ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-201/2016 от 19.04.2016 Ковдорского районного суда (Мурманская область)

Изготовлено 19 апреля 2016 года

Дело № 2а-201/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор 14 апреля 2016 года

Ковдорский районный суд Мурманской области, расположенный по адресу: г. Ковдор, Мурманской области, ул. Баштыркова, д. 3, корп. 4,

в составе председательствующего судьи Толстовой Т.В.,

при секретаре Михайловой Е.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Крушинской В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов Ковдорского района Мурманской области о признании незаконным бездействия и устранении нарушения законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ковдорского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Совету депутатов Ковдорского района Мурманской области о признании незаконным бездействия и устранении нарушения законодательства.

В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой Ковдорского района проведена проверка исполнения Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативно правовых актов» в деятельности органов местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что <дд.мм.гг> Советом депутатов Ковдорского района приняты нормативные правовые акты (решения): «О внесении изменений в Устав муниципального образования Ковдорского района» <№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 21 октября 2005 года № 67» <№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 27 ноября 2014 года № 88» <№>.

<дд.мм.гг> Советом депутатов Ковдорского района приняты следующие нормативные правовые акты (решения): «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 24 декабря 2015 года № 102» <№>; «О внесении изменений в порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда муниципального образования Ковдорского района, утвержденного решением Совета депутатов от 28 ноября 2008 года № 80» <№>; «О внесение изменений в решение Совета депутатов от 21 апреля 2008 года № 48» <№>; «О внесение изменений в Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего аппарата Совета депутатов и председателя Контрольно-счетной палаты района к совершению коррупционных правонарушений» <№>; «О внесении изменений в Положение о приватизации муниципального имущества муниципального образования Ковдорский район» <№>; «О внесение изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального образования Ковдорский район на 2016 – 2018» <№>.

Кроме того, <дд.мм.гг>, а также <дд.мм.гг> в прокуратуру Ковдорского района поступили проекты решений Совета депутатов Ковдорского района «О внесении изменений в Положение о прядке и условиях выкупа гражданами жилищных помещений жилого фонда коммерческого использования муниципального образования Ковдорский район».

Как показала проверка, проекты указанных выше нормативных правовых актов не были размещены и не размещены до настоящего времени на официальном сайте Совета депутатов Ковдорского района в сети «Интернет» как в разделе «Проекты решений Совета депутатов», так и в разделе «Независимая антикоррупционная экспертиза», с указанием даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы.

Более того, по указанным выше принятым нормативным правовым актам, а также по их проектам Советом депутатов антикоррупционная экспертиза не проводилась, соответствующие заключения не составлялись.

Считает, что имеет место бездействие Совета депутатов Ковдорского района, выразившееся в неисполнении Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в части не размещения проектов муниципальных нормативных правовых актов на официальном сайте в сети «Интернет», а также Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» при принятии нормативных правовых актов, чем нарушаются права и свободы граждан.

Кроме того, Советом депутатов Ковдорского района, в нарушении статьи 5.1 Закона Мурманской области № 1154-01-ЗМО не определен порядок предоставления нормативных правовых актов для проведения антикоррупционной экспертизы, прокурору.

Также Советом депутатов Ковдорского района не определен порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов), принятых Советом депутатов Ковдорского района, что препятствует реализации институтами гражданского общества и гражданами своего права на проведение рассматриваемой экспертизы.

Просит признать незаконным бездействие Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области выразившееся в невыполнении обязанности размещать на официальном сайте в сети «Интернет» проектов нормативных правовых актов, в том числе и для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, а также в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и обязать административного ответчика провести антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов за 2016 год, определить порядок предоставления нормативных правовых актов Совета депутатов Ковдорского района прокурору Ковдорского района, определить порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов), принятых Советом депутатов Ковдорского района.

