Дело № 2а – 200/2020
Решение
Именем Российской Федерации
21 февраля 2020 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Шустровой С.А.,
при секретаре Терентьеве Д.М.,
с участием представителя административного истца – помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Ефремовой А.В.,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО1,
представителей заинтересованных лиц ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Администрации Вышневолоцкого городского округа о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обращению с заявлением о постановке подземных газопроводов на учет в качестве бесхозяйных, возложении обязанности поставить подземные газопроводы на учет в качестве бесхозяйных,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к Администрации города Вышний Волочек Тверской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обращению с заявлением о постановке подземных газопроводов на учет в качестве бесхозяйных, возложении обязанности поставить подземные газопроводы на учет в качестве бесхозяйных.
В обоснование административного иска указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по поступившему обращению проведена проверка деятельности Администрации города Вышний Волочек Тверской области в части реализации полномочий, установленных законодательством Российской Федерации при осуществлении мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов и признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества. В ходе проведенной проверки установлено, в соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 10.03.2005 № 143-ра и актом приема-передачи муниципального имущества в собственность Тверской области от 24.06.2005 Комитет по управлению имуществом г. Вышнего Волочка передал из муниципальной собственности г. Вышнего Волочка в государственную собственность Тверской области имущество, находящееся на балансе МУ «Вышневолоцкий противотуберкулезный диспансер», расположенного по адресу: <...>«а», реорганизованного в форме присоединения к Государственному казенному учреждению здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер». Подземные газопроводы в составе передаваемого имущества отсутствуют. В реестре государственного имущества Тверской области подземные газопроводы к зданию стационара и пищеблоку по вышеуказанному адресу, отсутствуют. Подземные газопроводы расположены на земельном участке по адресу: <...>, с кадастровым №, общей площадью 20300 кв.м., предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование Государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» (Выписка из ЕГРН от 11.03.2019 № КУВИ-001/2019-5448307). На земельном участке расположены нежилые здания (противотуберкулезный диспансер, пищеблок, прачечная), находящиеся в государственной собственности Тверской области (Выписка из ЕГРН от 11.03.2019 № КУВИ-001 /2019-54488694, № КУВИ-001 /2019-54488591, № КУВИ-001 /2019-54488611). Состоящие на балансе учреждения административные здания, обеспечиваются тепловой энергией посредством подземного газопровода ДУ 40, идущего к пищеблоку Государственного казенного учреждение здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» протяженностью 2 п.м. и подземного газопровода среднего давления ДУ 57, идущего к противотуберкулезному диспансеру протяженностью 168,2 п.м., что подтверждает факт того, что спорный газопровод являются частью действующей системы газоснабжения, то есть недвижимым имуществом. Таким образом, государственное казенное учреждение здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта - сеть газопотребления ГКУЗ ТО «Тверской ОКПТД» в городе Вышний Волочек, класс опасности III, per. № А05-11815-0002, по адресу: <...>. Комитет по управлению имуществом города Вышний Волочек в ответ на заявление о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества муниципального образования без проведения торгов сообщил об отсутствии газопровода среднего давления, в реестре муниципальной собственности и составе казны муниципального образования «Город Вышний Волочек». Таким образом, установлено, что указанное недвижимое имущество в настоящее время не имеет собственника, подлежит включению в составе бесхозяйного имущества и постановке на учет. Обстоятельства, подтверждающие отнесение указанных подземных газопроводов к бесхозяйному имуществу, установлены решением Арбитражного суда Тверской области №Ц А66-4042/2019. Из материалов дела следует, что заявитель владеет на праве оперативного управления имуществом, в перечне которого отсутствует объект - «Сеть газопотребления ГКУЗ ТО «ТО КПТД» в городе Вышний Волочек, в связи с чем, ГКУЗ ТО «ТО КПД» обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области с просьбой принять меры к регистрации права собственности на подземные газопроводы. Министерство обратилось в регистрирующий орган с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием недвижимости. Уведомлением от 19.07.2018 № КУВД-001/2018-86017/3 Вышневолоцкий МО Управления Росреестра по Тверской области Министерству отказано в государственной услуге, в связи с отсутствием в акте приема-передачи от 24.06.2005 сведений о передаче в собственность Тверской области подземного газопровода среднего давления, права на который заявлены к регистрации. По