ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-200/2023 от 01.09.2023 Омского гарнизонного военного суда (Омская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2023 года город Омск

Омский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Мугатина В.О., при секретаре судебного заседания Лучининой Е.И., рассмотрев в судебном заседании в помещении военного суда административное дело №2а-200/2023 по административному исковому заявлению мобилизованного военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании бездействия военного комиссариата Черлакского района Омской области, выразившегося в непринятии мер по обращению, а также о возложении обязанности на призывную комиссию ФКУ «Военный комиссариат Омской области» по пересмотру решения о призыве на военную службу по мобилизации и предоставлении отсрочки от призыва,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что 24 сентября 2022 года он призван на военную службу из запаса по мобилизации. При этом он является работником автотранспортного филиала <данные изъяты>» и с 16 февраля 2023 года зачислен на специальный воинский учет, в связи с чем, указанной организацией в адрес военного комиссариата Черлакского района Омской области направлено обращение с просьбой оказать содействие в его демобилизации.

Вместе с тем, военным комиссаром Черлакского района Омской области направлен ответ, что разрешение такого рода вопросов не входит в компетенцию военного комиссариата, в связи с чем обращение будет направлено для рассмотрения по существу в призывную комиссию Омской области по мобилизации. Однако до настоящего времени ему не известно о разрешении вопроса по существу.

Кроме того, по его просьбе направлялись письма его сестрой ФИО6. в различные инстанции по данному вопросу, однако ответов также не поступило.

Полагая, что бездействием, связанным с не рассмотрением обращения нарушены его права, а также полагая, что имеются основания для пересмотра принятого в отношении него решения о призыве на военную службу по мобилизации, ФИО1 просит суд признать незаконным бездействие военного комиссариата Черлакского района Омской области, связанного с непринятием мер по рассмотрению обращения, а также возложить обязанность на призывную комиссию ФКУ «Военный комиссариат Омской области» по пересмотру решения о призыве на военную службу по мобилизации и предоставлении отсрочки от призыва.

Надлежаще извещенные о времени, дате и месте судебного заседания административный истец ФИО1, административные ответчики: военный комиссариат Черлакского района Омской области и ФКУ «Военный комиссариат Омской области», а также привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица автотранспортный филиал <данные изъяты>» для участия в судебном заседании не прибыли и в своих письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Военный комиссар Черлакского района Омской области в своих письменных возражениях требования административного истца не признал и указал, что 25 сентября 2022 года на основании решения районной призывной комиссии по мобилизации граждан, проживающих на территории Черлакского района Омской области ФИО1 призван на военную службу по мобилизации. 17 февраля 2023 года в адрес военного комиссариата поступило обращение <данные изъяты> с приложением документов о зачислении административного истца на специальный воинский учет. Поскольку ФИО1 не состоял на воинском учете и снят с учета в связи с призывом на военную службу по мобилизации, а следовательно не может быть уволен с военной службы в связи с постановкой на специальный воинский учет, то на поступившем от организации сопроводительном письме были сделаны соответствующие записи и документы направлены обратно отправителю 3 марта 2023 года.

Представитель военного комиссариата Омской области, по доверенности ФИО2, в своих письменных возражениях требования административного истца не признала и указала, что ФИО1, призванный на военную службу по мобилизации, на момент призыва сведений о наличии у него права на предоставление отсрочки не предъявил. При этом организация, в которой ФИО1 осуществлял трудовую деятельность, в перечень организаций оборонно-промышленного комплекса не включена и основания для предоставления административному истцу отсрочки отсутствуют. Вопрос о законности призыва ФИО1 на военную службу по мобилизации находится на рассмотрении призывной комиссии Омской области по мобилизации.

Представитель <данные изъяты>», по доверенности ФИО7, в письменных пояснениях указал, что ФИО1, являясь работником этой же организации в сентябре 2022 года в рамках частичной мобилизации призван на военную службу. При этом 16 февраля 2023 года ФИО1 оформлено удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в соответствии с которым он должен был быть зачислен на специальный военный учет. Однако в марте 2023 года указанное удостоверение, оформленное на ФИО1, аннулировано.

Исследовав материалы административного дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписке из протокола №<данные изъяты> от 25 сентября 2023 года районной призывной комиссией по мобилизации граждан, проживающих на территории Черлакского района Омской области, ФИО1 призван для прохождения военной службы по мобилизации.

Из письма заместителя директора <данные изъяты>» №<данные изъяты> от 17 февраля 2023 года, направленного в адрес военного комиссара Черлакского района Омской области, следует, что ФИО1, мобилизованный и проходящий военную службу, зачислен на специальный воинский учет, в связи с чем просит оказать содействие в его демобилизации.

Журналом учета служебных документов военного комиссариата Черлакского района Омской области подтверждается, что 17 февраля 2023 года от <данные изъяты> поступило сообщение с исходящим №<данные изъяты>.

