ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2029/2023 от 01.09.2023 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-2029/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 сентября 2023 года город Кинешма

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Чистяковой Н.В.,

при секретаре Коноваловой С.А.,

с участием административного истца Касаткина В.А., представителя административного истца Введенского И.Е., действующего на основании доверенности от 11 августа 2023 года,

представителей административного ответчика – Крюченкова А.В., Киселева Д.А., действующего на основании доверенности от 9 марта 2023 года,

помощника прокурора Заволжского района Ивановской области Водопьяновой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2029/2023 по административному исковому заявлению Касаткина Вячеслава Анатольевича к Совету Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области о признании незаконным решения Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 8 августа 2023 года № 32 «Об удалении в отставку Главы Заволжского городского поселения и досрочном прекращении его полномочий»,

УСТАНОВИЛ:

Касаткин В.А. обратился в суд с административным иском к Совету Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области (далее – Совет), в котором просил признать решение Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 8 августа 2023 года «Об удалении в отставку Главы Заволжского городского поселения и досрочном прекращении его полномочий» незаконным и подлежащим отмене.

В обоснование требований указано, что решением Совета Заволжского городского поселения от 30 ноября 2021 года № 41 он избран главой Заволжского городского поселения. Решением Совета от 21 февраля 2023 года № 3 «Об удалении в отставку Главы Заволжского городского поселения и досрочном прекращении его полномочий» был удален в отставку с должности Главы Заволжского городского поселения по основаниям, предусмотренным п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 ч.2 ст.51 Устава Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 30 мая 2023 года отменено решение Кинешемского городского суда Ивановской области об отказе в удовлетворении административного иска Касаткина В.А. о признании незаконным решения Совета от 21 февраля 2023 года № 3. Решением Совета от 8 августа 2023 года № 32 «Об удалении в отставку Главы Заволжского городского поселения и досрочном прекращении его полномочий» удален в отставку с должности Главы Заволжского городского поселения по основаниям, предусмотренным п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 ч.2 ст.51 Устава Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области. Основанием для принятия Советом оспариваемого решения послужила инициатива депутатов, в которой отмечено, что в нарушение п.п.5 ч.3 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Касаткин В.А., как лицо, замещающее должность главы Заволжского городского поселения неоднократно допускал использование служебного автомобиля в личных целях, в том числе в неслужебное время, в частности для поездок на дачу, расположенную в <адрес>, причиняя материальный ущерб возглавляемому муниципальному образованию. В инициативе также указано на нарушение им ст.ст.6, 3, 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившееся в том, что с 30 декабря 2022 года он назначил подчиненного ему муниципального служащего ФИО6, замещающего должность заместителя главы администрации Заволжского городского поселения, руководителем (ликвидатором) подведомственной коммерческой организации МУП Заволжского городского поселения «Завкомсервис», учредителем которого является возглавляемая Касаткиным В.А. администрация Заволжского городского поселения. Инициативной группой также указано, что в 2022 году он использовал материально-техническую базу МУП «Волга» при ликвидации пожара в принадлежащем ему доме. Полагает, что административным ответчиком нарушена процедура удаления в отставку главы поселения, установленная положениями ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Обращение депутатов Совета с инициативой об удалении Главы Заволжского городского поселения в отставку в адрес высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не направлялось и его мнение Советом не рассматривалось. Инициативу депутатов считает незаконной и необоснованной, поскольку проверка фактически не проводилась, и он был лишен возможности представить доводы в свою защиту. Доводы об использовании служебного автомобиля в личных целях, в том числе в неслужебное время для поездок на дачу, ничем не подтверждены. Распоряжением администрации Заволжского городского поселения от 1 февраля 2017 года № 1-р утверждено Положение об использовании служебного транспорта, которым предусмотрено, что глава Заволжского городского поселения может использовать служебный транспорт, в том числе в нерабочее время, а следование от места постоянного проживания к месту работы является необходимым условием для осуществления полномочий главы Заволжского городского поселения. Использование служебного автомобиля для таких поездок является использованием служебного транспорта, связанным с исполнением должностных обязанностей. Эксплуатация служебного автомобиля осуществлялась в пределах средств, утвержденных на эти цели Советом Заволжского городского поселения. Доводы инициативной группы о том, что он с 30 декабря 2022 года назначил подчиненного ему муниципального служащего ФИО5, замещающего должность заместителя главы администрации Заволжского городского поселения, ликвидатором МУП ЗГП «Завкомсервис», учредителем которого является администрация Заволжского городского поселения, допустив тем самым конфликт интересов, не соответствует действительности. 23 декабря 2022 года администрацией принято постановление № 381 «Об отмене ликвидации муниципального унитарного предприятия Заволжского городского поселения «Завкомсервис», которым отменено постановление администрации № 237 о ликвидации МУП ЗГП «Завкомсервис», соответственно ликвидационная комиссия была устранена, а ФИО6 действовал не как член ликвидационной комиссии, а как лицо, уполномоченное на подачу в УФНС документов от имени учредителя. По факту использования в личных целях материально-технической базы МУП «Волга» при ликвидации последствий пожара в принадлежащем ему доме проводилась проверка СО по г.Кинешма СУ СК России по Ивановской области, по результатам проверки 3 июля 2023 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Кроме того, Советом проигнорированы его доводы о том, что в соответствии с со ст.40 Федерального закона от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской федерации» с 7 августа 2023 года по 17 сентября 2023 года он находился в очередном оплачиваемом отпуске, и в силу предоставленных данным законом гарантий не мог быть уволен (удален в отставку).

