ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2010/19 от 13.05.2020 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-286/2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Гурьевск 13 мая 2020 г.

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Коноваловой О.Ч.,

при секретаре Мухортиковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Гурьевского района Калининградской области, предъявленному в интересах Осиповой ФИО12, к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области и Межведомственной комиссии по признанию жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации Гурьевского городского округа Калининградской области о признании незаконным решения межведомственной комиссии, возложении обязанности по отмене решения межведомственной комиссии и понуждении к рассмотрению заявления о пригодности (непригодности) для проживания <данные изъяты> доли жилого дома, с участием заинтересованных лиц: Назаровой ФИО13 и Ибрагимова ФИО14,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Гурьевского района Калининградской области в интересах административного истца Осиповой С.В. обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), к административным ответчикам администрации Гурьевского городского округа Калининградской области и Межведомственной комиссии по признанию жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации Гурьевского городского округа Калининградской области, в котором в окончательной редакции просит признать незаконным решение межведомственной комиссии от 27.02.2019 № 2; возложить на администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области обязанность по отмене решения межведомственной комиссии от 27.02.2019
№ 2 в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу; а также обязать Межведомственную комиссию и администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области в соответствии с компетенцией вынести новое решение по заявлению Осиповой С.В. от 22.02.2019 № 212-з о пригодности (непригодности) для проживания <данные изъяты> доли жилого дома <адрес > в
течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований, с учётом их уточнения, и.о. прокурора Гурьевского района Калининградской области ссылается на то, что прокуратурой района была проведена проверка по обращению Осиповой
С.В. по вопросу нарушения жилищных прав, по результатам которой было установлено, что постановлением главы администрации Гурьевского городского округа от 18.03.2019 № 909 жилой дом <адрес >, признан подлежащим реконструкции.

Данное постановление принято главой администрации Гурьевского
городского округа Калининградской области на основании протокола заседания межведомственной комиссии от 27.02.2019 № 2, где рассматривалось заявление Осиповой С.В. о признании жилого помещения – <данные изъяты> доли указанного выше жилого дома непригодным для проживания, к которому был приложен технический отчёт от 15.11.2017 Калининградского филиала АО «Российский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ», в соответствии с которым жилой дом является аварийным и непригодным для постоянного проживания.

И.о. прокурора Гурьевского района Калининградской области, ссылаясь на положения, предусмотренные п. п. 46, 47, 49 Положения о признании помещения
жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания,
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, ст.ст. 15, 16, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), ст.ст. 4, 39 КАС РФ, указывает в административном иске на то, что подлежащим реконструкции может быть признан только многоквартирный жилой дом, которым дом 5 в пос. Узловое не является. Признание дома подлежащим реконструкции производно от признания его аварийным, решение о признании жилого дома подлежащим реконструкции принято административным ответчиком в отсутствие технического заключения, подтверждающего возможность такой реконструкции.

Отказ в признании доли дома непригодной для проживания органом местного самоуправления по причине отсутствия указания в постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 на долю жилого дома как на жилое помещение является неправомерным, так как противоречит требованиям закона.

На основании протеста прокурора района от 02.08.2019, постановление
главы администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 18.03.2019 № 909 было отменено постановлением главы администрации Гурьевского городского округа от 22.08.2019 № 3064, в то же время в повторном рассмотрении межведомственной комиссией заявления Осиповой С.В. в связи с отменой вышеназванного постановления, администрацией городского округа Калининградской области отказано, при том, что в силу технического состояния принадлежащего Осиповой С.В. жилого помещения в настоящее время она лишена возможности в нём проживать.

В судебное заседание уведомленная надлежащим образом административный истец Осипова С.В. не явилась.

Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Гурьевского района Калининградской области Витровой В.Н. в полном объеме поддержал административный иск, с учётом его уточнения, по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации Гурьевского городского округа Калининградской области Скрябнев В.Л., действующий на основании доверенности от 10.07.2019 и представивший диплом о высшем юридическом образовании, в ходе судебного разбирательства с административным иском не согласился, поддержав письменный отзыв на иск, суть которого сводится к тому, что жилой дом <адрес >, собственником <данные изъяты> доли которого является Осипова С.В., муниципальной собственностью МО «Гурьевский городской округ» не является и соответственно не состоит в реестре муниципального имущества. Поступившее в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области заявление Осиповой С.В. (вх. № 212-з от 22.02.2019) по вопросу признания непригодной для проживания <данные изъяты> доли указанного жилого дома, было рассмотрено на заседании межведомственной комиссии и заявителю подготовлен и направлен ответ от 04.03.2019.

Поскольку Положением № 47 не предусмотрено рассмотрение в
качестве жилого помещения доли жилого дома, Осипова С.В. на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, при администрации Гурьевского городского округа Калининградской области не состоит и по решению вопроса постановки на учёт не
обращалась, административный ответчик полагает, что административный иск является необоснованным.

