ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-200/2022 от 16.05.2022 Улетовского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-200/2022

УИД 75RS0021-01-2022-000352-31

Категория дела 3.198

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Улеты 16 мая 2022 года

Улетовский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю.,

при секретаре Цыдыпове Б.Б.,

с участием административного ответчика Пляскина С.Б. и его представителя Пляскиной В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Забайкальскому краю к Пляскину Сергею Борисовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Пляскин С.Б. с 22 марта 2012 года был зарегистрирован в качестве оценщика, являлся плательщиком страховых взносов, предусмотренных ст.ст. 419, 430 НК РФ. 21 сентября 2018 года было принято решение о снятии его с налогового учета в качестве оценщика. Статьей 430 НК РФ устанавливается размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам. Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательпщка за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23400 рублей за расчетный период 2017 года, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года.,2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4590 рублей за расчетный период 2017 года, 5 840 рублей за расчетный период 2018 год. Налоговым органом были исчислены к уплате по установленному сроку страховые взносы за периоды 2017-2018 г. В установленные НК РФ сроки налогоплательщиков соответствующие страховые взносы уплачены не были, на сумму взносов в соответствии со статьёй 75 НК РФ налоговым органом начислены пени. Налогоплательщиком своевременно страховые взносы уплачены не были, в связи с этим налоговым органом в соответствии со ст.69 НК РФ направлены налогоплательщику требование об уплате № 15154 от 04 октября 2021 года, с установленными сроками для добровольного исполнения. 21 сентября 2018 года Пляскин С.Б. прекратил деятельность в качестве оценщика, при этом задолженность по указанному требованию не уплачена. 20 января 2022 года мировым судьей судебного участка № 35 Улетовского судебного района Забайкальского края вынесено определение об отмене судебного приказа №, в связи с тем, что налогоплательщик представил в суд возражения относительно исполнения судебного приказа. Административный истец просит взыскать с физического лица Пляскина С.Б. ИНН в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю остаток задолженности страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): за 2017, 2018 г. в размере данные изъяты руб., пеня в размере данные изъяты рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог (ОКТМО 76715000) за 2018 г. в размере данные изъяты руб., пеня в размере данные изъяты, общую сумму данные изъяты рублей.

В судебное заседание представитель административного истца, действующая на основании прав по доверенности Веслополова Т.Л., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, суду представила ходатайство, в котором заявленные исковые требования поддержала по основаниями, указанным в административном исковом заявлении, на их удовлетворении настаивала, просила рассмотреть дело без своего участия.

Административный ответчик Пляскин С.Б. исковые требования административного истца не признал, представил отзыв, который в судебном заседании поддержал, просил в удовлетворении исковых требований к нему отказать.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке, в отсутствии административного истца.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

На основании пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 названного Кодекса, если иное не предусмотрено поименованной статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 2).

На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено названной статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (пункты 1, 3, 4).

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как установлено из материалов дела, Пляскин С.Б. состоит на налоговом учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю и в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) в установленный срок страховых взносов плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Поскольку в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов на медицинское и пенсионное страхование Пляскиныс С.Б. в добровольном порядке исполнена не была, Инспекция направила в его адрес требование N 15154 от 04 октября 2021 года об уплате страховых взносов в размере данные изъяты рублей и пени в сумме данные изъяты рублей со сроком исполнения до 10 ноября 2021 года (л.д.8-9).

Указанное требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, административным ответчиком в добровольном порядке не исполнено.

Неисполнение налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По общему правилу, установленному частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

При этом статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании задолженности по налогам в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (пункт 2).

В связи с неисполнением налогоплательщиком Пляскиным С.Б. налоговой обязанности, по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому ДД.ММ.ГГГГ года мировым судьей судебного участка N 35Улетовского судебного района Забайкальского края вынесен судебный приказ о взыскании с Пляскина С.Б. задолженности по уплате страховых взносов.

Определением мирового судьи судебного участка N 35Улетовского судебного района Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ года судебный приказ о взыскании с Пляскина С.Б. задолженности по налогу отменен (л.д.16).

С настоящим иском, административный истец обратился в суд 29 марта 2022 года, а именно в течение 6 месяцев после вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по налогу с Пляскина С.Б., то есть в установленный частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок.

Однако оценивая обоснованность начисления налоговым органом задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, сформировавшейся за 2017-2018 год, в связи с осуществляемой Пляскины С.Б. оценочной деятельностью, суд считает необходимым указать следующее.

Как установлено из материалов дела, Пляскин С.Б. в период с 22 марта 2012 года по 21 сентября 2018 года был включен в реестр саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков (л.д.43,80).

Согласно уведомлению о постановке на учет физического лица в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ Пляскин С.Б. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Забайкальскому краю в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.38), что также подтверждается заявлением о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от января 2012 года, представленного административным истцом по запросу суда (л.д.84-85). Согласно выписке из ЕГРИП от 26 января 2012 года №39, основным видом экономической деятельности ИП является предоставление посреднических услуг при оценке недвижимости (л.д.39-40).