До судебного заседания Прокурор Ковдорского района исковые требования уточнил, просит признать незаконным бездействие Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области, выразившееся в невыполнении обязанности размещать на официальном сайте в сети «Интернет» проекты нормативных правовых актов; невыполнении обязанности размещать на официальном сайте в сети «Интернет» проекты нормативных правовых актов, для проведения независимой антикоррупционной экспертизы; не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; не определении порядка предоставления проектов нормативных правовых актов Совета депутатов Ковдорского района и нормативных правовых актов Совета депутатов Ковдорского района прокурору Ковдорского района; не определении порядка проведения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов), принятых Советом депутатов Ковдорского района; и обязать Совет депутатов Ковдорского района Мурманской области в срок до <дд.мм.гг>: разместить на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу www.kovadm.ru в разделах «Проекты решений Совета депутатов» и «Независимая антикоррупционная экспертиза» проекты следующих решений Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области: «О внесении изменений в Устав муниципального образования Ковдорский район» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов Ковдорского района от 21 октября 2005 года № 67» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов Ковдорского района от 27 ноября 2014 года № 88» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов Ковдорского района от 24 декабря 2015 года № 102» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда муниципального образования Ковдорский района, утвержденного решением Совета депутатов Ковдорского района от 28 ноября 2008 года № 80» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов Ковдорского района от 21 апреля 2008 года № 48» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего аппарата Совета депутатов Ковдорского района и председателя КСП района к совершению коррупционных правонарушений»» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в Положение о приватизации муниципального имущества муниципального образования Ковдорский район» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального образования Ковдорский район на 2016-2018» от <дд.мм.гг><№>; проект решения Совета депутатов Ковдорского района «О внесении изменений в Положение о порядке и условиях выкупа гражданами жилищных помещений жилищного фонда коммерческого использования муниципального образования Ковдорский район»; провести антикоррупционную экспертизу перечисленных нормативных правовых актов; определить порядок предоставления проектов нормативных правовых актов Совета депутатов Ковдорского района и нормативных правовых актов Совета депутатов Ковдорского района прокурору Ковдорского района; и порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов), принятых Советом депутатов Ковдорского района.

Представитель административного истца помощник прокурора Ковдорского района Крушинская В.О. уточненные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно исковые требования уточнила в части срока выполнения требований прокурора Ковдорского района административным ответчиком с учетом сроков вступления решения суда в законную силу до <дд.мм.гг>.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, в заявлении просил о рассмотрении дела без его участия.

В письменном отзыве, представленном в суд, указал, что с заявленными требования прокурора Ковдорского района согласен в части признания незаконным бездействия Совета депутатов Ковдорского района по невыполнению обязанности размещать на официальном сайте в сети «Интерент» проекты нормативных правовых актов Совета депутатов Ковдорского района, признания незаконным бездействия Совета депутатов Ковдорского района в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и возложения на Совет депутатов Ковдорского района обязанности провести антикоррупционную экспертизу указанных нормативных правовых актов в срок до <дд.мм.гг>, за исключением решения Совета депутатов Ковдорского района от <дд.мм.гг><№>, так как оно было отменено решением Совета депутатов Ковдорского района от <дд.мм.гг><№>.

При этом указывает, что требования прокурора Ковдорского района в части обязать Совет депутатов Ковдорского района разместить на официальном сайте в сети «Итернет» в разделе «Проекты решений Совета депутатов» указанные в уточненных требования прокурора проекты не целесообразно, так как указанные нормативно правовые акты приняты и вступили в законную силу, за исключением проекта решения Совета депутатов Ковдорского района «О внесении изменений в Положение о порядке и условиях выкупа гражданами жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования муниципального образования Ковдорский район», который будет рассматриваться Советом депутатов Ковдорского района <дд.мм.гг>.

Требования прокурора Ковдорского района в части признания незаконным бездействия Совета депутатов Ковдорского района по невыполнению обязанности размещать на официальном сайте в сети «Интернет» проекты тех же самых нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы в разделе «Независимая антикоррупционная экспертиза» считает нелогичными, так как решения уже приняты и вступили в законную силу. Кроме того, дублирование тех же самых проектов решений, но в другом разделе сайта считают необоснованным. Полает, достаточным, размещение таких проектов лишь в одном разделе сайта, при этом доступ граждан к информации о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления будет обеспечен в соответствии нормами законодательства.

