ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2024/19 от 07.08.2019 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2а-2024/2019

УИД 33RS0001-01-2019-001928-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владимир 07 августа 2019 года

Ленинский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Пискуновой И.С.,

при секретарях Ивановой Ю.Н., Митрофановой Т.С., Каменской А.А.

представителя административного истца МИФНС России №12 по Владимирской области Кадниковой О.Г.,

полномочия которой подтверждены доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68);

представителя административного ответчика Опарина А.А.,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66-67),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №12 по Владимирской области к Ситниковой Ольге Валентиновне о взыскании пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц,

установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №12 по Владимирской области (далее – МИФНС России №12 по Владимирской области) обратилась в суд с административным иском, уточненным в порядке ст.46 КАС РФ, к Ситниковой О.В. по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы в сумме 2065 рублей 17 копеек и пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 2775 рублей 65 копеек, а всего – 4840 рублей 82 копейки.

В обоснование заявленных требований указано, что являясь собственником недвижимого имущества и земельных участков, Ситникова О.В. ненадлежащим образом исполняла обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество за 2014-2016 годы, в связи с чем, налоговым органом на сумму недоимки были начислены пени и направлено в адрес налогоплательщика требование №4467 по состоянию на 16.02.2018 года об уплате пени, которое в установленный срок - до 09.04.2018 года не исполнено.

В дальнейшем, МИФНС России №12 по Владимирской области обращалась к мировому судье судебного участка №1 Ленинского района г.Владимира с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании пени. Определением мирового судьи от 12.12.2018 года судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика.

Ссылаясь в качестве правового обоснования иска на положения ст.ст. 31, 48, 75 НК РФ, 286 КАС РФ, окончательно уточнив административные исковые требования МИФНС России №12 по Владимирской области, просит взыскать с Ситниковой О.В. пени по земельному налогу за 2014 год за период с 12.12.2017 года по 15.02.2018 года, по земельному налогу за 2015 год за период 01.02.2017 года по 15.02.2018 года, по земельному налогу за 2016 год за период с 27.12.2017 года по 15.02.2018 года в общей сумме 2065 рубля 17 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 2775 рублей 65 копеек, а всего -4840 рублей 82 копейки (л.д.96-98).

По тем же основаниям представитель административного истца МИФНС России №12 по Владимирской области Кадникова О.Г. поддержала административные исковые требования в их окончательной редакции в судебном заседании.

Административный ответчик Ситникова О.В., будучи надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела (л.д.29, 90, 109), в судебное заседание не явилась, доверив представление своих интересов Опарину А.А..

Представитель административного ответчика Ситниковой О.В. - Опарин А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных суду. Привел доводы о пропуске налоговым органом срока обращения в суд. В своих возражения указал на завершение реализации имущества Ситниковой О.В. в рамках процедуры банкротства согласно определению Арбитражного суда Владимирской области от 25.10.2017 года, согласно которому Ситниковой О.В. была освобождена от исполнения обязательств. Требования по земельному налогу за 2010-2014 годы были включены в реестр требований кредиторов, в связи с чем, пени на недоимку за налоговый период 2014 года налоговым органом начислены необоснованно и взысканию не подлежат. Задолженность по текущим платежам, в свою очередь также подлежала погашению в рамках процедуры банкротства вне очереди за счет конкурсной массы преимущественно перед другими кредиторами. В связи с этим у Ситниковой О.В. на основании п.5 ч.3 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налогов была прекращена, поскольку данную обязанность в период процедуры банкротства выполнял финансовый управляющий. Полагая, что при надлежащем исполнении своих обязанностей финансовым управляющим и соблюдении очередности удовлетворения требований кредиторов, требования МИФНС России №12 по Владимирской области могли быть удовлетворены в рамках процедуры банкротства, представитель административного ответчика Опарин А.А. просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

С учетом участников процесса административное дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика Ситниковой О.В..

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Статья 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями ч.1 ст.286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ст.390 НК РФ). Порядок определения налоговой базы установлен ст.391-392 НК РФ.

Положением о земельном налоге на территории муниципального образования город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от №191 от 20.10.2010 года установлены налоговые ставки по земельному налогу в зависимости от разрешенного использования (или категории) земельных участков.

В соответствии с ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектами налогообложения являются жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (ч.1 ст.401 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (ч.1 ст.406 НК РФ).

Решением Совета народных депутатов города Владимира от 26.11.2014 N 222 утверждено Положение о налоге на имущество физических лиц, которым установлены ставки налога на имущество физических лиц.

Статьей 15 НК РФ земельный налог и налог на имущество физических лиц отменены к местным налогам.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч.1 ст. 397, ст.409 НК РФ).

На основании ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Установлено, что определением Арбитражного суда Владимирской области от 23.12.2015 года по заявлению Ситниковой О.В. возбуждено производство по делу о признании её несостоятельной (банкротом).

Определением Арбитражного суда Владимирской области от 16.03.2016 года в отношении Ситниковой О.В. введена процедура реструктуризации долгов и в дальнейшем решением от 04.10.2016 года Ситникова О.В. были признана банкротом с введением процедуры реализации имущества гражданина.

Определением Арбитражного суда Владимирской области от 24.10.2017 год процедура реализации имущества гражданки Ситниковой О.В. завершена.

Исходя из положений ст.5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании гражданина банкротом, если иное не установлено Федеральным законом (ч.1). Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве, а требования уполномоченного органа о взыскании таких обязательных платежей предъявляются в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

В налоговых периодах 2014 – 2016 годов Ситниковой О.В. на праве собственности принадлежали объекты недвижимости и земельные участки, на которые налоговым органом ежегодно исчислялись налоговые платежи и направлялись соответствующие налоговые уведомления.

В связи неисполнением Ситниковой О.В. в установленный законом срок обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016 год, на сумму недоимки начислялись пени и в соответствии со ст.69, 70 НК направлялись требования, которые в установленный срок не исполнены.

В дальнейшем, налоговым органом принимались меры к принудительному взысканию задолженности путем обращения с заявлениями о вынесении судебного приказа к мировому судье и с административными исковыми заявлениями в Ленинский районный суд г.Владимира.

26.02.2018 года МИФНС России №12 по Владимирской области заказным почтовым отправлением в адрес Ситниковой О.В. направлено требование №4467 по состоянию на 1602.2018 года, в соответствии с которым налогоплательщику предлагалось в добровольном порядке уплатить пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 2775 рублей и пени по земельному налогу в общей сумме 3936 рублей 65 копеек в срок до 09.04.2018 года (л.д.7, 12).

Однако требование об уплате пени в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст.48 НК РФ и главой 32 КАС РФ.

Согласно п.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что МИФНС России №12 по Владимирской области обратилась к мировому судье судебного участка №1 Ленинского района г.Владимира с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ситниковой О.В. пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 2775 рублей и пени по земельному налогу в общей сумме 3936 рублей 65 копеек.

18.06.2018 года мировым судьей был выдан судебный приказ , который в связи с поступившими возражениями административного ответчика был отменен определением от 12.12.2018 года.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 22.04.2019 года, т.е. в пределах установленного ст.48 НК РФ срока. В этой связи, доводы представителя административного ответчика в этой части являются несостоятельными.

Разрешая административные исковые требования о взыскании пени, суд принимает во внимание следующее.

Из содержания уточненного расчета пени следует, что МИФНС России №12 по Владимирской области просит взыскать с Ситниковой О.В. пени по пени по земельному налогу за 2014 год (на сумму недоимки 107761 руб.) за период с 12.12.2017 года по 15.02.2018 года; пени по земельному налогу за 2015 год (на сумму недоимки 1136 рублей) за период с 07.02.2017 года по 15.02.2018 года; пени по земельному налогу за 2016 год (на сумму недоимки 1136 рублей) за период с 27.12.2017 года по 15.02.2018 года; пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год (на сумму недоимки 157870 рублей) за период 12.12.2017 года по 15.02.2018 года; пени по налогу на имущество физических лиц (на сумму недоимки 882 руб.) за период с 01.05.2017 года по 15.02.2017 год (л.д.96 оборот – 98).

Пунктом 5 статьи 75 НК РФ установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Решением Ленинского районного суда г.Владимира от 29.04.2019 года по делу , вступившим в законную силу 31.05.2019 года, с Ситниковой О.В. в пользу МИФНС России №12 по Владимирской области взыскана задолженность по земельному налогу за 2016 года в сумме 1136 рублей и пени на указанную недоимку за период с 02.12.2017 года по 17.12.2017 года в сумме 7 рублей 64 копейки (л.д.114-116).

Решением Ленинского районного суда г.Владимира от 17.09.2018 года по делу , вступившим в законную силу 18.12.2018 года, административные исковые требования МИФНС России №12 по Владимирской области к Ситниковой О.В. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворены. С Ситниковой О.В., наряду с иной задолженностью, взыскан земельный налог за 2015 год в сумме 1136 рублей и пени на указанную недоимку за период с 27.12.2016 года по 06.02.2017 года в сумме 15 рублей 90 копеек; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 157870 рублей и пени по налогу на имущество за 2015 год за период с 02.12.2017 года по 11.12.2017 года в размере 434 рубля 14 копеек (л.д.84-88).

Учитывая, что налоговым органом своевременно приняты меры принудительного взыскания земельного налога за 2015 год в сумме 1136 рублей, земельного налога за 2016 год в сумме 1136 рублей и налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 157870 рублей, задолженность по которым с Ситниковой О.В. взыскана вступившими в законную силу судебными актами, на сумму недоимки по указанным налогам подлежат начислению пени за последующие периоды до фактического погашения задолженности.

Проанализировав и проверив расчет пени, включенных в требование №4467 от 16.02.2018 года, суд полагает его верным и приходит к выводу об обоснованности требований МИФНС России №12 по Владимирской области в указанной части.

Недоимка по земельному налогу за 2015, 2016 годы и налогу на имущество физических лиц за 2015 год относится к текущим платежам, на которые положениями ст.213.11. Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ограничения в части начисления пени не установлены.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым взыскать с Ситниковой О.В. в пользу МИФНС России №12 по Владимирской области пени по земельному налогу за 2015 год (на сумму 1136 рублей) за период с 07.02.2017 года по 15.02.2018 года в размере 125 рублей 69 копеек; пени по земельному налогу за 2016 год (на сумму 1136 рублей) за период с 27.12.2017 года по 15.02.2018 года в сумме 14 рублей 93 копейки; пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год (на сумму 157870 рублей) за период 12.12.2017 года по 15.02.2018 года в размере 2702 рубля 21 копейка.

По смыслу положений ст.75 НК РФ обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, следовательно, дополнительное обязательство в виде пени не может существовать отдельно от главного.

Доводы представителя административного истца о своевременном принятии мер по взысканию недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 882 рубля своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли. Судебный приказ мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г.Владимира от 02.03.2018 года, которым была взыскана указанная задолженность, отменен определением мирового судьи от 14.03.2018 года.

При этом, требования о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 882 рубля в рамках административного дела , рассмотренного Ленинским районным судом г.Владимира, МИФНС России №12 по Владимирской области не заявлялись, указанная задолженность упомянутым решением с Ситниковой О.В. не взыскана. Поскольку доказательств своевременного взыскания недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 882 рубля налоговым органом не представлено, оснований для взыскания пени на данную недоимку за период с 01.05.2017 года по 17.12.2017 года в данном случае не имеется.

Требования МИФНС России №12 по Владимирской области о взыскании с Ситниковой О.В. пени на недоимку по земельному налогу за 2016 год в сумме 202053 рубля удовлетворению также не подлежат, поскольку вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Владимира от 24.04.2019 года по делу года МИФНС России №12 по Владимирской области было отказано в иске о взыскании задолженности по земельному налогу в сумме 202053 рубля, в связи с пропуском установленного законом срока обращения в суд (л.д.80-81).

Поскольку обязанность по уплате земельного налога за 2014 год в сумме 107761 рубль у Ситниковой О.В. возникло при получении налогового уведомления №62106068 от 24.09.2017 года, то есть после возбуждения дела о банкротстве, суд не может согласиться с доводами представителя административного ответчика об отнесении указанной задолженности к реестровой, от обязанности по погашению которой Ситникова О.В. освобождена при завершении процедуры банкротства. Данная задолженность относится к текущим платежам, которые сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве.

Таким образом, правовое значение для разрешения вопроса о правомерности начисления пени имеет соблюдение налоговым органом порядка и срока принудительного взыскания недоимки.

Как установлено судом, МИФНС России №12 по Владимирской области обращалась к мировому судье судебного участка №1 Ленинского района г.Владимира с заявлением о вынесении судебного приказа, в рамках которого в числе прочей задолженности заявляла требования о взыскании с Ситниковой О.В. земельного налога за 2014 год в сумме 107761 рубль. Однако судебный приказ от 14.03.2018 года был отменен определением мирового судьи от 14.03.2018 года в связи с поступившими возражениями должника.

Доказательств принятия дальнейших мер принудительного взыскания задолженности по земельному налогу за 2014 год в сумме 107761 рубль административным истцом не представлено. С соответствующим административными исковыми требованиями в Ленинский районный суд г.Владимира МИНФС России №12 по Владимирской области не обращалась. Поскольку пени носят производный от основного обязательства характер, оснований для удовлетворения требований о взыскании пени на недоимку по земельному налогу 107761 рубль не имеется.

Таким образом, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

С учетом положений подп.19 п.1 ст.333.36, ст.333.19 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным административным исковым требованиям в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Владимирской области к Ситниковой Ольге Валентиновне о взыскании пени удовлетворить частично.

Взыскать с Ситниковой Ольги Валентиновны, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Владимирской области пени по земельному налогу за 2015 год за период с 07.02.2017 года по 15.02.2018 года в размере 125 рублей 69 копеек, пени по земельному налогу за 2016 год за период с 27.12.2017 года по 15.02.2018 года в сумме 14 рублей 93 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период 12.12.2017 года по 15.02.2018 года в размере 2702 рубля 21 копейка, а всего – 2842 (две тысячи восемьсот сорок два) рубля 83 копейки.

В остальной части административных исковых требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Владимирской области отказать.

Взыскать с Ситниковой Ольги Валентиновны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья И.С. Пискунова

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ года