66RS0006-01-2022-001450-85
2а-2025/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2022 года г. Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе судьи Агафоновой А. Е., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании сведений, размещенных на сайте «ВКонтакте» по интернет-адресу: < данные изъяты >, текст, начинающийся со слов «Восстановим государственные органы нашей страны СССР…» и заканчивающиеся словами «…Европейская Хартия местного самоуправления», - информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указав, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в ходе которой 14.03.2022 установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «ВКонтакте» по адресу < данные изъяты > создана общедоступная социальная группа «Община КНВР Якутского Региона СССР», которая содержит публикации экстремистского характера. На главной странице размещен текст «Восстановим государственные органы нашей страны СССР, не дадим Иностранной Управляющей Компании «Российская Федерация» производить геноцид граждан СССР/РСФСР на собственной земле! Законодательные основы создания Общины Коренных Народов Руси Якутского Региона: Декларация ООН «О Правах Коренных Народов»; Всеобщая Декларация «О Правах Человека» ООН; Пакт ООН «О политических правах и свободах»; Конвенция «О предупреждении преступлений геноцида и ответственности за него» ООН; Европейская Хартия местного самоуправления». Специалистом экспертного подразделения УФСБ России по Свердловской области проведено лингвистическое исследование указанного текста и сделаны выводы, что размещенная информация направлена на возбуждение ненависти и вражды к представителям государственной власти в современной России, отрицательные эмоциональные оценки по отношению к государственной власти в современной России. Распространение указанной информации противоречит федеральному законодательству о противодействии экстремистской деятельности. Возбуждение ненависти либо вражды к представителям государственной власти России влечет уголовную ответственность. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для признания сведений, размещенных на сайте, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». На момент проверки указанный сайт в данный реестр не включен.
В установленном порядке лицам, участвующим в деле, было направлено определение о принятии административного искового заявления к производству и рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (л. <...>).
Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в письменном заявлении просит рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства (л. д. 4-5).
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что обозначенная в административном исковом заявлении информация на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» < данные изъяты > находится в открытом доступе. Указанный Интернет-ресурс не включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (л. <...>).
Извещение о времени и месте рассмотрения административного дела размещено на интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» в порядке, установленном Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. В ходе рассмотрения дела лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной к распространению, не установлено.
На основании определения от 30.03.2022, вынесенного с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 вышеназванного Закона).
В силу ч. 1 ст. 9 вышеуказанного Закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
На основании ч. ч. 1-3, п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из административного искового заявления и материалов дела следует, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга проведенадаже алкогольной надзора по Свердловской области , проверка исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности, и выявлен в сети «Интернет» сайт с адресом < данные изъяты >, на котором размещена информация экстремистского характера, данный сайт доступен и на день рассмотрения дела.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерациипредусмотрена уголовная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».
Так, в материалах дела представлены рапорты и заверенный помощником прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга скриншот сайта с адресом < данные изъяты >, из которых следует, что на указанной странице сайта размещен вышеуказанный текст, содержащий информацию экстремистского характера (л. <...>).
Так, согласно заключению специалиста экспертного подразделения Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Свердловской области №426 от 23.10.2019, произведен осмотр материалов, размещенных в сети Интернет в общедоступных группах «КНВР», проведено лингвистическое исследование и вынесено заключение о том, что в тексте, начинающемся со слов «Восстановим государственные органы нашей страны СССР…» и заканчивающийся словами «…Европейская Хартия местного самоуправления» содержится информация, направленная на возбуждение ненависти и вражды к представителям государственной власти в современной России, отрицательные эмоциональные оценки по отношению к государственной власти в современной России (л. д. 9-11).
Таким образом, информация, содержащаяся на странице сайта с адресом < данные изъяты >, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, информация на указанной странице сайта направлена на возбуждение ненависти и вражды к представителям государственной власти в Российской Федерации, что свидетельствует о совершении действий, а также побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которыест. 282 Уголовного кодекса Российской Федерациипредусмотрена уголовная ответственность. Следовательно, признание указанной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации необходимо для последующего ограничения доступа к этому сайту в установленном действующим законодательством порядке. При таких обстоятельствах суд находит требование прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании информации, размещенной по сетевому адресу < данные изъяты >, текст, начинающийся со слов «Восстановим государственные органы нашей страны СССР…» и заканчивающийся словами «…Европейская Хартия местного самоуправления», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 265.5, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-странице сайта по адресу < данные изъяты > текст, начинающийся со слов «Восстановим государственные органы нашей страны СССР…» и заканчивающийся словами «…Европейская Хартия местного самоуправления», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья А. Е. Агафонова