ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2013/2018 от 17.05.2018 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-2013/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2018 год г. Щелково

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Разумовской Н. Г.,

при секретаре судебного заседания Рябовой Н. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баграмян ФИО8, Матевосяна ФИО9 к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении, обязании произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права,

УСТАНОВИЛ:

Баграмян А.Д., Матевосян А.С. обратились в Щелковский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к административному ответчику – Управлению Росреестра по Московской области с требованием о признании незаконным решения от 27.11.2017 г. Управления Росреестра по Московской области о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации возникновения права собственности, просят обязать произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на основании ранее поданных заявлений. В обоснование указывают следующее.

По мнению административных истцов, административному ответчику представлены все необходимые документы для целей государственного кадастрового учета и государственной регистрации возникновения прав на вновь образованные части жилого дома на основании определения Щелковского городского суда Московской области от 27.04.2016 по гражданскому делу №2-604/2017.

Административным ответчиком незаконно принято решение о приостановлении поскольку, по мнению истцов, заявленные части жилого дома не являются помещениями в индивидуальном жилом доме.

Решением апелляционной комиссии от 01.02.18 апелляционное заявление вх. от 27.12.2017 отклонено, что и послужило причиной нарушения прав истцов и поводом для обращения с настоящим административным иском в суд.

В судебное заседание Административные истцы Баграмян А.Д., Матевосян А.С. не явились, извещены надлежащим образом. Представитель административных истцов Родякин В.В., действующий на основании доверенности (копия в деле), административные исковые требования поддержал по тем же основаниям.

Представитель Административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Бабаева С. В, действующая на основании доверенности (копия в деле), поддержала ранее представленное в материалы дела возражение на административное исковое заявление. Административный ответчик в своем возражении полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по тем же основаниям, которые содержатся в решении о приостановлении.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со статей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при проверке законности оспариваемого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту – Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

На основании частей 1, 8 статьи 41 того же Федерального закона в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости на основании, в том числе, судебного решения.

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статьей 14 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 установлено, что одним из оснований для государственного кадастрового учета и государственной регистрации наличия, возникновение, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним является вступивший в законную силу судебный акт.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 предусмотрен исчерпывающий перечень причин, могущих послужить основанием для принятия решения о приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно части 7 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") не допускаются.

Статья 16 ЖК РФ к числу жилых помещений относит часть жилого дома.

В части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Пунктом 1 Строительных нормы и правил "Дома жилые одноквартирные" (СНиП 31-02-2001), утвержденных постановлением Госстроя России от 22.03.2001 N 35, предусмотрено, что автономные жилые блоки блокированных жилых домов, рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они: не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций; имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.

Приведенное положение Строительных норм и правил подлежит применению в сочетании с указанной частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку в результате такого применения обеспечивается предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Исходя из приведенных норм законодательства часть жилого дома (блок) может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной, не имеет помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков, не имеет общих с другими блоками входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций, имеет самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.

Такая правовая позиция соответствует пункту 5 «Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 г.), Определению Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 июля 2014 г. N АПЛ14-288.

Судом установлено, что определением Щелковского городского суда Московской области от 27.04.2016 дело № 2-604/2017 произведен реальный раздел жилого дома между ответчиками Баграмян ФИО12 и Матевосяном ФИО11, прекращено право общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером: по адресу: <адрес> В собственность Баграмян ФИО10 выделен объект капитального строительства – вид объекта «здание», наименование объекта - «часть жилого дома» , площадь всех частей здания (комнат, и помещений вспомогательного использования) – 529,4 кв. м, общая площадью жилого помещения 493,9 кв. м, в том числе: жилой площадью 248 кв. м, подсобной площадью 245,9 кв. м. по адресу: Россия, <адрес>. В собственность Матевосяна ФИО13 выделен объект капитального строительства – вид объекта «здание», наименование объекта - «часть жилого дома» , площадь всех частей здания (комнат, и помещений вспомогательного использования) – 501,9 кв. м, общая площадью жилого помещения 466,4 кв. м, в том числе: жилой площадью 221,1 кв. м, подсобной площадью 245,3 кв. м.

21.11.2017 истец Баграмян ФИО14, истец Матевосян ФИО15 совместно обратились в МАУ ЩМР «МФЦ Щелковского муниципального района» с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества , представив в качестве оснований для осуществления государственного кадастрового учета двух изолированных частей жилого дома, образованных в связи с разделом жилого дома с кадастровым номером по адресу: Россия, <адрес>

- копию Определения Щелковского городского суда Московской области от 27.04.2016 дело № 2-604/2017;

- технический план здания на оптическом компакт-диске, размер файла: 15 МБ, содержащий:

копию декларации об объекте недвижимости: вид объекта «здание», назначение «жилое», наименование объекта недвижимости «Часть жилого дома », адрес объекта недвижимости <адрес>, площадью 501,9 кв. м, количество этажей – 3, в том числе подземных – 1, год ввода в эксплуатацию 2012, материал стен – кирпич, правообладатель – Матевосян ФИО16;

копию декларации об объекте недвижимости: вид объекта «здание», назначение «жилое», наименование объекта недвижимости «Часть жилого дома », адрес объекта недвижимости <адрес>, площадью 529,4 кв. м, количество этажей – 3, в том числе подземных – 1, год ввода в эксплуатацию 2012, материал стен – кирпич, правообладатель – Баграмян ФИО17

заключение кадастрового инженера ФИО3 в обоснование кадастрового учета образования объектов учета.

Одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете истец Баграмян Анаит Давидовна обратилась с заявлением от 21.11.2017 о государственной регистрации права собственности на «Часть жилого дома № адрес объекта: <адрес>, площадью 529,4 кв. м, истец Матевосян ФИО19 обратился с заявлением от 21.11.2017 о государственной регистрации права собственности на «Часть жилого дома №», адрес объекта недвижимости <адрес>, площадью 501,9 кв. м.

27.11.2017 г. регистратором Управления Росреестра по Московской области на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации возникновения права собственности в связи с замечаниями. Обоснованием решения по приостановлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав со ссылкой на пункт 7 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 послужил вывод о том, что заявленные части жилого дома не могут относиться к зданиям, поскольку часть жилого дома, не являясь целым объектом, прямо не поименована гражданским законодательством в качестве объекта недвижимости, представляют собой не что иное, как помещения в индивидуальном жилом доме с кадастровым », что недопустимо Законом.

Решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Истцами соблюден предусмотренный Законом досудебный порядок обжалования спорного решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

27.12.2017 Матевосян ФИО21, Баграмян ФИО22 через своего представителя Родякина ФИО20 обжаловали указанное решение о приостановлении в Апелляционную комиссию при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.

Решением апелляционной комиссии от 01.02.18 апелляционное заявление отклонено. Апелляционная комиссия в своем решении согласилась с выводами регистратора и не нашла оснований для отмены спорного решения о приостановлении.

Суд находит необоснованным спорное решение № от 27.11.2017.

Так, исходя из содержания вступившего в законную силу судебного акта о разделе жилого дома, изготовленного в его исполнение технического плана (заключение кадастрового инженера, поэтажные планы), технического паспорта жилой дом изначально соответствовал характеристикам жилого дома блокированной застройки, поскольку:

- состоит из двух пристроенных друг к другу жилых блоков, условно обозначенных – «часть жилого дома № и «часть жилого дома », каждый из которых имеет непосредственный выход на участок;

- жилые блоки являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, так как каждый из них не имеет помещений, расположенных над помещениями другого жилого блока;

- жилые блоки не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций;

- каждый блок имеет самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.

Поскольку, части жилого дома обособлены и изолированы, то вывод регистрирующего органа о том, что образованные объекты являются помещениями индивидуального жилого дома, не соответствует документам, представленным для целей государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, и основан лишь на неверном толковании норм гражданского законодательства РФ.

Иных доказательств, дающих обоснование законности спорного решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации возникновения права собственности и исключающих удовлетворение заявленных требований, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах нельзя признать законным и обоснованным решение от 27.11.2017 о приостановлении государственного кадастрового учета вновь образованных частей жилого дома и государственной регистрации права собственности Административных истцов на недвижимое имущество.

Руководствуясь ст. ст. 175-178, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Баграмян ФИО23, Матевосяна ФИО24 – удовлетворить.

Признать решение Управления Росреестра по Московской области № от 27.11.2017 г. о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с образованием двух объектов недвижимости в результате раздела жилого дома с кадастровым номером: по адресу: <адрес> - незаконным.

Обязать Управление Росреестра по Московской области на основании документов, представленных с заявлением от 21.11.2017, поставить на государственный кадастровый учет вновь образованные изолированные части разделенного жилого дома с кадастровым номером: по адресу: <адрес>. на основании документов, представленных с заявлением № от 21.11.2017.

Обязать Управление Росреестра по Московской области на основании документов, представленных с заявлением № от 21.11.2017, произвести государственную регистрацию права собственности Баграмян ФИО25 на изолированную «часть жилого дома площадью 529,4 кв. м, адрес объекта: <адрес>

Обязать Управление Росреестра по Московской области на основании документов, представленных с заявлением № от 21.11.2017, произвести государственную регистрацию права собственности Матевосяна ФИО26 на изолированную «часть жилого дома », площадью 501,9 кв. м, адрес объекта: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Н. Г. Разумовская