Дело № 2а-200/2020
24RS0009-01-2020-000251-79
К 3.119
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Революции улица, д.11
с. Большой Улуй, Красноярский край 14 октября 2020 года
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,
при секретаре Доброхотовой С.Н.,
с участием заместителя прокурора Большеулуйского района Селянской Т.В.,
истца Бакайкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бакайкина А.С. к конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района Красноярского края об оспаривании действий, решения, к Большеулуйскому районному Совету депутатов Красноярского края о признании незаконным в части Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района, об оспаривании решений, возложении обязанности назначить проведение конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Бакайкина А.С. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района Красноярского края (далее по тексту Конкурсная комиссия) об оспаривании действий, решения, к административному ответчику Большеулуйскому районному Совету депутатов Красноярского края о признании незаконным в части Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района, об оспаривании решений, возложении обязанности назначить проведение конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района. Требования с учетом их дополнения мотивированы следующим. 24 августа 2020 года состоялось заседание Конкурсной комиссии, по итогам которого было решено представить на рассмотрение Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края двух кандидатов на должность Главы Большеулуйского района Красноярского края, в число которых административный истец не вошла.
Административный истец считает, что Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района Красноярского края (далее по тексту Положение), которым в своих действиях руководствовалась Конкурсная комиссия, в нарушение требований Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает опубликование сведений о проекте контракта, что является основанием для признания данного Положения а также Решения Большеулуйского районного Совета депутатов об его утверждении незаконными.
При проведении конкурса до административного истца не была доведена информация о других кандидатах на должность Главы Большеулуйского района Красноярского края, кандидатов в зал заседания комиссии приглашали по одному, до административного истца не была доведена информация о лицах, являющихся членами Конкурсной комиссии, кто является председателем Конкурсной комиссии, секретарём, почему отсутствовал третий член Конкурсной комиссии, назначенный в её состав Губернатором Красноярского края. Распоряжение Губернатора Красноярского края о назначении членов Конкурсной комиссии административному истцу озвучено не было, члены Конкурсной комиссии никак свои полномочия не подтвердили, свои должности не сообщили. Отсутствие у административного истца информации о занимаемой председателем Конкурсной комиссии Богдановым В.Д. должности лишило её возможности представить дополнения к Программе, разработанной административным истцом в соответствии с требованиями п.3.2 Положения, лишило её возможности довести до сведения Конкурсной комиссии существующие проблемы, которые не решались кандидатом на должность Главы Большеулуйского района и действующим Главой Большеулуйского района Любкиным С.А., имеющим ряд административных проступков, в отношении которого имеется ряд судебных дел, дискредитирующих его как Главу муниципального образования, не выполнившим свою предыдущую программу.
Административный истец полагает, что члены Конкурсной комиссии со стороны Большеулуйского района являются заинтересованными лицами в избрании кандидата Любкина С.А., поскольку Гоголев М.И. является его близким другом, а Шумилова О.О. является дочерью бывшего заместителя главы района Любкина С.А.
Результаты конкурсного отбора не были озвучены. 25 августа 2020 года в 12 часов 00 минут членом комиссии Шумиловой О.А. административному истцу вручено решение комиссии о количестве баллов, набранных административным истцом, на её заявление от 26 августа 2020 года об ознакомлении с протоколом конкурсной комиссии и программами претендентов Любкина С.А. и Ореховского Д.В. председатель Большеулуйского районного Совета депутатов Гейнц В.Э. ответил отказом.
Административный истец считает, что поскольку кандидат Любкин С.А. воспользовался своим служебным положением, представив на рассмотрение комиссии программу, разработанную планов-экономическим отделом района, которую ранее уже утверждали члены комиссии - депутаты Гоголев М.И. и Шумилова О.О., кандидат Ореховский В.Д, не представил ни одного конкретного предложения по развитию района, указанные кандидаты несправедливо были отобраны комиссией.
Во время заседания сессии Большеулуйского районного Совета депутатов 31.08.2020 года Любкин С.А., несмотря на то, что его полномочия как Главы Большеулуйского района Красноярского края истекли 19 августа 2020 года, занял место, которое по статусу должен занимать Глава района, чем оказал психологическое давление на депутатов.
С учетом уточнения административного иска административный истец просит признать незаконными действия Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Большеулуйского района Красноярского края; признать недействительным решение Конкурсной комиссии от 24.08.2020 года; признать недействительными результаты голосования депутатов районного Совета по выборам главы района 31.08.2020 года; отменить решение Большеулуйского районного Совета депутатов от 31.08.2020 года; отменить решение Большеулуйского районного Совета депутатов «О назначении членов конкурсной комиссии»; обязать Большеулуйский районный Совет депутатов назначить проведение нового конкурса по отбору кандидатур на должность главы района; признать Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района и Решение от 28.05.2020 года № 150 Большеулуйского районного Совета депутатов об его утверждении незаконными.
Представители административных ответчиков конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района Красноярского края и Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края, заинтересованное лицо Швец Е.И. о месте, дате и времени судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, не явились, просили о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Заинтересованные лица Любкин С.А., Ореховский Д.В. о месте, дате и времени судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.
Явка административных ответчиком и заинтересованных лиц обязательной в силу закона не является, не признавалась таковой судом, в соответствии со ст.150 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании административный истец и её представитель иск поддержали по изложенным в нём основаниям. Дополнительно полагали, что Положение не соответствует требованиям Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку не предусматривает опубликования проекта контракта с главой администрации района, полномочия которого одновременно исполняет Глава Большеулуйского района. Кроме того Положение содержит в себе не поддающийся правовому регулированию термин «жизненный опыт», позволяющий членам комиссии его свободно трактовать, что свидетельствует о коррупционной составляющей нормативного акта. Полагают, что Конкурсная комиссия сформирована представительным органом изначально в незаконном составе в количестве менее 6 человек, избранные в состав комиссии депутаты Гоголев М.И. и Шумилова О.О. являются заинтересованными в избрании на должность Главы Большеулуйского района именно Любкина С.А., поскольку являются его близкими знакомыми, Шумилова О.О. ему подотчетна в своей работе директором МБОУ «Большеулуйкая СОШ», мать Шумиловой О.О. долгие годы являлась заместителем Главы района Любкина С.А., Гоголев М.И. совместно с Любкиным С.А. вёл бизнес. Гоголев М.И. и Шумилова О.О. как депутаты Большеулуйского районного Совета депутатов принимали участие в выборе себя членами комиссии, повторно принимали решение об избрании Главы Большеулуйского района на заседании сессии 31.08.2020 года по результатам конкурса, в котором также отдали предпочтение кандидату Любкину С.А. Заседание Конкурсной комиссии в нарушение действующего законодательства проведено в закрытом режиме, представители общественности на заседание комиссии допущены не были. К кандидатуре Бакайкиной А.С. члены комиссии подошли предвзято, беседа с ней длилась около одного часа в отличие от других кандидатов, пребывание которых на заседании комиссии ограничилось несколькими минутами, членом комиссии Гоголевым М.И. ей задавались некорректные вопросы, которые снимались председателем комиссии Богдановым В.Д. Представленная ею программа кандидата в полной мере отвечала предъявляемым к ней требованиям по структуре, оформлению и содержанию, в отличие от программ других кандидатов. Программа кандидата Любкина С.А. представляла из себя не им лично разработанный материал, а являлась результатом работы планово-экономического отдела администрации о плане развития Большеулуйского района на 2020-2025 год, о чем сам кандидат неоднократно упоминал в своих публичных заявлениях в ходе выборов и что является нарушением требований действующего законодательства.
