ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2020/2324МА от 24.05.2023 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД 78RS0011-01-2023-001766-43 <данные изъяты>

Дело № 2а-2020/23 24 мая 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кузовкиной Т.В.

при секретаре Рудиковой К.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по гражданскому исковому заявлению ФИО1 к Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании бездействия незаконным, обязании произвести выплату,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о признании бездействия незаконным, обязании произвести выплату. В обоснование заявленных требований указала, что она и ее несовершеннолетние дети состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом и ее супругом заключен договор долевого участия в строительстве (далее – ДДУ), по условиям которого по окончании строительства супруги приобретают в собственность квартиру строительный в доме по адресу: <адрес> (далее – Квартира). Оплата по ДДУ была произведена с использованием кредитных денежных средств в размере <данные изъяты>., предоставленных ФИО13 по кредитному договору (ипотечному договору) от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Кредитный договор 1). ФИО14 согласно переименован в ФИО11 Обязательства по Кредитному договору 1 обеспечены залогом прав требований по ДДУ. ДД.ММ.ГГГГ административный истец и ее супруг рефинансировали Кредитный договор 1, заключив с тем же банком (ФИО12 кредитный договор (далее – Кредитный договор 2). ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» (далее – АО «СПб ЦДЖ» с заявлением на выдачу социальной выплаты в рамках реализации целевой программы «Молодёжи – доступное жилье», однако ответчик выплату не произвел, мотивированный отказ в предоставлении выплаты истцу не выдал.

Истец полагает бездействие ответчика незаконным, поскольку истец соответствует всем условиям Целевой программы, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, семья имеет учетный норматив жилищной обеспеченности ниже установленного в Санкт-Петербурге уровня на одного члена семьи. Целью оказания данной меры государственной поддержки является погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам. Истец в целях улучшения жилищных условий вступила в отношения по долевому строительству Квартиры с привлечением кредитных денежных средств, ввиду чего имеет право на погашение кредитной задолженности за счет субсидии по кредиту.

На основании изложенного, административный истец просит признать бездействие Жилищного комитета Санкт-Петербурга незаконным, обязать Жилищный комитет Санкт-Петербурга предоставить административному истцу социальную выплату (субсидию) на компенсацию (оплату) части стоимости жилого помещения - квартиры, приобретенной с использованием кредитных средств в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга – «Молодежи доступное жилье».

Представитель истца про доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, требования иска поддержала.

Представитель ответчика по доверенности ФИО6 в судебное заседание явилась, против удовлетворения иска возражала.

Представитель третьего лица ФИО15ФИО7 в судебное заседание явилась, полагала иск не подлежащим удовлетворению.

Изучив материалы дела, выслушав позиции сторон, суд полагает требования иска подлежащими удовлетворению частично ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, истец ФИО1 состоит в браке с ФИО10 (л.д. 8), от брака супруги имеют двух несовершеннолетних детей – ФИО8, ФИО9 (л.д. 10; 14).

ФИО1 вместе с несовершеннолетними детьми состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, номер учетного дела , что подтверждается справкой администрации <данные изъяты> района Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 125).

Между ФИО16 с одной стороны, и ФИО1, с другой стороны, заключен договор участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого застройщик осуществляет строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>) и по окончании строительства дома и получения разрешения на ввод его в эксплуатацию передает дольщику в собственность квартиру, предусмотренную договором (л.д. 39-46).

Согласно п. 4.2 ДДУ цена договора составляет <данные изъяты>., из которых <данные изъяты>. оплачивается за счет собственных средств дольщика посредством безотзывного покрытого безакцептного аккредитива, а <данные изъяты>. оплачивается в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с установленным графиком платежей.

В целях исполнения своих обязательств по ДДУ между ФИО1, ее супругом и ФИО17 заключен кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого банк предоставляет заемщику кредит в размере <данные изъяты>. с процентной ставкой по кредиту в размере 8,75% годовых сроком возврата – 240 мес. с даты фактического предоставления кредита в целях приобретения в общую совместную собственность ФИО10, ФИО1 квартиры по ДДУ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53-61).

В соответствии с п. 3.5. кредитного договора обеспечением исполнения обязательств заемщиков по кредитному договору является залог прав требования участника долевого строительства по ДДУ.

Застройщик свои обязательства по ДДУ исполнил, возвел многоквартирный жилой дом и передал в собственности дольщику квартиру № в доме по адресу: <адрес>, что подтверждается актом приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).

ДД.ММ.ГГГГ управлением Росреестра по Санкт-Петербургу произведена государственная регистрация права общей совместной собственности ФИО10, ФИО1 на Квартиру за .

ДД.ММ.ГГГГФИО19 произвел смену наименования на ФИО18 о чем уведомил заемщика ФИО1 (л.д. 126).

Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГФИО10, ФИО1 являются сособственниками Квартиры, при этом в отношении Квартиры зарегистрировано обременение в виде ипотеки в пользу ФИО20 ( с учетом нового наименования залогодержателя) (л.д. 26).

ДД.ММ.ГГГГФИО10 и ФИО1 заключили кредитный договор с ФИО21, согласно условий которого банк предоставляет кредит в сумме <данные изъяты>. с условием уплаты процентов за пользование кредитом в размере 4,9% годовых (после государственной регистрации ипотеки). Кредит предоставляется для целевого использования – погашение в полном объеме задолженности по целевому ипотечному кредиту займу, ранее предоставленному по предшествующему договору (кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО10, ФИО1 и ФИО22 (л.д. 62-71).

Обеспечением исполнения обязательств заемщиков по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ является ипотека Квартиры по договору об ипотеке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46-52). Ипотека зарегистрирована управлением Росреестра по Санкт-Петербургу ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки ФИО23 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО10, ФИО1 имеют один действующий кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ, размер задолженности по которому составляет <данные изъяты>. (л.д. 22).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась ФИО24 с заявлением о выборе формы содействия в виде предоставления социальных выплат в рамках реализации целевой программы «Молодежи – доступное жилье» (Целевая программа). Указанное заявление учтено в единой базе оператора Целевой программы ДД.ММ.ГГГГ за , заявителю разъяснено, что предоставление социальных выплат в рамках Целевой программы осуществляется в порядке очередности, вопрос о предоставлении социальных выплат будет рассмотрен после включения в сводный список, о чем заявитель будет уведомлен дополнительно (л.д. 127).

ДД.ММ.ГГГГ истец получила уведомление о включении в сводный список Целевой программы.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к ответчику о предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений в рамках Целевой программы (л.д. 114-115).

Уведомлением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению социальной выплаты в рамках Целевой программы на приобретение жилого помещения в связи с отсутствием обязательств по оплате кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ Также административный ответчик разъяснил, что социальная выплата в рамках Целевой программы может быть предоставлена на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным на приобретение жилого помещения на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области при условии, что получатель будет признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на день заключения кредитного договора. Согласно представленным документам Квартира приобретена за счет кредитных денежных средств, предоставленных ФИО25 по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, обязательства по которому исполнены истцом в полном объеме (л.д. 47).

В соответствии со ст. 20 Закона Санкт-Петербурга от 5 мая 2006 г. N 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга», в редакции действующей до принятия Закона Санкт-Петербурга от 26 января 2022 г. N 32-1, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и имеющим возможность улучшения жилищных условий с использованием собственных денежных средств, содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий может оказываться в рамках целевых программ Санкт-Петербурга по основаниям, предусмотренным законами Санкт-Петербурга о соответствующих целевых программах Санкт-Петербурга.

В рамках целевых программ Санкт-Петербурга гражданам могут быть предоставлены: социальные выплаты из бюджета Санкт-Петербурга на строительство или приобретение жилья, социальные выплаты при получении ипотечных кредитов, иные социальные выплаты в рамках целевых программ Санкт-Петербурга; возможность приобретения жилых помещений в рассрочку, в том числе на льготных условиях; возможность приобретения жилых помещений с использованием ссудонакопительных схем финансирования целевых программ Санкт-Петербурга; возможность приобретения жилых помещений с использованием иных финансовых механизмов, предусмотренных целевыми программами Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 11 апреля 2001 года № 315-45 «О Целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье» утверждена Программа Санкт-Петербурга «Молодежи - доступное жилье». Целями программы являются повышение доступности приобретения жилых помещения для молодежи в Санкт-Петербурге и создание финансово-правового механизма оказания государственной поддержки молодежи при строительстве (реконструкции), капитальном ремонте или приобретении жилья.

Порядок реализации Целевой программы определен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04 декабря 2007 N 1539 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье».

Акционерное общество «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» осуществляет функции оператора целевой жилищной программы Санкт-Петербурга «Молодежи - доступное жилье».

Согласно целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи - доступное жилье», одной из мер содействия гражданам в улучшении жилищных условий, предусмотренных Программой, является предоставление целевого беспроцентного жилищного займа (пункт 4.1.1.3 Программы).

Согласно части 5.1 Постановления от 04 декабря 2007 N 1539 установлен следующий порядок оказания данной меры содействия:

5-1.1. Заявители, изъявившие желание получить государственное содействие в форме предоставления целевого жилищного займа, включаются в Сводные списки.

5-1.2. Оператор Программы направляет в Жилищный комитет для принятия решения о согласовании предоставления государственного содействия в форме предоставления заявителю целевого жилищного займа оператором Программы поступившие документы заявителей, указанных в пункте 5.1.1 настоящего Положения, включенных в Сводные списки.

5-1.3. Жилищный комитет принимает решение о согласовании предоставления государственного содействия в форме предоставления заявителю целевого жилищного займа оператором Программы в течение 10 рабочих дней с даты представления в Жилищный комитет оператором Программы документов, указанных в пункте 2.1 настоящего положения, в соответствии с годовым жилищным планом и Сводными списками.

5-1.4. Оператор Программы информирует заявителей о принятом решении Жилищного комитета о согласовании предоставления государственного содействия в форме предоставления целевого жилищного займа или об отказе в согласовании предоставления государственного содействия в форме предоставления целевого жилищного займа с обоснованием причин отказа в сроки и в порядке, которые установлены Жилищным комитетом.

В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента Жилищного комитета по предоставлению государственной услуги по предоставлению социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи - доступное жилье», результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителям свидетельства о праве на предоставление социальной выплаты, также предусмотрено продление срока действия свидетельства.

Согласно ч. 4.6 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04 декабря 2007 г. № 1539 социальная выплата может быть использована гражданами - участниками Программы по их выбору одним из указанных способов, в том числе, на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты в коммунальной квартире, приобретаемой в дополнение к занимаемым жилым помещениям (комнатам) в данной квартире, если в результате квартира становится отдельной) на территории Санкт-Петербурга или Ленинградской области общей площадью не менее учетного норматива жилищной обеспеченности на каждого гражданина - участника Программы с учетом занимаемого жилого помещения при условии, что получатель социальной выплаты был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа).

Причиной отказа ответчика в предоставлении социальной выплаты послужило то обстоятельство, что истцом представлены документы на погашение основной суммы долга и процентов не по жилищному кредиту на приобретение в собственность жилого помещения, отвечающего критериям Целевой программы, а на рефинансирование ранее предоставленного кредита.

Учитывая изложенное, социальная выплата, по мнению Жилищного комитета Санкт-Петербурга, предоставлена быть не может, поскольку в соответствии с ч. 4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04 декабря 2007 г. № 1539 погашение основной суммы долга и процентов по кредиту, направленному на рефинансирование ранее предоставленного жилищного кредита, не предусмотрено.

Суд с такой позицией ответчика согласиться не может.

Действительно, изначально приобретение Квартиры было оплачено за счет кредитных денежных средств, полученных по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ. Наличие права у административного истца на получение социальной выплаты в целях погашения основного долга и процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ сомнений не вызывает.

Между тем, административный истец, воспользовавшись своим правом, заключил договор рефинансирования кредитных обязательств по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ с тем же банком (ФИО26). Вновь полученные кредитные денежные средства были в полном объеме истрачены на погашение задолженности заемщика по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ. Цель рефинансирования заключалась в снижении процентной ставки с учетом более привлекательных условий кредитования. При этом, ранее зарегистрированный залог Квартиры был прекращен, оформлен новый залог Квартиры на основании договора об ипотеке от ДД.ММ.ГГГГ.

С точки зрения условий предоставления социальной выплаты по Целевой программе действия по рефинансированию кредита не привели к прекращению права административного истца на получение государственной поддержки, поскольку целевое назначение полученных кредитных денежных средств в конечном итоге заключается в оплате приобретения жилого помещения, отвечающего критериям Целевой программы. Оснований полагать, что полученные кредитные денежные средства были потрачены на какие-либо иные цели, не имеется.

Также на момент подачи заявления на получение социальной выплаты административный истец вместе с детьми продолжали состоять на учете, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; административным истцом подан полный комплект документов, предусмотренный Целевой программой.

Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что административный истец реализовала возможность улучшения жилищных условий с использованием кредитных денежных средств и вправе претендовать на оказание содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в рамках Целевой программы.

Исключение возможности использования социальной выплаты на погашение кредита, направленного на рефинансирование жилищного кредита на приобретение жилого помещения противоречит цели программы, поскольку ее целью является улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Цель заключения нового кредитного договора, денежные средства по которому направлены исключительно на досрочное погашение основного долга по первоначальному кредитному договору, заключенному с тем же банком, - уменьшение финансовой нагрузки по уплате процентов по кредиту; договор заключен под залог объекта недвижимости - приобретенной по ДДУ Квартиры, Факт заключения нового кредитного договора никак не влияет на размер социальной выплаты, не меняет очередность получения выплаты и не приводит к каким-либо нарушениям прав или законных интересов третьих лиц, либо ответчика.

Аналогичные разъяснения правоприменения сделаны в п. 50 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

В данном случае отказ в предоставлении социальной выплаты не соответствует целям Закона Санкт-Петербурга от 11 апреля 2001 г. № 315-45 «О Целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи - доступное жилье», которым была утверждена целевая программа «Молодежи – доступное жилье» и одновременно нарушает права административного истца на получение государственной поддержки в улучшении жилищных условий.

В связи с чем, требования иска об обязании предоставить административному истцу социальную выплату, предусмотренную Целевой программой, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения требований искового заявления о признании бездействия ответчика незаконным, поскольку ответчик своевременно принял решение по заявлению истца о предоставлении социальной выплаты, отказав в удовлетворении заявления, доказательств непринятия решения или невыполнения каких-либо действий, предусмотренных административным регламентом или Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04 декабря 2007 г. № 1539, суду представлено не было.

В то же время законодательство не содержит правовых предписаний, регламентирующих сложившиеся правоотношения, и не относит рассматриваемый способ приобретения жилья с использованием заемных средств (с помощью договора о рефинансировании) к числу оснований для применения данного вида социальной помощи, в силу чего решение ответчика об отказе в предоставлении мер социальной поддержки истцу при отсутствии соответствующего положения в правовых регламентах не может быть признано незаконным.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично. Обязать Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга предоставить ФИО1 (паспорт ) социальную выплату за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на компенсацию стоимости жилого помещения в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье» в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, в удовлетворении остальной части требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья