Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пенза 18 апреля 2019 г.
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Прудченко А.А.,
при секретаре Тактарове Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Пензенской области к Ф.И.О.1 о взыскании задолженности по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №3 по Пензенской области обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что согласно сведениям, полученным налоговым органом от органа, осуществляющего кадастровый учет, Ф.И.О.1 владеет на праве собственности следующими земельными участками: земельным участком по адресу: 440505, <...>, с кадастровым номером №, площадью 2563 кв.м., датой регистрации права – 31 декабря 2002 года, датой утраты права – 20 марта 2015 года; земельным участком по адресу: 440505, <...>, с кадастровым номером №, площадью 1227 кв.м., датой регистрации права – 18 мая 2005 года; земельным участком по адресу: 440505, <...>, с кадастровым номером №, площадью 708 кв.м., датой регистрации права – (Дата); земельным участком по адресу: 440505, <...>, с кадастровым номером №, площадью 761 кв.м., датой регистрации права – 18 мая 2005 года, датой утраты права – 18 декабря 2017 года; земельным участком по адресу: 440505, <...>, квартал 6, уч.3, с кадастровым номером №, площадью 2670 кв.м., датой регистрации права – 22 февраля 2012 года; земельным участком по адресу: 440510, <...>, с кадастровым номером №, площадью 1480 кв.м., датой регистрации права - 06 июня 2012 года, датой утраты права - 09 июня 2015 года; земельным участком по адресу: 440505, <...>, 906, с кадастровым номером №, площадью 2676 кв.м., датой регистрации права – 12 августа 2013 года; земельным участком по адресу: 442780, <...>, с кадастровым номером 58:05:0700602:363, площадью 550000 кв.м., датой регистрации права – 25 августа 2010 года; земельным участком по адресу: 442780, <...>, с кадастровым номером №, площадью 650000 кв.м., датой регистрации права – 25 августа 2010 года, датой утраты права – 02 июля 2014 года; земельным участком по адресу: 442780, <...>, с кадастровым номером №, площадью 450000 кв.м., датой регистрации права – 29 июля 2014 года, и следовательно, на основании положений ст.388 НК РФ является плательщиком земельного налога. Налоговый орган, руководствуясь положениями частей 2, 3 статьи 52, статьи 396 НК РФ, исчислил в отношении земельных участков налогоплательщика сумму земельного налога за 2014, 2016 годы в размере 908644,04 руб., и 23 сентября 2017 года направил в ее адрес налоговое уведомление №16067270, в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налогов в срок не позднее 01 декабря 2017 года. Факт направления уведомления подтверждается копией списка рассылки заказных писем №535943 от 17 октября 2017 года. В соответствии с абзацем 3 пункта 1 и пункта 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики земельного налога уплачивают указанный налог в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. В связи с тем, что в установленный ст.397 НК РФ срок Ф.И.О.1 указанную в налоговом уведомлении сумму земельного налога не уплатила, налоговым органом на сумму недоимки по земельному налогу за 2014, 2016 годы в размере 887097,00 руб. в порядке положений ст.75 НК РФ, исчислена сумма пени в размере 4361,55 руб. В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Руководствуясь указанным положением закона, а также положениями ст.ст.69, 70 НК РФ, налоговый орган выставил и направил в адрес должника требование об уплате сумм налога, пени от 20 декабря 2017 года №2127, в котором сообщалось о наличии у нее задолженности по земельному налогу за 2014, 2016 годы в сумме 887097,00 руб. и пени в сумме 4361,55 руб., а также предлагалось в срок до 28 февраля 2018 года погасить указанные суммы задолженности. Факт направления требования в адрес налогоплательщика подтверждается копией списка рассылки заказных писем №553817 от 22 января 2018 года. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанное требование налогового органа, не уплатив в бюджет сумму задолженности. Межрайонная ИФНС России №3 по Пензенской области обратилась в мировой суд судебного участка №1 Пензенского района Пензенской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налога и пени в отношении налогоплательщика, на основании которого 02 августа 2018 года мировым судьей был вынесен судебный приказ №2-1581/18. От должника в мировой суд поступило возражение относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем судебный приказ был отменен определением от 31 августа 2018 года. До настоящего времени задолженность по указанному налогу и пени налогоплательщиком не оплачена. Согласно сведениям карточки расчетов с бюджетом, в настоящее время за налогоплательщиком числится задолженности в виде неуплаченных сумм земельного налога за 2014, 2016 годы: налог в размере 488712,50 руб. и пени в размере 101,26 руб., а всего 488813,76 руб. Просит суд взыскать с Ф.И.О.1, (Дата) года рождения, уроженки <...>, зарегистрированной по адресу: 440505, Россия, <...>; ИНН №, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2014, 2016 годы: налог в размере 488712,50 руб., пени в размере 101,26 руб.
