РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Читинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Кущенко О.В., при секретаре судебного заседания Сумкиной А.А., с участием административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков – федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю») и начальника данного учреждения ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-200/2021 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №<данные изъяты>ФИО1 об оспаривании действий начальника ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю», связанных с отказом в возмещении командировочных расходов,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части № в должности <данные изъяты><данные изъяты>. В период с 26 марта по 12 мая 2021 года, на основании приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 был направлен в служебную командировку в войсковую часть № г. Чита, в связи с чем, ему было выдано командировочное удостоверение. Административным истцом было подано заявление на выдачу аванса на дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) в размере 14400 рублей, однако после возвращения из командировки окончательный расчет с ФИО1 не произведен. 17 июня 2021 года административному истцу было отказано в возмещении дополнительных расходов, связанных с проживанием вне пункта постоянного жительства (суточные).
Полагая действия начальника ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» незаконными, ФИО1 просит суд признать их таковыми, обязав административного ответчика возместить понесённые командировочные расходы, а также взыскать судебные расходы.
Для надлежащего рассмотрения дела в качестве административных ответчиков были привлечены – ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» и начальник данного учреждения, в качестве административного соответчика – заместитель начальника ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю», в качестве заинтересованного лица со стороны административного ответчика, не заявляющего самостоятельных требований командир войсковой части №.
Начальник ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю», заместитель начальника данного учреждения, а также командир войсковой части № надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.
Поскольку указанные выше участники о причинах неявки суду не сообщил и не ходатайствовал о рассмотрении дела исключительно с их участием, то суд, в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, полагал возможным провести судебное разбирательство в их отсутствие.
В судебном заседании административный истец, поддержав заявленные требования и, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил его удовлетворить в полном объёме.
Представитель административных ответчиков ФИО2 требования административного истца не признала и просила суд в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что данная поездка не является служебной командировкой, а суточные – это составляющая именно командировочных расходов. То есть в данном случае направление военнослужащих осуществлялась в составе группы, которые направлялись для участия в мероприятиях. Те должностные обязанности, тот же объем функций, которые данным военнослужащим исполняются по месту службы, административный истец исполнял и в войсковой части №. Также на командировочном удостоверении административного истца указано, что он находился безвыездно весь период командировки, каких-то документов, подтверждающих, что административный истец проживал не на территории воинской части, представлено не было. Также в плане служебных командировок на 2021 год данная командировка не запланирована. Подготовка к празднику 9 мая происходит ежегодно и если бы данная поездка являлась командировкой, то в таком случае воинской частью были бы приняты меры по включению данного мероприятия в план командировок, на них было бы заложено финансирование данной поездки. В данном случае командиром воинской части была сделана отметка на командировочном удостоверении, что оплата проводится за счет пункта служебных командировок – это подразумевает под собой финансирование на учебные сборы, которые планировали на март и декабрь 2021 года, то есть отдельного пункта плана командировок именно для участия в мероприятиях по подготовке к проведению военного парада нет.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 134 приказа Министра обороны Российской Федерации «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» от 6 декабря 2019 года № 727 (далее - Порядок) определено, что военнослужащим, направляемым в командировку, по месту прохождения военной службы производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
В силу п. 138 Порядка возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке. Возмещение суточных расходов военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере 100 рублей за каждый день обеспечения питанием.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 приложения №1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 03 июня 2016 года №323 «О планировании служебных командировок» служебной командировкой является направление личного состава по решению командира воинской части (руководителя органа военного управления) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (органа военного управления), в которой личный состав проходит военную службу.
Пунктом 1 Инструкции определено, что служебные командировки военнослужащих организуются на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу.
Согласно подп. 5 п. 142 Порядка, не считаются служебными командировками и не включаются при планировании служебных командировок на календарный год поездки военнослужащих временно направленных в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, или зачисленных в распоряжение соответствующих командиров в другие населенные пункты.
Как видно из выписки из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 освобожден от должности командира автомобильного отделения (подвоза горючего) автомобильного взвода роты материального обеспечения и назначен на должность командира автомобильного отделения (подвоза боеприпасов) роты материального обеспечения.
В соответствии приказом <данные изъяты> «О подготовке, проведении военного парада и производстве артиллерийского салюта 9 мая 2021 года на территории <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ командирам соединений и воинских частей гарнизона приказано провести 9 мая 2021 года в <адрес> военный парад и артиллерийский салют.
Как видно из выписки из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 на основании вышеуказанного приказа полагается убывшим в служебную командировку в войсковую часть №, дислоцированной в полевом парке аэродрома <данные изъяты><адрес>, для участия в мероприятиях по подготовке к проведению военного парада и производства артиллерийских салютов 9 мая 2021 года.
Из выписки из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что ФИО1 полагается прибывшим из служебной командировки и приступившим к исполнению служебных обязанностей.
Как усматривается из командировочного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 находился в служебной командировке с 26 марта по 12 мая 2021 года – (48 суток). При этом в период пребывания в войсковой части №<адрес> жильём и питанием за счёт средств федерального бюджета не обеспечивался.
Из авансового отчёта № усматривается, что ФИО1 просил возместить ему понесенные командировочные расходы (суточные) в размере 14400 рублей.
Как видно из сопроводительного письма заместителя начальника ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ, указанный авансовый отчёт по командировочным расходам возвращён административному истцу без реализации, поскольку поездки военнослужащих, временно направленных в составе подразделений вне пункта постоянной дислокации воинской части, не считаются командировками.
Согласно п. 624.5 плана служебных командировок Восточного военного округа на 2021 год, на войсковую часть № запланирован объем бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий подготовки войск (контроль проведения учений, конкурсов полевого мастерства, полевых выходов, несения дежурства и т.д.) в период с января по декабрь.
В судебном заседании административный истец пояснил, что был направлен в войсковую часть № для выполнения должностных обязанностей, которые исполнял в войсковой части №, а именно занимался обслуживанием и ремонтом военной техники.
Анализируя изложенное, поскольку ФИО1 в период с 26 марта по 12 мая 2021 года в составе механизированной роты был направлен в войсковую часть № для выполнения своих должностных обязанностей, при этом непосредственного участия в параде не принимал, а исполнял обязанности по занимаемой воинской должности, суд приходит к выводу, что данную служебную поездку, связанную с выполнением задач по обслуживанию военной техники в войсковой части № нельзя признать служебной командировкой, в связи с чем право на возмещение суточных расходов, выплата которых предусмотрена законодательством исключительно в случаях нахождения военнослужащего в служебной командировке, у административного истца не возникло.
При таких обстоятельствах, поскольку законом не предусмотрено возмещение понесённых военнослужащим суточных расходов, то отказ ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» в возмещении ФИО1 командировочных расходов в размере 14400 является законным и обоснованным, а административное исковое заявление неподлежащим удовлетворению.
Разрешая вопросы, связанные с возмещением судебных расходов по делу, суд, руководствуясь положениями ст. 111 КАС РФ, не усматривает оснований для их возмещения административному истцу.
Руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части №<данные изъяты>ФИО1, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Кущенко
В окончательной форме решение принято 1 октября 2021 года.