ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2017/20 от 31.08.2020 Динского районного суда (Краснодарский край)

УИД 23RS0014-01-2020-002675-36

Дело № 2а-2017/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ст. Динская 31 августа 2020 г.

Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Халимова А.Р.,

при помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Первореченского сельского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства,

установил:

<адрес> в интересах в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Первореченского сельского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства в сфере о погребении и похоронном деле, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой <адрес> в феврале 2020 года проведена проверка нормотворческой деятельности органов местного самоуправления <адрес> в соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле. По результатам проведенной проверки в деятельности администрации Первореченского сельского поселения <адрес> выявлены пробелы в муниципальном нормотворчестве. В нарушение регионального законодательства на местном уровне отсутствуют муниципальные акты, регламентирующие порядок погребения на местах почетных захоронений, а также выдачи свидетельства о регистрации почетного захоронения. Кроме этого, на местном уровне не утвержден перечень кладбищ, на территории которых предусматриваются зоны почетных захоронений и перечень лиц, погребение которых может быть осуществлено в зоне почетных захоронений. Также не приняты муниципальные акты, регламентирующие порядок принятия уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела решения о предоставлении или об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения, формирования и ведения реестра семейных (родовых) захоронений, отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок перерегистрации свидетельств о регистрации захоронения на иных лиц (родственников, близких родственников). Отсутствие вопреки требованиям Закона -КЗ муниципальных актов, регламентирующих правоотношения в сфере законодательства о погребении и похоронном деле, влечет нарушение прав граждан.

В связи с чем, просит признать незаконным бездействие администрации выразившееся в непринятии нормативных правовых актов и муниципальных актов в сфере законодательства о погребении и похоронном деле; обязать устранить нарушения путем принятия нормативных правовых актов в сфере законодательства о погребении и похоронном деле, регламентирующих порядок погребения на местах почетных захоронений, порядок выдачи свидетельства о регистрации почетного захоронения, порядок принятия уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела решения о предоставлении или об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения, формирования и ведения реестра семейных (родовых) захоронений, перечень кладбищ, на территории которых предусматриваются зоны почетных захоронений, порядок перерегистрации свидетельств о регистрации захоронения па иных лиц (родственников, близких родственников), а также муниципальные акты, определяющие перечень кладбищ, на территории которых предусматриваются зоны почетных захоронений и перечень лиц, погребение которых может быть осуществлено в зоне почетных захоронений.

Надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела стороны в судебное заседание не явились.

В поступившем отзыве на административное исковое заявление администрация Первореченского сельского поселения не возражает против удовлетворения требований и просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц

Суд, изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, полагает исковые требования нашедшими свое подтверждение в судебном заседании.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия).

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Консштуции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ внесены изменения в ст. 22.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О погребении и похоронном деле в <адрес>» (далее – Закон -КЗ), регламентирующую порядок предоставления мест для почетного захоронения.

Данными изменениями органы местного самоуправления наделены полномочиями на определение перечня кладбищ, на территории которых предусматриваются зоны почетных захоронений, перечня лиц, погребение которых может быть осуществлено в зоне почетных захоронений, а также на определение порядка погребения на местах почетных захоронений.

В соответствии с п. 10 ст. 22.1 Закона -КЗ при предоставлении места почетного захоронения уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела выдается свидетельство о регистрации почетного захоронения в порядке, определяемом органом местного самоуправления в <адрес>.

Согласно п. 2 ст. 21.3, п. 4 ст. 22 Закона -КЗ уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения, формирует и ведет реестр семейных (родовых) захоронений в порядке, установленном органом местного самоуправления.

В силу положений п. 6 ст. 25.1 Закона -КЗ порядок перерегистрации свидетельств о регистрации захоронения на иных лиц (родственников, близких родственников) устанавливается органами местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка нормотворческой деятельности органов местного самоуправления <адрес> в соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле. По результатам проведенной проверки в деятельности администрации Первореченского сельского поселения <адрес> выявлены пробелы в муниципальном нормотворчестве. В нарушение регионального законодательства на местном уровне отсутствуют муниципальные акты, регламентирующие порядок погребения на местах почетных захоронений, а также выдачи свидетельства о регистрации почетного захоронения. Кроме этого, на местном уровне не утвержден перечень кладбищ, на территории которых предусматриваются зоны почетных захоронений и перечень лиц, погребение которых может быть осуществлено в зоне почетных захоронений.

Положением об организации ритуальных услуг и о содержании мест захоронения на территории Первореченского сельского поселения <адрес> предусмотрено, что администрация Первореченского сельского поселения формирует и ведёт реестр кладбищ, расположенных на территории Первореченского сельского поселения <адрес>, однако муниципальные акты, регламентирующие порядок принятия уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела решения о предоставлении или об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения, формирования и ведения реестра семейных (родовых) захоронений, на местном уровне не приняты.

Администрацией поселения принят муниципальный акт, регламентирующий порядок ведения книг регистрации захоронений, установки надгробий и выдачи свидетельств о регистрации захоронений на территории Первореченского поселения <адрес>, однако нормативный правовой акт, регламентирующий порядок перерегистрации свидетельств о регистрации захоронения на иных лиц (родственников, близких родственников) на местном уровне отсутствуют.

Отсутствие вопреки требованиям Закона -КЗ муниципальных актов, регламентирующих правоотношения в сфере законодательства о погребении и похоронном деле, влечет нарушение прав граждан, в случае необходимости правоприменения в данных сферах правоотношений.

С целью устранения вышеуказанных нарушений федерального законодательства прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Первореченского сельского поселения внесено представление, однако, органом местного самоуправления до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

При таких обстоятельствах, административный иск прокурора <адрес> подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ,

решил:

Административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Первореченского сельского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Первореченского сельского поселения <адрес> (ИНН , ОГРН , <адрес>), выразившееся в непринятии нормативных правовых актов в сфере законодательства о погребении и похоронном деле, регламентирующих порядок погребения на местах почетных захоронений, порядок выдачи свидетельства о регистрации почетного захоронения, порядок принятия уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела решения о предоставлении или об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения, формирования и ведения реестра семейных (родовых) захоронений, перечень кладбищ, на территории которых предусматриваются зоны почетных захоронений, порядок перерегистрации свидетельств о регистрации захоронения на иных лиц (родственников, близких родственников), а также муниципальных актов, определяющих перечень кладбищ, на территории которых предусматриваются зоны почетных захоронений и перечень лиц, погребение которых может быть осуществлено в зоне почетных захоронений.

Обязать администрацию администрации Первореченского сельского поселения <адрес> устранить нарушения путем принятия нормативных правовых актов в сфере законодательства о погребении и похоронном деле, регламентирующих порядок погребения на местах почетных захоронений, порядок выдачи свидетельства о регистрации почетного захоронения, порядок принятия уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела решения о предоставлении или об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения, формирования и ведения реестра семейных (родовых) захоронений, перечень кладбищ, на территории которых предусматриваются зоны почетных захоронений, порядок перерегистрации свидетельств о регистрации захоронения па иных лиц (родственников, близких родственников), а также муниципальных актов, определяющих перечень кладбищ, на территории которых предусматриваются зоны почетных захоронений и перечень лиц, погребение которых может быть осуществлено в зоне почетных захоронений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца через Динской районный суд <адрес>.

Председательствующий