В своем письме №03-14/03533 от 04 апреля 2019 года Межрайонная ИФНС России №3 по Пензенской области в соответствии со ст.46 КАС РФ уточнила заявленные требования по административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей, указав, что 04 апреля 2019 года задолженность по земельному налогу в размере 488712,50 руб., пени в размере 101,26 руб., а всего на общую сумму 488813,76 руб., не оплачена. Просит взыскать с Ф.И.О.1 задолженность по земельному налогу за 2014, 2016 годы: налог в размере 488712,50 руб., пени в размере 101,26 руб., на общую сумму 488813,76 руб. (т.1, л.д.103).
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №3 по Пензенской области Ф.И.О.4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в нем основаниям, просила административный иск удовлетворить.
В своих пояснениях №03-14/03069 от 26 марта 2019 года начальник Межрайонной ИФНС России №3 по Пензенской области Ф.И.О.5 указал, что налоговым органом на основании представленных сведений о зарегистрированных правах Ф.И.О.1 на земельные участки, 25 апреля 2015 года был произведен расчет земельного налога за 2014 год в общей сумме 151836,12 руб. по сроку уплаты 01 октября 2015 года, который 30 сентября 2015 года был полностью оплачен Ф.И.О.1 Инспекцией в ходе анализа правильности расчета земельного налога в 2017 году было произведено доначисление земельного налога за 2014 год за земельный участок с кадастровым номером № в сумме 1010002,00 руб. по сроку уплаты 01 декабря 2017 года, в связи с тем, что при произведении расчета земельного налога за 2014 год по сроку уплаты 01 октября 2015 года налоговый орган не располагал сведениями о кадастровой стоимости земельного участка равной 134667000 руб., а также о виде разрешенного использования земельного участка: для промышленного производства. Налоговый орган, руководствуясь положениями частей 2, 3 статьи 52, статьи 396 НК РФ исчислил в отношении земельных участков налогоплательщика сумму земельного налога за 2014, 2016 годы в сумме 908644,04 руб., и 23 сентября 2017 года направил в его адрес налоговое уведомление №16067270, в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налогов в срок не позднее 01 декабря 2017 года. Факт направления уведомления подтверждается копией списка рассылки заказных писем №535943 от 17 октября 2017 года. На основании ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. По состоянию на 23 сентября 2017 года в налоговый орган сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной 81549000 руб. не поступали, в связи с этим земельный налог был исчислен за 6 месяцев 2014 года по сроку уплаты 01 декабря 2017 года по тем сведениям, которые имелись у налогового органа, то есть по кадастровой стоимости равной 134667000 руб. с применением налоговой ставки равной 1,5% (вид разрешенного использования земельного участка: для промышленного производства, относится к прочим земельным участкам). Согласно п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п.2 ст.70 НК РФ. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. На основании пункта 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Таким образом, налоговое требование об уплате налога и пени по состоянию на 20 декабря 2017 года №2127 со сроком уплаты до 28 февраля 2018 года по земельному налогу за 2014, 2016 годы в размере 887097,00 руб. и пени в размере 4361,55 руб. подано без нарушения срока, который предусмотрен ст.70 НК РФ. Срок уплаты земельного налога за 2014 и 2016 годы по налоговому уведомлению №16067270 от 23 сентября 2017 года – 01 декабря 2017 года. 30 мая 2018 года налоговым органом в ходе анализа сведений, принятых в электронном виде от органа, осуществляющего кадастровый учет, установлено, что изменилась кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № и стала равной 81549000 руб., следовательно, инспекцией было произведено уменьшение земельного налога за 2014 год в сумме 398384,50 руб. До настоящего времени задолженность по указанному налогу и пени налогоплательщиком не оплачена. Согласно сведениям карточки расчетов с бюджетом, в настоящее время за Ф.И.О.1 числится задолженность в виде неуплаченных сумм земельного налога за 2014, 2016 годы ОКТМО: 56613404: налог в размере 488712,50 руб. и пени в размере 101,26 руб., в общем размере 488813,76 руб. Таким образом, налогоплательщик не исполнил свою обязанность по уплате задолженности по земельному налогу за 2014, 2016 годы. С учетом указанных обстоятельств, Межрайонная ИФНС России №3 по Пензенской области правомерно произвела перерасчет земельного налога за 2014 год в 2017 году (т.1, л.д.69-70).
