ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-200/20 от 23.06.2020 Манского районного суда (Красноярский край)

дело № 2а-200/2020

24RS0034-01-2020-000174-52

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2020 года с. Шалинское

Красноярского края

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Капошко Д.Г.,

при секретаре Анциферовой С.С.,

с участием представителя административного истца администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края Резникова С.Г. (на основании доверенности от 25.02.2020), главы Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края Дудина В.В.,

начальника отделения СП по Манскому району ГУФССП России по Красноярскому краю Томашевской Е.П., судебного – пристава исполнителя СП по Манскому району ГУФССП России по Красноярскому краю Цегельной О.Е.,

помощника прокурора Манского района Красноярского края Тороповой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края к отделению судебных приставов по Манскому району ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделению судебных приставов по Манскому району ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Административные исковые требования аргументированы тем, что решением Манского районного суда Красноярского края от 29.06.2017 исковые требования прокуратуры Манского района Красноярского края к администрации Степно- Баджейского сельсовета Манского района о возложении обязанности обратиться в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - высоковольтной линии (ВЛ 10 кВ от Ф 131-05), расположенной на ПС № 131 – СВЯЗЬ С ф82-70 в с. Степной Баджей Манского района, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Судебным приставом-исполнителем ОСП по Манскому району УФФСП России но Красноярскому краю 06.02.2019 возбуждено исполнительное производство № 8572/19/24045-ИП. 13.03.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Манскому району приято постановление о взыскании с администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Администрация Степно-Баджейского сельсовета является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии е Бюджетном кодексом РФ. Дотационность бюджета сельсовета по годам следующая: 2017 год - собственные доходы 5,9% дотации 94,1%; 2018 год - собственные доходы 2,8 %, дотации 97,2%; 2019 год - собственные доходы 4,3%, дотации 95,7%. Для выполнения работ по исполнению решения суда требуется выделение бюджетных средств и осуществление закупок. Учитывая временные затраты на организацию указанных мероприятий по заключению муниципальных контрактов, а также выполнение этих муниципальных, контрактов, то установленный 7-ми месячный срок являлся невыполнимым. Администрацией Степно-Баджейского сельсовета для исполнения решения суда предприняты следующие меры. В бюджете Степно-Баджейского сельсовета на 2019 год были предусмотрены бюджетный средства для подготовки технических планов высоковольтной линии (ВЛ 10 к В от Ф 131-03). 05.12.2019 с ООО «Манское БТИ» был заключен договор № 10 для подготовки технических планов высоковольтной линии (ВЛ 10 кВ от Ф 131-03). 06.03.2020 Росреестром на бесхозяйный учёт приняты высоковольтные линии (ВЛ 10 кВ от Ф 131-03), опоры № 1 до опоры № 39 через с. Степной Баджей кадастровый номер 24:24:0000000:4630 и опоры № 1 до 16 до с. Степной Баджей кадастровый номер 24:24:0000000:4628. По мнению административного истца, администрацией Степно-Баджейского сельсовета предприняты все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, вины администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района в неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не имеется.

С учетом изложенного административный истец просит освободить администрацию Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Манскому району УФССП России по Красноярскому краю от 13.03.2020 № 24045/20/11870.

В судебное заседание представители административного истца Резников С.Г. и Дудин В.В. заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям.

Представители административного ответчика ОСП по Манскому району ГУФССП России по Красноярскому краю Томашевская Е.П., Цегельная О.Е. в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на доводы письменного возражения из которого следует, что должником не представлено доказательств того, что им были приняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, а также что неисполнение решения суда вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля должника. Несмотря на отсрочку исполнения судебного акта административным истцом не представлено доказательств, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, он принял все меры для надлежащего исполнения исполнительного документа.

Представитель заинтересованного лица ГУФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, просил данное дело рассмотреть в его отсутствие, представив аналогичный отзыв.

Представитель прокуратуры Манского района Красноярского края Торопова А.А. в судебном заседании полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ГУФССП России по Красноярскому краю.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим правовым основаниям.