материалам дела установлено, что подземный газопровод к прачечной противотуберкулезного диспансера был принят в эксплуатацию 29.02.2000 по акту приемки законченного строительством объекта систем газоснабжения, подземный газопровод среднего давления к противотуберкулезному диспансеру был принят в эксплуатацию 24.12.1999 по акту приемки законченного строительством объекта систем газоснабжения. В связи с передачей 24.06.2005 Комитетом по управлению имуществом города Вышнего Волочка из муниципальной собственности г. Вышнего Волочка в государственную собственность Тверской области имущества, находящегося на балансе МУ «Вышневолоцкий противотуберкулезный диспансер» (подземные газопроводы в составе передаваемого имущества отсутствуют), по запросу Министерства, Комитет указал, что подземный газопровод в реестре муниципальной собственности не числится. Согласно сведениям Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области спорный объект в реестре государственного имущества Тверской области отсутствует. Согласно сведениям администрации города Вышний Волочек спорный объект в реестре муниципального имущества МО «Город Вышний Волочек» отсутствует. При таких обстоятельствах следует признать, что спорный объект не имеет собственника, в связи чем, является бесхозяйным. В нарушение действующего законодательства Администрацией города Вышний Волочек выявление и принятие в муниципальную собственность указанного объекта газопроводной сети по вышеуказанному адресу организовано не было, заявление о принятии на учет указанного объекта недвижимого имущества используемого для передачи энергетических ресурсов в орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не направлялось, каких-либо мер к постановке на учёт объекта в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, также не принималось. Кроме того, о наличии данного газопровода и отсутствии собственника имущества Администрация знала и никаких мер не предприняла. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы города Вышний Волочек межрайонной прокуратурой 25.01.2019 было внесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона. Вместе с тем, мер, направленных на постановку газопроводов на учёт в качестве бесхозяйной вещи, Администрацией города Вышний Волочек не принималось, представление Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры не исполнено. Кроме того, в нарушение пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», бесхозяйность объекта промышленной безопасности и отсутствие за ним надлежащего контроля, создает предпосылки к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности. Таким образом, бездействием административного ответчика нарушены права неопределенного круга лиц и могут нарушаться в дальнейшем, что может выразиться в разрушении газопроводов, возникновении чрезвычайных ситуаций, то есть создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, окружающей среде в зоне влияния объекта. В связи с чем, просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Вышний Волочек» Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обращению с заявлением о постановке подземных газопроводов на учет в качестве бесхозяйных; обязать Администрацию муниципального образования «Город Вышний Волочек» Тверской области поставить на учет подземные газопроводы, расположенные по адресу: <...> «а», а именно: подземный газопровод, идущий к пищеблоку Государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» протяженностью 2 п.м. ДУ 40, подземного газопровода среднего давления ДУ 57, идущего к Государственному казенному учреждению здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» протяженностью 168, 2 п.м., регулятора давления газа РДНК-400, класс опасности III, рег. №А05-11815-0002, расположенных по адресу: <...>, как бесхозяйную вещь в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решением Думы Вышневолоцкого городского округа №97 от 20.12.2019 изменено наименование Администрации города Вышний Волочек на Администрацию Вышневолоцкого городского округа, в связи с чем, определением суда от 13 января 2020 г. надлежащим административным ответчиком по делу признана Администрация Вышневолоцкого городского округа.
Вышневолоцкий межрайонный прокурор уточнил административный иск, в окончательной редакции требований просил признать незаконным бездействие Администрации Вышневолоцкого городского округа, выразившееся в непринятии мер по обращению с заявлением о постановке подземных газопроводов на учет в качестве бесхозяйных; обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа поставить на учет подземные газопроводы, расположенные по адресу: <...> «а», а именно:
- подземный газопровод, идущий к Государственному казенному учреждению здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» среднего давления Д-57мм, протяженностью 168, 2 п. м.;
- подземный газопровод, идущий к пищеблоку Государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» (низкого давления Д-40, 25мм протяженностью 12, 2 п.м.);
- подземный газопровод, идущий к прачечной Государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» (низкого давления Д-57мм, протяженностью 3 п.м., Д-32мм, протяженностью 99,4 п.м.), как бесхозяйные вещи в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу.
В обоснование уточненного административного иска указано, что при рассмотрении дела в ходе уточнения вопроса установлено, что состоящие на балансе Государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» административные здания, обеспечиваются тепловой энергией посредством газопроводов, состоящих из:
- подземного газопровода, идущего к Государственному казенному учреждению здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» среднего давления Д-57мм, протяженностью 168, 2 п. м. (акт от 24.12.1999);
- подземного газопровода, идущего к пищеблоку Государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» (низкого давления Д-40, 25мм протяженностью 12, 2 п.м. (акт от 14.09.1999);
- подземного газопровода, идущего к прачечной Государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» (низкого давления Д-57мм, протяженностью 3 п.м., Д-32 мм, протяженностью 99,4 п.м. (акт от 29.02.2000). Таким образом, Государственное казенное учреждение здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта опасности III, рег. №А05-11815-0002, расположенных по адресу: <...>. В связи с передачей 24.06.2005 Комитетом по управлению имуществом города Вышний Волочек из муниципальной собственности г. Вышнего Волочка в государственную собственность Тверской области имущества, находящегося на балансе МУ «Вышневолоцкий противотуберкулезный диспансер» (подземные газопроводы в составе передаваемого имущества отсутствуют), по запросу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Комитет по управлению имуществом города Вышний Волочек указал, что подземные газопроводы в реестре муниципальной собственности не числятся.
Определениями суда от 17 января 2020 г. и 04 февраля 2010 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области и Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа, АО «Газпром газораспределение Тверь».
Помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Ефремова А.В. в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, с учетом уточнений.
Представитель административного ответчика Администрации Вышневолоцкого городского округа Голубева Е.В. в судебном заседании административный иск признала, с учетом уточнения наименования объектов, указанных в актах приемки законченного строительством объекта систем газоснабжения.
Представители заинтересованного лица Государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» ФИО2, ФИО3 в судебном заседании не возражали против удовлетворения административного иска.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в судебное заседание не явился, поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не возражают против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Из письменных возражений заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области следует, что на территории города Вышний Волочек расположены объекты повышенной опасности – подземный газопровод к прачечной противотуберкулезного диспансера, подземный газопровод среднего давления противотуберкулезного диспансера, обладающие признаками бесхозяйного имущества. Часть данных газопроводов расположена на территории ГКУЗ Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер». В соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 10.03.2005 №143-ра и актом приема-передачи муниципального имущества в собственность Тверской области от 24.06.2005 Комитет по управлению имуществом города Вышний Волочек передал из муниципальной собственности г. Вышний Волочек в государственную собственность Тверской области имущество, находящееся на балансе МУ «Вышневолоцкий противотуберкулезный диспансер». Подземные газопроводы в составе передаваемого имущества отсутствуют. В реестре государственного имущества Тверской области подземные газопроводы к зданию стационара и зданию прачечной, расположенные по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек. Лечебный пер., 1а, отсутствуют. Комитет по управлению имуществом города Вышний Волочек в ответ на заявление о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества муниципального образования без проведения торгов сообщил об отсутствии газопровода среднего давления в реестре муниципальной собственности и составе казны муниципального образования «Город Вышний Волочек». В сложившейся ситуации есть основание полагать, что указанное недвижимое имущество не имеет собственника и подлежит включению в состав бесхозяйного имущества. Обстоятельства, подтверждающие отнесение указанных подземных газопроводов к бесхозяйному имуществу установлены решением Арбитражного суда Тверской области №А66-4042/2019. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей регулируется приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей». 24.12.2018 Министерством направлено обращение в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру с просьбой рассмотреть вопрос о бездействии Администрации города Вышний Волочек в части выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов социально значимому объекту (газопровода среднего давления по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек. Лечебный пер., 1а), и принять соответствующие меры. В адрес Министерства направлен ответ от 20.02.2019 №830ж-2019, согласно которому в ходе проведенной проверки доводы, изложенные в обращении Министерства, нашли свое подтверждение. Указанное недвижимое имущество в настоящее время не имеет собственника и подлежит постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. В связи с выявленными нарушениями в адрес Главы города Вышний Волочек внесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона. Вместе с тем, мер, направленных на постановку газопроводов на учет в качестве бесхозяйной вещи, администрацией города вышний Волочек по информации министерства не принималось, представление Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры не исполнялось. При этом следует отметить, что газопровод является опасным производственным объектом и, являясь бесхозным имуществом, требующим специальных обслуживающих мероприятий, создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц. В настоящее время администрацией города вышний Волочек не предприняты действия по принятию бесхозяйного имущества в собственность муниципального образования.
