ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-201/2022 от 11.03.2022 Щербиновского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-201/2022

УИД 23RS0060-01-2022-000346-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Старощербиновская «11» марта 2022 года

Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Гардер Р.Н.,

при секретаре Горб Е.Н.,

с участием:

старшего помощника прокурора Щербиновского района Ильницкого А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Административный истец - прокурор Щербиновского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывая, что прокуратурой района проведена проверка информации, поступившей из отдела по г. Тихорецку центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Краснодарскому краю. В результате данной проверки установлено, что в сети Интернет на электронной странице интернет сообщества под названием «NEXTA Live» (https://t.me/nexta_live), которая доступна для публичного ознакомления неопределенному кругу лиц, размещены в свободном доступе материалы, направленные на пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, демонстрирование которой запрещено действующим федеральным законодательством, а именно атрибутика и символика 3 Рейха-четырёхконченый Hakenkreus («Хакенкройц» - свастика), с концами, направленными в правую сторону. Данное изображение представляет собой воспроизведение соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии, признанной преступной Нюрнбергским международным трибуналом. Демонстрирование вышеуказанной свастики представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, обществу и государству. Также административный истец указывает, что в нарушение ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» расположенная в интернет-сообществе информация под названием «NEXTA Live» (https://t.me/nexta_live), направлена на пропаганду разжигания национальной ненависти среди граждан Российской Федерации, а также граждан стран СНГ вражды, дискриминации по национальному признаку, что может создать угрозу безопасности общества и государства в целом и нарушает законные права граждан на безопасность. Кроме этого, административный истец указал, что установить лиц, зарегистрировавшие в сети Интернет сообщества вышеуказанный профиль, не представилось возможным. Административным истцом посредством универсального сервиса проверки ограничений доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет» Роскомнадзора (http://blocklist.rkn.gov.ru) установлено, что меры по ограничению доступа к вышеуказанной странице не приняты, в связи с чем административный истец с учетом уточненных исковых требований просил суд признать информацию, содержащую изображения с элементами Национал-свастики в сети Интернет на электронной странице интернет – сообщества под названием «NEXTA Live» (https://t.me/nexta_live), а также информации и сведений, расположенных на страницах интернет – сообщества, направленных на разжигание национальной ненависти среди граждан Российской Федерации, а также граждан стран СНГ, вражды, дискриминации по национальному признаку, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, и запретить распространение информации, содержащей изображения с элементами Национал-свастики в сети Интернет на электронной странице интернет – сообщества под названием «NEXTA Live» (https://t.me/nexta_live), а также информации и сведений, расположенных на страницах интернет – сообщества, направленных на разжигание национальной ненависти среди граждан Российской Федерации, а также граждан стран СНГ, вражды, дискриминации по национальному признаку, страницы которого доступны для публичного ознакомления неопределенному кругу лиц. Кроме этого, административный истец просил суд обратить решение суда к немедленному исполнению и направить решение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу (<...>) для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Представитель административного истца – старший помощник прокурора Щербиновского района Ильницкий А.Г., в судебном заседании поддержал утоненные исковые требования, просил суд их удовлетворить по указанным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель заинтересованного лица - ЦПЭ ГУ МВД России по Краснодарскому краю, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, возражений относительно исковых требований не направил.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В направленном в суд ходатайстве представитель заинтересованного лица ФИО1, действующий на основании доверенности № 6-Д от 12 января 2022 года, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, указывая, что вопрос оценки информации о наличии/отсутствии признаков запрещенной, он оставляет на усмотрение суда.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, а также поступившие документы, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Аналогичные положения закреплены и в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который регулирует правовые отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10).

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 и ч. ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя в том числе возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Также запрет на использование в любой форме нацистской атрибутики или символики, включая демонстрирование такой символики, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах установлен ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».

Под нацистской символикой понимается символика, которая использовалась национал-социалистической немецкой рабочей партией. К такой символике относят свастику, знамена, атрибуты униформы, приветствия и пароли.

Статьей 12 Федерального закона от 25 июля 2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В соответствии со ст. 9 данного закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань.

В судебном заседании установлено и подтверждено документально, что в адрес прокуратуры Щербиновского района из отдела по г. Тихорецку центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Краснодарскому краю поступили сведения, согласно которым в сети Интернет на электронной странице интернет сообщества под названием «NEXTA Live» (https://t.me/nexta_live), установлена информация, доступная для публичного ознакомления неопределенному кругу лиц, а именно в свободном доступе размещены материалы, направленные на пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, демонстрирование которой запрещено действующим федеральным законодательством, а именно атрибутика и символика 3 Рейха-четырёхконченый Hakenkreus («Хакенкройц» - свастика), с концами, направленными в правую сторону.

Справкой об исследовании предметов и документов от 01 февраля 2022 года, а также скриншотами указанных страниц подтверждается, что вышеуказанное изображение представляет собой воспроизведение соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии, признанной преступной Нюрнбергским международным трибуналом. Демонстрирование вышеуказанной свастики представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, обществу и государству.

Кроме этого, справкой, выданной филиалом ФГБОУ ВО КубГУ в г. Тихорецке, подтверждается, что в представленных фотографиях использованы признаки совокупности нацистских (фашистских) символов, соответствующей символики, в форме соответствующей символике, использовавшейся Национал – социалистической рабочей партией Германии (3 Рейха), а также символика Национал – социалистической рабочей партией Германии (3 Рейха): свастика – представляющая собой воспроизведение соответствующей символики, использовавшейся Национал – социалистической рабочей партией Германии, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом.

Таким образом, вышеуказанными нормами действующего законодательства предусмотрен запрет на распространение изображений с элементами символики нацистской Германии времен Великой Отечественной войны - свастики.

Запрет на использование указанной символики представляет собой меру, направленную на противодействие нацизму, экстремизму, фашизму и другим действиям, оскорбляющим память о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне, и ассоциирующимся с идеологией, запрещенной в силу статьи 13 (часть 5) Конституции Российской Федерации. Само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики | символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2014 года № 2480-О).

Таким образом, расположенная в интернет-сообществе информация под названием «NEXTA Live» (https://t.me/nexta_live), направлена на пропаганду разжигания национальной ненависти среди граждан Российской Федерации, а также граждан стран СНГ вражды, дискриминации по национальному признаку, что может создать угрозу безопасности общества и государства в целом и нарушает законные права граждан на безопасность.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», прокурор в соответствии со ст. 39 КАС РФ выступает в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным требования прокурора Щербиновского района о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 6 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Таким образом, доступ к расположенной в интернет-сообществе информации под названием «NEXTA Live» (https://t.me/nexta_live), в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо ограничить, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства о противодействии экстремистской деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить в полном объеме.

Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащую изображения с элементами Национал-свастики в сети Интернет на электронной странице интернет – сообщества под названием «NEXTA Live» (https://t.me/nexta_live), а также информации и сведений, расположенные на страницах интернет – сообщества, направленные на разжигание национальной ненависти среди граждан Российской Федерации, а также граждан стран СНГ, вражды, дискриминации по национальному признаку.

Запретить распространение информации, содержащей изображения с элементами Национал-свастики в сети Интернет на электронной странице интернет – сообщества под названием «NEXTA Live» (https://t.me/nexta_live), а также информации и сведений, расположенных на страницах интернет – сообщества, направленных на разжигание национальной ненависти среди граждан Российской Федерации, а также граждан стран СНГ, вражды, дискриминации по национальному признаку, страницы которого доступны для публичного ознакомления неопределенному кругу лиц.

Решение суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу (<...>) для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Щербиновский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом.

Судья: Гардер Р.Н.