Административный ответчик председатель Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района Красноярского края Богданов В.Д. в письменных возражениях относительно административного иска возражал. Утверждает следующее. Глава Большеулуйского района Красноярского края в силу требований статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу положений Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае», в силу ст.15 Устава Большеулуйского района Красноярского края подлежит избранию на должность представительным органом местного самоуправления из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса и возглавляет местную администрацию Порядок проведения конкурса регламентирован п.2.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которой порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения. Этим же законом предусмотрено, что кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления. На территории Большеулуйского района порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района урегулирован решением Большеулуйского районного Совета депутатов от 28.05.2020 № 150 «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Большеулуйского района», которое было опубликовано в официальном печатном издании. Дата проведения конкурса была определена решением Большеулуйского районного Совета депутатов от 14.07.2020 № 157, проведение конкурса назначено на 24.08.2020 в 14 часов 00 минут. Решение было опубликовано в официальном печатном издании 17.07.2020 года. Работа Конкурсной комиссии осуществлялась в правомочном составе в количестве 5 человек. Доказательств заинтересованности членов конкурсной комиссии в результатах выборов истцом не представлено.
Процедурой проведения конкурса не установлено требование сообщать участникам конкурса правовые основания формирования Конкурсной комиссии, подтверждать полномочия его членов и сообщать о правомочности заседания комиссии. Уточняющих вопросов о статусе членов Конкурсной комиссии от кандидата Бакайкиной А.С. не поступало. При оценке представленных кандидатами программ их действий в соответствии с пунктами 4.4-4.4.3 Положения Конкурсной комиссией оценивались качество представленных кандидатами программ, их целесообразность и осуществимость, полнота и содержательность ответов кандидатов, уровень их коммуникативных навыков и навыков публичного выступления. Иных критериев оценки представленной программы действий кандидатов в Положении о проведении конкурса не установлено, возможность осуществления каких-либо проверочных мероприятий в отношении представленных программ у Конкурсной комиссии отсутствует, в том числе отсутствует возможность проверить, какой материал был использован при подготовке программы. При этом не запрещено использовать любые источники информации и исходного материала для подготовки программы. Неосведомлённость кандидата Бакайкиной А.С. об участии в Конкурсной комиссии начальника управления территориальной политики Губернатора Красноярского края не имеет правового значения.
Заявителем не приведены доводы, по которым она оспаривает итоги голосования депутатов Большеулуйского районного Совета депутатов по вопросу избрания Главы Большеулуйского района, а также постановленное решение об этом. Утверждение Бакайкиной А.С. о том, что полномочия Любкина С.А. были прекращены 19 августа 2020 года не основаны на нормах закона, в силу ч.3 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия выборного должностного лица органа местного самоуправления прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Полагает, что использование кандидатом Любкиным С.А. информации, содержащейся в Стратегии социально-экономического развития Большеулуйского района нельзя расценивать как использование преимуществ своего должностного положения, поскольку указанный документ утверждён решением Большеулуйского районного Совета депутатов от 29.05.2019 года № 120, официально опубликован и находится в свободном доступе, может быть свободно использован. При проведении конкурса все кандидаты находились в равном положении. Тот факт, что Бакайкина А.С. не была отобрана для рассмотрения на заседании Большеулуйского районного Совета депутатов не свидетельствует о создании для административного истца каких-либо препятствий в реализации конституционного права гражданина Российской Федерации быть избранным в органы местного самоуправления (т.2 л.д.7-12).
В дополнительных пояснениях председатель Комиссии Богданов В.Д. указывает, что 31.07.2020 года проведена юридическая экспертиза решения Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края от 28.05.2020 года № 150 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района», согласно которой несоответствий действующему законодательству в указанном решении не выявлено (т.2 л.д.70).
Административный ответчик Большеулуйский районный Совет депутатов Красноярского края в письменных возражениях относительно иска Бакайкиной А.С. возражали, утверждают, что утверждённое решением Большеулуйского районного Совета депутатов от 14.07.2020 года № 157 Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района в полной мере соответствует нормам Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно Уставу Большеулуйского района должность главы администрации местного самоуправления в структуре органов местного самоуправления не предусмотрено, Главы района по должности является главой администрации, конкурс по отбору главы администрации Большеулуйского района не проводился, в связи с чем отсутствует необходимость публиковать проект контракта с главой администрации. (т.2 л.д.66-68).
Выслушав административного истца и её представителя Машинца А.А., исследовав письменные возражения ответчиков, заслушав свидетелей и исследовав письменные материалы административного дела, заслушав заключение заместителя прокурора Большеулуйского района Селянскую Т.В., полагавшую необходимым иск удовлетворить, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу пункта «н» части 1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Названный закон предусматривает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1, 4 статьи 7).
При рассмотрении административного иска в части признания незаконными Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района и Решения от 28.05.2020 года № 150 Большеулуйского районного Совета депутатов об его утверждении, суд исходит из следующего.
Согласно ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч.6 ст.208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В силу ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу ч.9 ст.213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Решением Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края от 28.05.2020 года № 150 было утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района (л.д.52).
Указанный и оспариваемый административным истцом правовой акт обладает нормативным характером, поскольку он принят представительным органом местного самоуправления, рассчитан на неоднократное применение, является обязательным для исполнения неопределенным числом лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.
Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2884 "О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае" глава муниципального района, муниципального округа, городского округа края избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Согласно Уставу Большеулуйского района Красноярского края в редакции решения Большеулуйского районного Совета депутатов от 26.12.2019 года № 147, Глава района – высшее должностное лицо района, наделённое согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района (п.1 ст.15). Глава района избирается Большеулуйским районным Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию (п.4 ст.15). Районный Совет депутатов – представительный орган местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории района, состоящий из депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п.1 ст.22) (т.1 л.д.69-99).
Указанные нормативные акты свидетельствуют о том, что оспариваемое административным истцом Положение принято представительным органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Согласно положениям Регламента Большеулуйского районного Совета депутатов, утвержденного решением Большеулуйского районного Совета депутатов от 29.08.2013 года № 226, его статьи 4 районный Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края и настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района; решения Большеулуйского районного Совета депутатов подписывает председатель Совета, нормативные акты, принятые Советом депутатов, направляются Главе Большеулуйского района для подписания и обнародования в течение 10 дней (т.1 л.д.100-107).
Форма и вид оспариваемого решения от 28 мая 2020 года соответствует положениям Регламента, оно подписано председателем Большеулуйского районного Совета депутатов и Главой Большеулуйского района, опубликовано в еженедельном общественно-политическом издании «Вестник Большеулуйского района» № 23 от 5 июня 2020 года (т.2 л.д.17-22), в тексте решения указано на его вступление в силу в день, следующий за днём официального опубликования.
Не противоречит действующему законодательству, имеющему высшую юридическую силу оспариваемое административным истцом Положение и по своему содержанию.
Так, в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ требованиями, предъявляемыми к принимаемым представительным органом местного самоуправления Положениям является: опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.; представление представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов, допустимость установления условиями конкурса требований к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
В силу содержания самого оспариваемого Положения решение о назначении конкурса подлежит официальному опубликованию, оно публикуется не менее, чем за 30 календарных дней до дня проведения конкурса (п.1.4).
Решение Большеулуйского районного Совета депутатов от 14.07.2020 года о проведении 24 августа 2020 года конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района, было опубликовано в установленный срок в еженедельном общественно-политическом издании «Вестник Большеулуйского района» № 29 от 17 июля 2020 года(т.2 л.д.23-28).
Как следует из содержания оспариваемого Положения для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы района формируется конкурсная комиссия (далее - Комиссия) в составе б человек. Половина состава Комиссии назначается решением районного Совета депутатов, а вторая половина - Губернатором Красноярского края (п.2.1) Комиссия должна быть сформирована в полном составе не позднее, чем за 1 календарный день до дня проведения конкурса (п.2.2). Формой работы Комиссии является заседание. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более двух третей ее состава. Решение Комиссии принимаются большинством от установленного числа её членов открытым голосованием (п.2.3). Из числа членов Комиссии избираются председатель и секретарь (п.2.4). Пунктом 3.1 Положения предусмотрен перечень документов, которые обязан представить кандидат в конкурсную комиссии, а также предусмотрена возможность представить документы о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, о награждении наградами и присвоении почетных званий и иные документы, характеризующие его личность, профессиональную подготовку. В качестве конкурсного задания кандидат представляет разработанную им программу действий, направленную на улучшение социально-экономической ситуации в Большеулуйском районе (далее - Программа). Программа обязательно должна содержать: 1) оценку текущего социально-экономического состояния Большеулуйского района; 2) описание основных социально-экономических проблем Большеулуйского района; 3) комплекс предлагаемых кандидатом мер, направленных на улучшение социально-экономического положения и решение основных: проблем Большеулуйского района; 4) предполагаемую структуру администрации Большеулуйского района; 5) предполагаемые сроки реализации Программы. Программа подписывается кандидатом и представляется Комиссии в день проведения конкурса. Программа должна быть прошита, листы пронумерованы. Программа представляется в запечатанном и подписанном гражданином конверте с указанием количества документов и листов в конверте. Программа представляется объемом до двадцати страниц машинописного текста гарнитурой шрифта TimesNewRoman размером № 14 (п.3.2). На основании представленных документов и проверки соответствия кандидатов требованиям, установленным настоящим Положением, Комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе (п.4.1). Конкурс проводится в два этапа в течение конкурсного дня, если иное не установлено настоящим Положением. Кандидаты участвуют в конкурсе лично (п.4.2). Первый этап конкурса проводится на основе анкетных данных и представленных документов в форме собеседования (п.4.3).
При подведении итогов первого этапа конкурса Комиссия оценивает конкурсантов исходя из представленных ими документов. При выставлении оценок Комиссией учитываются биографические данные, уровень образования, стаж работы по специальности, жизненный опыт кандидатов, полнота и достоверность предоставленных документов, в том числе и документов, предоставление которых не носит обязательный характер, и др. (п.4.3.1). Оценка кандидатов на первом этапе производится по пятибалльной системе. Каждый член Комиссии выставляет кандидату соответствующий балл (от 1 до 5) и заносит его в оценочный лист (Приложение 3), который удостоверяется /подписью члена Комиссии (п.4.3.2). На втором этапе Комиссия рассматривает Программы, представленные кандидатами в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Положения (п.4.4). Кандидат докладывает основные положения Программы, при этом для её презентации кандидат вправе использовать мультимедийные средства (п.4.4.1). Для изложения основных положений Программы кандидату отводится не более 20 минут. По завершении выступления кандидата члены Комиссии вправе задавать ему вопросы, которые могут быть направлены на проверку знаний основ государственного управления и местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Устава и законов Красноярского края, иных нормативных правовых актов в сферах конституционного, муниципального, административного, трудового и гражданского права (п.4.4.2). При подведении итогов второго этапа конкурса Члены Комиссии учитывают качество представленных Программ, их целесообразность и осуществимость, полноту и содержательность ответов кандидатов, уровень их коммуникативных навыков и навыки публичного выступления (п.4.4.3). Члены Комиссии (в отсутствие кандидата) дают оценку Программе с учетом ответов конкурсантов по десятибалльной системе. По итогам второго этапа конкурса каждый член Комиссии выставляет кандидату соответствующий балл (от 1 до 10) и заносит его в оценочный лист, который удостоверяется подписью члена Комиссии (п.4.4.4). По завершении конкурсных испытаний подсчитывается общее число баллов по каждому кандидату, полученных при прохождении двух этапов конкурса, данные об этом заносятся в протокол (п.4.5). По итогам двух этапов конкурса Комиссия принимает решение об отборе не менее двух кандидатов, набравших наибольшее число баллов. Итоговое решение заносится в протокол, который подписывается членами Комиссии. Протокол заседания Комиссии, документы отобранных кандидатов и материалы конкурсных испытаний направляются Комиссией в районный Совет депутатов не позднее 2 календарных дней со дня принятия решения по итогам конкурса (п.4.6). Каждому участнику конкурса Комиссия сообщает о его результатах в письменной форме в течение 3 календарных дней со дня принятия решения по итогам конкурса. Председатель районного Совета депутатов извещает избранных Комиссией кандидатов не позднее, чем за 2 календарных дня до даты, на которую назначено заседание районного Совета депутатов, о дате, времени и месте заседания (п.4.7).
Содержание оспариваемого нормативного правового акта не противоречит действующему законодательству ни в какой его части.
Несостоятельной представляется суду ссылка представителя административного истца на положения ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, согласно части 5 которой порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Предметом настоящего судебного спора являются выборы Главы муниципального образования, но не главы местной администрации. То обстоятельство, что в силу Устава Большеулуйского района Глава Большеулуйского района одновременно возглавляет местную администрацию, не влечет за собой совмещение или идентичность процедур выборов и назначения указанных должностных лиц местного самоуправления. Более того, Уставом Большеулуйского района в структуре органов местного самоуправления должность главы местной администрации не предусмотрена.
Вопреки доводам административного истца какой-либо юридико-лингвистической неопределенности Положение не содержит. Использование в контексте Положения словосочетания "жизненный опыт» о неясности правового регулирования не свидетельствует. Указанный термин востребован в правовой литературе, в том числе используется Конституционным Судом Российской Федерации при выявлении содержания возрастного ценза кандидатов, обладающих пассивным избирательным правом. В своем заключении от 16.03.2020 № 1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации" Конституционный Суд РФ указал, что вводимые Законом о поправке предписания направлены на защиту суверенитета Российской Федерации, а в части возрастных требований обусловлены необходимостью наличия у претендента на соответствующую должность определенного жизненного опыта.
Суд также отмечает, что 31.07.2020 года управлением территориальной политики Губернатора Красноярского края проведена юридическая экспертиза решения Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края от 28.05.2020 № 150 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района», по результатм которой в акте не выявлено противоречий действующему законодательству (т.2 л.д.71-72).
Административный иск в частипризнания Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района и Решения от 28.05.2020 года № 150 Большеулуйского районного Совета депутатов об его утверждении незаконными удовлетворению не подлежит, поскольку указанные акты не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов административного истца.
При рассмотрении административного иска в части отменить решение Большеулуйского районного Совета депутатов «О назначении членов конкурсной комиссии» суд исходит из следующего.
Согласно ч.1 ст.218 ГК РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Решением Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края от 14.07.2020 года № 157 объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района, назначено проведение конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района на 24 августа 2020 года в 14 часов 00 минут по адресу: Красноярский край, Большеулуйский район, с.Большой Улуй, ул.Революции, 11, актовый зал; утверждён текст объявления о приёме документов от кандидатов согласно Приложению № 1; назначены члены конкурсной комиссии согласно Приложению 2; определён ответственный за приём документов от кандидатов, их регистрацию, а также организационное обеспечение работы конкурсной комиссии ФИО3 – документовод Большеулуйского районного Совета депутатов; поручено председателю Большеулуйского районного Совета депутатов В.Э.Гейнцу не позднее дня, следующего за днём принятия настоящего решения, уведомить Губернатора Красноярского края об объявлении конкурса на должность Главы Большеулуйского района Красноярского края и начале формирования конкурсной комиссии (л.д.64-65). Согласно Приложению 2 к указанному решению в состав конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района назначены главный специалист Большеулуйского сельсовета Стаховцев В.С., депутат Большеулуйского районного Совета депутатов Гоголев М.И., директор МБОУ «Большеулуйская СОШ» депутат Большеулуйского районного Совета депутатов Шумилова О.О. (л.д.68).
Административный истец оспаривает указанное решение в части нарушения процедуры назначения членов Конкурсной комиссии, в части персонального состава Конкурсной комиссии, явившегося причиной нарушения её прав в виде необъективного отношения к её кандидатуре. Срок обращения в суд с административным иском в этой части административным истцом соблюдён, как соблюдён и срок обращения в суд по требованиям, связанным с оспариванием действий и решения Конкурсной комиссии от 24 августа 2020 года, с оспариванием итогов голосования и решения сессии Большеулуйского районного Совета депутатов от 31 августа 2020 года.
Решение Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края от 14.07.2020 года № 157 принято представительным органом местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных ему ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, и в соответствии с пунктом 1.3 Положения, согласно которому конкурс назначается решением Большеулуйского районного Совета депутатов.
В строгом соответствии с пунктом 1.4 оспариваемое решение содержит информацию о дате, времени и месте проведения конкурса; текст объявления о приеме документов от кандидатов, содержащий сроки приема документов и условия конкурса; фамилию, имя, отчество, должность работника, ответственного за прием документов от кандидатов, их регистрацию, а также организационное обеспечение работы Конкурсной комиссии.
Согласно положениям ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Решением представительного органа в соответствии с пунктом 2.1 Положения назначена половина состава Конкурсной комиссии (три человека из шести), в её состав вошли Стаховцев В.С. – главный специалист Большеулуйского сельсовета, Гоголев М.И. – депутат Большеулуйского районного Совета депутатов, Шумилова О.О. – директор МБОУ «Большеулуйская СОШ», депутат Большеулуйского сельского Совета депутатов (т.1 л.д.68).
Вторая половина состава Конкурсной комиссии назначена распоряжением Губернатора Красноярского края от 10.08.2020 года № 367-рг, в её состав вошли начальник управления территориальной политики Губернатора Красноярского края Богданов В.Д., заместитель министра экологии и рационального природопользования – начальник отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Гуменюк Ю.А., заместитель министра строительства Красноярского края Цитович Е.С (т.2 л.д.2-3).
Таким образом, в соответствии с пунктом 2.2 Положения Конкурсная комиссия сформирована в полном составе не позднее, чем за 1 календарный день до дня проведения конкурса. Требований об издании единого документа о формировании Конкурсной комиссии в составе шести человек действующим нормативным регулированием не предусмотрено.
Решение о назначении конкурса официально опубликовано 17 июля 2020 года в еженедельном общественно-политическом издании «Вестник Большеулуйского района» № 29 (т.2 л.д.23-28) не менее, чем за 30 календарных дней до дня проведения конкурса.
Оспаривая настоящее решение, административный истец утверждает, что в её состав были включены лица, заинтересованные в избрании на должность Главы Большеулуйского района Любкина С.А. – его близкий знакомый Гоголев М.И., с которым Любкин С.А. вёл совместный бизнес, дочь его прежнего заместителя Шумилова О.О., которые, кроме того, сами себя и избирали в состав комиссии, голосуя за принятие оспариваемого решения, поскольку являлись депутатами Большеулуйского районного Совета депутатов.
Такие доводы административного истца нельзя признать состоятельными.
Согласно положениям Регламента Большеулуйского районного Совета депутатов, утвержденного решением Большеулуйского районного Совета депутатов от 29.08.2013 года № 226, его статьи 10.1 решения сессии Большеулуйского районного Совета депутатов принимаются открытым, тайным голосованием, а также поименным. Депутат, присутствующий на заседаниях, не вправе отказаться от голосования (т.1 л.д.100-107).
Сторонами настоящего спор не оспаривается тех обстоятельств, что Гоголев М.И. и Шумилова О.О. являлись депутатами Большеулуйского районного Совета депутатов V созыва. Однако данное обстоятельство не является для них препятствием принять участие в голосовании по собственным кандидатурам при назначении членов конкурсной комиссии, напротив, при принятии решения они не могли уклониться от голосования, такое действие им прямо запрещено Регламентом.
Никаких объективных данных, указывающих на наличие у указанных лиц личной заинтересованности в избрании на должность Главы Большеулуйского района Любкина С.А. административный ответчик не привела, соответствующих доказательств не представила. Названные административным истцом мотивы (личное знакомство и дочь ранее подчинённого должностного лица) с учётом замещаемой Любкиным С.А. муниципальной должности в сельской местности, могут быть применены к абсолютному большинству населения, проживающего на территории Большеулуйского района. Тем более административный ответчик не сослалась ни на какие доказательства, которые бы подтверждали ведение действующим главой муниципального образования совместного бизнеса с иным лицом.
Кроме того, суд считает необходимым отметить также и то, что на момент назначения членов Конкурсной комиссии14 июля 2020 года отсутствовала информация о потенциальных кандидатах на пост Главы Большеулуйского района.
Административный иск в части отмены решение Большеулуйского районного Совета депутатов «О назначении членов конкурсной комиссии» удовлетворению не подлежит.
При рассмотрении административного иска в части признания незаконными действий Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района и признания недействительным решения конкурсной комиссии от 24.08.2020 года, суд исходит из следующего.
Проведение конкурса, как это следует из содержания Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Положения, не является произвольным, проводится в соответствии с условиями и порядком его проведения. Целью конкурса, в соответствии с пунктом 1.2 Положение является отбор кандидатур, наиболее подготовленных для замещения должности Главы района из числа претендентов, представивших документы для участия в конкурсе, на основании их знаний, способностей, профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, а также иных качеств, выявленных в результате проведения конкурса.
Решением Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края от 28.05.2020 года № 150 было утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района (л.д.52).
Решением Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края от 14.07.2020 года № 157 объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района.
24 августа 2020 года Бакайкиной А.С. вручено уведомление комиссии, именуемое административным истцом решением, которым она уведомлена, что общее количество баллов, полученных ею по результатам конкурса, составило 44 балла, её кандидатура не включена в список кандидатур, отобранных конкурсной комиссией для представления в Большеулуйский районный Совет депутатов (т.1 л.д.11).
Процедура проведения конкурса закреплена протоколом заседания Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района от 24.08.2020 года (т.1 л.д.46-51).
Согласно пункту 2.3 Положения формой работы Конкурсной комиссии является заседание. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более двух третей ее состава. Решение Комиссии принимаются большинством от установленного числа её членов открытым голосованием. Согласно п.2.4 Положения из числа членов Комиссии избираются председатель и секретарь.
Как следует из протокола от 24.08.2020 года заседание Конкурсной комиссии состоялось в указанную дату, на заседании комиссии присутствовали пять членов из шести назначенных. В ходе заседания в результате открытого голосования членов Конкурсной комиссии её председателем был избран Богданов В.Д., секретарем Шумилова О.О.
В материалы дела административным ответчиком представлены все документы, которые были переданы участками конкурса в конкурсную комиссию, каждый из них представил полный пакет документов, необходимых для участия в конкурсе, предусмотренный п.3.1 Положения: личное заявление на участие в конкурсе; собственноручно заполненную и подписанную анкету с приложением фотографий; паспорт; документы, подтверждающие профессиональное образование, стаж работы и квалификацию, документ о профессиональном образовании; трудовую книжку; документ, подтверждающий представление Губернатору Красноярского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. полученных кандидатом, его супругой (супругом), несовершеннолетними детьми, в соответствии с законом Красноярского края от 19.12.2017 № 4-1264 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений»; справку о наличии (отсутствии) судимости. Кандидатами Любкиным С.А. и Ореховским Д.В. дополнительно были представлены характеризующие их личности почетные грамоты, благодарственные письма, что в полной мере соответствует положениям п.3.1 Положения (т.1 л.д.122-182).
В соответствии с пунктом 3.2 Положения в качестве конкурсного задания каждый кандидат представил разработанную им программу действий, направленную на улучшение социально-экономической ситуации в Большеулуйском районе (т.1 л.д.208-247).
К конкурсу были допущены 4 кандидата, в том числе административный истец Бакайкина А.С., в том числе действующий Глава Большеулуйского района Любкин С.А.
Действующим законодательством не предусмотрены ни возможность самоустранения члена Конкурсной комиссии от участия в её заседаниях, ни возможность для кандидатов выразить недоверие членам комиссии. Как уже было отмечено выше, доказательств заинтересованности членов Конкурсной комиссии Гоголева М.И. и Шумиловой О.О. в избрании на должность Любкина С.А. административным истцом не представлено. У суда не никаких оснований считать, что участие в процедуре отбора кандидатов на должность Главы Большеулуйского района указанных лиц ставило в неравное положение участников конкурса.
Конкурс по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района состоялся в один день 24.08.2020 года.