Как следует из электронного обращения от 10 марта 2023 года, <данные изъяты> обратилась к Губернатору Омской области с просьбой об отмене решения о призыве на военную службу по мобилизации ее брата ФИО1.

В соответствии с письмом консультанта Управления по работе с обращениями граждан аппарата Губернатора и Правительства Омской области от 10 марта 2023 года обращение ФИО8 передано для рассмотрения по существу военному комиссару Омской области. При этом на данном письме содержится резолюция о необходимости предоставления ответа военным комиссаром Черлакского района Омской области.

Как следует из письма военного комиссара Черлакского района Омской области №<данные изъяты> от 22 марта 2023 года обращение ФИО9 направлено для рассмотрения по существу председателю призывной комиссии Омской области по мобилизации граждан Российской Федерации.

Согласно сообщению военного комиссара Черлакского района Омской области №<данные изъяты> от 22 марта 2023 года, адресованного ФИО10., вопрос отмены решения районной призывной комиссии по мобилизации граждан о призыве на военную службу ее брата – ФИО1 направлен для рассмотрения по существу в призывную комиссию Омской области по мобилизации.

В соответствии с выпиской из протокола заседания призывной комиссии Омской области по мобилизации граждан Российской Федерации №<данные изъяты> от 25 августа 2023 года принято решение оставить без изменения решение призывной комиссии Черлакского муниципального района Омской области в части призыва на военную службу по мобилизации ФИО1. При этом указано, что зачисление на специальный учет ФИО1, оформленное в военном комиссариате городского округа города Чехов Московской области является незаконным.

Как следует из сообщения военного комиссара городского округа города Чехов Московской области от 24 августа 2023 года ФИО1 на воинском учете во вверенном ему военном комиссариате не состоит и не состоял. Какой-либо информацией в отношении административного истца не располагает.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Статьей 12 этого же Федерального закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии со ст.20 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара. Порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п.17 Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года №1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» основными задачами военных комиссариатов являются в том числе:

-организация и осуществление воинского учета граждан, оказание содействия федеральным органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в осуществлении воинского учета;

-осуществление приписки и предназначения мобилизационных ресурсов для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований; организация вручения гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - граждане, пребывающие в запасе), и руководителям организаций, имеющих задание на предоставление транспортных средств, мобилизационных предписаний и сводных нарядов;

-отбор граждан, пребывающих в запасе, подлежащих призыву на военную службу (направлению для работы на должностях гражданского персонала) по мобилизации, призыву на военные сборы для исполнения специальных обязанностей военной службы, и подготовка материалов для оформления допуска к государственной <данные изъяты> в установленном порядке.

Пунктом 29 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №852 "Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований" установлено, что призывная комиссия по мобилизации субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения призывных комиссий по мобилизации муниципальных образований.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1, до призыва на военную службу по мобилизации, осуществлял трудовую деятельность в организации, руководитель которой обратился в адрес военного комиссара Черлакского района Омской области с просьбой оказать содействие в демобилизации административного истца ввиду постановки его на специальный воинский учет, однако направленные документы возвращены без реализации ввиду отсутствия оснований для увольнения ФИО1 с военной службы. При этом сестра ФИО1 – ФИО11 обратилась с просьбой об отмене решения о призыве на военную службу по мобилизации административного истца и данное обращение передано, в том числе военным комиссаром Черлакского района Омской области, для рассмотрения по существу в призывную комиссию Омской области по мобилизации, которая в свою очередь рассмотрела вопрос обоснованности данного решения и оставила его без изменения, в том числе признав незаконным постановку административного истца на специальный воинский учет, оформленный в военном комиссариате городского округа города Чехов Московской области.

Поскольку ФИО1 с самостоятельными обращениями в адрес административных ответчиков не обращался, а по существу требований и их обоснований, изложенных в административном исковом заявлении, ставит вопрос о пересмотре принятого в отношении него решения о призыве на военную службу по мобилизации, которое в свою очередь состоялось на заседании призывной комиссии Омской области по мобилизации граждан Российской Федерации 25 августа 2023 года, то суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

При этом суд принимает во внимание, что военным комиссаром Черлакского района Омской области совершены действия по рассмотрению обращения, а также действия, направленные на рассмотрение вопроса о пересмотре принятого решения о мобилизации административного истца компетентным органом, а именно вышеуказанной призывной комиссией по мобилизации.

Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения требования административного истца о возложении на призывную комиссию ФКУ «Военный комиссариат Омской области» обязанности по пересмотру решения о призыве на военную службу по мобилизации и предоставлении отсрочки от призыва, поскольку такого рода полномочия в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами возложены на призывную комиссию по мобилизации субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Омский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий В.О. Мугатин