Дело № 2а-2021/2021
91RS0024-01-2021-000887-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М., с участием представителя истца – Бородкина О.А., представителя ответчика – Керенской А.А., представителя заинтересованного лица – Мельникова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Туриянского Юрия Давидовича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крыму, Ялтинскому городскому отделу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крыму, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Осипенко А.Д. о признании решения незаконным, заинтересованные лица: Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Смолий Иван Ильич,
установил:
Туриянский Ю.Д. обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым со следующими требованиями: признать незаконным решение ответчика от 09.11.2020 года №<номер> об отказе в государственной регистрации; обязать ответчика произвести регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: <адрес> выше общежития войсковой части <данные изъяты>, <адрес> решение, по мнению истца, принято в отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом нарушает его права и законные интересы.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены: в качестве соответчика – государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Осипенко А.Д.; в качестве заинтересованных лиц – Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - Служба охраны в Крыму ФСО России; Федеральная служба охраны Российской Федерации (далее – ФСО России); Смолий Иван Ильич.
В судебном заседании представитель истца Бородкин О.А. поддержал иск, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Керенская А.А. возражала против иска, ссылаясь на законность оспариваемого решения государственного регистратора.
Представитель Служба охраны в Крыму ФСО России ФИО также возражал против иска, указав, что земельный участок, право на который заявлено к регистрации, находится в зоне охраняемого объекта.
Смолий И.И. в суд не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил удовлетворить требования истца.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Заслушав объяснения сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Установлено, что Смолию И.И. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 500 кв.м., кадастровый номер №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>, выше общежития войсковой части <адрес> (регистрационная запись в ЕГРН от 15.03.2016 года №<номер>).
30.09.2020 года между Смолием И.И. и Туриянским Ю.Д. заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.
В этот же день Смолий И.И. и Туриянский Ю.Д. обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о регистрации перехода права собственности на основании указанного выше договора купли-продажи.
В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации права, государственный регистратор направил запрос в Службу охраны в Крыму ФСО России. Письмом Службы охраны в Крыму ФСО России от 15.10.2020 года №<номер> государственному регистратору сообщено, что земельный участок с кадастровым номером №<номер> входит в зону охраняемого объекта, установленную в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2006 года № 384 «Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон».
Сообщением государственного регистратора Осипенко А.Д. от 09.11.2020 года №<номер> заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, в связи с тем, что земельный участок входит в зону с особыми условиями использования территории – зону охраняемого объекта.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 2 ч. 2 этой же статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Статья 26 Федерального Закона № 218-ФЗ устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно статье 27 Федерального Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов регистрационного дела следует, что в ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, государственным регистратором было установлено, что земельный участок с кадастровым номером №<номер> входит в зону с особыми условиями использования территории - зону охраняемого объекта, установленную в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2006 года № 384 «Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон». Сведения об указанной зоне содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, учетный номер зоны с особыми условиями использования территории <данные изъяты>
Согласно статье 1 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» зона охраняемого объекта - территория (акватория), в границах которой в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются особые условия её использования.
Зона охраняемого объекта устанавливается бессрочно для исключения причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений об установлении, изменении или о прекращении существования зоны охраняемого объекта, является Федеральная служба охраны Российской Федерации (ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ).
На момент установления указанной выше охранной зоны действовали Правила определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.06.2006 N 384.
В настоящее время порядок установления, изменения и прекращения существования зоны охраняемого объекта предусмотрен Положением о зоне охраняемого объекта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.08.2019 N 1132.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 405 от 05.05.2014 года утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается: а) проживание и (или) нахождение физических лиц; б) осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением; в) размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его (п. 10).
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, ограничиваются в обороте.
В силу пункта 2 статьи 27 данного Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером №<номер> признается ограниченным в обороте, в связи с нахождением в зоне охраняемого объекта.
При таких обстоятельствах государственный регистратор принял законное и обоснованное решение об отказе в государственной регистрации прав на земельный участок.
Аналогичный правовой подход применен в ряде судебных актов судов общей юрисдикции: апелляционных определениях Верховного Суда Республики Крым от 06.02.2018 года №<номер>, от 15.04.2019 года №<номер>, от 02.06.2020 года №<номер>, кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2019 года №<номер>.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении требований, если суд признает его не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Поскольку в данном случае оспариваемое решение полностью соответствует положениям действующего законодательства, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ суд оставляет расходы по уплате государственной пошлины на стороне истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
иск Туриянского Юрия Давидовича – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья А.В.Алтунин
В окончательной форме
решение суда принято 27 мая 2021 года.