ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-201/2021 от 23.09.2022 Парабельского районного суда (Томская область)

Производство № 2а- 201/2021

УИД 70RS0019-01-2022-000251-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2022 года с. Парабель, Томская область

Парабельский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Санжаровской Н.Е.,

при секретаре Андреевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного призводства по административному исковому заявлению Ростовской таможни к Скачко Р.А. о взыскании таможенных платежей и пени,

установил:

Ростовская таможня обратилась в Парабельский районный суд Томской области с административным иском к Скачко Р.А., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате таможенных платежей и пени в общей сумме 335 039,56 рублей. В обоснование иска административным истцом указано, что 28 июня 2014 года через таможенный пост МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни гражданином Украины Скачко Р.А. по пассажирской таможенной декларации "номер скрыт" (далее – ПДТ) было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования транспортное средство FIAT UNO, 1986 года выпуска, объем двигателя – 1301 куб.см., VIN ZFA 14600000132289. Срок временного ввоза вышеуказанного транспортного средства по ПДТ - до 27 июня 2015 года, однако по истечении названного срока транспортное средство с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было. По факту не вывоза транспортного средства с территории ЕАЭС в установленный срок таможенным постом вынесено решение по результатам таможенного контроля № "номер скрыт". Административному ответчику на основании ст. 73 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Ростовской таможней, как правопреемником Таганрогской таможни, по всем известным адресам регистрации/пребывания было направлено уведомление от 23.08.2021 "номер скрыт" о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в размере 281 630,96 рублей. Однако указанное уведомление Скачко Р.А. не исполнено, таможенные платежи и начисленные пени не уплачены.

В настоящее время сумма подлежащих уплате административным ответчиком таможенных платежей в соответствии с приведенным расчетом составляет 190 779,06 рублей. При этом на указанную сумму в соответствии с ч. 3 ст. 270 Таможенного кодекса ЕАЭС, ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 28.06.2015 по 12.05.2022 начислены пени, сумма которых в соответствии с представленным расчетом составляет 144 260,50 рублей.

Ранее административный истец обращался к мировому судье судебного участка Парабельского судебного района Томской области с заявлением о взыскании со Скачко Р.А. указанных сумм в порядке приказного производства, однако приказ мирового судьи, выданный на основании данного заявления был отменен определение того же мирового судьи от 14.01.2022.

Административный истец, указывая на изложенные в иске обстоятельства, а также ссылаясь на факт произведенной в соответствии с приказом ФТС России от 27.03.2020 № 330 реорганизации Миллеровской и Таганрогских таможни путем присоединения к Ростовской таможне, в связи с которой в течение 2020, 2021 г.г. таможенными органами осуществлялись передача и прием информационных и документационных ресурсов, в том числе информации о задолженностям физических лиц по уплате таможенных платежей и пеней, в связи с чем Ростовской таможне стало известно о том, что Скачко Р.А. имеет место регистрации на территории Российской Федерации только в 2021 году, в связи с чем возможность взыскания задолженности с указанного лица в принудительном порядке отсутствовала, проси суд восстановить ему процессуальный срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением; взыскать с административного ответчика Скачко Р.А. сумму задолженности по уплате таможенных платежей в сумме 190 779,06 рублей, пени в размере 144 260,50 рублей, а всего взыскать 335 039,56 рублей.

Представитель административного истца Остапенко Ю.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Ростовской таможни. В дополнениях к административному иску от 14.09.2022 указала на то, что административным ответчиком в таможенный орган до настоящего времени не представлены документы, подтверждающие хотя бы одно из обстоятельств, изложенных в ст. 14 ТК ЕАЭС, которые могли бы послужить для таможенного органа основанием к прекращению обязанности административного ответчика по уплате таможенных платежей и пени. На удовлетворении иска настаивала.

