ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2024/19 от 07.08.2019 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2а-2024/2019

УИД 33RS0001-01-2019-001928-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владимир 07 августа 2019 года

Ленинский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Пискуновой И.С.,

при секретарях Ивановой Ю.Н., Митрофановой Т.С., Каменской А.А.

представителя административного истца МИФНС России №12 по Владимирской области ФИО1,

полномочия которой подтверждены доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68);

представителя административного ответчика ФИО2,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66-67),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №12 по Владимирской области к ФИО3 о взыскании пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц,

установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №12 по Владимирской области (далее – МИФНС России №12 по Владимирской области) обратилась в суд с административным иском, уточненным в порядке ст.46 КАС РФ, к ФИО3 по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы в сумме 2065 рублей 17 копеек и пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 2775 рублей 65 копеек, а всего – 4840 рублей 82 копейки.

В обоснование заявленных требований указано, что являясь собственником недвижимого имущества и земельных участков, ФИО3 ненадлежащим образом исполняла обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество за 2014-2016 годы, в связи с чем, налоговым органом на сумму недоимки были начислены пени и направлено в адрес налогоплательщика требование №4467 по состоянию на 16.02.2018 года об уплате пени, которое в установленный срок - до 09.04.2018 года не исполнено.

В дальнейшем, МИФНС России №12 по Владимирской области обращалась к мировому судье судебного участка №1 Ленинского района г.Владимира с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании пени. Определением мирового судьи от 12.12.2018 года судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика.

Ссылаясь в качестве правового обоснования иска на положения ст.ст. 31, 48, 75 НК РФ, 286 КАС РФ, окончательно уточнив административные исковые требования МИФНС России №12 по Владимирской области, просит взыскать с ФИО3 пени по земельному налогу за 2014 год за период с 12.12.2017 года по 15.02.2018 года, по земельному налогу за 2015 год за период 01.02.2017 года по 15.02.2018 года, по земельному налогу за 2016 год за период с 27.12.2017 года по 15.02.2018 года в общей сумме 2065 рубля 17 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 2775 рублей 65 копеек, а всего -4840 рублей 82 копейки (л.д.96-98).

По тем же основаниям представитель административного истца МИФНС России №12 по Владимирской области ФИО1 поддержала административные исковые требования в их окончательной редакции в судебном заседании.

Административный ответчик ФИО3, будучи надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела (л.д.29, 90, 109), в судебное заседание не явилась, доверив представление своих интересов ФИО2.

Представитель административного ответчика ФИО3 - ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных суду. Привел доводы о пропуске налоговым органом срока обращения в суд. В своих возражения указал на завершение реализации имущества ФИО3 в рамках процедуры банкротства согласно определению Арбитражного суда Владимирской области от 25.10.2017 года, согласно которому ФИО3 была освобождена от исполнения обязательств. Требования по земельному налогу за 2010-2014 годы были включены в реестр требований кредиторов, в связи с чем, пени на недоимку за налоговый период 2014 года налоговым органом начислены необоснованно и взысканию не подлежат. Задолженность по текущим платежам, в свою очередь также подлежала погашению в рамках процедуры банкротства вне очереди за счет конкурсной массы преимущественно перед другими кредиторами. В связи с этим у ФИО3 на основании п.5 ч.3 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налогов была прекращена, поскольку данную обязанность в период процедуры банкротства выполнял финансовый управляющий. Полагая, что при надлежащем исполнении своих обязанностей финансовым управляющим и соблюдении очередности удовлетворения требований кредиторов, требования МИФНС России №12 по Владимирской области могли быть удовлетворены в рамках процедуры банкротства, представитель административного ответчика ФИО2 просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

С учетом участников процесса административное дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика ФИО3.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Статья 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями ч.1 ст.286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ст.390 НК РФ). Порядок определения налоговой базы установлен ст.391-392 НК РФ.

Положением о земельном налоге на территории муниципального образования город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от №191 от 20.10.2010 года установлены налоговые ставки по земельному налогу в зависимости от разрешенного использования (или категории) земельных участков.

В соответствии с ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектами налогообложения являются жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (ч.1 ст.401 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (ч.1 ст.406 НК РФ).

Решением Совета народных депутатов города Владимира от 26.11.2014 N 222 утверждено Положение о налоге на имущество физических лиц, которым установлены ставки налога на имущество физических лиц.

Статьей 15 НК РФ земельный налог и налог на имущество физических лиц отменены к местным налогам.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч.1 ст. 397, ст.409 НК РФ).

На основании ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Установлено, что определением Арбитражного суда Владимирской области от 23.12.2015 года по заявлению ФИО3 возбуждено производство по делу о признании её несостоятельной (банкротом).

Определением Арбитражного суда Владимирской области от 16.03.2016 года в отношении ФИО3 введена процедура реструктуризации долгов и в дальнейшем решением от 04.10.2016 года ФИО3 были признана банкротом с введением процедуры реализации имущества гражданина.

Определением Арбитражного суда Владимирской области от 24.10.2017 год процедура реализации имущества гражданки ФИО3 завершена.

Исходя из положений ст.5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании гражданина банкротом, если иное не установлено Федеральным законом (ч.1). Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве, а требования уполномоченного органа о взыскании таких обязательных платежей предъявляются в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

В налоговых периодах 2014 – 2016 годов ФИО3 на праве собственности принадлежали объекты недвижимости и земельные участки, на которые налоговым органом ежегодно исчислялись налоговые платежи и направлялись соответствующие налоговые уведомления.

В связи неисполнением ФИО3 в установленный законом срок обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016 год, на сумму недоимки начислялись пени и в соответствии со ст.69, 70 НК направлялись требования, которые в установленный срок не исполнены.

В дальнейшем, налоговым органом принимались меры к принудительному взысканию задолженности путем обращения с заявлениями о вынесении судебного приказа к мировому судье и с административными исковыми заявлениями в Ленинский районный суд г.Владимира.

26.02.2018 года МИФНС России №12 по Владимирской области заказным почтовым отправлением в адрес ФИО3 направлено требование №4467 по состоянию на 1602.2018 года, в соответствии с которым налогоплательщику предлагалось в добровольном порядке уплатить пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 2775 рублей и пени по земельному налогу в общей сумме 3936 рублей 65 копеек в срок до 09.04.2018 года (л.д.7, 12).

Однако требование об уплате пени в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст.48 НК РФ и главой 32 КАС РФ.

Согласно п.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что МИФНС России №12 по Владимирской области обратилась к мировому судье судебного участка №1 Ленинского района г.Владимира с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО3 пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 2775 рублей и пени по земельному налогу в общей сумме 3936 рублей 65 копеек.

18.06.2018 года мировым судьей был выдан судебный приказ , который в связи с поступившими возражениями административного ответчика был отменен определением от 12.12.2018 года.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 22.04.2019 года, т.е. в пределах установленного ст.48 НК РФ срока. В этой связи, доводы представителя административного ответчика в этой части являются несостоятельными.

Разрешая административные исковые требования о взыскании пени, суд принимает во внимание следующее.

Из содержания уточненного расчета пени следует, что МИФНС России №12 по Владимирской области просит взыскать с ФИО3 пени по пени по земельному налогу за 2014 год (на сумму недоимки 107761 руб.) за период с 12.12.2017 года по 15.02.2018 года; пени по земельному налогу за 2015 год (на сумму недоимки 1136 рублей) за период с 07.02.2017 года по 15.02.2018 года; пени по земельному налогу за 2016 год (на сумму недоимки 1136 рублей) за период с 27.12.2017 года по 15.02.2018 года; пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год (на сумму недоимки 157870 рублей) за период 12.12.2017 года по 15.02.2018 года; пени по налогу на имущество физических лиц (на сумму недоимки 882 руб.) за период с 01.05.2017 года по 15.02.2017 год (л.д.96 оборот – 98).

Пунктом 5 статьи 75 НК РФ установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Решением Ленинского районного суда г.Владимира от 29.04.2019 года по делу , вступившим в законную силу 31.05.2019 года, с ФИО3 в пользу МИФНС России №12 по Владимирской области взыскана задолженность по земельному налогу за 2016 года в сумме 1136 рублей и пени на указанную недоимку за период с 02.12.2017 года по 17.12.2017 года в сумме 7 рублей 64 копейки (л.д.114-116).

Решением Ленинского районного суда г.Владимира от 17.09.2018 года по делу , вступившим в законную силу 18.12.2018 года, административные исковые требования МИФНС России №12 по Владимирской области к ФИО3 о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворены. С ФИО3, наряду с иной задолженностью, взыскан земельный налог за 2015 год в сумме 1136 рублей и пени на указанную недоимку за период с 27.12.2016 года по 06.02.2017 года в сумме 15 рублей 90 копеек; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 157870 рублей и пени по налогу на имущество за 2015 год за период с 02.12.2017 года по 11.12.2017 года в размере 434 рубля 14 копеек (л.д.84-88).

Учитывая, что налоговым органом своевременно приняты меры принудительного взыскания земельного налога за 2015 год в сумме 1136 рублей, земельного налога за 2016 год в сумме 1136 рублей и налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 157870 рублей, задолженность по которым с ФИО3 взыскана вступившими в законную силу судебными актами, на сумму недоимки по указанным налогам подлежат начислению пени за последующие периоды до фактического погашения задолженности.

Проанализировав и проверив расчет пени, включенных в требование №4467 от 16.02.2018 года, суд полагает его верным и приходит к выводу об обоснованности требований МИФНС России №12 по Владимирской области в указанной части.

Недоимка по земельному налогу за 2015, 2016 годы и налогу на имущество физических лиц за 2015 год относится к текущим платежам, на которые положениями ст.213.11. Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ограничения в части начисления пени не установлены.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым взыскать с ФИО3 в пользу МИФНС России №12 по Владимирской области пени по земельному налогу за 2015 год (на сумму 1136 рублей) за период с 07.02.2017 года по 15.02.2018 года в размере 125 рублей 69 копеек; пени по земельному налогу за 2016 год (на сумму 1136 рублей) за период с 27.12.2017 года по 15.02.2018 года в сумме 14 рублей 93 копейки; пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год (на сумму 157870 рублей) за период 12.12.2017 года по 15.02.2018 года в размере 2702 рубля 21 копейка.

По смыслу положений ст.75 НК РФ обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, следовательно, дополнительное обязательство в виде пени не может существовать отдельно от главного.

Доводы представителя административного истца о своевременном принятии мер по взысканию недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 882 рубля своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли. Судебный приказ мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г.Владимира от 02.03.2018 года, которым была взыскана указанная задолженность, отменен определением мирового судьи от 14.03.2018 года.

При этом, требования о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 882 рубля в рамках административного дела , рассмотренного Ленинским районным судом г.Владимира, МИФНС России №12 по Владимирской области не заявлялись, указанная задолженность упомянутым решением с ФИО3 не взыскана. Поскольку доказательств своевременного взыскания недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 882 рубля налоговым органом не представлено, оснований для взыскания пени на данную недоимку за период с 01.05.2017 года по 17.12.2017 года в данном случае не имеется.

Требования МИФНС России №12 по Владимирской области о взыскании с ФИО3 пени на недоимку по земельному налогу за 2016 год в сумме 202053 рубля удовлетворению также не подлежат, поскольку вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Владимира от 24.04.2019 года по делу года МИФНС России №12 по Владимирской области было отказано в иске о взыскании задолженности по земельному налогу в сумме 202053 рубля, в связи с пропуском установленного законом срока обращения в суд (л.д.80-81).

Поскольку обязанность по уплате земельного налога за 2014 год в сумме 107761 рубль у ФИО3 возникло при получении налогового уведомления №62106068 от 24.09.2017 года, то есть после возбуждения дела о банкротстве, суд не может согласиться с доводами представителя административного ответчика об отнесении указанной задолженности к реестровой, от обязанности по погашению которой ФИО3 освобождена при завершении процедуры банкротства. Данная задолженность относится к текущим платежам, которые сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве.

Таким образом, правовое значение для разрешения вопроса о правомерности начисления пени имеет соблюдение налоговым органом порядка и срока принудительного взыскания недоимки.

Как установлено судом, МИФНС России №12 по Владимирской области обращалась к мировому судье судебного участка №1 Ленинского района г.Владимира с заявлением о вынесении судебного приказа, в рамках которого в числе прочей задолженности заявляла требования о взыскании с ФИО3 земельного налога за 2014 год в сумме 107761 рубль. Однако судебный приказ от 14.03.2018 года был отменен определением мирового судьи от 14.03.2018 года в связи с поступившими возражениями должника.

Доказательств принятия дальнейших мер принудительного взыскания задолженности по земельному налогу за 2014 год в сумме 107761 рубль административным истцом не представлено. С соответствующим административными исковыми требованиями в Ленинский районный суд г.Владимира МИНФС России №12 по Владимирской области не обращалась. Поскольку пени носят производный от основного обязательства характер, оснований для удовлетворения требований о взыскании пени на недоимку по земельному налогу 107761 рубль не имеется.

Таким образом, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

С учетом положений подп.19 п.1 ст.333.36, ст.333.19 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным административным исковым требованиям в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Владимирской области к ФИО3 о взыскании пени удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО3, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Владимирской области пени по земельному налогу за 2015 год за период с 07.02.2017 года по 15.02.2018 года в размере 125 рублей 69 копеек, пени по земельному налогу за 2016 год за период с 27.12.2017 года по 15.02.2018 года в сумме 14 рублей 93 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период 12.12.2017 года по 15.02.2018 года в размере 2702 рубля 21 копейка, а всего – 2842 (две тысячи восемьсот сорок два) рубля 83 копейки.

В остальной части административных исковых требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Владимирской области отказать.

Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья И.С. Пискунова

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ года