ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2014/19-31 от 07.05.2019 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-2014/2019-31

10RS0011-01-2019-001379-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 мая 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н. при секретаре Чучупаловой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гезаловой А.А.к. к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия, Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Баксанском районе Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконными бездействий по признанию безнадежными к взысканию и списанию исчисленных страховых взносов и пени,

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец в период с 31.03.2005 по 10.01.2018 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. С 2010 года по настоящее время истица проживает в г. Петрозаводске, предпринимательскую деятельность в указанный период не осуществляла, декларации не предоставляла. Нулевые декларации за 2014-2017 гг. сдала в октябре 2017 года при снятии с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя. В августе 2017 года ИФНС России по г.Петрозаводску направила истцу требование №101267 по которому по состоянию на 11.08.2017 за ней числилась задолженность в размере 182769,47 рублей, в том числе по страховым взносам в сумме 159366,47 рублей. 12.11.2018 административный истец обратилась в налоговый орган с жалобой в порядке ст.138 НК РФ с требованием о признании начисленных страховых взносов безнадежными ко взысканию, ответом от 28.12.2018 года истцу отказано в удовлетворении заявления. Недоимка образовалась в период администрирования страховых взносов Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике по месту жительства административного истца на момент постановки ее на учет в качестве предпринимателя. Со ссылкой на ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ истец полагает незаконными бездействия Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике по не списанию невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам и пеней при передаче соответствующих сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, налоговым органам. Поскольку фактически место жительства административного истца с 2010 года находится в пределах Республике Карелия, административные исковые требования адресованы также Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия. Истец просит признать незаконным бездействие административных ответчиков в связи с неисполнением п. 3. ст. 19 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 03.07.2016 № 250-ФЗ, Постановления Пенсионного фонда России от 12 февраля 2018 г. № 49п «Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания» в отношении следующей недоимки, числящейся за Гезаловой А.А.к. и переданной ИФНС России по г. Петрозаводску:

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 (КБК 18210202100060000160) - недоимка в размере 17666,40 руб. и соответствующие пени;

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2013 (КБК 18210202110060000160) недоимка в размере 6235,20 руб. и пени;

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР, зачисляемые в фиксированном размере на выплату накопительной пенсии (КБК 18210202150060000160) - задолженность по пени в размере 669,88 руб.;

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (КБК 18210202140060000160) - недоимка в размере 35939,28 руб. и соответствующие пени;

- Страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (КБК 18210202103080011160) - 11310,35 руб. и пени.

Определениями суда от 12.03.2019 и 10.04.2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление ПФР в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное), Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Баксанском районе Кабардино-Балкарской Республики.

В судебном заседании административный истец не участвовала, ее представитель – Бышкин Д.А., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал ко всем привлеченным к участию в деле ответчикам по изложенным в письменных заявлениях основаниям. Полагает, что по ранее рассмотренному иску по административному делу требования к Управлению ПФР в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) заявлялись по иным правовым основаниям, оснований для прекращения производства по делу к части требований к Управлению ПФР в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) не усматривал.

Определением от 07.05.2019 года производство по настоящему делу в части требований к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске (межрайонное) прекращено по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.

Представитель административного ответчика Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия Коренева И.Н. по доверенности с иском не согласна по доводам, указанным в письменных возражениях на иск, указала на то, что сведения о недоимке истца по страховым взносам передавались в ИФНС России по г.Петрозаводску, минуя Отделение, в связи с чем какими бы то ни было данными по начислению и списанию страховых взносов ответчик не располагает, незаконных бездействий в отношении истца допустить не мог.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по г.Петрозаводску Веретенникова Е.Н., действующая на основании доверенности, пояснила в суде, что налоговому органу достаточные данных для решения вопроса о списании недоимки по страховым взносам представлены не были, в связи с чем разрешение иска оставлено на усмотрение суда.

Прочие привлеченные к участию в деле лица не обеспечили участие в судебном заседании, о рассмотрении дела извещены, по письменным возражениям Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике администрирование страховых взносов, исчисляемых предпринимателю Гезаловой А.А. в период ее нахождения на соответствующем учете, осуществлялось в установленном законом порядке, оснований для списания недоимки и пени не имелось.

Заслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, дело по административному иску Гезаловой А.А. к ИФНС России по г.Петрозаводску , дело по административному иску ИФНС России по г.Петрозаводску к Гезаловой А.А. , суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляется органами ПФР в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Поскольку в спорный период до 01.01.2017 вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ), при рассмотрении настоящего административного иска подлежат применению положения Закона № 212-ФЗ.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Гезалова А.А., являясь страхователем, в период с 31.03.2005 по 12.10.2017 состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России №2 по Кабардино-Балкарской Республике с 31.03.2005 по 12.10.2017. В период с 13.10.2017 по 10.01.2018 Гезалова А.А. состояла на учете в ИФНС России по г. Петрозаводску в качестве индивидуального предпринимателя.