В силу Положения на основании представленных документов и проверки соответствия кандидатов требованиям, установленным настоящим Положением, Комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе (п.4.1). Конкурс проводится в два этапа в течение конкурсного дня, если иное не установлено настоящим Положением. Кандидаты участвуют в конкурсе лично (п.4.2). Первый этап конкурса проводится на основе анкетных данных и представленных документов в форме собеседования (п.4.3). При подведении итогов первого этапа конкурса Комиссия оценивает конкурсантов исходя из представленных ими документов. При выставлении оценок Комиссией учитываются биографические данные, уровень образования, стаж работы по специальности, жизненный опыт кандидатов, полнота и достоверность предоставленных документов, в том числе и документов, предоставление которых не носит обязательный характер, и др. (п.4.3.1).
Оценка кандидатов на первом этапе производится по пятибалльной системе. Каждый член Комиссии выставляет кандидату соответствующий балл (от 1 до 5) и заносит его в оценочный лист (Приложение 3), который удостоверяется /подписью члена Комиссии (п.4.3.2).
На втором этапе Комиссия рассматривает Программы, представленные кандидатами в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Положения (п.4.4). Кандидат докладывает основные положения Программы, при этом для её презентации кандидат вправе использовать мультимедийные средства (п.4.4.1). Для изложения основных положений Программы кандидату отводится не более 20 минут. По завершении выступления кандидата члены Комиссии вправе задавать ему вопросы, которые могут быть направлены на проверку знаний основ государственного управления и местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Устава и законов Красноярского края, иных нормативных правовых актов в сферах конституционного, муниципального, административного, трудового и гражданского права (п.4.4.2). При подведении итогов второго этапа конкурса Члены Комиссии учитывают качество представленных Программ, их целесообразность и осуществимость, полноту и содержательность ответов кандидатов, уровень их коммуникативных навыков и навыки публичного выступления (п.4.4.3). Члены Комиссии (в отсутствие кандидата) дают оценку Программе с учетом ответов конкурсантов по десятибалльной системе. По итогам второго этапа конкурса каждый член Комиссии выставляет кандидату соответствующий балл (от 1 до 10) и заносит его в оценочный лист, который удостоверяется подписью члена Комиссии (п.4.4.4).
По завершении конкурсных испытаний подсчитывается общее число баллов по каждому кандидату, полученных при прохождении двух этапов конкурса, данные об этом заносятся в протокол (п.4.5).
По итогам двух этапов конкурса Комиссия принимает решение об отборе не менее двух кандидатов, набравших наибольшее число баллов. Итоговое решение заносится в протокол, который подписывается членами Комиссии. Протокол заседания Комиссии, документы отобранных кандидатов и материалы конкурсных испытаний направляются Комиссией в районный Совет депутатов не позднее 2 календарных дней со дня принятия решения по итогам конкурса (п.4.6).
Каждому участнику конкурса Комиссия сообщает о его результатах в письменной форме в течение 3 календарных дней со дня принятия решения по итогам конкурса. Председатель районного Совета депутатов извещает избранных Комиссией кандидатов не позднее, чем за 2 календарных дня до даты, на которую назначено заседание районного Совета депутатов, о дате, времени и месте заседания (п.4.7).
Согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии от 24.08.2020 года в рамках установленной повестки заседания на первом этапе конкурса комиссия в форме индивидуального собеседования с каждым из кандидатов оценила анкетные данные и иные документы конкурсантов, выставив им баллы в оценочные листы (т.1 л.д.199-203).
Тот факт, что очередность собеседования с кандидатами не соответствовала очередности подачи ими документов в конкурсную комиссию, действующее законодательство не нарушает, данный момент ни федеральным законом, ни Положением не регулируется, соответственно определяется Конкурсной комиссией самостоятельно. О том, что установленная Конкурсной комиссией очерёдность выступления кандидатов каким-то образом нарушила права административного истца или поставила её в неравное по отношению к другим кандидатам положение, административный истец не заявляла, суд таких нарушений в действиях Конкурсной комиссии не усматривает.
Конкурсная комиссия вправе представить на рассмотрение Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края не менее двух кандидатов, что соответствует требованиям части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
На втором этапе конкурса комиссия рассмотрела предоставленные кандидатами программы действий, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в районе, каждый из кандидатов представил программу улучшения социально-экономической ситуации, каждому кандидату членами комиссии были заданы вопросы и по результатам второго этапа конкурса каждым членом комиссии кандидатам были выставлены соответствующие баллы в оценочных листах (т.1 л.д.199-203). По итогам двух этапов конкурса кандидаты набрали следующие баллы: Швец Е.И. - 40 баллов, Бакайкина А.С. - 44 балла, Любкин С.А. - 74 балла, Ореховский Д.В. – 63 балла. В результате проведения конкурса комиссией было принято решение признать отобранными на должность главы Большеулуйского района Красноярского края для рассмотрения на заседании районного Совета депутатов кандидатов Любкина С.А. и Ореховского Д.В., набравших наибольшее число баллов.
Протокол заседания Конкурсной комиссии подписан каждым из её членов.
25 августа 2020 года административному истцу членом Конкурсной комиссии Шумиловой О.О. было вручено решение комиссии (т.1 л.д.11), о чем административный истец указала в своем административном иске.
Действующее нормативное регулирование не возлагает на Конкурсную комиссию, либо на председателя Большеулуйского районного Совета депутатов обязанность знакомить участников конкурса с протоколом заседания Конкурсной комиссии и конкурсными программами других участников конкурса, поэтому невыполнение таких действий указанными лицами не может рассматриваться как нарушение прав административного истца.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
С учетом изложенного правового регулирования суд не входит в обсуждение вопроса об оценке членами Конкурсной комиссии участков конкурса и представленных ими программ на каком-либо из этапов.
При этом суд считает возможным отметить, что вопреки утверждениям административного истца члены Конкурсной комиссии лишены возможности заблаговременно ознакомиться с программами кандидатов и оценить их на предмет личного участия кандидата в их разработке. Так, в силу пункта 3.2 Положения кандидат представляет разработанную им программу в день проведения конкурса в запечатанном и подписанном гражданином конверте.
Административный истец полагает, что поскольку представленная кандидатом Любкиным С.А. программа разработана на основании Стратегии социально-экономического развития района, являющей результатом работы отделов администрации Большеулуйского района, постольку он не является её автором и не мог представлять такую программу в Конкурсную комиссию. Однако нормы федерального законодательства, нормы Положения не устанавливают запрета на разработку программ, схожих по содержанию с иными программами, на использование кандидатом при подготовке программы любого материала, они не возлагают на Конкурсную комиссию обязанностей проводить проверку содержания программ на предмет сходства с другими работами.
