ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2027/16Г от 27.05.2016 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№2а-2027/16г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2016 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд в составе:

председательствующего судьи Кудрявцевой Ю.И.,

при секретаре Матвиенко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Пятигорская городская благотворительная организация инвалидов-чернобыльцев «Союз-Чернобыль» к административному ответчику Главному управлению Министерства юстиции Ставропольского края о признании недействительный незаконными, о признании недействительными предупреждений о нарушении действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Пятигорская городская благотворительная организация инвалидов-чернобыльцев «Союз-Чернобыль» обратилась с административным исковым заявлением к административному ответчику Главному управлению Министерства юстиции Ставропольского края о признании незаконными действий по обязанию ежегодного предоставления отчета по форме №ОН0003 и по обязанию ежегодного за период с 2006 года по 2013 год дублирования информации о продолжении деятельности, нарушающими право Пятигорской городской благотворительской общественной организации инвалидов-чернобыльцев «Союз-Чернобыль» на нормальную деятельность и создающими для нее избыточные обязанности, не предусмотренные законом; о признании недействительными предупреждений о нарушении действующего законодательства от 27 января 2015 года и от 6 апреля 2015 года .

В качестве доводов административного иска указано, что Пятигорская городская благотворительная общественная организация инвалидов-чернобыльцев «Союз-Чернобыль» зарегистрирована 10 февраля 1999 года за . На протяжении последних 10 лет общественная организация выполняет свою социально-значимую функцию по защите интересов ликвидаторов и инвалидов-чернобыльцев при полном отсутствии какого-либо финансирования, ведения хозяйственной деятельности, найма работников, о чем регулярно уведомляет в соответствии с требованиями закона уполномоченный орган - Главное управление Министерства Юстиции РФ по Ставропольскому краю. В 2014 году организация прошла плановую проверку ГУ МЮ РФ по СК, которой в очередной раз было установлено полное отсутствие финансирования общественной организации из каких-либо источников. В соответствии с требованиями ст. 29 ФЗ «Об общественных организациях» и ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» в их совокупном единстве общественная организация, не получающая
финансирования, обязана ежегодно в срок, установленный уполномоченным органом в произвольной форме информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанные сведения ежегодно предоставлялись организацией в уполномоченный государственный орган - Главное управление МЮ России по Ставропольскому краю. Между тем, на протяжении ряда лет уполномоченный государственный орган периодически направляет в адрес организации предупреждения о нарушении действующего законодательства в части непредоставления сведений об иностранном финансировании общественной организации по форме № ОНОООЗ. Предупреждения с идентичным текстом, содержащие незаконное требование о предоставлении отчета по форме № ОНОООЗ были направлены в адрес организации : ДД.ММ.ГГГГ за ; ДД.ММ.ГГГГ за ; ДД.ММ.ГГГГ за ; ДД.ММ.ГГГГ за ; ДД.ММ.ГГГГ за ; ДД.ММ.ГГГГ за ; ДД.ММ.ГГГГ за ; ДД.ММ.ГГГГ за . На каждое из полученных предупреждений нами добросовестно дан мотивированный ответ об отсутствии обязанности предоставления отчета по форме № ОНООЗ в связи с полным отсутствием финансирования организации и отсутствием такой обязанности в законе. На полученные ответы Главное управление МЮ РФ по СК не реагирует, продолжает направлять в адрес истца незаконные требования и угрожает административными санкциями за неисполнение этих требований. Так, в последнем предупреждении от 27.01.2015 года председатель организации обязан к явке для составления протокола об административном нарушении в случае отказа от исполнения предупреждения. Считает, что указанные действия государственного органа являются незаконными и нарушают законные права общественной организации, дестабилизируют нормальную работу организации, возлагают на организацию незаконную обязанность, влекут дополнительные расходы, связанные с почтовой перепиской и поездками в г. Ставрополь. Согласно требований ч. 3 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами, в силу чего на общественные объединения в полном объеме распространяются требования закона о некоммерческих организациях. Согласно п. 6 той же статьи под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Согласно требований статьи 32 Закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. В корреспондирующей этому требованию норме абз. 8 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» установлена

обязанность информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Применение указанной нормы напрямую отсылается Законодателем к положениям нормы пункта 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Буквальное толкование содержания нормы абз. 8 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» в системном единстве с нормативными требованиями ст. 2 и ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» свидетельствует об обязанности общественного объединения предоставлять отчет по форме № ОНОООЗ об объеме финансирования, полученного из иностранных источников, а не о его отсутствии, поскольку отсутствие финансирования подразумевает очевидное отсутствие его объема. Правоприменение вышеперечисленных норм в их системном единстве должно реализовывать цели Законодателя, заложенные в нормы, по выявлению и государственному учету организаций-агентов иностранного влияния, а не создание дополнительных отчетных обязанностей всех организаций без исключения. Обязанность по предоставлению отчета по форме ОНОООЗ не могла возникнуть у организации никоим образом с 2006 года, поскольку изменения в законодательство об общественных и некоммерческих организациях в части регулирования деятельности иностранных агентов внесены Федеральным законом № 121-ФЗ от 20 июля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Как усматривается из названия и содержания указанного Закона,
пределы его регулирования ограничены только организациями,
выполняющими функции иностранных агентов, а не всех без исключения
общественных и некоммерческих организаций. Исходя из указанного смысла
и содержания этого Закона, и должна строиться правоприменительная и
подзаконная нормотворческая деятельность уполномоченных государственных органов. Такая позиция и изложена Законодателем напрямую в абз. 8 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», которая непосредственно связывает обязанность по предоставлению отчета установленной формы с наличием финансирования из источников, указанных в п. 6 статьи 2 ФЗ «О некоммерческих организациях». Т.е. из буквального содержания указанной нормы не усматривается обязанность всех без исключения общественных объединений подавать дополнительный отчет в уполномоченный государственный орган, а только тех, кого Законодатель относит к иностранным агентам. И совершенно очевидно усматривается из содержания закона № 121-ФЗ отсутствие воли Законодателя на создание дополнительных немотивированных обременении некоммерческому сектору. Исходя из указанного смысла, заложенного Законодателем, обязанность общественной организации по предоставлению отчета по форме № ОНООЗ возникает только в отношении организаций, внесенных в Реестр агентов иностранного влияния, либо подлежащих внесению в него в связи с наличием иностранного финансирования. Позиция Заявителя по делу имеет принципиальное значение в условиях нарастающего обострения между двумя противоположными направлениями деятельности внутри Гражданского общества - пропрезиденстко-патриотическим и либерально-глобалистским. Для организации, имеющей активную гражданскую патриотическую позицию, глубоко оскорбительная попытка уполномоченного государственного органа имитировать государственную функцию, подменяя реальное выявление и учет НКО, выполняющих функции иностранных агентов, бессмысленным накоплением «пустых» отчетов от всех НКО края. Позиция заявителя подтверждается также и самим мотивированием Государственным органом своего отзыва по арбитражному делу. А именно, представитель гос.органа ссылается последовательно на нормативные акты, не имеющие прямого отношения к существу спорного правоотношения. Так, представитель Управления МЮ России по Ставропольскому краю ссылается в отзыве на Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 года, которым установлены сроки для предоставления отчетности, на Приказ МинЮста РФ от 29.03.2010 года № 72, которым утверждена форма отчетности № ОНООЗ, на Приказ МинЮста России от 17.03.2011 года № 81, которым утверждены Методические рекомендации по заполнению и представлению установленные форм документов. Ни один из перечисленных нормативных актов не противоречит Федеральному закону № 121-ФЗ от 20.07.2012 года и не содержит указания на обязанность предоставления отчета по форме № ОНООЗ для всех без исключения общественных объединений. Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2012 г. N705) в п 11. должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 настоящего Положения, при осуществлении государственного надзора за деятельностью организации документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также документы, которые ранее были представлены в орган государственного надзора или могут быть получены у других органов государственного надзора и контроля, кредитных и иных финансовых организаций. Вышеизложенные требования действующего законодательства в части учета иностранных агентов, позволяют сделать вывод, что требования, предъявляемые государственным органом к общественной организации-заявителю чрезмерны, не предусмотрены законом и нарушают ее право на нормальную деятельность, создают для организации необоснованные обязанности, а также противоречат целям законодателя. Кроме того, в указанных выше предупреждениях ГУ МинЮста РФ по СК содержится и другое необоснованное требование, не соответствующее действующему законодательству. А именно, из текста оспариваемого предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ усматривается требование о предоставлении информации о продолжении деятельности в произвольной форме за 2006-2013 годы. При этом, гос. орган не утверждает того, что мы не предоставляли информации о продолжении деятельности, а лишь требует предоставления этой информации в произвольной форме. Указанное требование возникло из неправильного применения действующей нормы закона. До 2013 года включительно «Союз-Чернобыль» сдавал ежегодно к 15 апреля отчеты о продолжении деятельности по установленным формам № ОН001 и № ОН002. Когда в 2013 году от ГУ МЮ РФ по СК стали поступать необоснованные требования о предоставлении отчета по форме № ОНООЗ, мы обоснованно указали сотрудникам Управления на отсутствие обязанности предоставлять всю эту отчетность в бланковой форме, а только уведомление о деятельности в произвольной форме. В связи с этим гос.орган вменил нам в вину непредоставление сведений в произвольной форме. Считаем указанное требование не основанным на законе, поскольку согласно толковым словарям русского языка слово «произвольный» означает «ничем не стесняемый, не принуждаемый; добровольный, не вытекающий из чего-л. с необходимостью», т.е. оставляющий нам право выбора формы изложения требуемых сведений. Поскольку формы отчетов № ОН001 и № ОНО 02 заведомо содержат все необходимые сведения о продолжении деятельности общественной организации, организацией безусловно исполнена обязанности, установленная законом.

В судебное заседание представитель административного истца Пятигорская городская благотворительная организация инвалидов-чернобыльцев «Союз-Чернобыль» по доверенности ФИО1, будучи извещенной о времени и месте судебного разбирательства лично под роспись, в суд не явилась.

В силу части 1 ст. 218 ГПК РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.6 ст. 226 ГПК РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Поскольку представитель административного истца по доверенности ФИО1 была извещена о времени и месте настоящего судебного разбирательства, в суд не явилась, ее явку в судебное заседание суд не признавал обязательной, суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителя административного истца.

Представитель административного ответчика Главного управления Министерства юстиции России по Ставропольскому краю по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что в период с 02.06.2014 по 01.07.2014 Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому (далее – Главное управление) была проведена проверка деятельности организации. В ходе проведения проверки было установлено, что в нарушение абз. 8 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организация не представляла информацию об объеме получаемых ей от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании и использовании по форме ОН0003 утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» за 2006-2013гг. Кроме того, в ходе проведения проверки было установлено, что по данному факту организации неоднократно выносились предупреждения с требованием представить необходимую отчетность в Главное управление. По результатам проведения проверки 23.09.2014 была составлена справка о результатах рассмотрения материалов дела, которая так же содержала сведения о нарушении организацией ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях». Обязанность представлять отчет по форме ОН0003 возникла у организации с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». Далее, Главным управлением в адрес организации выносились предупреждения с требованием представить необходимую отчетность.В ответ на предупреждения в адрес Главного управления руководителем организации направлялись письма в которых содержался отказ от предоставления необходимых отчетностей, мотивированный тем, что организация является некоммерческой и должна предоставлять отчетность в произвольной форме. На письма, Главным управлением в адрес организации направлялись информационные письма, содержащие мотивированные ответы, указывалось, что Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является специальным по отношению к Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и устанавливает особое регулирование деятельности общественных объединений. Положения Федерального закона «О некоммерческих организациях» применяются в отношении общественных объединений в части, не урегулированной Федеральным законом «Об общественных объединениях». Однако до настоящего момента нарушение не устранено, отчеты за 2006-2013гг. в Главное управление не представлены. Законодательством не предусмотрены различные формы представления информации об объеме иностранного финансирования в связи с его наличием или отсутствием. Так как иной формы кроме ОН0003 законодательством Российской Федерации для общественных объединений не предусмотрено, ее предоставление является единственно возможным вариантом информирования органа принимающего решение о регистрации об объемах иностранного финансирования. Кроме того, указание в свободной (произвольной) форме отчетности информации об объеме получаемого общественным объединением иностранного финансирования законодательством Российской Федерации не предусмотрено.Приказом Минюста России от 17.03.2011 № 81 утверждены Методические рекомендации по заполнению и представлению в Минюст России и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций. Методические рекомендации составлены в соответствии с положениями Федерального закона «Об общественных объединениях», с целью оказания практической помощи при заполнении форм отчетностей (п. 2 Методических рекомендаций). Таким образом, форму ОН0003 и сообщение о продолжении деятельности необходимо предоставлять в обязательном порядке всем общественным объединениям в срок до 15 апреля года следующего за отчетным.Нецелесообразность представления формы ОН0003 не является основанием для ее не представления.В соответствии с п. 10 рекомендаций при отсутствии каких – либо сведений в соответствующих полях необходимо проставлять прочерк. То есть, отсутствие каких-либо необходимых для заполнения формы ОН0003 сведений предусмотрено и не является основанием для непредставления формы ОН0003.Таким образом, сроки и форма подачи предусмотренной ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» отчетности регламентируется следующими законодательными актами – Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212, Приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72, Приказом Минюста России от 17.03.201 № 81.В соответствии с абз. 12 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» непредставление в установленный срок указанных сведений является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации данного общественного объединения в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.Однако, 11.04.2016 организация представила в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому форму ОН0003 и сообщение о продолжении деятельности за 2015 год путем размещением на информационном портале в сети Интернет.В 2011-2012гг. в главное Управление поступили отчеты по форме ОН0001 и ОН0002 Пятигорской городской благотворительной общественной организации инвалидов-чернобыльцев «Союз-Чернобыль», однако данные формы отчетов являются обязательными для некоммерческих организаций, тем самым было выявлено нарушение статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», поскольку общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц.Для общественных объединений не выполняющих функции иностранного агента Федеральным законом «Об общественных объединениях» и Приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций» предусмотрена форма отчета № ОН0003.Данные требования касаются каждого общественного объединения. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.03.2011 № 81 утверждены «Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций», согласно которым:

- при отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных формой № ОН0003, в соответствующих графах проставляется прочерк;

- листы прошиваются, количество листов подтверждается подписью лица, имеющего право действовать от имени общественного объединения без доверенности, назначенного (избранного) в установленном порядке, на обороте последнего листа на месте прошивки и скрепляются печатью объединения. В абзаце 8 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» содержится ссылка на пункт 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» лишь в части перечисления иностранных источников. Следовательно, данная ссылка не отменяет обязанности по предоставлению отчетности по форме ОН0003.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов… Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В заявленном административном иске административный истец оспаривает предупреждения ГУ Минюста РФ по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, также действия административного ответчика, изложенные в письмах о требованиях по предоставлению отчетности от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

В своем ходатайстве о восстановлении пропущенного процессуального срока, предусмотренного ст. 112 ГПК РФ, административный истец указал, что с аналогичным заявлением он обратился в арбитражный суд СК, который принял его заявление, но определением от 20 августа 2015 года прекратил производство по делу за неподведомственностью спора арбитражному суду. Затем обращались в Пятигорский городской суд, но заявление было возвращено, в ноябре 2015 года обращались в Октябрьский райсуд г. Ставрополя, первым определением административное исковое заявление было возвращено, повторно административный иск был оставлен без рассмотрения.

Из представленных материалов следует, что определением Арбитражного суда Ставропольского края от 18 марта 2015 года заявление Пятигорской городской благотворительской общественной организации к ГУ Минюста РФ по СК о признании недействительным действий по обязанию предоставлять отчетность и предупреждения от 27 января 2015 года было принято к производству.

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 20 августа 2015 года производство по вышеуказанному заявлению прекращено за неподведомственностью спора арбитражному суду.

Определением Пятигорского городского суда СК от 1 октября 2015 года заявление Пятигорской городской благотворительской общественной организации к ГУ Минюста РФ по СК возвращено в связи с отсутствием подписи заявителя в заявлении.

19 ноября 2015 года административный иск Пятигорской городской благотворительской общественной организации к ГУ Минюста РФ по СК об оспаривании действий и предупреждений поступило в Октябрьский райсуд г. Ставрополя.

Определением Октябрьского райсуда г. Ставрополя от 27 ноября 2015 года данный административный иск возвращен административному истцу в связи с отсутствием несоответствием доверенности требованиям КАС РФ.

Определением Октябрьского райсуда г. Ставрополя от 2 февраля 2016 года административное исковое заявление Пятигорской городской благотворительной общественной организации инвалидом-чернобыльцев «Союз-Чернобыль» к ГУ Минюста РФ по СК о признании незаконным действий, предупреждений оставлено без рассмотрения в связи с несоответствием требований доверенности, подписавшего административный иск лица, положениям КАС РФ.

Все вышеперечисленные судебные постановления вступили в законную силу.

Таким образом, в пределах установленного законом срока( действовавшего на момент подачи заявления в арбитражный суд СК) административный истец обращался в суд только в части оспаривания предупреждения от 27 января 2015 года; заявление в Пятигорский городской суд было подано за пределами установленного трехмесячного срока на оспаривания предупреждения от 6 апреля 2015 года; данное заявление и все последующие заявления были возвращены, оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием подписи заявителя в иске, затем в связи с отсутствием права на подписание и подачу административного иска у подписавшего его лица, то есть вследствие недостатков, допущенных самим административным истцом.

Поскольку административный истец оспаривает действия ГУ Минюста РФ по СК по обязанию предоставлять отчетность, изложенные в отказах за период с октября 2013 по январь 2014 года, то установленный законом, действовавшим на момент совершения таких действий, трехмесячный срок( ст. 254-256 ГПК РФ), так и трехмесячный срок, действовавший на момент обращения в суд( ст. 219 КАС РОФ) был пропущен как при первоначальном обращении в Арбитражный суд СК, так и в Пятигорский городской суд.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец является самостоятельным юридическим лицом, имеющим возможность получать профессиональную юридическую помощь, суд приходит к выводу, что установленный частью 6 ст. 219 КАС РФ срок пропущен административным истцом без уважительных причин, в связи с чем он восстановлению не подлежит.

Пропуск вышеуказанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Кроме того, по сути административного иска суд приходит к следующему.

Пункт 2 ст. 227 КАС РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» Управлением юстиции администрации Ставропольского края 10.02.1999 была зарегистрирована Пятигорская городская благотворительная общественная организация инвалидов-чернобыльцев «Союз-Чернобыль».

Из представленных административным истцом материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Главным Управлением Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю выносились предупреждения о нарушении Пятигорской городской благотворительной общественной организацией инвалидов-чернобыльцев «Союз –Чернобыль» положений ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях»,а именно6 обязанность информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ; кроме того, необходимо ежегодно предоставить информацию по форме №0003.

В период в письмах ГУ Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю за период с 2013 года по 2015 год указано о необходимости выполнение вышеуказанных требований, в том числе предоставлении отчета по форме № ОН0003 за 2006-2013 годы, а также о предоставлении годового отчета о финансово-хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» ; о необходимости размещения в сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Минюст России, а также размещении указанной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет.

Оценив доводы административного иска в совокупности с возражениями административного ответчика,а также письменными материалами, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.

Из наименования данной организации и п. 1.9 Устава организации следует, что организационно-правовая форма данной организации – общественная организация, в связи с чем деятельность организации регламентируется специальным Федеральным законом – «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ, что так же указано в п. 1.3 Устава организации.

В период с 02.06.2014 по 01.07.2014 Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому проводилась проведена проверка деятельности административного истца.

В ходе проведения проверки было установлено, что в нарушение абз. 8 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организация не представляла информацию об объеме получаемых ей от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании и использовании по форме ОН0003 утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» за 2006-2013гг.

Кроме того, в ходе проведения проверки было установлено, что по данному факту организации неоднократно выносились предупреждения с требованием представить необходимую отчетность в Главное управление.

По результатам проведения проверки 23.09.2014 была составлена справка о результатах рассмотрения материалов дела, которая так же содержала сведения о нарушении организацией ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Обязанность представлять отчет по форме ОН0003 возникла у организации с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является специальным по отношению к Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и устанавливает особое регулирование деятельности общественных объединений.

Положения Федерального закона «О некоммерческих организациях» применяются в отношении общественных объединений в части, не урегулированной Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Законодательством не предусмотрены различные формы представления информации об объеме иностранного финансирования в связи с его наличием или отсутствием.

Поскольку иной формы кроме ОН0003 законодательством Российской Федерации для общественных объединений не предусмотрено, ее предоставление является единственно возможным вариантом информирования органа принимающего решение о регистрации об объемах иностранного финансирования.

Кроме того, указание в свободной (произвольной) форме отчетности информации об объеме получаемого общественным объединением иностранного финансирования законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Приказом Минюста России от 17.03.2011 № 81 утверждены Методические рекомендации по заполнению и представлению в Минюст России и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций. Данные Методические рекомендации составлены в соответствии с положениями Федерального закона «Об общественных объединениях», с целью оказания практической помощи при заполнении форм отчетностей (п. 2 Методических рекомендаций).

Таким образом, форму ОН0003 и сообщение о продолжении деятельности необходимо предоставлять в обязательном порядке всем общественным объединениям в срок до 15 апреля года следующего за отчетным.Нецелесообразность представления формы ОН0003 не является основанием для ее не представления.В соответствии с п. 10 рекомендаций при отсутствии каких – либо сведений в соответствующих полях необходимо проставлять прочерк. То есть, отсутствие каких-либо необходимых для заполнения формы ОН0003 сведений предусмотрено и не является основанием для непредставления формы ОН0003.

Следовательно, сроки и форма подачи предусмотренной ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» отчетности регламентируется следующими законодательными актами – Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212, Приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72, Приказом Минюста России от 17.03.201 № 81.

В соответствии с абз. 12 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» непредставление в установленный срок указанных сведений является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации данного общественного объединения в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.

11.04.2016 административный истец представил в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому форму ОН0003 и сообщение о продолжении деятельности за 2015 год путем размещением на информационном портале в сети Интернет.

В 2011-2012гг. в главное Управление поступили отчеты по форме ОН0001 и ОН0002 Пятигорской городской благотворительной общественной организации инвалидов-чернобыльцев «Союз-Чернобыль», однако данные формы отчетов являются обязательными для некоммерческих организаций,что свидетельствует о нарушении статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», поскольку общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц.

Для общественных объединений не выполняющих функции иностранного агента Федеральным законом «Об общественных объединениях» и Приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций» предусмотрена форма отчета № ОН0003.Данные требования касаются каждого общественного объединения. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.03.2011 № 81 утверждены «Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций», согласно которым:

- при отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных формой № ОН0003, в соответствующих графах проставляется прочерк;

- листы прошиваются, количество листов подтверждается подписью лица, имеющего право действовать от имени общественного объединения без доверенности, назначенного (избранного) в установленном порядке, на обороте последнего листа на месте прошивки и скрепляются печатью объединения.

В абзаце 8 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» содержится ссылка на пункт 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» лишь в части перечисления иностранных источников. Следовательно, данная ссылка не отменяет обязанности по предоставлению отчетности по форме ОН0003.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что доводы административного иска основываются на неверном толковании законодательного регулирования предоставления отчетности административным истцом как некоммерческой общественной благотворительной организацией.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Пятигорская городская благотворительная организация инвалидов-чернобыльцев к административному ответчику Главному управлению Министерства юстиции Ставропольского края о признании незаконными действий по обязанию ежегодного предоставления отчета по форме №ОН0003 и по обязанию ежегодного за период с 2006 года по 2013 год дублирования информации о продолжении деятельности, нарушающими право Пятигорской городской благотворительской общественной организации инвалидов-чернобыльцев «Союз-Чернобыль» на нормальную деятельность и создающими для нее избыточные обязанности, не предусмотренные законом; о признании недействительными предупреждений о нарушении действующего законодательства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.

Мотивированное решение составлено 1 июня 2016 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.И. Кудрявцева

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Ю.И. Кудярвцева