ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-200/2021 от 17.08.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-24/2022

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Григор А.Н.,

при участии представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Трубаевой Е.В., представителя Совета министров Республики Крым Поддубного Р.А., представителя Ганага Галины Ивановны Трещевой Е.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совету министров Республики Крым, заинтересованные лица Ганага Галина Ивановна, Красногвардейский районный совет Республики Крым, Красногвардейский сельский совет Красногвардейского района Республики Крым об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, выслушав пояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание,

У С Т А Н О В И Л

Администрация Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее Комитет), Совету министров Республики Крым, в котором просит пересмотреть кадастровую стоимость муниципального земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, площадью 48577 кв.м. и муниципального земельного участка с кадастровым номером 90:05:000000:3223, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 31940 кв.м, обязав Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков №1 и №2 на его рыночную стоимость в размере 9 375000 (девять миллионов триста семьдесят пять тысяч) рублей и 6 867000 (шесть миллионов восемьсот шестьдесят семь тысяч) рублей соответственно на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка №073-А/06/2021 от 20.07.2021года и отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка №072-А\06/2021 от 20.07.2021 года по состоянию на 01.09.2016 года, отменить решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 08.10.2021 года №105 и №106, обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым внести в государственный кадастр недвижимости измененные сведения о кадастровой стоимости муниципальных земельных участков кадастровый и кадастровый в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.09.2016 года.

Определениями от 26.10.2021 года административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.

Определениями от 10.11.2021 года привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица Ганага Галина Ивановна.

В судебном заседании, которое состоялось 24.11.2021 года, представитель Комитета предоставил письменные возражения на административное исковое заявление, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Определением от 24.11.2021 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство по делу приостановлено до получения заключения эксперта.

После возврата материалов дела с заключением эксперта определение от 20.01.2022 года производство по делу было возобновлено.

Совет Министров Республики Крым направил в адрес Верховного Суда Республики Крым пояснения по административному исковому заявлению с учетом заключения эксперта.

В судебном заседании 25.02.2022 года представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований с учетом результатов экспертизы, представитель Ганага Галины Ивановны настаивала на удовлетворении заявленного ранее ходатайства о проведении повторной судебной оценочной экспертизы, предоставив рецензию на заключение эксперта от 10.01.2022 года №01/2022-200.

Определением от 25.02.2022 года привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица Красногвардейский районный совет Республики Крым, удовлетворено ходатайство представителя Ганага Галины Ивановны, по делу назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза, производство по делу приостановлено.

После возврата материалов дела с заключением эксперта определение от 22.06.2022 года производство по делу было возобновлено.

Администрация Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым направила в суд рецензию№45-2022-СЭ на экспертное заключение №1776/9-4 от 27.05.2022 года.

Рассмотрение дело было отложено у участников процесса, эксперта истребованы пояснения с учетом экспертного заключения №1776/9-4 от 27.05.2022года, рецензии, предоставленной Администрацией Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым.

В адрес Верховного Суда Республики Крым 01.07.2022 года поступили пояснения эксперта на рецензию №45-2022-СЭ, предоставленную Администрацией Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым.

В судебном заседании 01.07.2022 года представители Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым настаивали на удовлетворении заявленных требований с учетом результатов экспертизы, проведенной во исполнение определения от 24.11.2021 года, представитель Ганага Галины Ивановны предоставила письменные пояснения на административное исковое заявление с учетом экспертного заключения№1776/9-4 от 27.05.2022 года, и рецензии №45-2022-СЭ.

Определением от 01.07.2022 года привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица Красногвардейский сельский совет Красногвардейского района Республики Крым.

В судебном заседании 13.07.2022 года представитель Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым настаивал на удовлетворении заявленных требований с учетом результатов экспертизы, проведенной во исполнение определения от 24.11.2021 года, представитель Комитета предоставила возражения на экспертное заключение судебной оценочной экспертизы№1776/9-4 от 27.05.2022года, проведенной во исполнение определения 25.02.2022 года.

Рассмотрение дела было отложено 17.08.2022 года, у эксперта истребованы пояснения на возражения Комитета.

Комитет направил 02.08.2022 года в адрес Верховного Суда Республики Крым пояснения на административное исковое заявление, указав на то, что отсутствуют основания для отмены решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 08.10.2021 года №105 и №106.

Экспертом, проводившим судебную оценочную экспертизы во исполнение определения от 25.02.2022 года, направлены в адрес Верховного Суда Республики Крым пояснения на отзыв Комитета.

В судебном заседании, которое состоялось 17.08.2022 года, представители Совета Министров Республики Крым, Комитета настаивали на отказе в удовлетворении заявленных требований, представитель Ганага Галины Ивановны предоставила дополнительные документы, подтверждающие передачу в пользование земельных участков, изменение кадастровой стоимости которых является предметом рассматриваемого административного дела, указала, что результаты судебной оценочной экспертизы, проведенной во исполнение определения от 25.02.2022 года, отражают рыночную стоимость земельных участков на период времени с 01.09.2016 года по 02.09.2021 года, материалы дела не подтверждают обоснованность требований по отмене решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 08.10.2021 года №105 и №106.

Администрация Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, Красногвардейский районный совет Республики Крым, Красногвардейский сельский совет Красногвардейского района Республики Крым явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне и времени его проведения были извещены надлежащим образом, в адрес Верховного Суда Республики от Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью представителя.

Выслушав мнения представителей Совета Министров Республики Крым, Комитета, Ганага Галины Ивановны, принимая во внимание не предоставление Администрацией Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым доказательств обоснованности ходатайства об отложении рассмотрения дела, участие его представителей в предыдущих судебных заседаниях, в ходе которых ими были доведена позиция по всем вопросам, возникшим в ходе рассмотрения настоящего административного дела, руководствуясь ст.150,151, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ), Верховный Суд Республики Крым определил продолжить рассмотрение дела в отсутствие представителей Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, Красногвардейского районного совета Республики Крым, Красногвардейского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, экспертные заключения, изучив пояснения эксперта, выслушав позиции представителей участников процесса, явившихся в судебные заседания, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5 ст.65 ЗК РФ).

П.3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон №135-ФЗ) установлены правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

В ст.24.11 Закона № 135-ФЗ дано понятие государственной кадастровой оценки, согласно которой под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Ст. 24.12 Закона №135-ФЗ предусмотрено, что для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ст.24.20 Закона №135-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу ст. 3 Закона №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Ч. 2 ст. 245 КАС РФ закреплено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе, требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти, органы местного самоуправления, действующие от имени соответствующего публично-правового образования, вправе обратиться в суд по месту нахождения такого объекта недвижимости с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости.

Материалы дела свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 48577 кв.м (далее Земельный участок ) и земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 31940 кв.м (далее Земельный участок ), являются собственностью муниципального образования Красногвардейское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым.

Между Администрацией Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым и Индивидуальным предпринимателем Ганага Галиной Ивановной заключены договоры аренды земельного участка с кадастровым номером № 53-04/19 от 30.04.2019 года и № 19-05/20 от 20.05.2020 года, а также договоры аренды земельного участка с кадастровым номером от 30.04.2019 № 52-04/19 и от 20.05.2020 № 17-05/20, в соответствии с условиями которых арендная плата за использование указанных земельных участков устанавливается исходя из их кадастровой стоимости.

В силу изложенного становится очевидным, что у Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым имеется заинтересованность в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости.

Как указано выше, ч.2 ст. 245 КАС РФ закреплено, что органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Согласно ч.5 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 КАС РФ с учетом особенностей, установленных главой 25 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При рассмотрении данной категории дел суд устанавливает в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст.226 КАС РФ).

В соответствии с положениями ст. 24.18 Закон № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 года № 263 был утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее Порядок №263).

П.13 Порядка №263 установлено, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее комиссия) рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением кадастрового паспорта объекта недвижимости; нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документов, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений; отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительного экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков.

Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения (п.12 Порядка № 263).

П.19 Порядка № 263 устанавливает, что при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений. В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости. В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Согласно п. 21 Порядка №263 копия решения о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости или о ее определении в размере его рыночной стоимости, принятого по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости, в течение двух рабочих дней с даты его принятия представляется секретарем комиссии в территориальный орган уполномоченного федерального органа и направляется заявителю, лицу, обладающему правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.

В целях обеспечения открытости работы комиссии уполномоченный федеральный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о работе комиссии, в том числе протоколы заседаний комиссии и принятые решения без указания персональных данных заявителей, не позднее пяти рабочих дней с даты соответствующего заседания (п.23 Порядка №263).

Комитетом 17.02.2022 года принят Приказ №П/26 «О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым».