Представитель административного ответчика Межведомственной комиссии по признанию жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации Гурьевского городского округа Калининградской области, будучи надлежащим образом уведомленным, в судебное заседание не явился.

Извещенные надлежащим образом заинтересованные лица: Назарова В.М. и Ибрагимов Х.Я. оглы в судебное заседание также не явились, при этом Ибрагимовым Х.Я. оглы суду 05.03.2020 представлено заявление, содержащее просьбу о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, их представителей, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания основания для принятия оспариваемого решения и соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Так, судом установлено и материалами дела подтверждено, что на основании договора купли-продажи доли дома в жилом доме от 24.07.2009, административному истцу Осиповой С.В. на праве общей долевой собственности принадлежит <данные изъяты> доли жилого дома <адрес >

Указанные выше обстоятельства подтверждены свидетельством о государственной регистрации права

Согласно материалам дела данный жилой дом , <данные изъяты> доли которого принадлежит Осиповой С.В., муниципальной собственностью МО «Гурьевский городской округ» не является, поскольку находится в долевой собственности граждан, в том числе <данные изъяты> доли принадлежит Назаровой В.В., <данные изъяты> доли принадлежит Ибрагимову Х.Я. оглы.

22.02.2019 (вх. № 212-з) административный истец Осипова С.В. обратилась к главе администрации Гурьевского городского округа Калининградской области с заявлением, в котором просила признать непригодной для проживания принадлежащей ей <данные изъяты> доли, площадью <данные изъяты> кв.м., являющейся обособленным жилым помещением.

Материалами дела также подтверждено, что к указанному выше заявлению Осиповой С.В. был предоставлен технический отчет , выполненный Калининградским филиалом АО «Российский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ» 15.11.2017, в соответствии с которым жилой дом <адрес > является аварийным и непригодным для постоянного проживания.

Также, Осиповой С.В. к заявлению было приложено заключение кадастрового инженера Солончук А.В. от 08.08.2018, в котором отражено, что указанный выше жилой дом, имеющий кадастровый , расположен на земельном участке с кадастровым номером представляет собой <данные изъяты>

По результатам обследования доли дома кадастровый инженер Солончук А.В. пришла к выводу о том, что <данные изъяты> долю дома можно рассматривать как структурно обособленное помещение, обеспечивающее возможность прямого доступа к местам общего пользования и предназначенного для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком обособленном помещении.

Указанное выше заявление Осиповой С.В. от 22.02.2019 с заключением кадастрового инженера № 82 от 08.08.2018 и техническим отчётом № ПД-0748-17 от 15.11.2017 было предметом рассмотрения 27.02.2019 межведомственной комиссией, утвержденной постановлением администрации Гурьевского муниципального района от 04.02.2010 № 292, постановлением Гурьевского городского округа от 10.01.2019 № 02.

Из протокола № 2 заседания межведомственной комиссии от 27.02.2019 следует, что комиссия вынесла решение о признании жилого дома <адрес >, подлежащим реконструкции, а собственникам данного дома предписано провести реконструкцию с соблюдением санитарных норм, правил пожарной безопасности, правил охраны труда, правил устройства электроустановок, технических и иных правил и норм с оформлением всех необходимых разрешительных документов по реконструкции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Постановлением главы администрации Гурьевского городского округа
от 18.03.2019 № 909 на основании протокола заседания межведомственной
комиссии от 27.02.2019 № 2 жилой дом <адрес >, признан подлежащим реконструкции.

Затем, на основании протеста прокурора Гурьевского района Калининградской области от 02.08.2019, постановление главы администрации Гурьевского городского округа от 18.03.2019 № 909 отменено постановлением главы администрации Гурьевского городского округа от 22.08.2019 № 3064.

04.03.2019 зам. главы администрации Гурьевского городского округа Калининградской области Рыковым Ю.В. 04.03.2019 за исх. № 17/2743 в адрес Осиповой С.В. на её обращение от 22.02.2019 направлено сообщение, суть которого сводится к тому, что межведомственной комиссией 27.02.2019 заявление рассмотрено, при этом законом не предусмотрено рассмотрение в качестве жилого помещения доли жилого дома.

В ответе на требование прокурора от 03.10.2019, указанное выше должностное лицо 08.10.2019 сообщило аналогичные обстоятельства, в частности, что заявителю подготовлен и направлен ответ, а также, что оснований для повторного рассмотрения на заседании межведомственной комиссии вопроса признания не пригодной для проживания доли дома не имеется, в виду отсутствия обращения собственника жилого помещения Осиповой С.В. в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области.

Вместе с тем, в силу пункта 6 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания.

В соответствии с частью 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Реализуя свои полномочия в сфере регулирования жилищных отношений, Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту – Положение).

Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 1 Положения).

Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу пункта 42 Положения межведомственная комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В свою очередь, необходимо обратить внимание на то, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Постановлением администрации Гурьевского муниципального района Калининградской области № 292 от 04.02.2010 была образована межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Постановлением администрации МО «Гурьевский городской округ» № 2196 от 20.06.2019 создана межведомственная комиссия по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда и садовых домов. Данным постановлением постановление администрации Гурьевского муниципального района Калининградской области № 292 от 04.02.2010 признано считать утратившим силу.

Полномочия вновь созданной межведомственной комиссии идентичны полномочиям предыдущей комиссии.

Пункт 46 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (в редакции, действовавшей на дату обращения Осиповой С.В. с заявлением в орган местного самоуправления) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» гласил о том, что комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 47 Положения).

В соответствии с п. 49 Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Оспариваемое решение вынесено компетентным составом межведомственной комиссии, утвержденной органом местного самоуправления в соответствии с законом.

Однако, принятое решение межведомственной комиссии от 27 февраля 2019 г. о признании жилого дома подлежащим реконструкции не соответствует пункту 47 Положения по следующим основаниям.

Указанный в пункте 47 перечень решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Так, из буквального толкования п. 47 Положения, подлежащим реконструкции может быть признан только многоквартирный жилой дом.

Однако дом <адрес >, статуса многоквартирного не имеет.

Кроме того, как правильно заметил прокурор, признание дома подлежащим реконструкции производно от признания его аварийным.

Более того, надлежит отметить, что фактически межведомственной комиссией 27 февраля 2019 г. решение по обращению Осиповой С.В. принято не было, поскольку Осиповой С.В. в заявлении от 22.02.2019 ставился вопрос о признании обособленного жилого помещения непригодным для проживания, в то же время межведомственной комиссией в отсутствие какого-либо технического заключения, подтверждающего возможность реконструкции дома, принято решение в отношении жилого дома в целом.

В дальнейшем, в признании <данные изъяты> доли дома непригодной для проживания
органом местного самоуправления отказано по причине отсутствия указания
в постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 на долю жилого дома
как на жилое помещение, при этом не дана административным ответчиком надлежащая оценка тому обстоятельству, что фактически принадлежащая Осиповой С.В. доля дома является структурно обособленной, что не оспаривалось участниками процесса и в ходе судебного разбирательства.

Однако, административными ответчиками не учтено, что ч. 4 ст. 15 ЖК РФ гласит о том, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании п. 1. ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится часть жилого дома, а в соответствии с п. 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые
помещения независимо от формы собственности, расположенные на
территории Российской Федерации.

Разрешая спор по существу, суд, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, исходит из того, что при указанных выше обстоятельствах имеются основания для признания незаконным и подлежащим отмене решение межведомственной комиссии по признанию жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации Гурьевского городского округа Калининградской области, и возложении на межведомственную комиссию обязанности по рассмотрению заявления Осиповой С.В. от 22.02.2019 № 212-з о пригодности (непригодности) для проживания <данные изъяты> доли жилого дома <адрес > в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку не имелось достаточных основания для признания жилого дома подлежащим реконструкции, при том, что в такой ситуации решение межведомственной комиссии нельзя расценивать, как принятое в пределах предоставленных законом данным органам (организациям) полномочий, и соответствующее действующему в Российской Федерации законодательству.

В остальной части заявленные и.о. прокурора административные исковые требования суд находит необоснованными, поскольку в силу закона на орган местного самоуправления не возложена обязанность по отмене решений межведомственной комиссии, принимая во внимание, что решение уполномоченного органа, а также заключение межведомственной комиссии могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке, а вопрос, поставленный на разрешение Осиповой С.В. в заявлении от 22.02.2019, в силу закона отнесен к полномочиям и компетенции именно межведомственной комиссии.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования и.о. прокурора Гурьевского района Калининградской области, предъявленные в интересах Осиповой ФИО15, – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение межведомственной комиссии по
признанию жилого помещения жилым помещением, жилого помещения
непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным
и подлежащим сносу или реконструкции администрации Гурьевского
городского округа № 2 от 27.02.2019.

Возложить на межведомственную комиссию по признанию жилого
помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для
проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим
сносу или реконструкции администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в соответствии с компетенцией повторно рассмотреть заявление Осиповой С.В. от 22.02.2019 № 212-з о пригодности (непригодности) для проживания <данные изъяты> доли жилого дома № <адрес >, в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части заявленного и.о. прокурора Гурьевского района Калининградской области административного иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления председательствующим мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено председательствующим по делу 27 мая 2020 г.

Председательствующий: О.Ч. Коновалова