С 10.01.2018 Гезалова А.А. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В связи с неуплатой страховых взносов по сроку уплаты 09.01.2017 налоговым органом в адрес Гезаловой А.А. было выставлено требование от 11.08.2017 №101267, которым административному истцу предложено в срок до 25.09.2017 уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 19356,48 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за периоды до 01.01.2017 в размере 3796,85 рублей и пени в общей сумме 7665,47 рублей. Справочно в требовании была указана общая недоимка в размере 182769,47 рублей, в том числе по страховым взносам в сумме 159366,47 рублей.

Истец связывает момент, когда ей стало известно о нарушении ее прав, с получением указанного требования, по доводам иска в силу безграмотности до получения требования она не осознавала свою обязанность по уплате страховых взносов. По мере получения требования истец инициировала сверку расчетов с бюджетами, в ходе которой выявилась недоимка по страховым взносам по срокам уплаты до 01.01.2010, 01.01.2013, 01.01.2017. Решением налогового органа от 28.12.2018 года в удовлетворении заявления о списании безнадежной к взысканию недоимки отказано.

Разрешая вопрос о соблюдении истцом срока на подачу настоящего иска, суд исходит из того, что с соответствующими требованиями к административным ответчикам в досудебном порядке истец не обращалась, предусмотренные законом процедуры списания безнадежных к взысканию недоимок ответчиками самостоятельно осуществлены не были, информация о невозможности списании безнадежной к взысканию недоимки налоговым органом была получена истцом 28.12.2018 года. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд не пропущен.

Согласно ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который действовал на момент образования недоимки, о признании которой безнадежной к взысканию просит истец, сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являлись основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствовали сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскивались органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

По представленным ОПФ по Кабардино-Балкарской Республике сведениям страхователь имеет задолженность по страховым взносам и пеням в общей сумме: 111 676,56 руб. - взносы на ОПС; 14 214,67 руб. - пени на ОПС; 18 292,66 руб. - взносы на ОМС; 2 033,35 руб. - пени на ОМС.

Недоимка по страховым взносам и пеням за 2010 г. выставлена требованием об уплате недоимки №00500515ТН0030241 от 23.02.2015 года на сумму 13 443,68 руб. Согласно тексту требования оно направлялось страхователю на адрес: <адрес>.

Недоимка взыскана постановлением ГУ ОПФ по Кабардино-Балкарской Республике от 15.02.2016 года №2062. Указанное постановление к принудительному исполнению УФССП России по Кабардино-Балкарской Республике не принято, постановлением судебного пристава от 03.10.2016 года отказано в возбуждении исполнительного производства по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

Недоимка по страховым взносам и пеням за 2011 г. выставлена требованием об уплате недоимки №00500515ТН0030242 от 23.02.2015 года на сумму 16 457,30 руб. Согласно тексту требования оно направлялось страхователю на адрес: <адрес>.

Недоимка взыскана постановлением ГУ ОПФ по Кабардино-Балкарской Республике от 15.02.2016 года №2063. Указанное постановление к принудительному исполнению УФССП России по Кабардино-Балкарской Республике не принято, постановлением судебного пристава от 03.10.2016 года отказано в возбуждении исполнительного производства по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

Недоимка по страховым взносам и пеням за 2012 г. выставлена требованием об уплате недоимки №00500513ТН0023665 от 06.02.2013 на сумму 20425,21 руб.. Согласно тексту требования оно направлялось страхователю на адрес: <адрес>.

Недоимка взыскана постановлением ГУ ОПФ по Кабардино-Балкарской Республике от 06.06.2013 года №14202. Указанное постановление к принудительному исполнению УФССП России по Кабардино-Балкарской Республике не принято, постановлением судебного пристава от 25.07.2013 года отказано в возбуждении исполнительного производства по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

Недоимка по страховым взносам и пеням за 2013 г. выставлена требованием об уплате недоимки №00500540011348 от 26.09.2014 года на сумму 40 692,54 руб.. Согласно тексту требования оно направлялось страхователю на адрес: <адрес>.

Недоимка взыскана постановлением ГУ ОПФ по Кабардино-Балкарской Республике от 26.09.2014. № 00500590024878. Указанное постановление направлено на принудительное исполнение в УФССП России по Кабардино-Балкарской Республике 17.02.2015 года, сведений о принятии к исполнению не имеется.

Недоимка по страховым взносам и пеням за 2014 г. выставлена требованием об уплате недоимки №00500515ТН0000553 от 16.01.2015 года на сумму 28 061,29 руб.. Согласно тексту требования оно направлялось страхователю на адрес: <адрес>.

Недоимка взыскана постановлением ГУ ОПФ по Кабардино-Балкарской Республике от 15.02.2016 года № 2061. Указанное постановление к принудительному исполнению УФССП России по Кабардино-Балкарской Республике не принято, постановлением судебного пристава от 03.10.2016 года отказано в возбуждении исполнительного производства по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

Недоимка по страховым взносам и пеням за 2015 г. выставлена требованием об уплате недоимки №005S01160020403 от 18.03.2016 года на сумму 22 898,06 руб.. Согласно тексту требования оно направлялось страхователю на адрес: <адрес>.

Недоимка взыскана постановлением ГУ ОПФ по Кабардино-Балкарской Республике от 28.12.2016 года № 005S04160021856. Указанное постановление принято к принудительному исполнению УФССП России по Кабардино-Балкарской Республике постановлением судебного пристава от 14.10.2017 года, исполнительное производство ведется.

Заявленные в административном исковом заявлении как подлежащие списанию недоимки сгруппированы следующим образом:

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 (КБК 18210202100060000160) - недоимка в размере 17666,40 руб. и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2013 (КБК 18210202110060000160) недоимка в размере 6235,20 руб. состоят из начислений страховых взносов за 2010 и 2011 годы;

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (КБК 18210202140060000160) недоимка в размере 35939,28 руб. состоят из начислений страховых взносов за 2014 и 2015 годы;

Страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (КБК 18210202103080011160) 11310,35 руб. состоят из начислений страховых взносов за 2010, 2011, 2014, 2015 годы.

Административный ответчик ОПФ по Кабардино-Балкарской Республике мотивирует отсутствие правовых оснований для списание недоимки пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам», согласно которому суммы страховых взносов, подлежат списанию в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Порядок взыскания задолженности до 01 января 2017 года регулировался Законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Согласно пункту 3 статьи 18 Закона взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика в банках.

В силу пункта 3 данной статьи Закона до принятия решения о взыскании, орган контроля за уплатой страховых взносов в трехмесячный срок со дня выявления недоимки направляет плательщику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в данном требовании, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

Пунктом 14 статьи 19 Закона предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плетельщика или при отсутствии информации о счетах орган контроля вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 20 Закона определено, что в таком случае орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Закона.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается руководителем органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу- исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 2 статьи 20 Закона № 212-ФЗ).

Действительно, предусмотренные статьями 19 и 20 Закона № 212-ФЗ меры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам и пеням за счет денежных средств Гезаловой А.А. были проведены административными ответчиками - территориальными органами ПФ России в Кабардино-Балкарской Республике в установленном порядке. Вместе с тем основания для удовлетворении части исковых требований имеются.

В силу ч. 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.

Анализ сведений о взыскании с административного истца страховых взносов и пени и дальнейшем направлении указанных выше постановлений на принудительное исполнение с учетом предусмотренного ч. 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» шестимесячного срока предъявления к исполнению позволяет прийти к выводу о том, что возможность принудительного взыскания страховых взносов за 2010, 2011, 2014 года и соответствующих исчисленных пени в отношении Гезаловой А.А. утрачена.

Таким образом,Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Баксанском районе Кабардино-Балкарской Республики, передавая в налоговые органы в порядке статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 250-ФЗ сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, были обязаны установить подлежащие списанию недоимки и пени, передать о них сведений и принять в отношении них решение о признании безнадежными к взысканию и списании за истечением установленного срока их взыскания и отсутствием акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Законность постановления ГУ ОПФ по Кабардино-Балкарской Республике от 28.12.2016 года № 005S04160021856, которым взыскана недоимка за 2015 год, предметом административного иска не является, в связи с чем суд не дает оценки обоснованности направления требования и постановления в адрес, по которому страхователь на момент выставления требования и взыскания недоимки не проживала. Указанные страховые взносы на день рассмотрения дела взыскиваются уполномоченным органом по направленному в его адресу постановления органа контроля за уплатой страховых взносов.

Изложенное позволяет суду прийти к выводу о необходимости признания незаконным бездействия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Баксанском районе Кабардино-Балкарской Республики и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике по передаче налоговым органам сведений о суммах задолженности по страховым взносам и пеней, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных законом, списанию невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам и пеней по страховым взносам, числящихся за административным истцом.

Восстановление нарушенных прав возможно путем понуждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Баксанском районе Кабардино-Балкарской Республики и Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике принять решение о списании числящейся за Гезаловой А.А. и невозможной к взысканию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2010, 2011, 2014 годы и соответствующих пени.

Основания для понуждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия либо налоговых органов к списанию недоимки отсутствуют, поскольку обязанность по передаче сведений о страховых взносах Гезаловой А.А. лежала на пенсионных органах по месту нахождения ее на учете в качестве предпринимателя до 01.01.2017 года.

Руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Баксанском районе Кабардино-Балкарской Республики и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике по передаче налоговым органам сведений о суммах задолженности по страховым взносам и пеней, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, списанию невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам и пеней по страховым взносам, числящихся за Гезаловой А.А.к..

Обязать Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Баксанском районе Кабардино-Балкарской Республики и Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике принять решение о списании числящейся за Гезаловой А.А.к. и невозможной к взысканию недоимки:

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2010 и 2011 годы в размере 17666,40 руб. и соответствующие пени;

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2010 и 2011 годы в размере 6235,20 и соответствующие пени;

по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 669,88 руб.;

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2014 год в размере 17328,48 рублей и соответствующие пени;

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Бюджет Фонда Социального медицинского страхования за 2010, 2011, 2014 годы в размере 7659,77 рублей и соответствующие пени.

В остальной части в иске отказать.

В иске к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.Н. Тарабрина

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 13.05.2019 года