Согласно уведомлению о снятии физического лица в налоговом органе № от 25 июля 2016 года Пляскин С.Б. с 12 июля 2016 года снят с чета в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.42), индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения (л.д. 41).

Из представленного в суд уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ, Пляскин С.Б. с 22 марта 2012 года поставлен на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Забайкальскому краю в качестве оценщика, занимающегося частной практикой (л.д.86), при этом заявление о постановке на учет в суд не представлено, кроме того, как пояснил административный ответчик в его адрес указанное уведомление не направлялось.

Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование возникает с момента приобретения статуса оценщика и до момента прекращения оценщиком занятия частной практикой.

Указанные отчисления могут не производится только в тот период деятельности, в котором предприниматели не вели оценочной деятельности.

Для получения такого освобождения они должны обратиться в налоговый орган по месту учета, представив документы, подтверждающее отсутствие деятельности в указанные в заявлении периоды (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как видно из материалов дела и подтверждается информационной выпиской саморегулируемой организации оценщиков Пляскин С.Б. был внесен в реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, регистрационный №00210 от 22 марта 2012 года, был исключен из реестра СРО 21 сентября 2018 года. На основании личного заявления Пляскина С.Б. право осуществления оценочной деятельностью было приостановлено с 12 июля 2016 года, отчеты об оценке не подписывались, деятельность не велась, доходы не получал от оценочной деятельности (л.д.43).

На основании статьи 14 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценщик может добровольно приостанавливать право осуществления оценочной деятельности по личному заявлению, направленному в саморегулируемую организацию оценщиков, в порядке, который установлен внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.

Принятие решения по приостановлению оценочной деятельности по заявлению члена саморегулируемой организации оценщиков относится к компетенции коллегиального органа управления саморегулируемой организации оценщиков, равно как и по восстановлению этой деятельности (статья 24.2 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

В материалах дела не содержится доказательств о возобновлении с 12 июля 2016 года деятельности Пляскина С.Б. в качестве оценщика, занимающегося частной практикой. Напротив содержатся сведения о снятииего с учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с этой же даты – 12 июля 2016 года.

Согласно справке №600 от 26 февраля 2019 года, выданной Главой муниципального района «Улетовский район» Синкевичем А.И., Пляскин С.Б. после приостановления своей деятельности в СРО Региональная ассоциация оценщиков с 12 июля 2016 года, как единственный родственник, проживающий в с. Улеты, осуществляет постоянный уход за своей матерью ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: адрес. Так как в силу своего возраста и наличия инвалидности, она не может находиться одна и требует постоянного за ней ухода (л.д.67).

Указанное выше подтверждается справкой Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 07 марта 2019 года №13/4399, на которой имеется отметка о ее получении 11 марта 2019 года Межрайонной инспекцией ФНС №8 по Забайкальскому краю (л.д.66).

Кроме того, как следует из представленного ответа Межрайонной ИФНС России №8 по Забайкальскому краю №01071 от 07 февраля 2020 года, на обращение Пляскина С.Б. от 29 января 2020 года об отсутствии задолженности, было сообщено, что указанные сведения предоставить не имеется возможным, по тем основаниям, что на 07 февраля 2020 года, за Пляскиным С.Б. числится задолженность по Страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года по налогу в сумме данные изъяты руб. и пене в сумме данные изъяты руб. (л.д.45). Указанная сумма долга была перечислена Пляскиным С.Б. 16 марта 2020 года, согласно чек-ордеру №4960, 4961 (л.д.46). О наличии иной задолженности на дату обращенияПлдяскину С.Б. сообщено не было.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судпризнает недоказанными налоговым органом размер и основания возникновения задолженности по страховым взносам в связи с осуществлением Пляскиным С.Б. оценочной деятельности за период 2017, 2018 годы.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что фактическое приостановление деятельности оценщика Пляскина С.Б. с 12 июля 2016 года не может порождать за последним обязанности производить уплату страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование, как физического лица, на что указывает заявитель в своем иске, кроме того при обстоятельствах того, что Пляскин С.Б. был снят с учета в качестве предпринимателя также с 12 июля 2016 года, то есть с момента приостановления деятельности в качестве оценщика.

Таким образом, административным ответчиком деятельность оценщика была приостановлена в июле 2016 года, с этого же момента он был снят в качестве индивидуального предпринимателя, доказательств того, что административный ответчик занимался оценочной деятельностью, в том числе в качестве физического лица, получал от этой деятельности доход, административным истцом не представлено, в связи с чем, не доказана обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование Пляскины С.Б.

руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Управления Федеральной налоговой службы России по Забайкальскому краю о взыскании с Пляскина Сергея Борисовича страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017, 2018 годы; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды 2017, 2018 годы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Улётовский районный суд Забайкальского края.

Судья А.Ю. Гарголло

Решение в окончательной форме изготовлено 26 мая 2022 года.