Материалы дела свидетельствуют о том, что Администрация Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым 23.07.2021 года обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, приложив к нему документы, обязательность предоставления которых оговорена указанными выше положениями ст. 24.18 Закона №135 –ФЗ и Порядком №263.

Комиссия 08.10.2021 года приняла решения №105 и №106 об отклонении заявлений, поданных Администрацией Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым.

Факт проведения Комиссией заседаний по рассмотрения заявления Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков подтверждается протоколами заседаний №105 и №105 от 08.10.2021 года, копии которых приобщены к материалам дела.

При изучении содержания указанных протоколов, пояснений Комитета Верховным Судом Республики Крым установлено, что Комиссией при исследовании отчетов об определении рыночной стоимости земельных участков № 072-А/06/2021 и № 073-А/06/2021 установлен ряд существенных замечаний, что ставило под сомнение достоверность содержащейся в них информации. Так анализ рынка объекта оценки приведен на 2020 - 2021 годы, при том, что оценка земельным участков была осуществлена по состоянию на 01.09.2016 года. В предоставленных отчетах оценщиком приведена таблица «Предложения о продаже земельных участков в пгт. Красногвардейское по состоянию на дату оценки», однако, в таблице большинство объектов представлены к продаже в период времени 2018 – 2021 годы.

Совокупность приведенных выше обстоятельств стало основанием для принятия комиссией 08.10.2021 года решений №105 и №106, которыми отклонены заявления Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.

Установленные Верховным Судом Республики Крым при рассмотрении настоящего дела обстоятельства опровергают утверждения Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым о том, что Комиссией при рассмотрении его заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков были нарушены указанные выше положений Порядка №263.

Истцом, несмотря на неоднократные требования, не предоставлены доказательства неверного рассмотрения его заявления, направленного в Комиссию, при осуществлении им всех необходимых и достаточных действий по пересмотру кадастровой стоимости земельных участков.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения требований в части признания незаконными решений Комиссии от 08.10.2021 года №105 и №106.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 21.11.2019 года №1492-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N 1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участок, расположенных на территории Республики Крым по состоянию на 01.09.2016 года, в том числе результаты государственной кадастровой оценки Земельного участка №1 и Земельного участка №2, являющихся собственностью муниципального образования Красногвардейское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым, которые были в дальнейшем переданы в аренду Индивидуальному предпринимателю Ганага Галине Ивановне.

При изучении информации, предоставленной Комитетом, Верховным Судом Республики Крым установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения о кадастровой стоимости Земельного участка №1 внесены 28.11.2019 года в размере 488198,85 рублей (четырехсот восьмидесяти восьми тысяч ста девяносто восьми рублей 85 копеек), категория земель «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции», дата определения кадастровой стоимости 01.09.2016 года. Повторно сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 03.09.2021года в размере 37758902,10 рублей ( тридцати семи миллионов семисот пятидесяти восьми тысяч девятисот двух рублей 10 копеек), категория земель «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «Пищевая промышленность», дата определения кадастровой стоимости 03.09.2021 года.

В Едином государственном реестре недвижимости сведения о кадастровой стоимости Земельного участка №2 внесены 27.11.2019 года в размере 320997рублей (трехсот двадцати тысяч девятисот девяносто семи рублей ), категория земель «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «Для другого сельскохозяйственного использования», дата определения кадастровой стоимости 01.09.2016 года. Повторно сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 03.09.2021 года в размере 24826962 рублей ( двадцати четырех миллионов восьмисот двадцати шести тысяч девятисот шестидесяти двух рублей ), категория земель «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «Пищевая промышленность», дата определения кадастровой стоимости 03.09.2021года.

Согласно отчету № 073-А/06/2021-1 Об оценке рыночной стоимости Земельного участка №1, составленному частнопрактикующим оценщиком Боровских А.В. рыночная стоимость Земельного участка №1 по состоянию на 01.09.2016 года составила 8987000 руб.( восемь миллионов девятьсот восемьдесят семь тысяч рублей ).

В соответствии с отчетом № 072-А/06/2021-1 Об оценке рыночной стоимости Земельного участка №2, составленным частнопрактикующим оценщиком Боровских А.В. рыночная стоимость Земельного участка №2 по состоянию на 01.09.2016 года составила 6548000 руб.( шесть миллионов пятьсот сорок восемь тысяч рублей ).

Администрация Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым 23.07.2021 года обратилась в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости Земельного участка №1 и Земельного участка №2, предоставив отчеты № 073-А/06/2021-1 и № 072-А/06/2021-1.

