Дело № 2а-2021/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Асановой Р.Ю.,
с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО2 и просит взыскать задолженность по транспортному налогу за 2016 г. в сумме 21000,00 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 по 12.12.2017 в сумме 63,52 руб., а всего 21063,52 руб., указав, что ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку в его собственности имеется транспортное средство, указанное в иске.
Судебное заседание назначалось на 16.30 час. 16.07.2020, был объявлен перерыв до 10.15 час. 27.07.2020, затем до 10.40 час. 31.07.2020.
После объявленного перерыва в судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа по доверенности ФИО1 заявление поддержала, просила удовлетворить.
Административный ответчик ФИО2 после перерыва в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании 27.07.2020 возражала против удовлетворения заявленных требований в связи с гибелью транспортного средства.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии состатьей 358Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 Налогового кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) идругиеводные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, за ответчиком ФИО2 с 13.01.2006 г. было зарегистрировано транспортное средство – автобус <данные изъяты> государственный регистрационный знак (№) (л.д. 9).
В связи с наличием задолженности административному ответчику было выставлено требование № 12843 по состоянию на 13.12.2017 г. об уплате транспортного налога, начисленного на данное транспортное средство, за 2016 г. в сумме 21000 руб., пени по транспортному налогу в сумме 63,52 руб. в срок до 19.01.2018 года, которое налогоплательщиком исполнено не было (л.д. 10-12).
Согласно материалам дела, вышеназванное транспортное средство вышло из строя, стало непригодным к эксплуатации, в 2011 г. было утилизировано на металлолом. Факт гибели указанного транспортного средства установлен решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 23.06.2020 г., вступившим в законную силу 30.07.2020 г. Данным решением суда право собственности ФИО2 на автобус <данные изъяты>., государственный регистрационный знак (№), признано прекращенным с 2011 г.
На основании ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В силу ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Статья 358 НК РФ устанавливает, что по транспортному налогу объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, при уничтожении такого объекта налогообложения, как транспортное средство, невозможности его восстановления и дальнейшего использования по назначению, у налогоплательщика прекращается обязанность уплачивать транспортный налог.
Таким образом, сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при фактическом отсутствии объектов налогообложения у налогоплательщика не является основанием для исчисления и уплаты транспортного налога. Закон не вменяет в обязанность налогового органа устанавливать какие-либо факты, связанные с реальным использованием транспортного средства его владельцем, поскольку данные вопросы не выходят в компетенцию Инспекции. Налоговый орган в целях налогообложения использует сведения о государственной регистрации транспортных средств, представленные уполномоченным государственным органом, в достоверности и обоснованности которых у Инспекции нет оснований сомневаться. Опровергать данные сведения и представлять надлежащую информацию в данном случае обязан собственник транспортных средств. Доказательства уничтожения транспортного средства в 2011 году административным ответчиком представлены и не оспорены истцом по существу.
При таких обстоятельствах ссылка налогового органа на то, что ст. 357 НК РФ безусловно связывает обязанность по уплате транспортного средства с регистрацией этого средства за лицом, не может быть принята во внимание без учета положений ст. 358 НК РФ, определяющих предмет налогообложения. Само по себе позднее снятие с регистрационного учета транспортного средства ответчиком при установлении уничтожения транспортного средства в 2011 году не порождает обязанности по уплате налога, поскольку такого рода обязанность связана законодателем с наличием указанного транспортного средства.
Учитывая изложенное, требования налогового органа о взыскании с ФИО2 задолженности по транспортному налогу за 2016 год и пени в общем размере 21063,52 руб. следует признать необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 г. в сумме 21000,00 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 по 12.12.2017 в сумме 63,52 руб., а всего 21063,52 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 14.08.2020 г.
Дело № 2а-2021/2020