ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2025/19 от 09.10.2019 Новочебоксарского городского суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-2025/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 октября 2019 года г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Царевой Е.Е.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.С.,

с участием:

заместителя Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора - Александрова Д.А.,

рассмотрев административное исковое заявление Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, об обязании направить в орган регистрации прав документы,

у с т а н о в и л:

Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики в части непринятия мер по направлению в орган регистрации прав – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Чувашской Республике» документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения «Ельниковская роща», об обязании в шести- месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить в орган регистрации прав документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемых природных территорий местно значения.

Требования мотивированы тем, что постановлением главы администрации г. Новочебоксарск от ДД.ММ.ГГГГ образована особо охраняемая природная территория местного значения «Ельниковская роща». В ходе проведения Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлены нарушения в деятельности администрации г. Новочебоксарск в части неисполнения требований федерального законодательства о направлении в орган регистрации прав документов об установлении границ особо охраняемой природной территории для внесения сведений ЕГРН. В адрес главы администрации г. Новочебоксарск ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако указанные нарушения до настоящего времени не устранены. Ссылаясь на Федеральный закон № 33 от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях, Федеральный закон № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», ст. 95 ЗК РФ, Федеральный закон № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просит исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании заместитель Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Александров Д.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, вновь приведя их суду.

Представитель административного ответчика администрация г. Новочебоксарск, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель заинтересованного лица - Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарск, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Представители заинтересованных лиц- Управления городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск, АУ «Ельниковская Роща», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по ЧР» извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 289 названного Кодекса неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав заместителя Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Александрова Д.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно Приказу Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в том числе, по ведению Единого государственного реестра недвижимости в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий.

В соответствии с частями 1,2,3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.

Постановлением главы администрации г. Новочебоксарск № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании особо охраняемой природной территории местного значения «Ельниковская роща» образована особо охраняемая природная территория местного значения «Ельниковская роща» на земельном участке с кадастровым номером утверждены границы ООПТ «Ельниковская роща» согласно Карте-схеме границ особо охраняемой природной территории местного значения «Ельниковская роща», утвержден паспорт ООПТ, управление и контроль в области организации и функционирования ООПТ «Ельниковская роща» возложены на администрацию г. Новочебоксарск чрез МБУ «Ельниковская роща» г. Новочебоксарск (л.д.

В соответствии с ч.6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Еиный государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости; реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества; реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
"О государственной регистрации недвижимости" в реестр границ вносятся, в том числе, следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах: описание местоположения границ таких зон и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий.

Из письма филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в сведениях ЕГРН отсутствует информация о площади охранной зоны ООПТ «Ельниковская Роща» в г. Новочебоксарск ().

Согласно п.10 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Согласно ч.18 названной статьи закона обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Частью 20 статьи 32 приведенного Федерального закона установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи (за исключением решений, предусмотренных пунктом 9 части 1 настоящей статьи), а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.

В соответствии ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы зон особо охраняемых природных территорий, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Таким образом, орган регистрации прав при предоставлении выписок на объекты недвижимости (земельные участки), при наличии таковых, одновременно сообщают заинтересованным лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями. При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями (особо охраняемые природные территории), возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований к данным территориям.

При изложенных обстоятельствах, поскольку имеются нарушения положений действующего законодательства в бездействии администрации г. Новочебоксарск, административное исковое заявление Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-181, 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать незаконным бездействие администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики в части непринятия мер по направлению в орган регистрации прав – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике» - Чувашии документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения «Ельниковская роща».

Обязать администрацию г. Новочебоксарска Чувашской Республики в шести месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить в орган регистрации прав - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике» - Чувашии документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения «Ельниковская роща».

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Е.Царева

Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2019 года