С требованиями прокурора Ковдорского района в части признания незаконным бездействия Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области в не определении порядка предоставления проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Совета депутатов Ковдорского района прокурору Ковдорского района и возложении на Совет депутатов Ковдорского района обязанности определить такой порядок не согласен, так как полагает, что в законе отсутствует обязанность органа местного самоуправления предоставлять прокурору Ковдорского района проекты нормативных правовых актов.

С требованиями прокурора Ковдорского района в части признания незаконным бездействия Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области в не определении порядка проведения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов), принятых Советом депутатов Ковдорского района и возложении на Совет депутатов Ковдорского района обязанности определить такой порядок не согласен, так как в статье 5 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ и в статье 5 Закона Мурманской области от 23 ноября 2009 года № 1154-01-ЗМО не содержится требований и рекомендаций по определению такого порядка на местном уровне.

Выслушав представителя административного истца помощника прокурора Ковдорского района Крушинскую В.О., проверив материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление прокурора Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями, в том числе об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится, в том числе неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого лица.

По правилам, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Кроме того, соответствующие разъяснения даны в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Согласно частям 1, 2, 5 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователями информацией являются граждане (физические лица), организации (юридические лица), общественные объединения, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с названным Федеральным законом.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в частности, открытость и доступность информации, достоверность информации и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом (статья 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ).

По правилам статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться в том числе и размещением органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

При этом, в силу пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; порядок обжалования муниципальных правовых актов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.

Такой же принцип закреплен и в статье 3 Закона Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области» от 26 октября 2007 года № 898-01-ЗМО.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Противодействие коррупции - деятельность, в том числе, органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции (статья 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Исходя из совокупности вышеприведенных положений федерального законодательства, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение органом местного самоуправления законов, регламентирующих противодействие коррупции.

Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании в ходе проведенной прокуратурой Ковдорского района проверки исполнения Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативно правовых актов» в деятельности органов местного самоуправления (л.д. 17-22), установлено, что <дд.мм.гг> Советом депутатов Ковдорского района приняты нормативные правовые акты (решения): «О внесении изменений в Устав муниципального образования Ковдорского района» <№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 21 октября 2005 года № 67» <№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 27 ноября 2014 года № 88» <№>.

<дд.мм.гг> Советом депутатов Ковдорского района приняты следующие нормативные правовые акты (решения): «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 24 декабря 2015 года № 102» <№>; «О внесении изменений в порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда муниципального образования Ковдорского района, утвержденного решением Совета депутатов от 28 ноября 2008 года № 80» <№>; «О внесение изменений в решение Совета депутатов от 21 апреля 2008 года № 48» <№>; «О внесение изменений в Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего аппарата Совета депутатов и председателя Контрольно-счетной палаты района к совершению коррупционных правонарушений» <№>; «О внесении изменений в Положение о приватизации муниципального имущества муниципального образования Ковдорский район» <№>; «О внесение изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального образования Ковдорский район на 2016 – 2018» <№>.

Кроме того, <дд.мм.гг>, а также <дд.мм.гг> в прокуратуру Ковдорского района поступили проекты решений Совета депутатов Ковдорского района «О внесении изменений в Положение о прядке и условиях выкупа гражданами жилищных помещений жилого фонда коммерческого использования муниципального образования Ковдорский район».

Согласно представленных распечаток с официального сайта администрации Ковдорского района, проекты указанных выше решений не были размещены на сайте ни в разделе «Проекты решений Совета депутатов Ковдорского района», ни в разделе «Независимая антикоррупционная экспертиза» (л.д. 25-30).

Учитывая указанные выше нормы права, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Ковдорского района в части признания бездействия Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области, выразившегося в невыполнении обязанности размещать на официальном сайте в сети «Интернет» проекты нормативных правовых актов, в том числе и для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, не соответствующим указанным выше нормативным правовым актам и нарушающим права неопределенного круга лиц.