Определением суда от 17 августа 20123 года о принятии дела к производству, подготовке и назначении к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен прокурор Заволжского района Ивановской области.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 23 августа 2023 года, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Ивановской области.

В судебном заседании административный истец Касаткин В.А. и его представитель Введенский И.Е. административные требования поддержали по основания, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика – Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района – Крюченков А.В. и Киселев Д.А. в судебном заседании административные исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Согласно позиции административного ответчика порядок удаления главы муниципального образования в отставку, предусмотренный ст.74.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соблюден. Уведомление о выдвижении депутатами инициативы об удалении главы в отставку и проект решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку были направлены высшему должностному лицу Ивановской области, 1 августа 2023 года на указанное уведомление получен ответ. 2 августа 2023 года инициатива депутатов Заволжского городского поселения об удалении главы муниципального образования в отставку с прилагающимися документами, в том числе проектом решения об удалении главы Заволжского городского поселения в отставку, была вручена Касаткину В.А., 8 августа 2023 года он участвовал в заседании Совета Заволжского городского поселения, давал пояснения, реализовав право на защиту. Предусмотренный ч.2 ст.41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрет не распространяется на главу соответствующего муниципального образования, имеющего статус зарегистрированного кандидата в депутаты, в том числе в случае нахождения его в очередном отпуске. Не отрицая факты регулярных поездок на служебном автотранспорте на дачу, расположенную в <адрес>, но выражая несогласие с их оценкой, административный истец указывает на то, что в спорном доме он проживает на постоянной основе, его поездки в указанный дом на служебном автотранспорте осуществляются в условиях ненормированного рабочего дня на основании ч.2 Положения об использовании служебного автотранспорта, утвержденного распоряжением Главы Заволжского городского поселения от 01.02.2017 № 1-р. Законодательством о противодействии коррупции лицам, замещающим муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, запрещено использовать в неслужебных целях средства материально-технического обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности (п.5 ч.3 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Действия Касаткина В.А. по использованию служебного транспорта в личных целях для поездок домой (или на дачу) в период замещения им должности главы Заволжского городского поселения являются неправомерными, грубо нарушающими требования законодательства о противодействии коррупции. Вопреки доводам административного истца факт замещения муниципальным служащим ФИО6 должности руководителя (ликвидатора) МУП «Завкомсервис» в период с 30 декабря 2022 года документально подтвержден сведениями, имеющимся в ЕГРЮЛ, в открытых источниках: https://www.audit-it.ru/contragent/fl/371001073020 lubkov-oleg-vasilevich, а также сведениям специализированных сервисов проверки контрагентов: https:/Iaw.lcont.ru. Осуществление предпринимательской деятельности лично или через доверенных лиц, а также участие в управлении хозяйствующим субъектом является запретом, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В свою очередь, глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ч.4.1 ст.36 Закона № 131-Ф3), в том числе принимать меры по профилактике коррупции (ст.6, п.6 ст.3 Закона № 273-Ф3), принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (ст.10, ст.11 Закона № 273-Ф3). Факты незаконного использования Касаткиным В.А. в личных целях материально-технической базы МУП «Волга» подтверждаются приобщенными к материалам дела документами, а также постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела. Вопреки требованиям Федерального закона «О противодействии коррупции» Касаткин В.А. мер, направленных на недопущение возникновения конфликта интересов, не принял, Совет Заволжского городского поселения о наличии личной заинтересованности и возникновении конфликта интересов в установленном порядке не уведомил. Данные обстоятельства с достоверностью свидетельствуют о наличии у представительного органа достаточных оснований для удаления Касаткина В.А.в отставку с должности Главы Заволжского городского поселения по основаниям, предусмотренным п.4 ч.2 ст.74.1 Закона № 131-ФЗ и п.4 ч.2 ст.51 Устава Заволжского городского поселения за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ.

