ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-201/2023 от 16.10.2023 Колосовского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-201/2023

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Колосовский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Сорокиной Н.В.,

при секретаре Карасёвой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Колосовка 16 октября 2023 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Колосовского района Омской области в интересах РФ, муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации Кутырлинского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным и обязании назначить ответственного работника за переход органа местного самоуправления на использование отечественного ПО, внести изменения в целевые программы, стратегии, концепции и (или) иные документы, направленные на приоритетное использование российских информационно-коммуникационных технологий, утвердить план мероприятий перехода на отечественное ПО и разместить его на официальном сайте в сети Интернет,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Колосовского района Омской области обратился в суд в интересах РФ, муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации Кутырлинского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения законодательства путем назначения решением органа местного самоуправления работника органа местного самоуправления, ответственного за переход органа местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения; внесения изменений в целевые программы, стратегии, концепции и (или) иные документы, предусматривающие среднесрочные и долгосрочные приоритеты и (или) мероприятия по информатизации, относящиеся к установленной сфере ведения органов местного самоуправления, предусмотрев включение положений и (или) мероприятий, направленных на приоритетное использование российских информационно-коммуникационных технологий, в том числе положений и (или) мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения; утверждения планов мероприятий (планов-графиков) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, утверждаемого органом местного самоуправления поселения; размещения на официальном сайте органа местного самоуправления поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» планов мероприятий (планов-графиков) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, не содержащих сведений, отнесенных к государственной тайне, или сведений конфиденциального характера в случае наличия технической возможности, в федеральной государственной информационной системе координации информатизации в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований, со ссылкой на ст.ст. 8, 12.1, 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Паспорт национального проекта национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7, Методические рекомендации по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 04.07.2018 № 335 указано, что в администрации поселения для автоматизации процессов деятельности по решению вопросов местного значения используется компьютерная техника, оснащенная офисным программным обеспечением иностранного производства. При этом организационно-практические меры к переходу органов местного самоуправления поселения на использование отечественного офисного программного обеспечения до настоящего времени не приняты.

Старший помощник прокурора Колосовского района Омской области Малахов Е.Д. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в заявлении просил дело рассматривать в его отсутствие.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

На основании ст.ст. 12.1, 13 Федерального закона № 149-ФЗ в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки создается единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначена одна из целей, а именно использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от ДД.ММ.ГГГГ утвержден паспорт национального проекта национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Одной из целей указанного национального проекта является использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

В пункте 4.6 раздела 6 Паспорта национального проекта указано, что Федеральный проект «Цифровое государственное управление» направлен на достижение национальных целей, определенных пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и, прежде всего, оказывает прямое влияние на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики, и социальной сферы.

Реализация национальной программы «Цифровое государственное управление» позволит осуществить окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с государством, а также сделает более удобным указанное взаимодействие для граждан и организаций.

В частности, будет реализована реестровая модель, экстерриториальность и механизм проактивности при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, сформированы механизмы обратной связи с гражданами и организациями, юридически значимый документооборот станет по преимуществу электронным.

Одновременно с этим органы государственной власти и органы местного самоуправления получат в распоряжение эффективные механизмы автоматизации своей деятельности, а также межведомственного информационного оборота.

В частности, реализация федерального проекта предполагает: обеспечение предоставления государственных и негосударственных услуг и сервисов в цифровом виде в соответствии с прогрессирующими потребностями современного общества в условиях становления цифровой экономики; обеспечение цифровой трансформации органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на повышение качества осуществления возложенных на них функций, уменьшения издержек при их осуществлении, создание системы управления данными, в том числе сбора, хранения, обработки и распространения данных; обеспечение эксплуатации и развития инфраструктуры электронного правительства; преобразование институциональных и организационных механизмов взаимодействия Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС.

Успешная реализация мероприятий национальной программы позволит сформировать устойчивую информационно-коммуникационную инфраструктуру государственных и муниципальных органов, в том числе обеспечить бесперебойное функционирование критически важных для граждан и организаций государственных сервисов, в том числе сервисов удаленной идентификации, информационного обмена, хранения юридически значимой информации, цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг.

На основании п. 3, 5, 6, 7, 8 Методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 04.07.2018 № 335, в соответствии с законодательством Российской Федерации к офисному программному обеспечению относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.

При переходе государственных органов и органов местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется обеспечить совокупность процессов, действий и организационно-технических мероприятий, осуществляемых государственными органами и органами местного самоуправления и связанных с заменой ранее закупленного и используемого ими офисного программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (далее - иностранное офисное программное обеспечение), на отечественное офисное программное обеспечение, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, с учетом запрета на допуск иностранного офисного программного обеспечения для целей закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В целях организации эффективного перехода государственного органа или органа местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется определить решением государственного органа или решением органа местного самоуправления работника государственного органа или органа местного самоуправления соответственно, занимающего должность не ниже заместителя руководителя государственного органа или не ниже заместителя руководителя органа местного самоуправления, ответственного за переход государственного органа или органа местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения.

Государственным органам и органам местного самоуправления рекомендуется внести изменения в целевые программы, стратегии, концепции и (или) иные документы, предусматривающие среднесрочные и долгосрочные приоритеты и (или) мероприятия по информатизации на период до 2020 года включительно и последующие периоды, относящиеся к установленной сфере ведения государственных органов или органов местного самоуправления, предусмотрев включение положений и (или) мероприятий, направленных на приоритетное использование российских информационно-коммуникационных технологий, в том числе положений и (или) мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения.

Переход государственных органов и органов местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется осуществлять с использованием программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и соответствующего дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2017 № 325.

Судом установлено, что в нарушение указанных положений законодательства административным ответчиком до настоящего времени не принято организационных мер к переходу органов местного самоуправления сельского поселения на использование отечественного офисного программного обеспечения, что подтверждается информацией администрации Кутырлинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Незаконное бездействие администрации поселения нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования в части реализации мероприятий национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» по обеспечению планирования перехода на отечественное программное обеспечение, создает предпосылки уязвимости инфраструктуры органов местного самоуправления в условиях действия неблагоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических факторов, что способно существенно осложнить процессы автоматизации деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, создать в перспективе невозможность предоставления муниципальных услуг (функций) в отношении неопределенного круга лиц, включая субъектов предпринимательской деятельности.

С учетом исследованных доказательств, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом срок исполнения решения суда, о котором просит прокурор суд находит разумным и достаточным для выполнения требований.

На основании п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Колосовского района Омской области к администрации Кутырлинского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области, ИНН 5516002890, ОГРН 1055567028681 удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации Кутырлинского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии организационных мер, направленных на реализацию национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».

Обязать административного администрацию Кутырлинского сельского поселения Колосовского муниципального района устранить выявленные нарушения законодательства путем назначения решением органа местного самоуправления работника органа местного самоуправления, ответственного за переход органа местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения; внесения изменений в целевые программы, стратегии, концепции и (или) иные документы, предусматривающие среднесрочные и долгосрочные приоритеты и (или) мероприятия по информатизации, относящиеся к установленной сфере ведения органов местного самоуправления, предусмотрев включение положений и (или) мероприятий, направленных на приоритетное использование российских информационно-коммуникационных технологий, в том числе положений и (или) мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения; утверждения планов мероприятий (планов-графиков) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, утверждаемого органом местного самоуправления поселения; размещения на официальном сайте органа местного самоуправления поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» планов мероприятий (планов-графиков) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, не содержащих сведений, отнесенных к государственной тайне, или сведений конфиденциального характера в случае наличия технической возможности, в федеральной государственной информационной системе координации информатизации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Кутырлинского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области сообщить в Колосовский районный суд Омской области и прокурору Колосовского района Омской области об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня исполнения настоящего решения суда.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Колосовский районный суд Омской области.

Судья Сорокина Н.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 октября 2023 года