотека» в виде уведомления, после чего не позднее 10 рабочих дней с даты поступления уведомления открывается ИНС. Административный истец включен в реестр участников НИС 29 ноября 2018 году с возникновением права с 6 февраля 2009 года, доход от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, рассчитывался с даты включения ФИО1 в реестр, с 29 ноября 2018 года, за период с 6 февраля 2009 года до 30 ноября 2018 года включительно денежные средства на счете административного истца отсутствовали и в доверительное управление не передавались, соответственно инвестиционный доход не начислялся. Передача накоплений в доверительное управление производится с 1 декабря 2018 года, в связи с чем, рассчитать точную величину инвестиционного дохода, который был бы учтен на ИНС ФИО1, для истребования данной суммы от Минобороны РФ, не представляется возможным. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме и рассмотреть дело без своего участия.
Административный ответчик – директор ДЖО МО РФ, действующий в своих интересах и интересах административного ответчика ДЖО МО РФ, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в него не прибыл, своего представителя не направил, отношение к предъявленным требованиям не выразил, представитель представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без своего участия.
Административный соответчик – Минобороны РФ, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в него не прибыло, своего представителя не направило, отношения к предъявленным требованиям не выразило, об уважительности причин неявки не уведомило.
Суд, в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствии сторон.
Исследовав доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ «О статусе военнослужащих») военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, регулируется ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
В соответствии с ч.1 ст. 5 ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников: 1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета; 2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения; 3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Учет накопительных взносов на ИНС участников согласно ч. 4 ст. 5 ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» к участникам НИС относятся прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание стать участниками НИС.
Как следует из материалов дела, ФИО1 первый контракт о прохождении военной службы заключил 2 февраля 2006 года на срок 3 года. В соответствии с приказом Командующего Северным флотом от 18 мая 2007 года № 019-ПМ ФИО1 присвоено воинское звание «<данные изъяты>». В последующем истец 6 февраля 2009 года заключил второй контракт на срок 10 лет. Военную службу по контракту в звании <данные изъяты> проходил в войсковой части №. Приказом командира Беломорской военно-морской базы Северного флота от 25 декабря 2018 года № 96 ФИО1 досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом командира войсковой части № от 15 августа 2019 года № 67-ДД ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части № с 19 августа 2019 года. Общая продолжительность военной службы истца в календарном исчислении составила 15 лет 6 месяцев.
После заключения 6 февраля 2009 года второго контракта, ФИО1 обратился установленным порядком к командиру войсковой части, в которой проходил военную службу, с рапортом с просьбой включить его в реестр участников НИС. 25 февраля 2019 года ФИО1 получил уведомление о включении в реестр НИС с даты возникновения основания для включения в реестр – 6 февраля 2009 года.
Перед предстоящим увольнением с военной службы ФИО1 обратился в «Росвоенипотека» с заявлением, в котором просил предоставить сведения о состоянии ИНС участника НИС, а именно сведения о накопительных взносах и инвестиционных накоплениях за период с 6 февраля 2009 года по настоящее время. В случае, если инвестиционные накопления за указанный период не начислялись, просил разъяснить причину не начисления. Также просил предоставить расчет ИНС и инвестиционного накопления за данный период и начислить ФИО1 накопления на ИНС участника НИС.
Ответом «Росвоенипотека» от 15 августа 2019 года №НИС-7/9240 ФИО1 сообщено, что решение о включении военнослужащего в реестр участников НИС и о присвоении ему соответствующей категории участника принимает ДЖО МО РФ. Сведения от ДЖО МО РФ в «Росвоенипотека» о включении ФИО1 в реестр участников НИС поступили 27 ноября 2018 года, в установленные сроки 29 ноября 2018 года был открыт ИНС, на котором в установленном порядке учтены поступившие из федерального бюджета накопительные взносы с даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС. Инвестиционный доход начисляется в полном объеме согласно сведениям предоставленным ДЖО МО РФ об участии ФИО1 в НИС. Определить размер инвестиционного дохода, который мог бы быть получен ФИО1 за период с 6 февраля 2009 года по 1 декабря 2018 года, не представляется возможным, поскольку указанный доход напрямую зависит от фактического включения в реестр участников НИС, открытия ИНС, сумм денежных средств, учтенных на ИНС и сроков их инвестирования, а также от сумм дохода, полученного по итогам доверительного управления.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» Федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках накопительно-ипотечной системы, необходимые для ведения их именных накопительных счетов, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В соответствии с п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации № 166 от 28 февраля 2013 года (действовавшего в период спорных правоотношений, до издания Приказа МО РФ от 24 апреля 2017 года № 245), функции по формированию и ведению реестра участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации возложены на ДЖО МО РФ. Аналогичная позиция изложена в п. 2 Приказа МО РФ от 24 апреля 2017 года № 245 о назначении ДЖО МО РФ регистрирующим органом.
На основании пп. 5 п. 2 ст. 9 ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» основанием для включения военнослужащих в реестр участников НИС является письменное обращение, которое обычно составляется в виде рапорта по форме, утвержденной соответствующим федеральным органом государственной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Конкретные сроки подачи такого рапорта законодательством не установлены, так как имеет значение только сам факт волеизъявления военнослужащего. При этом датой возникновения основания для включения в НИС в данном случае признается дата регистрации в журнале учета служебных документов указанного рапорта.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 с рапортом о включении его в реестр участников НИС обратился к командиру войсковой части № 6 февраля 2009 года. Согласно уведомлению ДЖО МО РФ от 22 октября 2018 года ФИО1 включен в реестр участников НИС с датой возникновения основания включения в реестр 6 февраля 2009 года. То есть ДЖО МО РФ признал право ФИО1 быть участником НИС с 6 февраля 2009 года.
Открытие именных накопительных счетов, формирование и учет накоплений, поступивших на счета, возлагаются на ФГКУ «Росвоенипотека» и производятся по определенным в Постановлении Правительства Российской Федерации № 655 от 7 ноября 2005 года Правилам (далее - Правила).
В соответствии с п. 2, 4 Правил ИНС открывается и ведется уполномоченным федеральным органом – «Росвоенипотека».
Согласно п. 6 Правил основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников НИС или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Документом, подтверждающим возникновение оснований для открытия ИНС, является уведомление соответствующего федерального органа исполнительной власти о включении военнослужащего в реестр участников НИС.
ИНС открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления. Учет накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
«Росвоенипотека», согласно поступившим сведениям из ДЖО МО РФ в соответствии с п. 6 Правил, 29 ноября 2018 года открыло ИНС ФИО1, на который были начислены накопительные взносы. Начисляемые на ИНС ФИО1 накопительные взносы были переданы в доверительное управление 1 декабря 2018 года, в связи с чем, инвестиционный доход начислялся с указанной даты.
Согласно справке от 15 октября 2019 года, представленной «Росвоенипотека», по состоянию на 15 октября 2019 года на ИНС ФИО1 учтены накопления за период с 6 февраля 2009 года по 31 октября 2019 года в размере 2 534 433 рублей 30 копеек, в том числе доход от инвестирования накоплений за период с четвертого квартала 2018 года по второй квартал 2019 года в размере 103526 рублей 70 копеек. Доход от инвестирования накоплений, в случае если бы накопления ФИО1 были бы переданы в доверительное управление в 2009 году значительно бы отличался, однако данный расчет суду представлен не был.
Положенные ФИО1 накопления были учтены на его ИНС и переданы в доверительное управление с 1 декабря 2018 года, доход от их инвестирования начислялся и учитывался на ИНС с четвертого квартала 2018 года.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в связи с несвоевременным включением ФИО1 в реестр участников НИС на его ИНС учтены накопления в меньшем размере, что нарушает его право, гарантированное п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав незаконными оспариваемые действия, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
При определении органа государственной власти, на который необходимо возложить обязанность устранить допущенное нарушение права административного истца, военный суд исходит из следующего.
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в котором административный истец проходит военную службу, и на который Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» возложены функции по ведению реестра участников НИС.
Согласно подпункту 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министр обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с пунктом 13 этого Положения Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, Министерство обороны Российской Федерации в лице «Росвоенипотека» является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и непосредственно осуществляющим учет доходов от инвестирования накоплений.
На основании изложенного, суд считает, что восстановление нарушенных прав ФИО1 возможно путем возложения обязанности на «Росвоенипотека» произвести расчет инвестиционного дохода, который должен быть начислен административному истцу в случае своевременного включения его в реестр участников НИС за период с 6 февраля 2009 году по 1 декабря 2018 года, истребовав в установленном порядке от Минобороны РФ сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели НИС жилищного обеспечения военнослужащих, сумму инвестиционного дохода, который должен был быть начислен на ИНС ФИО1 с 6 февраля 2009 году по 1 декабря 2018 года, а на Минобороны РФ обязанность перечислить на ИНС ФИО1 рассчитанную «Росвоенипотека» сумму.
Поскольку требования ФИО1 подлежат удовлетворению, суд, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, взыскивает с Министерства обороны РФ в пользу административного истца судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 174-180 и 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными действия Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», руководителя Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, связанные с не начислением денежных средств на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих ФИО1.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет дохода на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих ФИО1 (регистрационный номер №) от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, за период с 6 февраля 2009 года (даты возникновения права на включение в реестр участника НИС) по 1 декабря 2018 года, о чем сообщить в суд и административному истцу в тот же срок.
Обязать руководителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу истребовать в установленном порядке от Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, сумму инвестиционного дохода, который должен был быть начислен на именном накопительном счете ФИО1 (регистрационный номер №) в период с 6 февраля 2009 году по 1 декабря 2018 года, о чем сообщить в суд и административному истцу в тот же срок.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу перечислить на именной накопительный счет ФИО1 (регистрационный номер №) денежные средства в размере не начисленного ему инвестиционного дохода, определенного руководителем ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации за период с 6 февраля 2009 году по 1 декабря 2018 года, о чем сообщить в суд и административному истцу в тот же срок.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО1 300 (триста) рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за подачу административного искового заявления в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий по делу - судья (подпись) М.В. Феоктистов
Верно.
Председательствующий по делу - судья М.В. Феоктистов
Секретарь судебного заседания Е.В. Мамонова
24.10.2019