Дело № 2а-2025/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 октября 2019 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Царевой Е.Е.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.С.,
с участием:
заместителя Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора - Александрова Д.А.,
рассмотрев административное исковое заявление Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, об обязании направить в орган регистрации прав документы,
у с т а н о в и л:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики в части непринятия мер по направлению в орган регистрации прав – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Чувашской Республике» документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения «Ельниковская роща», об обязании в шести- месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить в орган регистрации прав документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемых природных территорий местно значения.
Требования мотивированы тем, что постановлением главы администрации г. Новочебоксарск от ДД.ММ.ГГГГ № № образована особо охраняемая природная территория местного значения «Ельниковская роща». В ходе проведения Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлены нарушения в деятельности администрации г. Новочебоксарск в части неисполнения требований федерального законодательства о направлении в орган регистрации прав документов об установлении границ особо охраняемой природной территории для внесения сведений ЕГРН. В адрес главы администрации г. Новочебоксарск ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако указанные нарушения до настоящего времени не устранены. Ссылаясь на Федеральный закон № 33 от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях, Федеральный закон № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», ст. 95 ЗК РФ, Федеральный закон № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании заместитель Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Александров Д.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, вновь приведя их суду.
Представитель административного ответчика администрация г. Новочебоксарск, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель заинтересованного лица - Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарск, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представители заинтересованных лиц- Управления городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск, АУ «Ельниковская Роща», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по ЧР» извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 289 названного Кодекса неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав заместителя Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Александрова Д.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно Приказу Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в том числе, по ведению Единого государственного реестра недвижимости в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий.
В соответствии с частями 1,2,3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.
Постановлением главы администрации г. Новочебоксарск № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании особо охраняемой природной территории местного значения «Ельниковская роща» образована особо охраняемая природная территория местного значения «Ельниковская роща» на земельном участке с кадастровым номером № утверждены границы ООПТ «Ельниковская роща» согласно Карте-схеме границ особо охраняемой природной территории местного значения «Ельниковская роща», утвержден паспорт ООПТ, управление и контроль в области организации и функционирования ООПТ «Ельниковская роща» возложены на администрацию г. Новочебоксарск чрез МБУ «Ельниковская роща» г. Новочебоксарск (л.д.№
В соответствии с ч.6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Еиный государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости; реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества; реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
"О государственной регистрации недвижимости" в реестр границ вносятся, в том числе, следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах: описание местоположения границ таких зон и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий.
Из письма филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в сведениях ЕГРН отсутствует информация о площади охранной зоны ООПТ «Ельниковская Роща» в г. Новочебоксарск (№).
Согласно п.10 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
Согласно ч.18 названной статьи закона обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Частью 20 статьи 32 приведенного Федерального закона установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи (за исключением решений, предусмотренных пунктом 9 части 1 настоящей статьи), а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.
В соответствии ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы зон особо охраняемых природных территорий, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Таким образом, орган регистрации прав при предоставлении выписок на объекты недвижимости (земельные участки), при наличии таковых, одновременно сообщают заинтересованным лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями. При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями (особо охраняемые природные территории), возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований к данным территориям.
При изложенных обстоятельствах, поскольку имеются нарушения положений действующего законодательства в бездействии администрации г. Новочебоксарск, административное исковое заявление Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Признать незаконным бездействие администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики в части непринятия мер по направлению в орган регистрации прав – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике» - Чувашии документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения «Ельниковская роща».
Обязать администрацию г. Новочебоксарска Чувашской Республики в шести месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить в орган регистрации прав - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике» - Чувашии документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения «Ельниковская роща».
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Е.Царева
Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2019 года