По указанным выше основаниям несостоятельно и утверждение представителя административного ответчика, изложенное в отзыве, о нецелесообразности размещения приведенных в иске проектов нормативных правовых актов ввиду их принятия и вступления в законную силу, а также о необоснованности размещения указанных проектов в разделе сайта «Независимая антикоррупционная экспертиза».

Кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения, в том числе, такой меры как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что антикоррупционная экспертиза указанных в административном иске Прокурором Ковдорского района нормативных правовых актов и их проектов административным ответчиком не проводилась, что административным ответчиком не оспаривается и фактически признано.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований Прокурора Ковдорского района в части признания бездействия Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, не соответствующим указанным выше нормативным правовым актам и нарушающим права неопределенного круга лиц.

По смыслу Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза направлена на исключение положений из нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, и тем самым создающих условия для проявления коррупции.

В силу статей 2, 3, 4, 5 названного Федерального закона основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются обязательность ее проведения; оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы, предъявляемые названным федеральным законом к организации проведения антикоррупционной экспертизы.

К числу субъектов, осуществляющих проведение антикоррупционной экспертизы, наряду с прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, федеральным законодателем также указываются органы, организации их должностные лица, которые проводят такую экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации; в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 названного федерального закона об антикоррупционной экспертизе. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

В частности, в соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации (пункты 4, 6, 7 Правил).

Очевидно, что в такой ситуации орган местного самоуправления обязан определить порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы в отношении нормативных правовых актов и их проектов, издаваемых органом местного самоуправления.

Вместе с тем, судом установлено, что Советом депутатов Ковдорского района такой порядок не определен.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований Прокурора Ковдорского района в части признания бездействия Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области, выразившегося в не определении порядка проведения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов), принятых Советом депутатов Ковдорского района, не соответствующим указанным выше нормативным правовым актам и нарушающим права неопределенного круга лиц.

Что касается доводов представителя административного ответчика изложенных в отзыве о том, что действующее законодательство не содержит требований по определению такого порядка на местном уровне, то они не основаны на законе.

Кроме этого, в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится, в том числе прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации

Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Согласно статье 5.1 Закона Мурманской области от 23 ноября 2009 года № 1154-01-ЗМО «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области» и о внесении изменений в Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области» нормативные правовые акты Мурманской области и муниципальные нормативные правовые акты по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, предоставляются для проведения антикоррупционной экспертизы прокурору Мурманской области (муниципальные нормативные правовые акты - прокурору соответствующего города (округа), района или Мурманскому прокурору по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах) в течение пяти рабочих дней со дня их подписания в установленном порядке (пункт 1).

Порядок предоставления нормативных правовых актов органов местного самоуправления для проведения антикоррупционной экспертизы определяется указанными органами самостоятельно (пункт 2).

Между тем, как установлено в судебном заседании, порядок предоставления нормативных правовых актов прокурору Ковдорского района Советом депутатов Ковдорского района не определен.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований Прокурора Ковдорского района в части признания бездействия Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области, выразившегося в не определении порядка предоставления проектов нормативных правовых актов Совета депутатов Ковдорского района и нормативных правовых актов Совета депутатов Ковдорского района прокурору Ковдорского района, не соответствующим указанным выше нормативным правовым актам и нарушающим права неопределенного круга лиц.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов представителя административного ответчика изложенных в отзыве об отсутствии обязанности Совета депутатов Ковдорского района представлять прокурору Ковдорского района проекты нормативных правовых актов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Признавая требования Прокурора Ковдорского района о признании бездействий Совета депутатов Ковдорского района не соответствующими ряду нормативно правовых актов, суд полагает возможным возложить на Совет депутатов Ковдорского района Мурманской области обязанность разместить на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу www.kovadm.ru в разделах «Проекты решений Совета депутатов» и «Независимая антикоррупционная экспертиза» проекты решений Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области: «О внесении изменений в Устав муниципального образования Ковдорский район» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов Ковдорского района от 21 октября 2005 года № 67» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов Ковдорского района от 27 ноября 2014 года № 88» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов Ковдорского района от 24 декабря 2015 года № 102» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда муниципального образования Ковдорский района, утвержденного решением Совета депутатов Ковдорского района от 28 ноября 2008 года № 80» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов Ковдорского района от 21 апреля 2008 года № 48» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего аппарата Совета депутатов Ковдорского района и председателя КСП района к совершению коррупционных правонарушений»» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в Положение о приватизации муниципального имущества муниципального образования Ковдорский район» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального образования Ковдорский район на 2016-2018» от <дд.мм.гг><№>; проект решения Совета депутатов Ковдорского района «О внесении изменений в Положение о порядке и условиях выкупа гражданами жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования муниципального образования Ковдорский район»;

провести антикоррупционную экспертизу перечисленных нормативных правовых актов;

определить порядок предоставления проектов нормативных правовых актов Совета депутатов Ковдорского района и нормативных правовых актов Совета депутатов Ковдорского района прокурору Ковдорского района;

определить порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов), принятых Советом депутатов Ковдорского района подлежат удовлетворению.

Учитывая сроки вступления решения суда в законную силу, соответствующие действия административному ответчику следует совершить в срок до <дд.мм.гг>, об исполнении административный ответчик обязан не позднее <дд.мм.гг> сообщить в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов Ковдорского района Мурманской области о признании незаконным бездействия и устранении нарушения законодательства – удовлетворить.

Признать бездействие Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области, выразившееся

в невыполнении обязанности размещать на официальном сайте в сети «Интернет» проекты нормативных правовых актов;

в невыполнении обязанности размещать на официальном сайте в сети «Интернет» проекты нормативных правовых актов, для проведения независимой антикоррупционной экспертизы;

в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

в не определении порядка предоставления проектов нормативных правовых актов Совета депутатов Ковдорского района и нормативных правовых актов Совета депутатов Ковдорского района прокурору Ковдорского района;

в не определении порядка проведения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов), принятых Советом депутатов Ковдорского района

не соответствующим Федеральному закону Российской Федерации от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральному закону Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральному закону Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Закону Мурманской области от 26 октября 2007 года № 898-01-ЗМО «О противодействии коррупции в Мурманской области», Закону Мурманской области от 23 ноября 2009 года № 1154-01-ЗМО «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области» и о внесении изменений в Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области» и нарушающим права неопределенного круга лиц.

Обязать Совет депутатов Ковдорского района Мурманской области в срок до <дд.мм.гг>:

разместить на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу www.kovadm.ru в разделах «Проекты решений Совета депутатов» и «Независимая антикоррупционная экспертиза» проекты следующих решений Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области: «О внесении изменений в Устав муниципального образования Ковдорский район» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов Ковдорского района от 21 октября 2005 года № 67» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов Ковдорского района от 27 ноября 2014 года № 88» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов Ковдорского района от 24 декабря 2015 года № 102» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда муниципального образования Ковдорский района, утвержденного решением Совета депутатов Ковдорского района от 28 ноября 2008 года № 80» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в решение Совета депутатов Ковдорского района от 21 апреля 2008 года № 48» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего аппарата Совета депутатов Ковдорского района и председателя КСП района к совершению коррупционных правонарушений»» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в Положение о приватизации муниципального имущества муниципального образования Ковдорский район» от <дд.мм.гг><№>; «О внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального образования Ковдорский район на 2016-2018» от <дд.мм.гг><№>; проект решения Совета депутатов Ковдорского района «О внесении изменений в Положение о порядке и условиях выкупа гражданами жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования муниципального образования Ковдорский район»;

провести антикоррупционную экспертизу перечисленных нормативных правовых актов;

определить порядок предоставления проектов нормативных правовых актов Совета депутатов Ковдорского района и нормативных правовых актов Совета депутатов Ковдорского района прокурору Ковдорского района;

определить порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов), принятых Советом депутатов Ковдорского района.

Обязать Совет депутатов Ковдорского района Мурманской области не позднее <дд.мм.гг> сообщить об исполнении принятого судом решения в Ковдорский районный суд Мурманской области и Прокурору Ковдорского района.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий Т.В. Толстова