Представитель заинтересованного лица – прокурора Заволжского района Ивановской области – помощник прокурора Заволжского района Ивановской области Водопьянова А.С. просила в удовлетворении административных исковых требований отказать, полагая оспариваемое решение Совета Заволжского городского поселения законным.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры Ивановской области, извещенный о дате, месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств не поступало.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица прокуратуры Ивановской области.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статус, полномочия, порядок избрания и досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования урегулированы статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ и ст.32 Устава Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области, принятого решением Совета от 30 октября 2018 года № 22 (далее - Устав), глава Заволжского городского поселения является высшим должностным лицом поселения, наделенным в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается Советом Заволжского городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет администрацию Заволжского городского поселения, осуществляет свои полномочия на постоянной основе и должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В силу п.2.1 ч.6 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 3 статьи 33 Устава.

Пунктом 10 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ и пунктом 10 статьи 27 Устава предусмотрено, что принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования - Совета Заволжского городского поселения.

В соответствии с ч.1 ст.74.1 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Порядок рассмотрения представительным органом муниципального образования вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку и принятия решения по данному вопросу установлен частями 3 - 16 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ и предполагает, в частности, рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 4), а также обеспечение заблаговременного получения главой муниципального образования уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомления с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку и предоставления ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку (часть 13).

Аналогичные положения предусмотрены статьей 51 Устава.

Суд установил, что решением Совета депутатов Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 30 ноября 2021 года № 41 Касаткин В.А. избран Главой Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области, с 3 декабря 2021 года приступил к исполнению обязанностей.

25 июля 2023 года депутатами Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области выдвинута и внесена на рассмотрение Совета Заволжского городского поселения инициатива об удалении Главы Заволжского городского поселения Касаткина В.А. в отставку по основаниям, предусмотренным п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, п.4 ч.2 ст.51 Устава за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и прекращении досрочно полномочий Главы Заволжского городского поселения в связи с утратой доверия в соответствии с п.1 ч.1 ст.13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и представлен проект решения.

В обращении депутатов указано, что прокурором Заволжского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции в администрации Заволжского городского поселения, по результатам которой 16 февраля 2023 года в адрес председателя Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района прокурором Заволжского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указывается, что в нарушение Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 273-ФЗ глава Заволжского городского поселения Касаткин В.А. неоднократно допускал использование служебного автомобиля в личных целях, в том числе в неслужебное время, в частности, для поездок на дачу, расположенную в <адрес>, причиняя своими противоправными действиями материальный ущерб возглавляемому им муниципальному образованию; вопреки положениям Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе», Федерального закона № 273-ФЗ, Глава Заволжского городского поселения Касаткин В.А. назначил с 30 декабря 2022 года подчиненного ему муниципального служащего ФИО6, замещающего должность заместителя главы администрации Заволжского городского поселения, руководителем (ликвидатором) подведомственной коммерческой организации МУП Заволжского городского поселения «Завкомсервис», учредителем которого является возглавляемая Касаткиным В.А. администрация поселения. В обращении депутатов также указано, что в период замещения должности главы поселения Касаткин В.А. использовал трудовые и материальные ресурсы подконтрольного ему МУП «Волга» в личных целях, в частности для восстановления сгоревшего дома в д.<адрес>, что повлекло незаконное вмешательство в деятельность указанного предприятия и причинение материального ущерба предприятию в сумме 83687 рублей 64 копейки (л.д.104-117).

О внесенной инициативе, дате, месте и времени заседания Совета депутатов, о проекте решения Касаткин В.А. уведомлялся 1 и 2 августа 2023 года. 2 августа 2023 года ему вручено обращение депутатов от 25 июля 2023 года, проект решения об удалении его в отставку, уведомление о заседании Совета, на котором должен рассматриваться вопрос об удалении его в отставку, копии документов, подлежащих рассмотрению на заседании Совета (л.д.108-109, 110-111).

Обращение депутатов Совета Заволжского городского поселения об удалении главы муниципального образования в отставку, проект решения, а также уведомление о назначении заседания Совета Заволжского городского поселения для рассмотрения обращения на 8 августа 2023 года направлены Губернатору Ивановской области (л.д.112, 113).

1 августа 2023 года в адрес председателя Совета Заволжского городского поселения поступило письмо заместителя Председателя Правительства Ивановской области о рассмотрении уведомления (л.д.236).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (п.8 ст.74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Аналогичные положения закреплены в ст.38 Регламента Совета Заволжского городского поселения, утвержденного решением Совета Заволжского городского поселения от 27 октября 2015 года № 30, и в статьях 33 и 51 Устава Заволжского городского поселения, принятого решением Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 30 октября 2018 года № 22.

Приведенные положения законодательства представительным органом местного самоуправления были соблюдены.

Согласно протоколу сессии Совета Заволжского городского поселения от 8 августа 2023 года в повестке дня было рассмотрение инициативы депутатов Совета и вопрос об удалении в отставку Главы Заволжского городского поселения и досрочном прекращении его полномочий. На заседании присутствовали 14 депутатов, были оглашены обращение инициативной группы депутатов Совета и приложенные к нему документы, заслушаны доводы и объяснения Касаткина В.А., оглашены представленные им заявления и ходатайства.

Согласно протоколу № 3 заседания Счетной комиссии Совета депутатов Заволжского городского поселения от 8 августа 2023 года, в результате <данные изъяты> голосования по вопросу об удалении главы поселения в отставку проголосовали «за» 13 депутатов, «против» - 0, признан недействительным 1 бюллетень (л.д.99-100).

По результатам сессии принято решение Совета от 8 августа 2023 года № 32 об удалении в отставку Главы Заволжского городского поселения Касаткина В.А. по основаниям, предусмотренным п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 ч.2 ст.51 Устава Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области и досрочном прекращении его полномочий с утратой доверия в соответствии с п.1 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (л.д.88).

Изложенные в обращении депутатов обстоятельства, свидетельствующие о том, что главой Заволжского городского поселения Касаткиным В.А. не были приняты меры по недопущению возникновения, а также по урегулированию конфликта интересов, подтверждаются материалами дела, а также исследованным в судебном заседании материалом проверки, проведенной СО по г.Кинешма СУ СК России по Ивановской области по факту использования главой Заволжского городского поселения Касаткиным В.А. сил и средств МУП «Волга» в личных целях.

