Мотивированное решение изготовлено 12.07.2022 УИД: 66RS0007-02-2022-001431-89
Дело № 2а-2019/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2022 года | г. Екатеринбург |
Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга в составе судьи Евдокимовой Т.А.,
при секретаре Моршининой А.А.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на профессиональный доход,
установил:
Межрайонная ИФНС России №25 по Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на профессиональный доход за март 2020 года в сумме 108613,93 руб., пени 456,45 руб., мотивируя свои требования тем, что ФИО1 состоит на учете в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход с 21.02.2020. На основании сведений поступивших в Инспекцию от ФИО1 ей исчислен налог на профессиональный доход за март 2020 года в сумме 108613,93 руб. В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность по уплате налога, в соответствии со ст. 75 НК РФ ему начислена пеня. В связи с тем, что обязанность по уплате налога и пени налогоплательщиком не исполнена, инспекцией было направлено требование №34036 от 03.06.2020 со сроком исполнения до 26.06.2020. В установленный в требовании срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджет задолженности. Просит взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на профессиональный доход за март 2020 года в размере 108613,93 руб., пени в размере 456,45 руб.
Административный истец, заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №24 по Свердловской области своего представителя в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, о чем в материалах административного дела имеют почтовые уведомления.
Административный ответчик по делу ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указывая, что не являлась индивидуальным предпринимателем, деятельность в качестве самозанятой не осуществляла, регистрацию в мобильном приложении «Мой налог» не производила, реализацией товаров, оказанием услуг не занималась.
Суд, выслушав в судебном заседании административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, оценив представленные доказательства и дав им юридическую оценку, находит требования Межрайонной ИФНС России №25 по свердловской области не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ, ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "налог на профессиональный доход" применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.
В силу ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральным законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения "Мой налог" и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение "Мой налог" устанавливаются порядком использования мобильного приложения "Мой налог" (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с 21.02.2020 состоит на учете в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, что подтверждается сведениями базы АИС Налог-3 ПРОМ об учете физических лиц в налоговом органе (л.д. 37).
В связи с тем, что плательщик налога на профессиональный доход самостоятельно подает сведения о полученном доходе через мобильное приложение "Мой налог", то налог ФИО1 исчислен налог на основании поданных ей сведений и составил 120289,82 руб.
Налогоплательщиком оплачен налог в сумме 12130 руб., задолженность составила 108159,82 руб.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако, в указанный в Законе срок (не позднее 25-го числа месяца) административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности, т.е. срок уплаты налога на профессиональную деятельность за март 2020 года до 27.04.2020, а с учетом Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" нерабочие дни установлены с 4 по 30 апреля 2020 г. Указом Президента РФ от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" нерабочие дни установлены с 6 по 8 мая 2020 года. С 09 по 11 мая 2020 года были установлены праздничные нерабочие дни в связи с празднованием Дня Победы, то с учетом нерабочих и праздничных дней, срок уплаты налога определен до 12.05.2020.
Согласно ч. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В соответствии с ч. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с тем, что ФИО1 не был своевременно уплачен налог на профессиональный доход, то за период с 13.05.2020 по 02.06.2020 начислена пеня в размере 456,45 руб.
В связи с тем, что обязанность по уплате налога налогоплательщиком не исполнена, Инспекцией в рамках ч. 6 ст. 11 Закона РФ от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ ФИО1 было направлено требование об уплате налога и пени №34036 от 03.06.2020, со сроком исполнения до 26.06.2020, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений №70 от 10.06.2020.
07.07.2020 в пределах установленного законом срока налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам за март 2020 г. и пени.
По указанному заявлению налогового органа 14.07.2020 мировым судьей судебного участка №6 Чкаловского судебного района вынесен судебный приказ, который отменен 23.08.2021.
После чего, 24.02.2022 в пределах установленного срока инспекция обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 8 Федерального закона №422-ФЗ, налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
В соответствии со ст.10 указанного закона, налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;
2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.
Из представленных сведений административного истца, налогоплательщиком в марте 2020 года получен доход 2168632 руб. (л.д.65), то есть сумма налога при ставке 4% составляет 86745,28 руб., по ставке 6% - 130117,92 руб.
Между тем, согласно КРБ сумма налога, исчисленная налоговым органом составляет 120289,82 руб. (л.д. 29).
Не смотря на присутствие представителя административного истца в судебном заседании 08.06.2022, разъяснения бремени доказывания в определении о подготовке дела к судебному заседанию, последующего направления судом соответствующего запроса, налоговым органом не доказана обоснованность начисления НПД за март 2020 года, поскольку допустимых и достоверных доказательств размера налоговой базы, являющейся основанием для начисления НПД, а также обоснованности применения налоговой ставки, и, как, следствие правомерности выставления к уплате суммы налога, не представлено.
Названным Федеральным законом №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» установлено, что Мобильное приложение "Мой налог" - программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок использования мобильного приложения "Мой налог" размещается в сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение "Мой налог" или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.
Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения "Мой налог".
Судом согласно направленному судебному запросу, предлагалось административному истцу представить доказательства постановки на учет ФИО1 в качестве плательщика НПД, однако административным истцом данная обязанности не выполнена, доказательств того как была произведена регистрация ФИО1 в качестве плательщика налога на профессиональный доход, заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица, использующего мобильное приложение «Мой налог», не представлено.
Административным ответчиком, факт регистрации в качестве самозанятого оспаривается.
В свою очередь, поскольку в силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" постановка на учет в налоговом органе гражданина в качестве налогоплательщика носит заявительный характер, и в материалах дела отсутствуют доказательства обращения ФИО1 с таким заявлением, в связи с чем, суд приходит выводу, что указанное является самостоятельным основанием для отказа в административном иске.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на профессиональный доход, отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга.
Судья Т.А. Евдокимова