Административный ответчик Скачко Р.А., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству представил письменные возражения на административный иск, в которых выразил несогласие с заявленными Ростовской таможней административными исковыми требованиями, пояснил, что ранее проживал в г. Мариуполь и являлся гражданином Украины. Однако с начала 2014 года, когда города Донецк и Луганск заявили о желании войти в состав Российской Федерации, власти Украины начали обстрел той территории, на которой он проживал. Как многие соотечественники он не по собственной воле, а вынужденно, чтобы сохранить себе жизнь, принял решение покинуть место своего жительства и искать убежища в России. Оставив дом, и все нажитое имущество, он на личном автомобиле Фиат Уно, 1986 года выпуска, в спешном порядке выехал из г. Мариуполь и через таможенный пост МАПП Весело‑Вознесенка Таганрогской таможни 28.06.2014 въехал на территорию России, проследовав в последующем на этом же автомобиле в Томскую область, куда направляли большинство беженцев. С осени 2014 года по настоящее время он проживает на территории с. Парабель Томской области, куда прибыл с целью найти работу по специальности токаря, в настоящее время работает по договору подряда в Парабельском АТП. Автомобиль, на котором он приехал в Россию, в скором времени вышел из строя ввиду физического износа и поломки двигателя, поездка на данном автомобиле из Украины в Россию была вынужденной, на таком ветхом транспортном средстве он никогда бы не рискнул перемещаться, если бы не сложившиеся обстоятельства, доехать обратно до таможенного поста на таком автомобиле было физически невозможно. Данный автомобиль не относится к машинам представительского класса, его стоимость на сегодняшний день составляет 30-35 тысяч рублей, и на момент выхода из строя он ремонту не подлежал, найти к нему какие-либо запчасти было невозможно, поэтому он принял решении об его утилизации, которую произвел 01.03.2021. Документы об утилизации он в кратчайший срок направил на электронный адрес таможенного органа. Просил учесть изложенные обстоятельства, а также тот факт, что он с апреля 2016 года имеет свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и отказать административному истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 28 июня 2014 года через таможенный пост МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни гражданином Украины Скачко Р.А. было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования транспортное средство FIAT UNO, 1986 года выпуска, объем двигателя – 1301 куб.см., VIN ZFA 14600000132289, государственный регистрационный знак "номер скрыт". Срок временного ввоза вышеуказанного транспортного средства - до 27 июня 2015 года, однако по истечении названного срока транспортное средство с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было.

Из представленного административным ответчиком Свидетельства об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства № 27 от 01.03.2021, выданного ООО «Втормет-Томск» (г. Томск, ул. Мичурина, 45), транспортное средство FIAT UNO, 1986 года выпуска, VIN ZFA 14600000132289, государственный регистрационный знак "номер скрыт", было принято указанным Обществом на утилизацию.

Согласно решению таможенного поста МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни от 11.08.2021 "номер скрыт", принятого по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования, установлен факт нарушения гражданином Украины Скачко Р.А. временного ввоза транспортного средства FIAT UNO, 1986 года выпуска, объем двигателя ‑ 1301 куб.см., VIN ZFA 14600000132289, государственный регистрационный знак "номер скрыт", зарегистрированного на территории иностранного государства, влекущий наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов.

На основании ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Ростовской таможней 23.08.2021 в адрес Скачко Р.А. направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней "номер скрыт" от 23 августа 2021 года, из которого следует, что срок исполнения обязанности уплаты таможенных пошлин наступил 27.06.2015, сумма подлежащая уплате составляет 281 630,96 рублей, из которых 190 779,06 рублей – сумма таможенных платежей, 90 851,90 рублей – сумма начисленной пени.

В соответствии со ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее также Закон о таможенном регулировании) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (часть 1).

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 названного Федерального закона (часть 2).

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 упомянутого федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 названного Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (часть 3).

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 150 Закона о таможенном регулировании принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются: если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

В силу подпунктов 1 и 9 статьи 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате таможенных платежей возникает с момента регистрации декларации на товары и подлежит исполнению до выпуска товаров, если иной срок не установлен в соответствии с Кодексом.

Таким образом, уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей может быть направлено, а меры по взысканию могут быть приняты только лишь в пределах трех лет: со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, либо со дня наступления события (наступления обстоятельств), влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.

При этом установленный пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных выше положений закона, суд приходит к выводу о том, что Ростовской таможней пропущен пресекательный срок, установленный п.1 ч. 5 ст. 150 Закона о таможенном регулировании и п. 1 ч. 8 ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как срок исполнения обязанности по уплате таможенных платежей Скачко Р.А. истек 27 июня 2015 года, а уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, было направлено должнику по истечении установленного законодательством трехлетнего срока, который истек 27 июня 2018, а именно, 23 августа 2021 года.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления с целью взыскания со Скачко Р.А. не уплаченных в установленный срок сумм таможенных платежей и пени.

Суд полагает, что данное ходатайство таможенного органа не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.

Ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим иском административный истец в качестве обстоятельств, приведших к пропуску указанного в ст. 150 Закона о таможенном регулировании пресекательного срока на принудительное взыскание таможенных платежей, указывает на то, что в период с марта 2020 года по октябрь 2020 года проводилась реорганизация Миллеровской и Таганрогской таможни и в последующий период осуществлялись работы по передаче и приему информации, в том числе по задолженностям физических лиц по таможенным платежам и санкциям. Суд полагает, что данное обстоятельство не может быть признано в качестве уважительной причины для восстановления пропущенного административным истцом пресекательного срока на принудительное взыскание таможенных платежей и пени, так как реорганизация таможенных органов проводилась путем присоединения к Ростовской таможне и переподчинения таможенных постов, в том числе постов Таганрогской таможни, без изменения их местонахождения и региона деятельности после истечения трехлетнего срока, установленного для принудительного взыскания таможенных платежей и санкций.

То обстоятельство, что о месте жительства Скачко Р.А. административному истцу стало известно в 2021 году, также не может являться основанием для удовлетворения данного ходатайства, поскольку Скачко Р.А. с 2014 года проживает и имеет регистрацию в с. Парабель Парабельского района Томской области, в апреле 2016 года им получено свидетельство участника программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в настоящее время им в упрощенном порядке получено гражданство Российской Федерации, и данные сведения могли быть своевременно получены таможенным органом из органов, осуществляющих регистрационный учет граждан по месту жительства или пребывания.

Выдача мировым судьей судебного приказа на взыскание со Скачко Р.А. таможенных платежей и пени не свидетельствует о соблюдении таможенным органом сроков, установленных законом для принудительного взыскания, поскольку срок для обращения в суд с указанными требованиями административным истцом уже был пропущен при подаче заявления мировому судье в декабре 2021 года и причин, свидетельствующих об уважительности пропуска им данного процессуального срока в суд не представлено.

В силу ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления факта пропуска процессуального срока на подачу административного иска без уважительной причины, суд может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью его восстановления в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения в таком случае может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Поскольку оснований для удовлетворения ходатайства административного истца и восстановления пропущенного им процессуального срока при рассмотрении настоящего административного дела не установлено, суд полагает, что административные исковые требования Ростовской таможни о взыскании с административного ответчика Скачко Р.А. сумм задолженности по таможенным платежам и пени подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180, ст.ст. 175 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Ростовской таможни к Скачко Р.А., родившемуся "дата скрыта" в "адрес скрыт", о взыскании таможенных платежей и пени оставить без удовлетворения в связи с пропуском административным истцом срока на подачу административного искового заявления и отказом в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Томского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Парабельский районный суд Томской области.

Судья (подпись) Н.Е. Санжаровская

Решение суда в окончательной форме составлено 27 сентября 2022 года.

Судья (подпись) Н.Е. Санжаровская

Копия верна.

Судья Н.Е. Санжаровская