Дело № 2а-200/2022
6RS0024-01-2021-005208-93
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 марта 2022 г. г. Невинномысск
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
судьи Жердевой Е.Л.,
при секретаре судебного заседания Жилиной Ю.А.,
рассмотрев дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Ставропольскому краю обратилась в Невинномысский городской суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просила взыскать с ответчика задолженность на общую сумму 15869,1 рублей, в том числе: - транспортный налог с физических лиц в размере 13635 руб. (<данные изъяты>), пеню в размере 2234,1 руб. (<данные изъяты>).
Требования обосновывает тем, что в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ административный ответчик является плательщиком транспортного налога. В нарушение статьи 45 НК РФ ФИО1 не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного налога. Согласно сведений, поступивших из Управления ГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю, в порядке ст. 85 НК РФ, ФИО1 является собственником транспортных средств: государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель TOYOTA CROWN<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель:КАМА35511, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, государственный регистрационный знак: №, Марка/модель:NISSAN SUNNY, <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Инспекцией на данные транспортные средства начислен налог за 2018 год в размере 13635 руб. из расчета: за TOYOTA-CROWN с гос. номером № - 160.00*36.00*12/12=5760 руб., за КАМА35511 с гос. номером № - 210.00*30.00* 12/12=6300 руб.; за NISSAN SUNNY с гос. номером № - 105.00* 15.00* 12/12=1575 руб.
Однако, ФИО1 транспортный налог за 2018 год не оплатил в полном объеме по настоящее время долг по налогу перед бюджетом составляет 13635 руб.
За неуплату налога в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ исчислена пеня за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Расчет пени приложен и составляет 2234,10 руб.
В нарушение статьи 45 НК РФ ФИО1 не исполнена установленная законом обязанность по уплате транспортного налога, в связи с чем в адрес ФИО1 инспекцией направлены требования, с предложением оплатить сумму налога. После чего Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу в общей сумме 16594 руб. 37 коп. Мировым судьей судебного участка № 5 города Невинномысска Ставропольского края был вынесен судебный приказ № 2а-358-24-287/2020 от 14.07.2020, который после поступления от должника заявления с возражением против его исполнения был отменен определением от 30.06.2021, в связи с чем Налоговая инспекция обратилась в суд с исковыми требованиями, которые просит удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ставропольскому краю не явилась, просив рассмотреть дело в ее отсутствие, удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Административный ответчик ФИО1 будучи извещенный о дате и времени судебного разбирательства по известному адресу места его жительства не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Исследовав материалы дела, оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд находит административные исковые требования МИФНС России № 8 по СК обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьёй 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 и статьей 45 Налогового кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщики уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Объектом налогообложения в силу п.1 ст.358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.
Пунктом 4 статьи 362 НК РФ на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которые зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Из вышеуказанных норм следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.
С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание (Постановление от 2 декабря 2013 года N 26-П, Определение от 14 декабря 2004 года N 451-О). Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом федеральный законодатель избрал мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт) и в соответствии с избранной физической характеристикой объекта налогообложения осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 и статья 361 Налогового кодекса Российской Федерации). Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков.
Согласно части 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400-401 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статья 45 НК РФ гласит, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом ст. 57 НК РФ предусматривает, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 30 НК РФ, единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей составляют налоговые органы, в систему которых входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Согласно ст. 3 Закона СК №52-КЗ от 27.11.2002 года "О транспортном налоге" сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим. Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом является календарный год.
В соответствии со статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно сведений, поступивших из Управления ГИБДД ГУВД по СК за административным ответчиком зарегистрированы транспортные средства: TOYOTA CROWN, <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; КАМА35511, VIN, год выпуска 1985 год, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, государственный регистрационный знак, №; NISSAN SUNNY, <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, государственный регистрационный знак №.
Таким образом, ответчик является плательщиком транспортного налога.
ФИО1 начислен транспортный налог за 2018 год в размере 13635 руб. за TOYOTA-CROWN с государственным номером № - 160.00*36.00*12/12=5760 руб.; за КАМА35511 с государственным номером № - 210.00*30.00*12/12=6300 руб.; за NISSAN SUNNY с государственным номером № - 105.00*15.00*12/12=1575 руб.
Однако, ФИО1 транспортный налог не оплатил в полном объеме по настоящее время, долг по налогу перед бюджетом составляет 13635 руб.
За неуплату транспортного налога в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ исчислена пеня за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога в размере 2234,1 руб.
Сумма задолженности подлежащая к уплате в бюджет по транспортному налогу и пени судом проверена и считается верной.
Принадлежность имущества административным ответчиком не оспаривалась.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляется налогоплательщику.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п.6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п. 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из содержания ст. 75 НК РФ следует, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов дела МИФНС России № 8 по Ставропольскому краю в адрес административного ответчика было сформированы налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, которые были направлены в адрес налогоплательщика, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Факт направления налоговых уведомлений и требований подтверждается почтовыми реестрами.
Первоначально административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 5 города Невинномысска Ставропольского края. Мировым судом был вынесен судебный приказ № 2а-358-24-287/2020 от 14.07.2020.
После поступления заявления от должника с возражением против исполнения судебного приказа судья вынес определение об отмене судебного приказа от 30 июня 2021г.
Также в определении об отмене судебного приказа судья разъяснил, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.
Как уже указывалось выше, обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381-О-П).
Материалы дела подтверждают, что налоговым органом принимались меры по взысканию налоговой задолженности по транспортному налогу за 2018 год, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с ФИО1 неуплаченной суммы налога, в связи с чем поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд, для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций по транспортному налогу за 2018 год административным истцом не пропущен.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В связи с тем, что суд приходит к выводу об удовлетворении требований в полном объеме, то на основании вышеуказанной нормы права с ответчика подлежит взысканию в пользу местного бюджета государственная пошлина в размере 634 руб. 90 коп.
Руководствуясь ст. ст. ст.ст. 174- 180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования инспекции Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени по транспортному налогу удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (<данные изъяты>), в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю, недоимки на общую сумму 15869,1 рублей, в том числе:
- транспортный налог с физических лиц: налог в размере 13635 руб. (КБК. 0604012021000110 ОКТМО 07724000), пеню в размере 2234,10 руб. (КБК 10604012022100110 ОКТМО 07724000.
Взыскать с ФИО1 в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 634 руб. 90 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Невинномысский городской суд, в течение месяца.
Судья Е.Л. Жердева
Мотивированное решение суда составлено 18.03.2022.
Судья Е.Л. Жердева