ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2024/2022 от 05.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

05 сентября 2022 года

Ленинский районный суд в составе председательствующего по делу - судьи Афонина Г.В., единолично, при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием административного истца – помощника военного прокурора Ивановского гарнизона ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора Ивановского гарнизона о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

заместитель военного прокурора Ивановского обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Административный иск мотивирован тем, что Военной прокуратурой Восточного военного округа проведены надзорные мероприятия по факту обнаружения в сети «Интернет» информации материалов, запрещенных к распространению на территории Российской Федерации.

По результатам надзорных мероприятий выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайтах с сетевыми - адресами: , содержащие запрещенную информацию – сведения, раскрывающие потери личного состава Вооруженных сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших, а также их персональные данные.

Административный истец указывает, что информация, размещенная на указанных сайтах, используется в целях для создания угрозы причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращению функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры. Административный истец указывает, что кроме того, указанные Интернет-ресурсы занимаются сбором сведений, раскрывающих потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции. Предоставление доступа к информации и использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей указанные сведения – является распространением запрещенной информации.

При мониторинге Интернет-сайтов по сетевым адресам установлено, что на их страницах содержится информация, содержащая персональные данные граждан Российской Федерации. Материалы, размещенные на указанных Интернет-ресурсах, противоречат вышеуказанным нормам права и подлежат запрещению.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 283 УК Российской Федерации за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, установлена уголовная ответственность.

Часть 7 ст. 13.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

Статьей 13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Статьей 137 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать информацию, размещённую в сети «Интернет» на сайте с сетевым адресом: информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании административный истец – помощник военного прокурора Ивановского гарнизона ФИО3 заявленные исковые требования, поддержал в полном объеме, просил административное исковое заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд, выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, в силу следующего.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно абзацам второму и седьмому ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5485-1 «О государственной тайне» к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; гриф секретности - это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованным ДД.ММ.ГГГГ в Собрании законодательства Российской Федерации, N 49, ст. 4775, ДД.ММ.ГГГГ в «Российской газете», утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (далее - Перечень).

Подпунктом 1 пункта 1 Указа в пункте 10 Перечня, согласно которой к государственной тайне отнесены сведения, раскрывающие потери личного состава в военное время, в мирное время в период проведения специальных операций. Полномочиями по распоряжению такими сведениями наделено Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно ч. 2 ст. 15.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 3 ст. 15.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 283 Уголовного кодекса Российской Федерации за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, установлена уголовная ответственность.

Частью 7 ст. 13.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ «О персональных данных» под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных, в том числе действия, связанные с направлением межведомственного запроса и получением информации по нему в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг в рамках реализации возложенных на соответствующие органы полномочий.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

Статьей 13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Статьей 137 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Судом установлено, что Военной прокуратурой Восточного военного округа проведены надзорные мероприятия по факту обнаружения в сети «Интернет» информации материалов, запрещенных к распространению на территории Российской Федерации.

В ходе проверки выявлен факт размещения на интернет-сайтах информации содержащей персональные данные граждан Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении: а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»; б) информации, указанной в пунктах 2, 3 и 4(2) настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»; в) информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом; г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет».

Сведения, размещенные на данных интернет-сайтах, раскрывают потери личного состава вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших, размещенная в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», является информацией распространение которой в Российской Федерации запрещена, признана быть не может.

Согласно ст. 15.1 ч. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что информация, размещенная в открытом доступе на сайтах , содержит запрещенную информацию – сведения, раскрывающие потери личного состава Вооруженных сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших, а также их персональные данные является информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя военного прокурора Ивановского гарнизона удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах с сетевым адресами: информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Г.В. Афонин

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.