Дело № 2а-2010/2021 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 08 октября 2021 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Бородкиной Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Бузановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Пермскому краю к ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, о взыскании недоимки, пеней,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №19 по Пермскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России №19 по Пермскому краю, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, о взыскании недоимки, пеней в общем размере 2 312,12 рублей. В обоснование указано, что ФИО2 состоит на налоговом учете и в соответствии со ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязана уплачивать законно установленные налоги. Налоговым органом в адрес ФИО2 направлены налоговые уведомления. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки административным ответчиком налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ истцом были начислены пени. В связи с наличием недоимки в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику выставлены требования от 18.12.2016 № 13500, от 20.02.2018 № 14814, от 06.02.2019 №18364, от 25.06.2019 №123770 об уплате налога, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленных на сумму недоимки пеней. По состоянию на дату написания настоящего заявления задолженность административного ответчика составила 2 312,12 рублей. 28.08.2020 и.о. мирового судьи судебного участка №7, мировым судьей судебного участка №4 Свердловского судебного района г. Перми вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа. На дату составления заявления задолженность в общей сумме 2 312,12 рублей административным ответчиком в полном объеме не погашена.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом. Почтовые конверты возвращены в адрес суда за истечением срока хранения.
Суд, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу подп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 45 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно п. 3 ст. 52 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, за ФИО2 зарегистрировано недвижимое имущество и земельный участок (л.д. 37).
Согласно налоговому уведомлению № от 06.08.2016 ФИО2 начислен земельный налог за 2015 год в размере 563 рубля; налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 92 рубля со сроком уплаты до 01.12.2016 (л.д. 27-28).
Согласно налоговому уведомлению № от 09.09.2017 ФИО2 начислен земельный налог за 2016 год в размере 563 рубля; налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 107 рублей со сроком уплаты до 01.12.2017 (л.д. 29-31).
Согласно налоговому уведомлению № от 26.06.2018 ФИО2 начислен земельный налог за 2017 год в размере 563 рубля; налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 114 рублей со сроком уплаты до 03.12.2018 (л.д. 32-35).
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; для организаций: за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
В соответствии с положениями налогового законодательства ФИО2 направлены требования:
№ от 18.12.2016 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 92 рубля, пени в размере 0,49 рублей; недоимки по земельному налогу в размере 563 рубля, пени в размере 3 рубля в срок до 10.02.2017 (л.д. 5-6);
№ от 20.02.2018 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 107 рублей, пени в размере 2,23 рубля; недоимки по земельному налогу в размере 563 рубля, пени в размере 11,75 рублей в срок до 05.04.2018 (л.д. 7-8);
№ от 06.02.2019 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 114 рублей, пени в размере 1,87 рублей; недоимки по земельному налогу в размере 563 рубля, пени в размере 9,25 рублей в срок до 27.03.2019 (л.д. 9-11);
№ от 25.06.2019 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 265,38 рублей, пени в размере 50,58 рублей; недоимки по земельному налогу в размере 1 358 рублей, пени в размере 265,76 рублей в срок до 03.09.2019 (л.д. 12-14);
Указанные требования ФИО2 в установленный срок не исполнены.
В связи с неисполнением требований 28.08.2020 административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 недоимки, пени.
28.08.2020 определением и.о. мирового судьи судебного участка №7, мировым судьей судебного участка №4 Свердловского судебного района г. Перми вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, поскольку из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным (л.д. 38).
Согласно п.2 ст.48 НК РФ (в редакции на дату спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Принимая во внимание требования закона и фактические обстоятельства дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в силу того, что шестимесячный срок для обращения в суд пропущен, при этом данный срок подлежит исчислению с даты окончания срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании от 18.12.2016 года №13500 (самом раннем требовании при расчете суммы, не превышающей 3 000 рублей), то есть с 10.02.2020 года. Срок на обращение в суд истек 10.08.2020 года.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 года №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 «Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
С заявлением о взыскании с ФИО2 недоимки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, пеней Межрайонная ИФНС России №19 по Пермскому краю обратилась к мировому судье 28.08.2020 года, что следует из определения суда от 28.08.2020 года, то есть с пропуском установленного законом срока.
Таким образом, на момент обращения с заявлением к мировому судье право на принудительное взыскание недоимки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу и пеней утрачено, в связи с чем мировым судьей отказано в принятии соответствующего заявления о вынесении судебного приказа.
Административное исковое заявление о взыскании с ФИО3 недоимки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, пеней поступило в суд 25.01.2021 года (л.д. 43).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
В своем ходатайстве о восстановлении пропущенного срока, административный истец в обоснование уважительности причин пропуска срока на обращение в суд ссылается на наличие ограничительных мер, введенных в субъектах Российской Федерации в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и соблюдения гражданами режима самоизоляции; кроме того, административным истцом указано на незначительность просрочки количества дней для обращения с заявлением о взыскании задолженности по налогам и сборам (л.д. 39).
Оценив данные доводы, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока, поскольку введение указанных выше ограничительных мер не влияет на невозможность подачи обращений в суд.
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 года № 821 «О приостановлении личного приема граждан в судах», действовавшим в период с 8 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года (включительно), Постановлением Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 29.04.2020 года № 822 «О внесении изменений в постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 года № 821», действовавшим с 8 апреля 2020 года по 11 мая 2020 года (включительно), было постановлено приостановить личный прием граждан в судах и рекомендовать подавать документы через электронные интернет-приемные судов или посредством почтовой связи (п.1); обеспечить своевременные прием, обработку и регистрацию документов, поданных в суды посредством почтовой связи и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (п.2).
Таким образом, у административного истца была возможность обратиться в суд с заявленными требованиями в установленный законом срок посредством почтовой связи и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, поскольку судами были обеспечены своевременные прием, обработка и регистрация документов.
Таким образом, приведенные административным истцом доводы не являются обстоятельствами, свидетельствующими об уважительности причин пропуска процессуального срока.
Поскольку иных причин пропуска установленного п.2 ст.48 НК РФ срока административным истцом не указано, доказательств уважительности его пропуска не представлено, препятствий для своевременного обращения в суд не имелось, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований к административному ответчику.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Пермскому краю к ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, о взыскании недоимки, пеней в общем размере 2 312,12 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья – подпись Ю.В. Бородкина
Мотивированное решение составлено 22 октября 2021 года.
Судья – подпись.
Копия верна.
Судья Ю.В. Бородкина
подлинник подшит
в гражданском деле № 2а-2010/2021
Пермского районного суда Пермского края
УИД: 59RS0007-01-2021-000870-88