86RS0001-01-2022-003300-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ханты-Мансийск 19 мая 2022 года
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,
при ведении протокола помощником судьи Иваныкиной Д.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело № 2а-2029/2022 по административному исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Ханты-Мансийский межрайонный прокурор обратился в Ханты – Мансийский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием о признании информации, размещенной в сети "Интернет" информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, на странице сайта с URL адресом:
https://<адрес>
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в сети "Интернет" выявлены страницы сайта с открытым доступом, на которых размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации в соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологий и о защите информации". В частности о продаже продуктовых товаров (хурмы), страной происхождения на которую распространяются ограничения, связанные с запретом ввоза в Россию, а также реклама указанной продукции. Наличие в свободном доступе на указанном сайте подобного рода информации нарушает права неопределенного круга лиц – потребителей информационных услуг. Ограничение доступа к информации требуется в целях защиты прав и свобод человека и гражданина.
Стороны в судебное заседание не явились. Заинтересованное лицо Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные пояснения, в которых указал, что на указанном прокурором Интернет-ресурсе отсутствует информация, обладающая признаками противоправности.
Лица, действия которых послужили основанием для подачи настоящего административного искового заявления, ни административным истцом, ни судом не установлены.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В связи с указанным, суд определил рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, из представленных и изученных в судебном заседании скриншотов (электронных образов) установлено, что в информационно – коммуникационной сети "Интернет" на URL адресах "https://salda.<адрес>
<адрес>/ размещена информация о продаже "Хурмы из Испании" с доставкой продуктов.
Вход на указанный Интернет-ресурс является свободным.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологий и о защите информации" (далее — Федеральный закон) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется на информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению и информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно ч. 1 ст. 10, ч. 5 ст. 15 Федерального закона в Российской Федерации передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 ст. 10 Федерального закона установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
Данная норма не допускает рекламировать изъятые из оборота товары ввиду признания незаконности такого оборота.
Статьей 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
Указом Президента РФ от 06.08.2014. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" в целях защиты национальных интересов Российской Федерации запрещен ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Список запрещенных товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 07.08.2014. № 778, в который включены товары группы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, подпадающих под позицию с кодом товаров 0810 (70 000 0 хурма).
Страны происхождения таких товаров — Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей сведения о реализации некоторых товаров продовольствия со страной происхождения государств, ввоз продукции из которых в Российскую Федерацию запрещен, нарушает публичные интересы Российской Федерации и фактически является распространением запрещенной информации, поскольку создает условия к обороту запрещенных к ввозу товаров.
Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае – реклама ограниченных в обороте продовольственных товаров), является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее — реестр).
Основанием для включения в реестр сетевых адресов сайтов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с под. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно информации территориального управления Роскомнадзора сведения об указанных в административном иске страницах (доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевые адреса), позволяющие идентифицировать их в сети "Интернет", отсутствуют в Едином реестре, созданном на основании постановления Правительства РФ от 26.10.2012. № 1101.
Производство по делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется по правилам административного искового производства, предусмотренным главой 27.1 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с таким административным исковым заявлением. Данное заявление подано прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Заинтересованное лицо указывает, что доступ к Интернет-ресурсу на момент рассмотрения дела отсутствует.
Вместе с тем, ограничение доступа к информации либо ее удаление разместившим лицом, само по себе не изменяет характера такой информации и не исключает возможности удовлетворения поданного прокурором административного иска. Основанием для прекращения производства по делу указанные обстоятельства также не являются.
В этой связи заявленное прокурором требование суд находит правомерным и подлежащим удовлетворению.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181, 265.5 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ханты-Мансийского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети "Интернет" с URL- адресом:
<адрес>
запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда И.В. Бакшеев