Административный ответчик Ф.И.О.1 с административным исковым заявлением не согласилась, просила суд отказать в его удовлетворении. В своих возражениях от 22 февраля 2019 года сообщила, что налоговым органом в административном исковом заявлении указаны земельные участки, по которым, по мнению налогового органа, у неё имеется задолженность по земельному налогу в периоды 2014 и 2016 годы. Однако, начисленный ей налоговым органом земельный налог за 2016 год уплачен полностью, о чем свидетельствуют квитанции об оплате земельного налога от 17 ноября 2017 года на сумму 21547,04 руб., в связи с чем оснований для взыскания указанной административным истцом суммы и пени не имеется. Также у налогового органа не имеется законных оснований для взыскания с неё земельного налога за 2014 год. В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Согласно п.2 указанной статьи НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов. На основании п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Учитывая то обстоятельство, что срок уплаты налога за 2014 год до 01 декабря 2015 года, начиная с 02 декабря 2015 года у налогового органа возникла обязанность направить требование об уплате в течение 3-х месяцев, то есть до 02 марта 2016 года, а после этой даты налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в течение 6-ти месяцев, то есть до 02 августа 2016 года. Таким образом, налоговый орган пропустил установленный законом срок для обращения в суд с заявлением о взыскании налогов, пеней, штрафов, установленный п.2 ст.48 НК РФ, что является основанием для отказа налоговому органу в удовлетворении иска. В дополнениях к возражениям от 29 марта 2019 года она указала, что по имеющимся у неё в собственности на момент возникновения обязанности по уплате земельного налога земельным участкам 25 апреля 2015 года был произведен расчет земельного налога за 2014 год в общей сумме 151836,12 руб. по сроку уплаты 01 октября 2015 года, который 30 сентября 2015 года был ею полностью оплачен. Однако в ходе анализа правильности расчета земельного налога в 2017 году было произведено доначисление земельного налога за 2014 год за земельный участок с кадастровым номером № в сумме 1010002,00 руб. по сроку уплаты 01 декабря 2017 года, в связи с тем, что при проведении расчета земельного налога за 2014 год по сроку уплаты 01 октября 2015 года налоговый орган не располагал сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной 134667000 руб., а также о виде разрешенного использования земельного участка: промышленного производства. Исходя из этого налоговый орган на основании п.2, п.3 ст.52, ст.396 НК РФ исчислил (доначислил) в отношении земельных участков сумму земельного налога за 2014, 2016 годы в указанном в налоговом требовании размере. Считает, что налоговый орган незаконно доначислил сумму земельного налога сверх уплаченного ею в установленном порядке и размере по следующим основаниям. В соответствии с п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Согласно п.1 ст.391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. На основании п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать в налоговые органы сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 01 марта представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года. Налоговый орган утверждает, что не располагал сведениями о кадастровой стоимости и виде разрешенного использования спорного земельного участка. Статьей 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрен порядок исправления технических ошибок, допущенных органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведших к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Согласно п.п.2 и 3 ст.28 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, её описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. ФНС России и Минфин России выработали согласованное мнение по вопросу перерасчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате исправления технических ошибок. В письме ФНС России от 18 марта 2011 года №ЗН-4-11/4353@ указано, что перерасчет земельного налога за прошлые периоды нужно производить, если органами Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка. Если же исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, перерасчет налога производится только когда исправление технической ошибки произведено по решению суда. Как указано в письме ФНС и Минфина, учитывая судебную практику, считает, что исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда. Поэтому, если по решению органа Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, то в этом случае следует производить перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды. В случае, если исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка и осуществлено по решению суда, то это является основанием для осуществления перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды и необходимости предоставления уточненных налоговых деклараций. Учитывая, что никакого судебного разбирательства, связанного с исправлением технической ошибки не было, налоговый орган не вправе выставлять уведомление о доплате налога за прошлые периоды, если пересчет налога был вызван технической ошибкой в кадастре. Минфин России в своих письмах неоднократно разъяснял, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика. Таким образом, и в случае исправления кадастровой ошибки, или утверждения новых результатов оценки земель местными органами власти, налоговый орган не вправе выставлять уведомление о пересчете налоговой базы по земельному налогу за прошлые периоды в сторону увеличения (т.1, л.д.24-25, л.д.99-101).
Определением Пензенского районного суда Пензенской области от 14 марта 2019 года привлечено в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее – Управления Росреестра по Пензенской области) (т.1, л.д.43).
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Пензенской области Ф.И.О.6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что все сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков были в установленный срок направлены в налоговый орган, что подтверждается представленными в суд скриншотами архивной базы данных территориального информационного ресурса выгрузки ФНС. Решение оставила на усмотрение суда. В своем отзыве от 09 апреля 2019 года указала следующее: 1) в период с 25 августа 2010 года по настоящее время Ф.И.О.1 является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером №. Кадастровая стоимость указанного земельного участка внесена в ЕГРН 19 октября 2012 года на основании Постановления Правительства Пензенской области от 07 сентября 2012 года №645-пП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области» и составляет 3877500 руб.; 2) в период с 29 июля 2014 года по настоящее время Ф.И.О.1 является собственником многоконтурного земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером №. Кадастровая стоимость указанного земельного участка внесена в ЕГРН 18 марта 2014 года на основании акта определения кадастровой стоимости от 18 марта 2014 года и составляет 2988000 руб.; 3) в период с 05 мая 2009 года по 20 марта 2015 года Ф.И.О.1 являлась собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером №. Кадастровая стоимость указанного земельного участка внесена в ЕГРН 29 января 2014 года на основании Постановления Правительства Пензенской области от 15 ноября 2013 года №850-пП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области» и составляет 61614,52 руб. В настоящее время право собственности на указанный земельный участок прекращено, земельный участок снят с кадастрового учета и ему присвоен статус «архивного»; 4) в период с 18 мая 2005 года по настоящее время Ф.И.О.1 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №. Кадастровая стоимость указанного земельного участка была внесена в ЕГРН 29 января 2014 года на основании Постановления Правительства Пензенской области от 15 ноября 2013 года №850-пП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области» и составляла 29497,08 руб. 01 января 2019 года внесена новая кадастровая стоимость земельного участка на основании Приказа Департамента государственного имущества Пензенской области от 26 ноября 2018 года №673-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории «Земли населенных пунктов» и объектов недвижимого имущества – сооружений, расположенных на территории Пензенской области», которая составляет 251166,9 руб.; 5) в период с 18 мая 2005 года по 18 декабря 2017 года Ф.И.О.1 являлась собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером №. Кадастровая стоимость указанного земельного участка была внесена в ЕГРН 17 февраля 2014 года на основании акта определения кадастровой стоимости от 17 февраля 2014 года и составляла 17020,32 руб. затем 24 апреля 2015 года в ЕГРН внесена кадастровая стоимость в размере 18294,44 руб. на основании акта определения кадастровой стоимости от 24 апреля 2015 года. В настоящее время право собственности на указанный земельный участок прекращено, земельный участок снят с кадастрового учета и ему присвоен статус «архивного»; 6) с 22 февраля 2012 года по настоящее время Ф.И.