Представитель заинтересованного лица Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации Вышневолоцкого городского округа в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против удовлетворения административного иска не возражают.
Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тверь» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. О дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к убеждению об удовлетворении административного иска.
Частью 1 статьи 130 Конституции РФ предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
Статьей 50 Федерального закона № 131 -ФЗ установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №>131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними.
Согласно п.п.4, 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.1 1.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
Статьей 4 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» №69 от 31.03.1999 в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, установлены принципы государственной политики в указанной области, в том числе: государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности; повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации. На основании ст. 6 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво - и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с данным законом являются предприятия или их цехи, участки площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к указанному Федеральному закону.
Из пп. «а» п. 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» следует, что к категории опасных производственных объектов относятся, в частности, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определение прав и обязанностей эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращении аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий регламентирован Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 г. №878.
В силу п. 4 Правил в состав газораспределительных сетей, в числе прочего, входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы - вводы с установленной на них запорной арматурой; отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках.
В соответствии с п. 3 Правил охраны газораспределительной сети «эксплуатационной организацией газораспределительной сети» является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация - собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию.
В силу п. 25 Правил эксплуатационная организация газораспределительных сетей осуществляется техническое обслуживание, ремонт и диагностирование газораспределительных сетей.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений газоснабжения, в том числе, бесхозяйных систем, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы газоснабжения соответствии с пи. 1, 4 и 7 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931), принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этого муниципального образования.
Из материалов дела следует, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по поступившему обращению Министерства здравоохранения Тверской области проведена проверка деятельности Администрации города Вышний Волочек Тверской области в части реализации полномочий, установленных законодательством Российской Федерации при осуществлении мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов и признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
В ходе проведенной проверки установлено, в соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 10.03.2005 № 143-ра и актом приема-передачи муниципального имущества в собственность Тверской области от 24.06.2005 Комитет по управлению имуществом г. Вышнего Волочка передал из муниципальной собственности г. Вышнего Волочка в государственную собственность Тверской области имущество, находящееся на балансе МУ «Вышневолоцкий противотуберкулезный диспансер», расположенного по адресу: <...>«а», реорганизованного в форме присоединения к Государственному казенному учреждению здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер».
В составе передаваемого имущества отсутствуют подземные газопроводы.
Подземные газопроводы расположены на земельном участке по адресу: <...>, с кадастровым №, общей площадью 20300 кв.м., предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование Государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер», что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 11.03.2019 № КУВИ-001/2019-5448307).
На земельном участке расположены нежилые здания (противотуберкулезный диспансер, пищеблок, прачечная), находящиеся в государственной собственности Тверской области, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 11.03.2019 № КУВИ-001 /2019-54488694, № КУВИ-001 /2019-54488591, № КУВИ-001 /2019-54488611.
Подземный газопровод, идущий к прачечной Государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» (низкого давления Д-57 мм, протяженностью 3 п.м., Д-32 мм, протяженностью 99,4 п.м. принят в эксплуатацию МУ «Вышневолоцкий противотуберкулезный диспансер» 29.02.2000 по акту приемки законченного строительством объекта систем газоснабжения.
Подземный газопровод, идущий к Государственному казенному учреждению здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» среднего давления Д-57мм, протяженностью 168, 2 п. м. принят в эксплуатацию МУ «Вышневолоцкий противотуберкулезный диспансер» 24.12.1999 по акту приемки законченного строительством объекта систем газоснабжения.
Подземный газопровод, идущий к прачечной Государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» (низкого давления Д-57мм, протяженностью 3 п.м., Д-32 мм, протяженностью 99,4 п.м. принят в эксплуатацию МУ «Вышневолоцкий противотуберкулезный диспансер» 29.02.2000 по акту приемки законченного строительством объекта систем газоснабжения.
Таким образом, Государственное казенное учреждение здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта - сеть газопотребления ГКУЗ ТО «Тверской ОКПТД» в городе Вышний Волочек, класс опасности III, per. № А05-11815-0002, по адресу: <...>.
Государственное казенное учреждение здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области с просьбой принять меры по регистрации права собственности на подземные газопроводы.
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обратилось в регистрирующий орган с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием недвижимости.
Уведомлением от 19.07.2018 №КУВД-001/2018-86017/3 Вышневолоцкий МО Управления Росреестра по Тверской области Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области отказано в государственной услуге, в связи с отсутствием в акте приема-передачи от 24.06.2005 сведений о передаче в собственность Тверской области подземного газопровода среднего давления, права на который заявлены к регистрации.
Комитет по управлению имуществом города Вышний Волочек в ответ на заявление Государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества муниципального образования без проведения торгов в ответе от 24.10.2018 №548-04 сообщил, что газопровод среднего давления ДУ 57, расположенный по адресу: <...>, в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Город Вышний Волочек» не числится.
Указанные данные также подтверждаются справкой Комитета по управлению имуществом города Вышний Волочек от 11.02.2019 №39.
Согласно сведениям Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области спорный объект в реестре государственного имущества Тверской области отсутствует.
Таким образом, спорный объект не имеет собственника, в связи с чем, является бесхозяйным.
Согласно пп. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Данное положение закона имеет императивный характер и предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйственных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом» местного самоуправления. Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля за ним.
Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Исходя из понятия недвижимой вещи, установленного ст. 130 Гражданского кодекса РФ, газопроводы относятся к недвижимому имуществу, так как их перемещение без соразмерного ущерба их назначению невозможно.
Как установлено ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей регулируется приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее – Порядок).
В соответствии с чч. 2, 3 Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение.
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В соответствии с пунктом 5 Порядка обязанность принять объект на учет возлагается именно на органы местного самоуправления.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона (ч.9).
Из материалов дела следует, что Администрацией Вышневолоцкого городского округа до настоящего времени меры к постановке на учёт указанных объектов в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, не приняты.
Суд также принимает во внимание, что административный ответчик иск признал.
В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», под противодействием терроризму понимается деятельность юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В нарушение пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», бесхозяйность объекта промышленной безопасности и отсутствие за ним надлежащего контроля создает предпосылки к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе, террористической направленности.
Бездействием Администрации Вышневолоцкого городского округа нарушаются права неопределенного круга лиц, что может выразиться в разрушении газопроводов, возникновении чрезвычайных ситуаций, то есть создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, окружающей среде в зоне влияния объекта.
В силу установленных обстоятельств суд полагает необходимым признать незаконным бездействие Администрации Вышневолоцкого городского округа, выразившееся в непринятии мер по обращению с заявлением о постановке подземных газопроводов на учет в качестве бесхозяйных, возложении обязанности поставить подземные газопроводы на учет в качестве бесхозяйных.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
административный иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданный в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Администрации Вышневолоцкого городского округа о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обращению с заявлением о постановке подземных газопроводов на учет в качестве бесхозяйных, возложении обязанности поставить подземные газопроводы на учет в качестве бесхозяйных удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Вышневолоцкого городского округа, выразившееся в непринятии мер по обращению с заявлением о постановке подземных газопроводов на учет в качестве бесхозяйных.
Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа поставить на учет подземные газопроводы, расположенные по адресу: <...> «а», а именно:
- подземный газопровод, идущий к Государственному казенному учреждению здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» среднего давления Д-57мм, протяженностью 168, 2 п. м.;
- подземный газопровод, идущий к пищеблоку Государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» (низкого давления Д-40, 25мм протяженностью 12, 2 п.м.);
- подземный газопровод, идущий к прачечной Государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» (низкого давления Д-57мм, протяженностью 3 п.м., Д-32мм, протяженностью 99,4 п.м.), как бесхозяйные вещи в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в течение 1 (одного) месяца после вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения суда Администрация Вышневолоцкого городского округа обязана сообщить в Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области и Вышневолоцкому межрайонному прокурору в течение месяца со дня истечения срока, предоставленного для исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Шустрова