После представления участником конкурса Бакайкиной А.С. программы члены Конкурсной комиссии воспользовались предоставленным им Положением правом задать участнику конкурса вопросы. То, что кандидату Бакайкиной А.С. было задано вопросов больше, чем другим участникам конкурса, не может свидетельствовать о нарушении её прав или их умаление по сравнению с другими кандидатами.
Равным образом никак не нарушает прав административного истца отсутствие у неё на момент проведения конкурса осведомленности о занимаемой членом Конкурсной комиссии должности начальника управления территориальной политики Губернатора Красноярского края и об участии в конкурсе действующего Главы Большеулуйского района Любкина С.А., что по её утверждению, не позволило ей выступить с критическими замечаниями в адрес кандидата Любкина С.А., не выполнившего свою предыдущую предвыборную программу. Как уже было отмечено выше, целью проведение конкурса является отбор кандидатур, наиболее подготовленных для замещения должности Главы района из числа претендентов, представивших документы для участия в конкурсе, на основании их знаний, способностей, профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, а также иных качеств, выявленных в результате проведения конкурса. Критическая информация одного из кандидатов в адрес другого не является предметом оценки Конкурсной комиссии и не является необходимой в силу действующего законодательства, регламентирующего порядок проведения конкурса.
Проведение 24 августа 2017 года заседания Конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность Главы Большеулуйского района Красноярского края в закрытом режиме не является основанием для признания незаконными результатов конкурса. Возможность проведения закрытых заседаний предусмотрена Регламентом Большеулуйского районного Совета депутатов, согласно пункту 6.2 которого по решению депутатов Большеулуйского районного Совета депутатов может быть проведено закрытое заседание Совета (или его часть – по отдельным вопросам повестки), одновременно установлено, что закрытые заседания не могут проводиться для рассмотрения и принятия решения по вопросам принятия и изменения Устава Большеулуйского района, назначения местного референдума, обсуждения народной правотворческой инициативы, по вопросам утверждения бюджета и отчета о его исполнении, установления порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, установления порядка и условий приватизации муниципальной собственности, установления местных налогов и сборов, а также установления льгот по их уплате (т.1 л.д.102).
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, в том числе Положение не содержат запрета на проведение заседания Конкурсной комиссии в закрытом режиме. Следовательно, Конкурсная комиссия самостоятельно вправе определить, в каком режиме будет проходить её заседание, и провести его в закрытом режиме, если члены Конкурсной комиссии усматривают необходимость в этом.
Необходимость проведения заседания Конкурсной комиссии в закрытом режиме мотивировано, из протокола следует, что такое решение принято в целях соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Учитывая главным образом, что отсутствует норма, в нарушение которой было принято такое решение Конкурсной комиссии, суд не может констатировать, что такое действие является незаконным и нарушает права административного истца.
Такие обстоятельства, как неосведомленность кандидата Бакайкиной А.С. о личностях иных кандидатов, претендующих на должность Главы Большеулуйского района, о персональном составе членов комиссии, назначенных Губернатором Красноярского края, о причинах отсутствия одного из членов комиссии и правомочности заседания комиссии, то обстоятельство, что кандидату Бакайкиной А.С., по её мнению, членами комиссии задавались некорректные вопросы и в количестве, значительно больше, чем другим, не могут свидетельствовать о незаконности действий Конкурсной комиссии и принятого ею решения.
Как уже было отмечено выше, заседание Конкурсной комиссии 24 августа 2020 года проходило в правомочном составе в количестве 5 членов из 6. Ни федеральным законодательством, ни Положением не предусмотрено необходимости для Конкурсной комиссии информировать участников конкурса о своём составе, о правовых основаниях формирования Конкурсной комиссии, о правомочности её заседания. Из пояснений административного истца Бакайкиной А.С. следует, что Конкурсная комиссия заседала в составе 5 человек, перед каждым из членов комиссии были установлены таблички с указанием фамилии члена Конкурсной комиссии. Она не была лишена возможности задать членам Конкурсной комиссии дополнительные вопросы для уточнения полномочий каждого из её членов. Однако Административный истец Бакайкина А.С. таких вопросов не задавала. Суд также отмечает и то, что участником конкурса Бакайкиной А.С. не было высказано комиссии и своих предположений о заинтересованности членов Конкурсной комиссии Гоголева М.И. и Шумиловой О.О. в итогах конкурса.
Установленные Положением требования к составу, порядку избрания конкурсной комиссии соблюдены. При рассмотрении кандидатур конкурсная комиссия руководствовалась действующим Положением, которое регламентируют процедуру ее действий, решение комиссии правомочно.
Принятие конкурсной комиссией решения в отношении конкретных кандидатов в силу Положения находится в исключительной компетенции данного органа, которое принимается коллегиально, исходя из сравнительной оценки уровня профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков и иных личностных и деловых качеств кандидатов, которые являются предпочтительными для осуществления полномочий главы муниципального образования. При этом конкурсной комиссии принадлежит право определения максимального количества кандидатов, представленных на рассмотрение представительного органа местного самоуправления, которое не может нарушать законодательно установленного минимального количества - не менее двух кандидатов.
При установленных судом обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что кандидатура Бакайкиной А.С. была рассмотрена уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, а несогласие с результатами конкурса не свидетельствует о нарушении избирательных прав административного истца.
Поскольку в настоящем судебном заседании не установлено незаконности оспариваемых действий и решений и нарушение прав административного истца,
административный иск в части признания незаконными действий Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района и признания недействительным решения конкурсной комиссии от 24.08.2020 года удовлетворению не подлежит.
При рассмотрении административного иска в части признания недействительными результатов голосования депутатов районного Совета по выборам Главы Большеулуйского района 31.08.2020 года, отмене решение Большеулуйского районного Совета депутатов от 31.08.2020 года, о возложении на Большеулуйский районный Совет депутатов обязанности назначить проведение нового конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района, суд исходит из следующего.
Согласно решению Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края от 31 августа 2020 года решено избрать Главой Большеулуйского района Красноярского края Любкина С.А. (т.2 л.д.85).