О.1 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером №. Кадастровая стоимость указанного земельного участка была внесена в ЕГРН 29 января 2014 года на основании Постановления Правительства Пензенской области от 15 ноября 2013 года №850-пП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области» и составляла 60100 руб. Затем на основании акта определения кадастровой стоимости от 25 августа 2014 года в ЕГРН была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 64186,8 руб. 01 января 2019 года в ЕГРН внесена новая кадастровая стоимость земельного участка на основании Приказа Департамента государственного имущества Пензенской области от 26 ноября 2018 года №673-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории «Земли населенных пунктов» и объектов недвижимого имущества – сооружений, расположенных на территории Пензенской области», которая составляет 546549 руб.; 7) в период с 12 августа 2013 года по 27 июня 2018 года Ф.И.О.1 являлась собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2676 кв.м., с кадастровым номером №. Кадастровая стоимость данного земельного участка была внесена в ЕГРН 06 февраля 2014 года на основании акта определения кадастровой стоимости от 06 февраля 2014 года и составляла 64331,04 руб. (Дата) в ЕГРН внесена новая кадастровая стоимость земельного участка на основании Приказа Департамента государственного имущества Пензенской области от 26 ноября 2018 года №673-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории «Земли населенных пунктов» и объектов недвижимого имущества – сооружений, расположенных на территории Пензенской области», которая составляет 547777 руб.; 8) в период с 06 июня 2012 года по 09 июня 2015 года Ф.И.О.1 являлась собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации здания магазина, общей площадью 1480 кв.м., с кадастровым номером № Кадастровая стоимость данного земельного участка была внесена в ЕГРН 17 февраля 2014 года на основании акта определения кадастровой стоимости от 17 февраля 2014 года и составляла 756058 руб. 01 января 2019 года в ЕГРН внесена новая кадастровая стоимость земельного участка на основании Приказа Департамента государственного имущества Пензенской области от 26 ноября 2018 года №673-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории «Земли населенных пунктов» и объектов недвижимого имущества – сооружений, расположенных на территории Пензенской области», которая составляет 487186,4 руб.; 9) в период с 25 августа 2010 года по 02 июля 2014 года Ф.И.О.1 являлась собственником земельного участка с кадастровым номером №. В период с 02 июля 2014 года по 20 января 2017 года собственником земельного участка являлся Ф.И.О.7 С 20 января 2017 года и по настоящее время собственником является Публичное акционерное общество Банк «Кузнецкий». Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка была внесена в ЕГРН 30 октября 2012 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области на основании акта определения кадастровой стоимости от 30 октября 2012 года исходя из удельного показателя, взятого из Постановления Правительства Пензенской области от 27 ноября 2009 года №918-пП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области» и составила 81549000 руб. Сведения о вышеуказанной кадастровой стоимости данного земельного участка были направлены в налоговый орган 07 ноября 2012 года в виде архивного файла VO_NEZE_5800_5834029976583401001_20121107_GDE7487BBEE30CF2E040007F010028B5.XML посредством электронной почты, что подтверждается скриншотом территориального информационного ресурса выгрузки в ФНС от 07 ноября 2012 года (за период с 29 октября 2012 – 04 ноября 2012 года) и скриншотом протокола обработки файла от 08 ноября 2012 года. Порядок обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества (далее – Порядок) между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой установлен в соответствии с Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03 сентября 2010 года №ММВ-27-11/9/37 и приказом от 12 августа 2011 года №П/302/ММВ-7-11/495@ «Об утверждении порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества». В соответствии с указанным Порядком Управление направило в адрес налогового органа сведения об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка в виде архивного файла 07 ноября 2012 года. Указанный файл прошел форматно-логический контроль налоговым органом, что подтверждается протоколом обработки файла от 08 ноября 2012 года. 21 февраля 2014 года в кадастр недвижимости ЕГРН внесена кадастровая стоимость в размере 134667000 руб., которая определялась филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области на основании акта определения кадастровой стоимости от 21 февраля 2014 года исходя из удельного показателя, взятого из Постановления Правительства Пензенской области от 15 ноября 2013 года №850-пП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области». Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № – для промышленного производства. Сведения об указанной кадастровой стоимости данного земельного участка и виде его разрешенного использования Управлением были направлены в налоговый орган 26 февраля 2014 года в виде архивного файла VO_NEZE_5800_5834029976583401001_20140226_F34D78E831EAA6F4E040007F01002D88.XML посредством электронной почты, что подтверждается скриншотом территориального информационного ресурса выгрузки в ФНС от 26 февраля 2014 года (за период 17 февраля 2014 года – 23 февраля 2014 года) и скриншотом протокола обработки файла от 28 февраля 2014 года. 17 мая 2017 года в сведения ЕГРН внесена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 61627000 руб., установленная на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 10 мая 2017 года №9/10. Разрешенное использование данного земельного участка – для промышленного производства. Сведения об указанной кадастровой стоимости были направлены в налоговый орган 24 мая 2017 года в виде архивного файла VO_NEZE_5800_5834029976583401001_20170524_504361А82Е590924Е050007F01006C0B.XML посредством электронной почты, что подтверждается скриншотом территориального информационного ресурса выгрузки в ФНС от 24 мая 2017 года (за период 15 мая 2017 – 21 мая 2017) и скриншотом протокола ФНС. 01 января 2019 года в кадастр недвижимости ЕГРН внесена новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная на основании Приказа Департамента государственного имущества Пензенской области от 26 ноября 2018 года №673-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории «Земли населенных пунктов» и объектов недвижимого имущества – сооружений, расположенных на территории Пензенской области», которая составляет 181493000 руб. Таким образом, в соответствии с указанным Порядком Управлением в налоговый орган были направлены сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № и виде его разрешенного использования (т.1, л.д.104-108).
Определением Пензенского районного суда Пензенской области от 26 марта 2019 года привлечен в качестве заинтересованного лица филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пензенской области (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области) (т.1, л.д.97).
Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области Ф.И.О.8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что кадастровая стоимость земельных участков была установлена в соответствии с действовавшим законодательством. Сведения об её изменении были переданы в Управление Росреестра по Пензенской области и, в дальнейшем, переданы в налоговый орган. Решение оставила на усмотрение суда. В своем отзыве указала, что Учреждение в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Приказом Росреестра от 18 октября 2016 года №П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими ведение ЕГРН. Учреждение сообщает испрашиваемые сведения ЕГРН о кадастровом учете в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <...>, в части, касающейся изменений его дополнительной характеристики – кадастровой стоимости объекта недвижимости. По сведениям ЕГРН на праве собственности Ф.И.О.1 данный объект недвижимости находился в период с 25 августа 2010 года по 02 июля 2014 года. Земельный участок с кадастровым номером № учтен в ЕГРН 06 августа 2010 года в порядке положений Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и межевого плана. Земельный участок относился к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, имел вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Первоначальная кадастровая стоимость земельного участка в размере 1222000 руб. определена в соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 года №222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (далее – Приказа №222), и внесена в сведения в ЕГРН на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного в установленном порядке от 06 августа 2010 года. В связи с принятием решения об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в части, касающейся категории земель земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с Приказом №222 на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 20 сентября 2012 года Учреждением осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в части, касающейся внесения изменений о величине кадастровой стоимости земельного участка. Расчет кадастровой стоимости произведен на основании соответствующего удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 27 ноября 2009 года №918-пП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в <...