ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2017/19 от 24.07.2020 Лужского городского суда (Ленинградская область)

г.Луга 24 июля 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2а-317/2020

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Скопинской Л.В.

при секретаре Фадеевой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ретюнское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании установления зоны с особыми условиями использования территории, администрации муниципального образования Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании принять решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории и обязании направить информацию в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Лужский городской прокурор, обратился в Лужский городской суд с исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ретюнское сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрации муниципального образования Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района», по не установлению зоны с особыми условиями использования территории объекта культурного наследия: «Воинское захоронение героям Гражданской войны 1991-1920 г.г., в д. Поддубье, обязании администрацию муниципального образования Ретюнское сельского поселения Лужского муниципального района установить границы зоны с особыми условиями использования территории указанного объекта культурного наследия в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, обязании администрации Лужского муниципального района Ленинградской области принять решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории указанного объекта культурного наследия и направить соответствующую информацию в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для размещения сведений о такой зоне в Едином государственном реестре недвижимости в течение 7 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал о том, что в результате проведенной по заданию прокуратуры Ленинградской области проверки соблюдения законодательства в части обеспечения сохранности земельных участков занятых объектами культурного наследия на территории Лужского района Ленинградской области установлено, что на территории Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района имеется объект культурного наследия: «Воинское захоронение героям Гражданской войны 1991-1920 г.г., в д. Поддубье. Данный объект является братской могилой, памятником воинской славы и служит обогащению культурного наследия. Согласно выписке из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1919» является объектом культурного наследия регионального значения, расположенным по адресу: Ленинградская область, Лужский муниципальный район, д. Поддубье, в 10 км к юго-западу от пос. Оредеж, в зоне деревни. Регистрационный номер объекта в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 471711180190005. В силу п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.104 Земельного кодекса РФ, в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия устанавливаются зоны с особыми условиями использования территории, сведения о которых согласно ч.24 ст.106 Земельного кодекса РФ вносятся в единый государственный реестр недвижимости.

Участвующий в рассмотрении дела прокурор Пликус О.А. в судебном заседании поддержала заваленные требования по указанным основаниям.

Административные ответчики администрация МО «Ретюнского сельского поселения» Лужского муниципального района Ленинградской области, администрация муниципального образования Лужского муниципального района Ленинградской области, будучи надлежаще уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, явку в судебное заседание представителей не обеспечили.

Суд? выслушав прокурора, изучив материалы дела, находит исковое заявление Лужского городского прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закона), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Ст.9.3 указанного Закона устанавливает: к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; ) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения поселений относится: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Ст.1 Областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 г. N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные в том числе пунктом 13 ч.1 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ.

В силу ч.1 ст. 104 Земельного кодекса РФ, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях: защиты жизни и здоровья граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия;

Согласно ст.105 Земельного кодекса РФ, могут быть установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе: зоны охраны объектов культурного наследия (п.1); защитная зона объекта культурного наследия (п.2).

Ст.106 Земельного кодекса РФ устанавливает: если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

В решении об установлении зоны с особыми условиями использования территории указываются:

1) наименование, вид объекта, территории, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории, адрес или местоположение таких объектов, территории, за исключением установления указанных в подпунктах 9 и 10 статьи 105 настоящего Кодекса зон с особыми условиями использования территорий. В случае установления зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением вновь создаваемого объекта капитального строительства в решении об установлении зоны с особыми условиями использования территории указываются наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта;

2) конкретные ограничения использования земельных участков из перечня ограничений, установленных федеральным законом или положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи. Включение в решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории ограничений использования земельных участков, не предусмотренных федеральным законом или положением о зоне с особыми условиями использования территории, не допускается;

3) сведения о подзонах, их количестве, конкретные ограничения использования земельных участков в границах каждой подзоны из перечня ограничений, установленных федеральным законом или положением о зоне с особыми условиями использования территории, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи (в случае, если федеральным законом, положением о зоне с особыми условиями использования территории предусмотрено выделение в границах этой зоны подзон);

4) сведения о правообладателе здания, сооружения, застройщике, об органе государственной власти или органе местного самоуправления, обязанных возместить убытки, причиненные в связи с установлением, изменением зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 57.1 настоящего Кодекса;

5) срок наступления обязанности по возмещению убытков в соответствии со статьей 57.1 настоящего Кодекса (ч.7).

Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ч.10).

Подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие зоны (концессионером, частным партнером в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предметом которых является эксплуатация (использование) таких здания, сооружения, если иное не предусмотрено указанными соглашениями), иным правообладателем таких здания, сооружения, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, застройщиками в случае установления зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением планируемого к строительству объекта, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления зон с особыми условиями использования территорий по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, - органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона (п.11).

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории на основании заявления, предусмотренного пунктом 13 настоящей статьи, в течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) его копию в орган государственной власти, орган местного самоуправления, организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории (п.14).

В ходе рассмотрения дела установлено:

Объект культурного наследия: «Воинское захоронение героям Гражданской войны 1991-1920 г.г., в д.Поддубье, является объектом культурного наследия.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, зона с особыми условиями использования территории объекта культурного наследия в отношении данного объекта не установлена.

Решением Лужского городского суда от 10.09.2018 г. по административному делу №2а-1122/2018 на администрацию МО «Ретюнское сельское поселение» Лужского муниципального района Ленинградской области возложена обязанность зарегистрировать право собственности на рассматриваемый объект культурного наследия.

Исходя из изложенного, суд находит, на администрацию МО «Ретюнское сельское поселение» Лужского муниципального района должна быть возложена обязанность определить границы зоны с особыми условиями использования территории данного объекта культурного наследия.

В соответствии с ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Исходя из изложенного, суд находит, что на администрацию Лужского муниципального района должна быть возложена обязанность принять решение об установлении границы зоны с особыми условиями использования территории рассматриваемого объекта культурного наследия после подготовки администрацией МО «Ретюнского сельского поселения» сведений о границах зоны и направить информацию в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для размещения сведений о данной зоне в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании ст. 187 КАС РФ, учитывая реальную возможность ответчиков совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда для администрации Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района в течении 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда, для администрации Лужского муниципального района установить срок в течении 7 месяцев с момента вступления в силу решения суда

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177, 178-180КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области по не определению границы зоны с особыми условиями использования территории объекта культурного наследия Воинское захоронение героям Гражданской войны 1991-1920 г.г., в д.Поддубье.

Обязать администрацию муниципального образования Ретюнское сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области определить границы зоны с особыми условиями использования территории объекта культурного наследия Воинское захоронение героям Гражданской войны 1991-1920 г.г., в д.Поддубье, в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Обязать администрацию муниципального образования Лужского муниципального района Ленинградской области принять решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории объекта культурного наследия Воинское захоронение героям Гражданской войны 1991-1920 г.г., расположенного в д. Поддубье и направить информацию в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для размещения сведений о данной зоне в Едином государственном реестре недвижимости в течение 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Ленинградской областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2020 года

Председательствующий подпись

УИД: 47RS0-66