ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-201/2022 от 20.10.2022 Краснотуранского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-201/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Краснотуранск 20 октября 2022 года.

Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Швайгерта АА.

При секретаре: Кривохижа А.С.;

С участием: прокурора Краснотуранского района Красноярского края Озерова А.Е. и административного ответчика Бабич В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснотуранского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Бабич Владимиру Ивановичу о прекращении права на управление транспортными средствами,

установил:

прокурор Краснотуранского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Бабич В.И., просит суд прекратить право на управление транспортными средствами в отношении Бабич В.И., ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного на основании водительского удостоверения на право управления транспортными средствами от ДД.ММ.ГГГГ с разрешенной категорией «А, А1, В, В1, М», обязать Бабич В.И., ДД.ММ.ГГГГ, сдать водительское удостоверение на право управления транспортными средствами от ДД.ММ.ГГГГ с разрешенной категорией «А, А1, В, В1, М» в государственный орган, МВД России, осуществляющий контроль за безопасностью дорожного движения в срок 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Требования мотивированы тем, что Бабич В.И. состоит на учете в КГБУЗ «Краснотуранская РБ» с диагнозом: F10.2.2. Согласно Международной классификации болезней десятого пересмотра МКБ-10 (принята 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения) F10.2.2 – алкогольная зависимость 2 стадии. Согласно информации ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский», Бабич В.И. 20.03.2020 выдано водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ с разрешенной категорией «А, А1, В, В1, М». Водительское удостоверение действующее. Бабич В.И. права управления автотранспортом не лишался. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами» утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, в который включены Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) – F10.2.1 – алкогольная зависимость 2 стадии.Наличие водительского удостоверения, а также управление транспортном средством при наличии заболевания, входящим в указанный Перечень, является незаконным.

В судебном заседании прокурор Краснотуранского района Красноярского края Озеров А.Е. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик Бабич В.И. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения административных исковых требований. Также пояснил, что не помнит с какого времени состоит на учете у врача нарколога, который ему пояснил, что снятие с учета возможно при выздоровлении.

Заинтересованное лицо ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» в судебное заседание представителя не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежаще,ходатайств об отложении рассмотрения дела и об уважительности причин неявки представителя, суду не сообщило. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица, надлежаще извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Заслушав прокурора Озерова А.Е., административного ответчика Бабич В.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

На основании пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).

Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Регулируемые Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортными средствами предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.

Частью 3 статьи 8 "Конвенции о дорожном движении", заключенной в Вене 8 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статьей 5 указанного Закона определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется помимо прочего и посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О безопасности дорожного движения" одним из оснований прекращения действия права управления транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу положений статьи 24 Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортными средствами.

Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование" утверждены виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование.

В частности согласно Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств» в том числе деятельность, связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств по профессиям и должностям согласно перечню работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, при этом одной из профессий указана - водитель автомобиля.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством" утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. В пункте 7 раздела II указано противопоказание - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (алкогольная зависимость 2 стадии). Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).

В соответствии с Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" диспансерное наблюдение за состоянием здоровья пациентов, в том числе в целях лечения, подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания, осуществляют врачи - психиатры-наркологи в ходе проводимых осмотров пациентов: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов (пункты 2, 4, 7, 12 Приложения N 2).

Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих синдромом зависимости – алкогольная зависимость 2 стадии, необходимо выяснить наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.

Согласно вышеуказанного Приказа следует, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.

Законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортными средствами поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.

Судом установлено, что 20.03.2020 ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский»Бабич В.И., выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категорий «А, А1, В, В1, М», сроком действия до 20.03.2030 г., права управления транспортными средствами Бабич В.И. не лишен, что подтверждается сведениями ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский», карточкой операции с ВУ.

В ходе прокурорской проверки состояния законности в сфере безопасности дорожного движения в части соблюдения ограничений к водительской деятельности установлено, что указанное лицо состоит на учете в КГБУЗ «Краснотуранская РБ» с заболеванием, препятствующим реализации права на управление транспортными средствами.

В частности, в ответе врача нарколога МГБУЗ «Краснотуранская РБ» Каптурова М.И. от 04 мая 2022 г. на запрос прокурора района сообщалось, что Бабич В.И. с 14 января 2022 г. состоит на учете у врача-нарколога с диагнозом: F10.2.2 – алкогольная зависимость 2 стадии.

На основании определения суда от 30.06.2022 была назначена психиатрическая судебная экспертиза в отношении Бабич В.И. с целью установления наличия или отсутствия у Бабич В.И. признаков какого-либо психического расстройства и (или) расстройства поведения, включенного в перечень медицинских противопоказаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а так же наличия или отсутствия у Бабич В.И., в силу своего психического состояния, возможности управлять транспортными средствами, не создавая угрозы возникновения дорожно-транспортного происшествия, причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба.

Согласно заключению амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бабич В.И. страдает алкогольной зависимостью средней стадии (F10.2). При этом, Бабич В.И. врача-нарколога посещает нерегулярно, адекватная терапия не проводится. Согласно Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 года , имеющаяся у Бабич В.И. алкогольная зависимость средней стадии (F10.2) (раздел II п.7 вышеуказанного постановления), учитывая отсутствие объективных анамнестических сведений, а также сведений врача-нарколога, подтверждающих длительную стойкую ремиссию заболевания (не менее 3-х лет), является препятствием к осуществлению деятельности по управлению транспортными средствами.

Кроме того, согласно медицинской карты амбулаторного наркологического больного , выданной КГБУЗ «Краснотуранская РБ» Бабичу В.И. установлен диагноз: F10.2.2 – алкогольная зависимость II стадии.

Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, принимая во внимание, что имеющийся у Бабич В.И. диагноз F10.2.2 – алкогольная зависимость II стадии, относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих, и что деятельность по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, поскольку ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, приходит к выводу, что указанное заболевание в соответствии с положениями Федерального закона "О безопасности дорожного движения" является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами. Сведений об отмене диагноза, суду не представлено.

С учетом исследованных судом доказательств суд признает установленным факт наличия у Бабич В.И. психического расстройства, включенного в перечень медицинских противопоказаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а так же отсутствие у Бабич В.И., в силу своего психического состояния, возможности управлять транспортными средствами, не создавая угрозы возникновения дорожно-транспортного происшествия, причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба.

Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.

При таких обстоятельствах, требования прокурора Краснотуранского района Красноярского края подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Краснотуранского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Бабич Владимиру Ивановичу о прекращении права на управление транспортными средствами, возложении обязанности сдать водительское удостоверение – удовлетворить.

Прекратить право на управление транспортными средствами в отношении Бабич Владимира Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного на основании водительского удостоверения на право управления транспортными средствами от ДД.ММ.ГГГГ с разрешенными категориями «А, А1, В, В1, М».

Обязать Бабич Владимира Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ, сдать водительское удостоверение на право управления транспортными средствами от 20.03.2020 с разрешенными категориями «А, А1, В, В1, М» в государственный орган, МВД России, осуществляющий контроль за безопасностью дорожного движения в срок 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья А.А. Швайгерт

Мотивированное решение составлено 20.10.2022 г.