>», и составил в интересующий период 396500 руб. В связи с принятием решения об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в части, касающейся вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с Приказом № на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 30 октября 2012 года Учреждением осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в части, касающейся внесения изменений о величине кадастровой стоимости земельного участка. Расчет кадастровой стоимости произведен на основании соответствующего удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 27 ноября 2009 года №918-пП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области», и составил в интересующий период 81549000 руб. В связи с вступлением в силу Постановления Правительства Пензенской области от 15 ноября 2013 года №850-пП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области» 21 февраля 2014 года в ЕГРН внесены изменения о величине кадастровой стоимости земельного участка, которая составила 134667000 руб. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером № имеет следующие характеристики: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленного производства, уточненная площадь 650000 кв.м., кадастровая стоимость 181493000 руб. Вышеуказанные сведения об определении (изменении) кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № были направлены в налоговый орган в электронном виде в установленные сроки в соответствии с Порядком обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и объектах недвижимого имущества между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой, установленном Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03 сентября 2010 года №ММВ-27-11/9/37 и приказом от 12 августа 2011 года №П/302/ММВ-7-11/495@ «Об утверждении порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества» (т.1, л.д.128-129).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.57 Конституции РФ и пп.1 п.1 ст.23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании ст.397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что в случае выявления у налогоплательщика недоимки ему направляется требование.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Согласно п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Ф.И.О.1 является плательщиком земельного налога.
Поскольку в установленный в налоговом уведомлении срок – не позднее 01 декабря 2017 года, административным ответчиком задолженность не была уплачена в полном объеме, Ф.И.О.1 было направлено требование №2127 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 20 декабря 2017 года, с уплатой общей задолженности в размере 891458,55 руб., в том числе по налогам - 887097,00 руб., пени - 4361,55 руб., начисленным в соответствии со ст.75 НК РФ (л.д.15). Данное требование было направлено должнику, что подтверждается списком почтовых отправлений №553817 от 22 января 2018 года (л.д.16).
Из письма №13-18/07681@ от 29 мая 2018 года УФНС России по Пензенской области установлено, что Управлением было принято решение об уменьшении в КРСБ Ф.И.О.1 некорректной суммы земельного налога в размере 398384,5 руб. (л.д.32). Таким образом, задолженность Ф.И.О.1 по земельному налогу за вышеуказанные периоды составила 488712,50 руб., и пени в размере 101,26 руб., о чем свидетельствует расшифровка задолженности налогоплательщика (л.д.18) и расчет сумм пени, включенной в требование по уплате №2127 от 20 декабря 2017 года (л.д.17).
Доводы административного ответчика Ф.И.О.1 о том, что налоговый орган пропустил установленный законом срок для обращения в суд с заявлением о взыскании земельного налога и пеней, а также незаконно доначислил сумму земельного налога сверх уплаченного ею в установленном порядке и размере, являются несостоятельными в силу следующего.
В судебном заседании административный ответчик Ф.И.О.1 указала, что Межрайонной ИФНС №3 по Пензенской области направлено ей уведомление и требование о выплате земельного налога за 2014, 2016 годы с перерасчетом лишь в 2017 году, тогда как она выплатила всю имеющуюся задолженность согласно ранее высланным уведомлениям.
Согласно п.4 ст.397 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абз.2). Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором этого пункта (абз.3).
Таким образом, по смыслу п.4 ст.397 НК РФ, являющегося специальной нормой, регулирующей порядок и сроки уплаты земельного налога, направление налогового уведомления по земельному налогу в 2017 году допускалось за 2014 - 2016 гг.
В соответствии с представленными Межрайонной ИФНС №3 по Пензенской области сведениями, 12 января 2017 года и 20 февраля 2017 года в налоговый орган поступили данные о разрешенном использовании и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № (л.д.79). На основании данных сведений налоговый орган произвел перерасчет земельного налога в 2017 году за три предшествующих налоговых периода, то есть за 2014 - 2016 гг. и направил административному ответчику уведомление о необходимости оплатить земельный налог.
Пункт 4 ст.397 НК РФ предполагает, что налоговый орган в силу требований п.п.1 и 2 ст.70 НК РФ при выявлении недоимки направляет налогоплательщику требование об уплате налога не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, за исключением требования об уплате налога, направляемого по результатам налоговой проверки. При этом согласно п.4 ст.69 НК РФ требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Эти правила применяются и в отношении сроков направления, уплаты и пеней.
Ввиду того, что до 01 декабря 2017 года Ф.И.О.1 земельный налог за исследуемый период не оплатила, то 20 декабря 2017 года налоговый орган направил ей требование об уплате недоимки по земельному налогу и пени в срок до 28 февраля 2018 года. Исходя вышеуказанных положений, налоговым органом срок для направления требования не пропустил.
Что же касается обращения в суд, то в силу п.п.2 и 3 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено п.2 ст.48 НК РФ.
Как установлено из настоящего дела, 30 июля 2018 года Межрайонная ИФНС России №3 по Пензенской области обратилась к мировому судье судебного участка №1 Пензенского района Пензенской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ф.И.О.1 недоимки по земельному налогу и соответствующих пеней за вышеуказанный период. 02 августа 2018 года мировой судья такой судебный приказ выдал, но определением от 31 августа 2018 года его отменил, поскольку от Ф.И.О.1 поступили возражения относительно его исполнения.
Согласно абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, налоговый орган срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с Ф.И.О.1 земельного налога и пеней не пропустил.
Доводы административного ответчика Ф.И.О.1 о наличии технической ошибки, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшей к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, также являются несостоятельными.
Кадастровая стоимость земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <...>, принадлежащих Ф.И.О.1, устанавливалась филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области в соответствии с действующим законодательством. Сведения об её изменении передавались в Управление Росреестра по Пензенской области и, в дальнейшем, передавались в налоговый орган.
Каких-либо сведений о технической ошибке в отношении земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащих Ф.И.О.1, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшей к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, судом не установлено. Данный вывод суда находит свое подтверждение в отзывах представителей заинтересованных лиц Управления Росреестра по Пензенской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области (т.1, л.д.104-108, л.д.128-129).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что административным ответчиком Ф.И.О.1 не был уплачен земельный налог за вышеуказанный период, доказательств обратного суду представлено не было. Оснований не доверять исследованным доказательствам у суда не имеется. Представленные документы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, исходят от органа, уполномоченного их выдавать. В добровольном порядке задолженность по земельному налогу в установленный требованием срок Ф.И.О.1 не погашена. Административный ответчик не представил суду доказательств о необоснованности данного расчета либо своевременной оплате данного налога.
На основании изложенного следует, что требования Межрайонной ИФНС России №3 по Пензенской области к Ф.И.О.1, изложенные в административном исковом заявлении, о взыскании задолженности по земельному налогу и пеней подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку в силу ст.333.36 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, с Ф.И.О.1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 8088,13 руб.
Руководствуясь ст.ст.124, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №3 по Пензенской области к Ф.И.О.1 о взыскании задолженности по земельному налогу удовлетворить.
Взыскать с Ф.И.О.1 в пользу Межрайонной ИФНС России №3 по Пензенской области задолженность по земельному налогу за 2014, 2016 годы в размере 488712 (четыреста восемьдесят восемь тысяч семьсот двенадцать) рублей 50 копеек, пени в размере 101 (сто один) рубля 26 копеек, а всего 488813 (четыреста восемьдесят восемь тысяч восемьсот тринадцать) рублей 76 копеек.
Взыскать с Ф.И.О.1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 8088 (восемь тысяч восемьдесят восемь) рублей 13 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий
В окончательной форме решение изготовлено 23 апреля 2019 года.
Председательствующий