В соответствии с ч.ч.1-3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 11 и ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 6 и ч. 7 ст. 1 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Исходя из вышеизложенного, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001г. № 13-П, исполнительский сбор по своей правовой сути представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Таким образом, поскольку исполнительский сбор является санкцией за несвоевременное исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем необходимость применения данной санкции обусловлена установлением ряда обстоятельств, а именно: причин, по которым не исполнен исполнительный документ, уважительность этих причин и объективной возможности исполнения решения суда должником в установленные сроки. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Решением Манского районного суда Красноярского края от 29.06.2017 исковые требования прокурора Манского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края, удовлетворены. На администрацию Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края возложена обязанность обратиться в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости – высоковольтной линии (ВЛ 10 кВ от Ф 131-05), расположенной на ПС № 131 – связь с Ф 82-70 в с. Степной Баджей, Манского района Красноярского края, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением Манского районного суда Красноярского края от 13.02.2018 администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда до 01.02.2019.

По данному факту судебным приставом-исполнителем ОСП по Манскому району УФФСП России но Красноярскому краю 06.02.2019 возбуждено исполнительное производство.

13.03.2020 в связи с неисполнением должником решения суда в срок для добровольного исполнения судебным приставом-исполнителем ОСП по Манскому району приято постановление о взыскании с администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Администрация Степно-Баджейского сельсовета является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии е Бюджетном кодексом РФ. Дотационность бюджета сельсовета по годам следующая: 2017 год - собственные доходы 5,9%, дотации 94,1%; 2018 год - собственные доходы 2,8 %, дотации 97,2%; 2019 год - собственные доходы 4,3%, дотации 95,7%.

В связи с отсутствием собственных средств для исполнения решения суда главой Степно-Баджейского сельсовета в адрес главы Манского района Красноярского края направлено письмо с просьбой выделить денежные средства в размере 465782 руб. 31 коп. по трем высоковольтным линиям для выполнения кадастровых работ.

Согласно ответу финансового управления администрации Манского района Красноярского края от 23.11.2018 на запрос администрации Степно-Баджейского сельсовета от 21.11.2018, районный бюджет на 2018 год утвержден с дефицитом в сумме 3030,9 руб., выделение дополнительных средств из районного бюджета бюджету Степно-Баджейского сельсовета на проведение кадастровых работ для постановки на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости в Управления Россреестра по Красноярскому краю трех высоковольтных линий (ВЛ 10Кв от Ф 131-03, ВЛ 10Кв от Ф131-05, ВЛ 10Кв от Ф 131-07) на данный момент не представляется возможным. Предложено предусмотреть данные средства при формировании бюджета сельсовета на 2019-2021 годы.

По результатам исполнения бюджета Степно-Баджейского сельсовета за 2019 г. образована экономия бюджетных средств в размере 87294 руб. 25 коп., которую по решению Совета депутатов Степно-Баджейского сельсовета от 21.11.2019 постановлено направить на оформление и постановку на учет высоковольтной линии ВЛ 10Кв от Ф131-05.

05.12.2019 администрацией сельсовета с ООО «Манское БТИ» заключен договор № 9 для подготовки технического плана высоковольтной линии ВЛ 10 кВ от Ф. 131-05, после чего данная высоковольтная линия 06.03.2020 поставлена Управлением Росреестра по Красноярскому краю на бесхозяйный учёт.

15.06.2020 исполнительное производство, возбужденное ОСП по Манскому району, окончено в связи с исполнением требования исполнительного документа.

Таким образом, администрацией Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края предприняты все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, вины администрации Степно-Баджейского сельсовета в неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не имеется. Возлагая исполнительский сбор на административного истца, административный ответчик тем самым возлагает дополнительную ответственность за исполнение полномочий, не подкрепленных своевременным и надлежащим финансированием в условиях высокодотационного бюджета сельсовета, что влечёт дополнительную безосновательную нагрузку на бюджет администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края.

В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Рассматривая вопрос о соблюдении истцом срока обращения в суд, предусмотренного ч. 3 ст. 219 КАС РФ, суд исходит из пояснений стороны истца и ответчика о том, что данный срок истцом не пропущен. Объективных данных, дающих основание полагать, что данный срок пропущен, у суда не имеется. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что данное административное исковое заявление подано в суд в течение десяти дней со дня, когда истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым административные исковые требования удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края к отделению судебных приставов по Манскому району УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Манскому району УФССП России по Красноярскому краю от 13.03.2020 № 24045/20/11870 о взыскании исполнительского сбора.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 29.06.2020.

Председательствующий Д.Г. Капошко