ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2011/2021 от 22.07.2021 Миасского городского суда (Челябинская область)

Дело №2а-2011/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2021 года город Миасс

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Кондратьевой Л.М.,

при секретаре Ситниковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка от ДАТАНОМЕР, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, образуемых путем перераспределения земельных участков с кадастровыми НОМЕРНОМЕР.

В обоснование административных исковых требований указано, что постановлением администрации Миасского городского округа Челябинской области от ДАТАНОМЕР утверждена документация по планировке территории - проект межевания территории, расположенной по западной стороне АДРЕС. Постановлением администрации Миасского городского округа Челябинской области от ДАТАНОМЕР утверждена корректировка документации по планировке территории. Она является собственником земельного участка с разрешенным использованием для эксплуатация строений и ведение личного подсобного хозяйства с кадастровым НОМЕР Земельный участок с кадастровым НОМЕР имеет вид разрешенного использования – для организации технологического проезда к жилому дому. По акту приема передачи от ДАТА. участок предшествующий правообладатель передал администрации МГО в связи с перераспределением. На основании утвержденной документации по планировке территории подготовлен межевой план в связи с образованием двух земельных участков путем перераспределения указанных земельных участков и подано заявление об осуществлении кадастрового учета от ДАТАг.. Ответчиком в её адрес направлено уведомление о приостановлении действий по осуществлению государственного кадастрового учета от ДАТАНОМЕР, а затем принято решение об отказе государственного учета от ДАТА. Данный отказ мотивирован тем, что, образуемые земельные участки имеют вид разрешенного использования отличный от вида разрешенного использования исходных земельных участков. С указанным отказом в осуществлении государственного кадастрового учета не согласна, поскольку он не соответствует закону и нарушает её права на заключение соглашения о перераспределении земельных участков.

Протокольным определением суда от ДАТА. принято уточненное исковое заявление, привлечена в качестве заинтересованное лица Администрация МГО (л.д.200).

Административный истец ФИО1, её представитель ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании уточненный иск поддержал, суду пояснил аналогично тем доводам, которые изложены в уточненном исковом заявлении, указал, что в первоначальном административном иске была опечатка относительно номера документа, в котором содержится письменный отказ ответчика.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Челябинской области ФИО4 в судебном заседании иск не признала, представила письменные возражения, в которых сослалась на законность принятых решений.

Представитель заинтересованного лица администрации Миасского городского округа Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что постановлением администрации Миасского городского округа Челябинской области от ДАТАНОМЕР утверждена документация по планировке территории - проект межевания территории, расположенной по западной стороне АДРЕС (л.д. 11-45, 50).

Постановлением администрации Миасского городского округа АДРЕС от ДАТАНОМЕР утверждена корректировка документации по планировке территории (л.д.54-89).

ФИО1(ранее ФИО5)А.Ш. является собственником земельного участка с разрешенным использованием для эксплуатация строений и ведение личного подсобного хозяйства с кадастровым НОМЕР площадью ... кв.м., расположенного АДРЕС (л.д. 111-113).

Земельный участок с кадастровым НОМЕР площадью ... кв.м., расположенный АДРЕС, прилегающий к земельному участку АДРЕС, имеет вид разрешенного использования - для организации технологического проезда (л.д.87, 87 оборот).

Земельный участок с кадастровым НОМЕР находится в собственности Муниципального образования «Миасский городской округ».

Согласно проекту межевания территории, расположенной по западной стороне АДРЕС, утвержденной постановлением администрации Миасского городского округа Челябинской области от ДАТАНОМЕР, земельные участки по АДРЕС образуются путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Разрешенный вид использования образуемых земельных участков устанавливается согласно Правилам землепользования и застройки Миасского городского округа и является единым: отдельно стоящие жилые дома на одну семью с приусадебными участками.

Постановлением администрации Миасского городского округа Челябинской области от ДАТАНОМЕР утверждена корректировка документации по планировке территории (л.д.54-89).

Как следует из чертежей межевания территории предполагается образование двухновых земельных участков путем перераспределения земельного участка с кадастровым НОМЕР, находящегося в частной собственности ФИО1, и земельного участка с кадастровым НОМЕР, находящегося в собственности Муниципального образования «Миасский городской округ», государственная собственность на который не разграничена.

03.02.2021г. в соответствии с пунктом 10 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от администрации Миасского городского округа Челябинской области в Управление Росреестра по Челябинской области поступило заявление об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельных участков, образуемых путем перераспределения земельных участков, находящегося в муниципальной собственности и находящегося в частной собственности (с кадастровыми НОМЕР, НОМЕР) на основании согласия органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

К указанному заявлению приложен межевой план от ДАТА, составленный кадастровым инженером ООО «ТЭРРА» ФИО6, подготовленный в связи с образованием двух земельных участков образуемых путем перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка находящегося в частной собственности (с кадастровыми НОМЕР, НОМЕР) (л.д.94-110).

По результатам проведения правовой экспертизы в соответствии с требованиями статьи 29 Закона о регистрации государственным регистратором прав было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета от ДАТАНОМЕР по пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а впоследствии было вынесено решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от ДАТАНОМЕР (л.д.114-118).

Как следует из уведомления от ДАТА. НОМЕР государственный кадастровый учет был приостановлен в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

В обоснование указанного приостановления государственный регистратор указал на то, что на государственный кадастровый учет представлен межевой план от ДАТА, подготовленный на основании Корректировки документации по планировке территории, проекта межевания территории НОМЕР, утвержденной постановлением администрации Миасского городского округа Челябинской области НОМЕР от ДАТА в связи с образованием двух земельных участков путем перераспределения земельных участков. В результате перераспределения двух земельных участков с кадастровыми НОМЕРНОМЕР образуются два земельных участка: ..., площадью ... кв.м, с видом разрешенного использования: эксплуатация строений и ведение личного подсобного хозяйства, ..., площадью ... кв.м.с видом разрешенного использования: отдельно стоящие жилые дома на одну семью с приусадебными участками, что не соответствует положениям пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 51 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", поскольку образуемые земельные участки имеют вид разрешенного использования отличный от вида разрешенного использования исходных земельных участков. Государственным регистратором указано на то, что площадь земельного участка с кадастровым НОМЕР составляет ... кв.м., разрешенное использование данного земельного участка - организация технологического проезда, в связи с чем имеется возможность образовать самостоятельный земельный участок, без нарушения требований п.3 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, также государственным регистратором указано на то, что участок с кадастровым НОМЕР может быть предоставлен как самостоятельный в соответствии со ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.В связи с изложенным государственным регистратором предложено предоставить документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям действующего законодательства.

Как следует из содержания решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от ДАТАг. НОМЕР в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Федерального закона от ДАТА N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" было отказано, с указанием на то, что образуемые земельные участки имеют вид разрешенного использования отличный от вида разрешенного использования исходного земельного участка, наличия возможности предоставить, как самостоятельный участок земельный участок с кадастровым НОМЕР в соответствии со ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, и наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок с видом разрешенного использования для организации проезда без нарушения требований п.3 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона).

Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пункт 10 части 5 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).

Государственный регистратор прав в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывает в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 данного федерального закона (ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ).

При этом ст.26 Федерального закона N 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации прав. Одним из оснований для приостановления регистрационных действий является отсутствие документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, а также несоответствие по форме или содержанию документов требованиям законодательства Российской Федерации (пп. 5, 7 ч. 1 указанной статьи).

В качестве оснований для приостановления регистрирующий орган указал, в частности на несоответствии содержания межевого плана, подготовленного на основании Корректировки документации по планировке территории, проекта межевания территории, утвержденного постановлением администрации Миасского городского округа Челябинской области НОМЕР от ДАТА, представленных для осуществления государственного кадастрового учета требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку образуемые земельные участки имеют вид разрешенного использования отличный от вида разрешенного использования исходных земельных участков.

Пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, на который сослался орган регистрации прав, предусматривает приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 921 утверждены Требования к подготовке межевого плана, пунктом 51 которого предусмотрено, что вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в графе "3" строки "4" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" на основании перечисленных в данном пункте документов, в частности акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН).

Данное положение корреспондирует нормам земельного законодательства. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков (пункт 2 статьи 11.7 Земельного кодекса).

В силу статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденной в соответствии с градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка для земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1).

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:

1) определения местоположения границ, образуемых и изменяемых земельных участков;

2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (часть 2).

В силу статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.

Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

Земельным кодексом установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Из систематического анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков.

В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

По смыслу приведенного положения образуемые в результате перераспределения земельные участки имеют тоже целевое назначение и разрешенное использование, что и исходные земельные участки, то есть из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным видом разрешения, может быть образован земельный участок только с тем же видом разрешенного использования за исключением случаев, установленных федеральными законами.

При этом законодательства Российской Федерации в настоящем случае не содержит исключений из общего правила, требующих определение вида разрешенного использования образованных в результате перераспределения земельных участков в соответствии с проектом межевания территории.

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по общему правилу, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как усматривается из материалов дела, вид разрешенного использования образованных земельных участков, указанный в межевом плане, не идентичен разрешенному использованию исходного земельного участка с кадастровыми НОМЕР (эксплуатация строений и ведение личного подсобного хозяйства) НОМЕР (для организации технологического проезда).

Поскольку межевой план, представленный в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, составлен без учета вышеназванных положений земельного законодательства, то отказ органа регистрации прав является законным.

Ссылки стороны административного истца на то, что ФИО1 лишена права на заключение соглашения о перераспределении земельных участков с целью легализации фактически сложившегося порядка землепользования, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку они не лишены возможности на восстановление своих прав иным, предусмотренным законом способом, при котором исключается нарушение порядка определения разрешенного использования образуемых земельных участков и произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка.

При указанных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения всех административных исковых требованийФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка от ДАТА. НОМЕР, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от ДАТАНОМЕР об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми НОМЕР, НОМЕР, - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья Л.М. Кондратьева

Мотивированное решение суда составлено 05.08.2021 г.