Как уже было отмечено выше, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с ч.1 ст.2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2884 "О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае", в соответствии со ст.15 Устава Большеулуйского района Красноярского края глава муниципального образования Большеулуйский район Красноярского края избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В соответствии с Уставом Большеулуйского района Красноярского края численность депутатов районного Совета составляет 19 человек (п.4 ст.22). Порядок и организация работы Совета регулируются регламентом Совета, утверждённым решением Совета (п.5 ст.22). Организационно –правовой формой работы Совета является сессия. Сессия считается правомочной, если на ней присутствуют более половины от установленного числа депутатов (ст.25), Районный Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края и настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района, решения об удалении главы района в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности районного Совета депутатов. Решения Совета принимаются открытым или тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от их общего установленного для Совета количества, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или законодательством. Решения Большеулуйского районного Совета депутатов подписывает председатель Совета. Решения Совета, кроме указанных в пункте 7 настоящей статьи, вступают в силу после подписания, если иное не указано в решении, и обязательно для исполнения всеми органами и должностными лицами местного самоуправления, юридическими лицами, расположенными на территории района, независимо от их организационно-правовых форм и гражданами (ст.29) (т.1 л.д.79-81).
Аналогичным образом указанные вопросы регламентируются и Регламентом Большеулуйского районного Совета депутатов (т.1 л.д.100-107).
Как следует из протокола тридцать четвертой внеочередной сессии Большеулуйского районного Совета депутатов V созыва от 31.08.2020 года № 34, в указанную дату состоялось заседание сессии указанного представительного органа, на заседании сессии присутствовали 12 из установленных 19 депутатов. В силу пункта 7.2 Регламента сессия являлась правомочной на решение вопросов, включённых в её повестку.
Первым вопросом повестки являлся вопрос об избрании Главы Большеулуйского района. После доклада члена Конкурсной комиссии Гоголева М.И. о результатах проведённого конкурса сессия утвердила список кандидатов и очередность внесения их на голосование: 1. Любкин С.А.; 2. Ореховский Д.В.
По итогам голосования «за» кандидата Любкина С.А. проголосовали 10 депутатов, что составляет более половины от общего установленного количества депутатов, «за» кандидата Ореховского Д.В. не проголосовал никто. Депутаты решили: избрать на должность Главы Большеулуйского района Любкина С.А. (т.2 л.д.82-84).
Из содержания протокола сессии не усматривается, обсуждался ли депутатами вопрос о выборе кандидатов. Однако из пояснений свидетелей Бакайкина М.Т. и Вербило А.И., представленных суду административным истцом, следует, что кандидаты Любкин С.А. и Ореховский Д.В. выступили перед депутатами с кратким изложением своих программ, депутаты задавали им вопросы по содержанию их программ, затем вопрос был вынесен на открытое голосование, все проголосовали за Любкина С.А., после чего его поздравили с назначением на должность.
Таким образом, оспариваемое административным истцом решение принято представительным органом местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему действующим законодательством, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Несостоятельными являются доводы административного истца о том, что депутаты Гоголев М.И. и Шумилова О.О. не могли принимать участие в голосовании по вопросу избрания Главой Большеулуйского района Любкина С.А., поскольку уже участвовали как члены Конкурсной комиссии в выборе его кандидатуры, представляемой Большеулуйскому районному Совету депутатов и в качестве депутатов ранее утверждали Стратегию социально-экономического развития района, которую Любкин С.А. использовал за основу при разработке своей настоящей предвыборной программы. Как уже отмечалось выше, действующим правовым регулированием не предусмотрена обязанность и возможность для депутата Большеулуйского районного Совета депутатов устраниться от голосования по вопросам повестки сессии. Несмотря на наличие указанных административным истцом в данной части обстоятельств, такие действия являются допустимыми, они не противоречат действующему законодательству.
То обстоятельство, что во время проведения сессии Любкин С.А. занял место, которое по статусу занимает Глава района, а не рядом с другим кандидатом Ореховским Д.В., чем, по утверждению административного истца, оказал психологическое давление на депутатов, суд тоже не может принять за обоснованные, нарушающими права административного истца. В силу положений ч.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2020 № 131-ФЗ Любкин С.А. продолжал состоять в должности Главы Большеулуйского района, его полномочия прекращены в день вступления в должность вновь избранного Главы Большеулуйского района. Нарушений прав административного истца Бакайкиной А.С. как кандидата на должность главы Большеулуйского района Красноярского края в этой части не имеется, её кандидатура не была отобрана комиссией по причине меньшего количества голосов, поэтому её документы на заседании сессии не рассматривались.
Использование кандидатом Любкиным С.А. информации, содержащейся в Стратегии социально-экономического развития Большеулуйского района не свидетельствует об использовании им преимуществ своего должностного положения, поскольку указанный документ утверждён решением Большеулуйского районного Совета депутатов от 29.05.2019 года № 120, официально опубликован и находится в свободном доступе.
Доводы о нарушении прав административного истца носят декларативный характер. Бакайкина А.С. реализовала свое право на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, целью которого является отбор на альтернативной основе кандидатов. Принятое Конкурсной комиссией решение о представлении конкретных кандидатур на рассмотрение представительным органом муниципального образования является исключительной компетенцией указанного органа, не свидетельствует о нарушении каких-либо прав административного истца.
По результатам рассмотрения административного дела не установлено нарушений прав административного истца как при участии её в конкурсе 24.08.2020 года, так и при рассмотрении вопроса об избрании Главы Большеулуйского района на заседании сессии Большеулуйского районного Совета депутатов 31.08.2020 года. Отсутствуют основания для возложения на Большеулуйский районный Совет депутатов Красноярского края обязанности назначить проведение нового конкурса по отбору кандидатур на должность главы Большеулуйского района Красноярского края.
Административный иск Бакайкиной А.С. удовлетворению не подлежит.
Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Понесённые административным истцом судебные расходы следует оставить на административном истце.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215, 227 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Отказать в иске Бакайкина А.С.
к комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района Красноярского края о признании действий незаконными, о признании незаконным решения указанной комиссии от 24 августа 2020 года;
к Большеулуйскому районному Совету депутатов Красноярского края
о признании незаконными Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района Красноярского края и Решения Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края от 28.05.2020 года № 150 об утверждении Положения;
о признании незаконным решения от 14 июля 2020 года № 157 в части назначения членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района;
о признании недействительными результатов голосования депутатов Большеулуйского районного Совета депутатов по выборам Главы Большеулуйского района Красноярского края 31 августа 2020 года и отмене решения Большеулуйского районного Совета депутатов от 31 августа 2020 года об избрании Главы Большеулуйского района Красноярского края,
о возложении обязанности назначить проведение нового конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Большеулуйского района Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Большеулуйский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 23 октября 2020 года.
Судья: