ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2029/20 от 21.01.2021 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-361/2021

Поступило 27.08.2019 года

УИД 54RS0013-01-2020-001926-09

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2021 года г. Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Зюковой О.А., при секретаре Диденко М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Черновой Т. Н., Богдановой Е. О., Слонкина С. А., Цай Л. А., Пенкнович Т. И. к администрации г. Бердска Новосибирской области о признании незаконными решений,

у с т а н о в и л :

Чернова Т.Н., Богданова Е.О., Слонкина С.А., Цай Л.А., Пенкнович Т.И. обратились в суд с административным иском к администрации г. Бердска Новосибирской области о признании незаконным постановления администрации города Бердска № 124 от 21.01.2020 года об утверждении акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес>, и акта приемочной комиссии от 25.12.2019 о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, утвержденного постановлением администрации города Бердска № 124 от 21.01.2020 года. В обоснование иска указано, что помещение с кадастровым номером , площадью 400,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Медиковой О.М., Медиковой У.Я. и Медиковой М.Я. Изначально указанное помещение являлось нежилым и использовалось как кафе. В последующем помещение было самовольно перепланировано и переустроено собственниками в жилые помещения. Истцы являются собственниками соседних квартир и полагают, что их права нарушены самовольной перепланировкой и переустройством. Вновь организованные многочисленные санузлы и кухни выполнены без устройства рабочей вентиляции, вследствие чего, в квартиры жильцов проникают посторонние запахи. В связи с этим истцы обратились в Государственную жилищную инспекцию и к прокурору Новосибирской области. По результатам обращения администрации города Бердска было вынесено предостережение об отсутствии оснований для подписания акта приемочной комиссии и о недопустимости нарушения ч.4 ст. 29 ЖК РФ. 11.06.2019 года ГЖИ проведена выездная проверка и выявлен факт самовольной перепланировки и переустройства помещения, 21.06.2019 года в администрацию города Бердска направлено письмо с предписанием принять меры с целью понуждения собственника помещения привести помещение в первоначальное состояние. Из ответа администрации города Бердска от 20.06.2019 года следует, что заявление Медиковой О.М. о переводе нежилого помещения в жилое находится на рассмотрении, в то время как из обжалуемого акта приемочной комиссии усматривается, что основанием для утверждения послужило уведомление № 7/19 от 10.06.2019 года. Указанное уведомление не было представлено Медиковой О.М. 11.06.2019 года в момент проведения проверки ГЖИ. По мнению истцов, это подтверждает факт оформления уведомления «задним числом». 08.08.2019 года собственники жилых соседних помещений обратились в суд с иском об устранении нарушений, демонтаже вновь организованных мокрых зон. В рамках указанного гражданского дела проведена судебная экспертиза и установлено, что переустройство и перепланировка проведены с нарушением санитарных, а также строительных норм и правил. 12.05.2020 года Медикова О.М. представила в судебное заседание обжалуемые акт и постановление. Истцы считают, что администрацией города Бердска в нарушение жилищного законодательства фактически узаконена самовольно произведенная перепланировка/переустройство. Администрация города Бердска подменила собой суд, который в силу ч.6 ст. 29 ЖК РФ своим решением может сохранить помещение в перепланированном и переустроенной виде. Однако Медиковы с иском о сохранении помещения в перепланированном и переустроенном состоянии не обращались. Нарушение администрацией города Бердска жилищного законодательства привело к нарушению прав истцов. Будучи осведомленной о том, что дело гражданское дело приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, администрация города Бердска, не дожидаясь решения по делу, выдала Медиковым обжалуемое постановление.

Административные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика администрации г. Бердска Новосибирской области Савельева Т.В. (том 2 л.д. 21-22) в судебном заседании с иском не согласилась, полагая, что обжалуемые акт и постановления являются законными, вынесены в соответствии с установленным порядком. Административные истцы не доказали нарушение их прав обжалуемыми решениями. Также пояснила, что после осмотра помещения инспектором ГЖИ 11.06.2019 года, Государственной жилищной инспекцией у администрации разрешение на перепланировку в помещении Медиковых не запрашивалось.

Заинтересованные лица Медикова О.М., Медикова У.Я., Медикова М.Я. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представитель заинтересованного лица Медиковой О.М.- Ушакова Н.Ю. (том 1 л.д. 147-148, том 2 л.д. 20) в судебном заседании с административным иском не согласилась, поддержала позицию представителя административного ответчика Савельевой Т.В. Кроме этого, пояснила, что инспектора ГЖИ 11.06.2019 года Медикова О.М. не ожидала, поэтому уведомления о перепланировки у неё на момент осмотра не было, однако она сообщала инспектору о наличии разрешения на перепланировку.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В материалах дела представлены свидетельства о государственной регистрации права, из которых следует, что на первом этаже жилого многоквартирного <адрес> располагалось нежилое помещение с кадастровым номером 54:32:010805:1635, площадью 400,6 кв.м, которое принадлежало на праве общей долевой собственности Медиковой О.М. в размере 118/200 долей, Медиковой У.Я. в размере 41/200 долей и Медиковой М.Я. в размере 41/200 долей и использовалось для организации кафе (том 1 л.д. 135-137).

Также из материалов дела следует, что Медиковы в апреле 2019 года обратились в администрацию города Бердска с заявлением о переводе указанного нежилого помещения в жилое помещение с условием перепланировки на основе проектной документации шифр 19.04-2-АС, разработанной ООО «Фирма Янтарь III ЛТД». Перепланировка предполагает размещение в помещении трех квартир – 8а, 8б, 1б.

10.06.2019 года Медиковыми получено уведомление о переводе нежилого помещения в жилое помещение (том 1 л.д. 105).

25.12.2019 года приемочной комиссией с составе начальника управления градостроительства К.Ф., главного специалиста управления градостроительства З.Т., кадастрового инженера ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» В.И., представителя проектной организации ООО «Фирма Янтарь III ЛТД» Беловой В.В. произведен осмотр жилого помещения, которое принято в эксплуатацию, составлен акт (л.д. 18). Указанный акт был утвержден постановлением администрации г. Бердска № 124 от 21.01.2020 года (том 1 л.д. 17).

06.02.2020 года между Медиковой О.М., Медиковой У.Я., Медиковой М.Я. заключено соглашение о разделе указанного помещения, из которого следует, что <адрес> переходит в собственность Медиковой У.Я., <адрес> - Медиковой О.М., <адрес> - Медиковой М.Я. том 1 (л.д. 29-30).

Право собственности за Медиковыми на указанные квартиры зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (том 1 л.д. 19-27).

Административные истцы Чернова Т.Н., Богданова Е.О., Слонкина С.А., Цай Л.А. и Пенкнович Т.И. являются собственниками соседних помещений в указанном доме – квартир 11, 4, 1, 9 и 10 соответственно. Это подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (том 1 л.д. 31-34, 36).

Административные истцы утверждают, что перепланировка нежилого помещения произведена самовольно, до получения уведомления о переводе нежилого помещения в жилое, с нарушением действующего законодательства. При таких обстоятельствах администрация не имела право принимать в эксплуатацию жилые помещения и утверждать акт приемочной комиссии на основании указанного уведомления, подменяя суд.

Также ссылались на то, что вновь организованные многочисленные санузлы и кухни выполнены без устройства рабочей вентиляции, вследствие чего, в квартиры жильцов проникают посторонние запахи. Кроме этого, указывают, что отмена обжалуемых акта и постановления необходима для аннулирования записей государственной регистрации права Медиковых на вновь организованные в результате перепланировки квартиры (том 1 л.д. 177).

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Об оспариваемых акте приемочной комиссии и постановлении администрации города Бердска административным истцам стало известно 12.05.2020 года в рамках рассмотрения гражданского дела № 2-1/2021 (2-66/2020) по иску Черновой Т.Н., Богдановой Е.О., Слонкина С.А., Цай Л.А., Пенкнович Т.И. к Медиковой О.М., Медиковой У.Я., Медиковой М.Я. об устранении нарушений жилищных прав, демонтаже санузлов и кухонных помещений во вновь созданных квартирах, когда оспариваемые документы были представлены Медиковой О.М. для приобщения к материалам дела.

Рассматриваемый административный иск подан в суд 08.06.2020 года, то есть в установленный законом срок, поэтому оснований для отказа в иске по причине пропуска срока не имеется.

Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что административным истцам было известно об обжалуемых решениях еще в феврале 2020 года, поскольку тогда было зарегистрировано право собственности на спорные квартиры, суд находит несостоятельными. Сами по себе сведения о государственной регистрации права собственности на спорные квартиры за Медиковыми, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости не свидетельствуют о наличии обжалуемых решений. Кроме этого, обжалуемые акт и постановление не указаны в качестве документов, на основании которых были зарегистрированы права собственности. Иные доказательства, свидетельствующие о пропуске административными истцами срока обжалования, суду не представлены.

Правила и порядок перевода нежилого помещения в жилое регламентированы статьей 23 ЖК РФ.

Согласно указанной статье, перевод нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Для перевода нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого.

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений.

Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.

Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо, и является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем.

Такой документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого.

Завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

При использовании помещения после его перевода в качестве жилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования.

Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Аналогичные условия перевода нежилого помещения в жилое установлены в административном регламенте предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение», утвержденном Постановлением администрации города Бердска от 20.06.2012 N 2152 (с изменениями внесенными Постановлением администрации г. Бердска от 08.09.2014 N 3181) (далее по тексту – Регламент).

Согласно указанному Регламенту установлено, что муниципальная услуга по переводу нежилого помещения в жилое предоставляется администрацией города Бердска, оформление результата предоставления муниципальной услуги возложено на управление градостроительства администрации города Бердска (п.2 раздел II Регламента).

Решение оформляется в форме уведомления о переводе (об отказе в переводе) нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2005 N 502 "Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение" (п.5 раздела II Регламента).

В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого помещения уведомление о переводе нежилого помещения в жилое помещение содержит требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо, и является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представленного заявителем, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в уведомлении (п.5 раздела III Регламента).

За экспертизу документов, оформление документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги, и их регистрацию – ответственность возложена на специалиста отдела, ответственного за предоставление муниципальной услуги, а за подписание уведомления - Глава города Бердска или уполномоченное им лицо (п.4 раздела III Регламента).

Завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии администрации города Бердска. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого помещения (п.5 раздела III Регламента).

Таким образом, из содержания приведенной нормы и Регламента следует, что ответственным должностным лицом за экспертизу документов, в том числе проектной документации по перепланировке/переустройству, представленных для перевода нежилого помещения в жилое помещение, а также оформление уведомления является специалист управления градостроительства администрации города Бердска.

При обращении с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое Медиковы представили проектную документацию по перепланировке и переустройству помещения, которая была оценена специалистом управления градостроительства администрации города Бердска. При этом специалист пришел к выводу, что проектная документация соответствует действующему законодательству и принял решение об оформлении уведомления о переводе нежилого помещения в жилое помещение.

Указанное уведомление и действия специалиста не обжаловались ни в вышестоящую инстанцию, ни в судебном порядке, а потому при проведении приемочной комиссией осмотра перепланированного/переустроенного помещения уведомление считалось законными и было положено в основу при вынесении заключения о принятии квартир в эксплуатацию. Оснований для отказа в принятии квартир в эксплуатацию у приемочной комиссии не имелось.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия органа государственной власти, если установит, что оспариваемые решение, действие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам (пункт 1). В случае отсутствия совокупности названных условий суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконными оспариваемых решения, действия (пункт 2).

Установленный законодательством порядок подачи, принятия и рассмотрения заявления о переводе нежилого помещения в жилое не был нарушен, что подтверждается материалами дела.

Доводы административных истцов о том, что уведомление о переводе нежилого помещения в жилое помещение от 10.06.2019 года фактически было оформлено позднее указанной даты, при рассмотрении дела достоверно не подтверждаются.

В материалы дела по запросу суда был представлена копия журнала регистрации, из которого следует, что заявление о переводе нежилого помещения в жилое было подано Медиковыми и зарегистрировано 25.04.2019 года, уведомление о переводе нежилого помещения в жилое было выдано Медиковой О.М. -10.06.2019 года.

Доводы истцов о том, что указанное уведомление не было предъявлено Медиковой О.М. 11.06.2019 года в момент выездной проверки инспектору ГЖИ, поскольку фактически не было оформлено, суд находит надуманными.

Само по себе непредоставление Медиковой О.М. уведомления инспектору достоверно не подтверждает его отсутствие по причине неоформления в установленном законом порядке.

Как пояснила в судебном заседании представитель Ушакова Н.Ю., Медикова О.М. сообщала инспектору ГЖИ о наличии разрешения на перепланировку.

По сведениям представителя администрации города Бердска Савельевой Т.В. запрос от ГЖИ о наличии разрешения на перепланировку в помещении Медиковых не поступал, т.о. это обстоятельство ГЖИ не проверялось.

Также административные истцы ссылались на письмо администрации г. Бердска от 20.06.2019 года о том, что заявление собственников спорного помещения о переводе нежилого помещения в жилое находится на рассмотрении в управлении градостроительства, как на доказательства того, что по состоянию на 20.06.2019 года уведомление не было оформлено.

Однако, по мнению суда, указанное письмо согласуется с установленным законом порядком перевода нежилого помещения в жилое, поскольку в данном случае перевод предполагает не только оформление уведомления о переводе, но и выполнение необходимой перепланировки, основанием для которой служит выданное уведомление.

Перепланировка по состоянию на 20.06.2019 года (на дату ответа администрацией) еще была не завершена, осмотр квартир приемочной комиссией не проводился, квартиры в эксплуатацию не принимались, акт не составлялся и не утверждался.

Иные доказательства того, что по состоянию на 10.06.2019 года уведомление не было оформлено и не было выдано Медиковым, суду представлены не были.

По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лежит на административном истце.

Ссылка административных истцов на нарушение их прав произведенной перепланировкой несостоятельна, поскольку сама по себе перепланировка не является предметом рассмотрения в данном деле.

Вместе с тем, административные истцы вправе приводить свои возражения в отношении несоблюдения требований закона при осуществлении перепланировки, а также представлять соответствующие доказательства в подтверждение своих доводов, при разрешении конкретных споров, связанных с негативным влиянием перепланировки помещения на условия их жизни.

Законность (незаконность) перепланировки спорного помещения является предметом рассмотрения гражданского дела, находящегося в производстве Бердского городского суда, по иску Черновой Т.Н., Богдановой Е.О., Слонкина С.А., Цай Л.А., Пенкнович Т.И. к Медиковой О.М., Медиковой У.Я., Медиковой М.Я. об устранении нарушений жилищных прав, демонтаже санузлов и кухонных помещений во вновь созданных квартирах, признании помещения в квартире нежилым.

Таким образом, административные истцы не доказали нарушение их прав и законных интересов обжалуемыми решениями.

Анализируя изложенное, с учетом отсутствия одного из обязательных условий, предусмотренных частью 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения требований, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

В удовлетворении административного иска Черновой Т. Н., Богдановой Е. О., Слонкина С. А., Цай Л. А., Пенкнович Т. И. к администрации г. Бердска Новосибирской области о признании незаконными постановления администрации города Бердска № 124 от 21.01.2020 года об утверждении акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес>, и акта приемочной комиссии от 25.12.2019 о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, утвержденного постановлением администрации города Бердска № 124 от 21.01.2020 года, отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Новосибирский областной суд через Бердский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ О.А. Зюкова

Полный тест решения изготовлен 27.01.2021 г.