Решениями Комиссии от 08.10.2021 года №106 и №105 заявления Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым о пересмотре кадастровой стоимости Земельного участка №1 и Земельного участка №2 отклонены.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г.№ 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ). С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Верховный Суд Республики Крым, принимая во внимание не согласие представителей Совета Министров Республики Крым и Комитета с величиной рыночной стоимости земельных участков, определенной в предоставленных отчетах № 073-А/06/2021-1 и № 072-А/06/2021-1, составленных частнопрактикующим оценщиком Боровских А.В., определением от 21.11.2021года назначил по делу судебную оценочную экспертизу, производство которой поручил экспертам Общества с ограниченной ответственностью «Фикон», поставив на их разрешения вопрос соответствия указанных отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, а также вопросы установления величины рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.09.2016 года.

Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта № 01/2022 -200 от 10.01.2022 года отчеты об оценке № 073-А/06/2021-1 и № 072-А/06/2021-1, составленные частнопрактикующим оценщиком Боровских А.В., формально соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности (содержат все необходимые разделы, приложения, ссылки на использованную информацию, оценщик, выполнивший отчеты имел право на выполнение данной оценки), описание объектов оценки и их местонахождение выполнено в объеме, позволяющем идентифицировать объекты оценки, методология оценки, выбор подхода и метода к оценке объектов изложены корректно. Расчет выполнен методом корректировки сравнительного подхода. При выполнении процедур сравнительного подхода в части обоснования корректировки оценщиком нарушены требования п.5 ФСО № 3, что привело к искажению итоговой величины рыночной стоимости. Итоговая величина рыночной стоимости определена не корректно и не может использоваться для установления кадастровой стоимости в размере рыночной. При этом рыночная стоимость Земельного участка №1 по состоянию на 01.09.2016года составляет 26620000 (двадцать шесть миллионов шестьсот двадцать тысяч) рублей, в Земельного участка №2 – 18110000 (восемнадцать миллионов сто десять тысяч) рублей.

Верховным Судом Республики Крым при изучении содержания заключения эксперта судебной оценочной экспертизы № 01/2022 -200 от 10.01.2022 года, проведенного во исполнение определения от 24.11.2021 года, установлено, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.09.2016 года не в полной мере соответствует федеральным стандартам оценки, что выразилось в нарушении экспертом положений п.10, п. 22 «б», п 22 «д» Федерального стандарта оценки № 7 «Оценка недвижимости» (далее ФСО № 7), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.09.2014 года № 611, при определении рыночной стоимости земельных участков, поскольку был неверно определенен сегмент рынка исследуемых объектов недвижимого имущества (как «земельные участки производственно-складского назначения»), и как следствие осуществлен подбор объектов аналогов из сегмента рынка несопоставимого с сегментом рынкам, к которому реально отнесены объекты оценки. Экспертом неправильно определены ценообразующие факторы, которые учитывались для определения сегмента рынка «земельные участки производственно-складского назначения». Эксперт, проводя анализ сегмента рынка, приводит таблицу № 9 из «Справочника оценщика недвижимости – 2016. Земельные участки» том 3, под редакцией Лейфера Л.А. В третьей строке указанной таблице Лейфер Л.А. выделяет класс земельных участков - «земельные участки сельскохозяйственного назначения», в которые включены «Земельные участки, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, объектов сельскохозяйственного назначения».

Материалы дела свидетельствуют о том, что в период с 01.09.2016 (дата оценки земельных участков) по 03.09.2021 в Едином государственном реестре содержались сведения о виде разрешенного использования оцениваемых земельных участков как о земельных участках, имеющих вид разрешенного использования «хранения и переработка сельскохозяйственной продукции», «для другого сельскохозяйственного назначения», что в полной мере соответствует классу земельных участков, которые Лейфер Л.А. относит к «земельным участкам сельскохозяйственного назначения».

Материалы дела свидетельствуют о том, что, с учетом характеристик объектов капитального строительства, принадлежащих Ганага Галине Ивановне на арендованных ею земельных участках, они фактически используются в соответствии с видом разрешенного использования «хранение сельскохозяйственной продукции», но экспертом указанные обстоятельства не приняты во внимание, им сделан ничем не обоснованный вывод об отнесении земельных участков к сегменту производственно-складского назначения, что привело к неправильному подбору аналогов, неверному определению ценообразующих факторов, и в результате чего было осуществлено необоснованное завышение рыночной стоимости земельных участков.

В связи с изложенным Верховным Судом Республики Крым 25.02.2022 года было постановлено определение о назначении судебной оценочной экспертизы, на разрешения эксперта постановлен вопрос определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.09.2016 года.

Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта № 1776/9-4 от 27.05.2022 года судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертами Федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации во исполнение определения Верховного Суда Республики Крым от 25.02.2022 года, рыночная стоимость Земельного участка №1 по состоянию на 01.09.2016 года составляет 610054 (шестьсот десять тысяч пятьдесят четыре) рубля, а Земельного участка №2 - 927821 (девятьсот двадцать семь тысяч восемьсот двадцать один) рубль.

Представители Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым и Комитета настаивали на том, что заключение эксперта № 1776/9-4 от27.05.2022 года судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертами Федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации во исполнение определения Верховного Суда Республики Крым от 25.02.2022 года, не может быть принято в качестве надлежащего и допустимого доказательства правильности установления рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.09.2016 года, поскольку экспертом не верно учтено целевое использование земельных участков.

Верховный Суд Республики Крым, оценивая заключение эксперта № 1776/9-4 от27.05.2022 года судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертами Федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации во исполнение определения от 25.02.2022 года, изучив возражения Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым и Комитета, пояснения эксперта, проводившего указанную экспертизу, приходит к выводу о том, что отсутствуют оснований не доверять изложенным в заключении выводам.

Указанное заключение в полной мере соответствует требования Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, ст.82КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости каждого земельного участка, содержит подробное описание проведенного исследования и все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, выводы экспертизы согласуются с проведенным исследованием.

Заключение судебной оценочной экспертизы № 1776/9-4 от 27.05.2022года, составленное экспертами Федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации во исполнение определения от 25.02.2022 года, не содержит нарушении, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости земельных участков, при его составлении не допущено ошибок при выполнении математических действий, а информация, использованная при проведении оценки является достоверной, достаточной и проверяемой, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов недвижимости подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Согласно п.20 ФСО № 7 рыночная стоимость земельного участка, застроенного объектами капитального строительства, или объектов капитального строительства для внесения этой стоимости в государственный кадастр недвижимости оценивается исходя из вида фактического использования оцениваемого объекта. При этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования.

Так, экспертом Федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации проведен полный анализ наиболее эффективного использования земельных участков, в том числе, с учетом расположенных на них зданий и сооружений, в результате чего был четко определен сегмент рынка, подлежащий изучению, а именно «Земельные участки сельскохозяйственного назначения», признаки которого строго советуют классу земельных участков, обозначенному в Справочнике оценщика недвижимости – 2016 «Земельные участки» том 3, под редакцией Лейфера Л.А.

В своем справочнике Лейфер Л.А. указал, что земельные участки сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями), земельные участки, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства относит к сегменту рынка «Земельные участки сельскохозяйственного назначения».

Экспертом принято во внимание, что на дату оценки (01.09.2016 года) видами разрушенного использования оцениваемых земельных участков являлось «Хранения и переработка сельскохозяйственной продукции», «Для другого сельскохозяйственного назначения», которые согласно Приказу Росреестра от 10.11.2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» подразумевают размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.

С учетом указанных выше обстоятельств и оговоренного выше сегмента рынка экспертом Федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации верно подобраны объекты аналоги, которые полностью сопоставимы с объектами исследования, рыночная стоимость земельных участков определена с использованием сравнительного подхода при отборе объектов-аналогов, имеющих характеристики максимально приближенные к характеристикам Земельного участка №1 и Земельного участка№2, сведения о которых проанализированы с учетом совокупности всех ценообразующих факторов с применением правильно определенных корректирующих коэффициентов, в том числе с учетом разницы площадей оцениваемого объекта и объектов - аналогов. Дательный расчет корректировок отображен в экспертном заключении.

Сегмент рынка «Земельные участки сельскохозяйственного назначения» детально исследован экспертом, подробно изучена активность рынка, в ходе чего сделан вывод о его неактивности ( который не опровергнут материалами дела, пояснениями представителей участников процесса) приведены все основные ценнообразующие факторы (относимые в соответствии с справочником оценщика недвижимости - 2014 «Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков» том 3, под редакцией Лейфера Л.А. к данному сегменту рынка), а именно: площадь, местоположение, условия продажи, имущественные права, дата продажи, разрешенное использование, конфигурация земельного участка и инженерные коммуникации.

При проведении во исполнение определения от 25.02.2022 год судебной оценочной экспертизы экспертом Федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации четко описано местоположение и окружение каждого объекта оценки.

Процесс сравнения объектов исследования и объектов аналогов по всем ценообразующим факторам детально отражен в заключении судебной оценочной экспертизы № 1776/9-4 от 27.05.2022, составленной экспертами Федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации во исполнение определения от 25.02.2022 года.

Эксперт не только детально описал месторасположение объектов исследования, но и проанализировал экономическое и географическое положение, указал транспортную инфраструктуру, наличие железной дороги, автомагистрали, автостанции, приложил картографические материалы, на которых нанесены ближайшее окружение, наличие подъездных путей, железнодорожных путей, описал рельеф, указал фактическое их использование, конфигурацию, транспортную доступность, состояние коммуникаций.

Как уже отмечалось выше, земельные участки согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по состоянию на 01.09.2016 года относились к категории «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции», «Для другого сельскохозяйственного назначения».

Материалы дела свидетельствуют о том, что на этих земельных участках находятся объекты недвижимости, предназначенные для хранения сельскохозяйственной продукции. Фактически на данных земельных участках осуществляет только один вид деятельности - хранение зерна в зернохранилищах, никакая другая деятельность на них не осуществляется, что обоснованно учитывалось экспертом при определении их рыночной стоимости.

Ни Администрацией Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, ни Комитетом не представлены доказательства наличия объективно подтвержденных сомнений в достоверности выводов, содержащихся в заключении судебной оценочной экспертизы № 1776/9-4 от 27.05.2022, составленном экспертами Федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации во исполнение определения Верховного Суда Республики Крым от 25.02.2022 года, доказательства, опровергающие предоставленные экспертом пояснения, а также доказательства занижения рыночной стоимости земельных участков.

Советом министров Республики Крым, Комитетом, Администрацией Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым не предоставлены доказательства неточности (ошибочности) установления рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.09.2016 года экспертами Федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.

Выводы эксперта, имеющего необходимую квалификацию, предупрежденного об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, проводившего исследование материалов дела, не опровергнуты какими-либо доказательствами.

Верховный Суд Республики Крым считает, что указанное заключение является объективным и полным, а изложенные в нем выводы - обоснованными и последовательными, установленные экспертом размеры рыночной стоимости земельных участков - достоверными.

При таких обстоятельствах кадастровая стоимость Земельного участка №1 подлежит установлению равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.09.2016 года в размере 610054 (шестисот десяти тысяч пятидесяти четырех) рублей на период времени с 01.09.2016 года по 02.09.2021 года, а Земельного участка №2 – в размере 927821 (девятисот двадцати семи тысяч восьмисот двадцати одного) рубля.

Согласно ст.24.18 Закона №135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой, в том числе, вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что Законом № 135-ФЗ для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что Администрация Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым 23.07.2021 года обратилась в Комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости при Комитете с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, которой было отказано в его удовлетворении.

В силу изложенного 23.07.2021 года является датой подачи заявления об изменении кадастровой стоимости земельных участков..

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона №135-ФЗ.

Поскольку обязанность органа регистрации – Комитета - по внесению в реестр сведений об измененной решением суда кадастровой стоимости прямо установлена Закона №135-ФЗ, дополнительное возложение на него подобной обязанности решением суда не требуется. Данные, которые указывали бы на уклонение Комитета от исполнения возложенной на него законом обязанности, в материалы дела не представлены.

В связи с этим отсутствуют основания для удовлетворения требований административного искового заявления по понуждению Комитета осуществить действия по внесению установленной судом кадастровой стоимости земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости.

Руководствуясь статьями 20, 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л

административное исковое заявление Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совету министров Республики Крым, заинтересованные лица Ганага Галина Ивановна, Красногвардейский районный совет Республики Крым, Красногвардейский сельский совет Красногвардейского района Республики Крым об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 31940 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу : <адрес>, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.09.2016 года в размере 610054 (шестисот десяти тысяч пятидесяти четырех) рублей на период времени с 01.09.2016 года по 02.09.2021года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 48577 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> по состоянию на 01.09.2016 года в размере 927821 (девятисот двадцати семи тысяч восьмисот двадцати одного) рубляна период времени с 01.09.2016 года по 02.09.2021 года

Датой подачи заявления считать 23.07.2021года.

Решение суда, является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка площадью 31940 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, а также земельного участка площадью 48577 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>