Так, материалами дела подтверждается, что 16 февраля 2023 года в адрес председателя Совета Заволжского городского поселения прокурором Заволжского района внесено представление 04-59-2023 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района, принять меры к устранению причин и условий, способствующих нарушениям закона, и рассмотреть вопрос об удалении главы Заволжского городского поселения Касаткина В.А. в отставку. В представлении указывалось, что прокуратурой Заволжского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции должностными лицами администрации Заволжского городского поселения. В ходе проверки установлено, что в нарушение положений Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 273-ФЗ глава Заволжского городского поселения Касаткин В.А. неоднократно допускал использование служебного автомобиля в личных целях, в том числе в неслужебное время, в частности, для поездок на дачу, расположенную в д<адрес>, причиняя своими противоправными действиями материальный ущерб возглавляемому им муниципальному образованию. Кроме того, вопреки положениям Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе», Федерального закона № 273-ФЗ, Глава Заволжского городского поселения Касаткин В.А. с 30 декабря 2022 года назначил подчиненного ему муниципального служащего ФИО6, замещающего должность заместителя главы администрации Заволжского городского поселения, руководителем (ликвидатором) коммерческой организации МУП Заволжского городского поселения «Завкомсервис», учредителем которой является возглавляемая Касаткиным В.А. администрация поселения. По мнению прокурора, своими действиями Касаткин В.А. не только не принял мер к предотвращению возникновения конфликта интересов, но и напротив, самостоятельно создал условия для проявления коррупции, игнорируя требования законодательства в области противодействия коррупции и государственную политику в названной сфере, что свидетельствует о наличии оснований для удаления в отставку Касаткина В.А. по основанию, предусмотренному п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (л.д.143-145).

В судебном заседании Касаткин В.А. не отрицал тот факт, что использовал служебный автомобиль для поездок <адрес>, где он имеет регистрацию по месту пребывания, указывал, что использовал автомобиль исключительно в служебных целях для поездок с места жительства до работы и обратно, ссылаясь при этом на Положение об использовании служебного автотранспорта, утвержденное распоряжением Главы Заволжского городского поселения от 1 февраля 2017 года № 1-р, которым предусмотрено, что глава Заволжского городского поселения может использовать служебный транспорт, в том числе в нерабочее время, а следование к месту работы является необходимым условием осуществления полномочий главы Заволжского городского поселения.

Административным истцом в материалы дела представлено Положение об использовании служебного автотранспорта, утвержденное распоряжением Главы Заволжского городского поселения от 1 февраля 2017 года № 1-р, в соответствии с п.2 которого глава Заволжского городского поселения может использовать служебный транспорт, в том числе в нерабочее время, следование к месту работы является необходимым условием осуществления полномочий главы Заволжского городского поселения (л.д.44, 45-47).

Однако, наличие принятого главой поселения распоряжения, разрешающего использование служебного транспорта для поездок в личных целях в принадлежащий ему дом не свидетельствует о правомерности действий Касаткина В.А.

Согласно ч.7.1 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.4.1 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и другими федеральными законами.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ч.5 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно п.5 ч.3 ст.12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности.

Часть 4.1 ст.12.1 Федерального закона № 273-ФЗ регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Частью 1 ст.10 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч.1 ст.10 Федерального закона № 273-ФЗ).

Частью 1 ст.11 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Однако административным истцом конфликт интересов не был предотвращен.

Использование Касаткиным В.А. служебного автомобиля в неслужебное время для поездок домой является проявлением возможности получения имущественных выгод, личной заинтересованностью, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление им своих должностных полномочий.

СО по г.Кинешма СУ СК России по Ивановской области проведена проверка по факту возможного совершения главой Заволжского городского поселения Касаткиным В.А. преступлений, предусмотренных ст.ст.285 и 286 УК РФ.

По результатам проверки постановлением следователя по особо важным делам СО по г.Кинешма СУ СК России по Ивановской области от 3 июля 2023 года в возбуждении уголовного дела в отношении Главы Заволжского городского поселения Касаткина В.А. по признакам преступлений, предусмотренных ч.3 ст.285, п.п. «в, е» ст.286 УК РФ отказано по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, – в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

Как следует из материала проверки и установлено постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, 6 августа 2022 года в принадлежащем Касаткину В.А. на праве собственности жилом доме в д.<адрес> произошел пожар, в результате которого строение дома было частично повреждено огнем. В период с 7 августа 2022 года по 28 октября 2022 года к выполнению ремонтно-восстановительных работ в указанном доме в рабочее время привлекались транспортные средства МУП «Волга», в частности, автомобили ГАЗ-3307 (ассенизаторская машина), ГАЗ-35072 (самосвал), ГАЗ-2705 («ГАЗель»), УАЗ-3909, ГАЗ-31105 («Волга»), TEREX-280 (экскаватор), ГАЗ-473869 (водовоз) и работники предприятия. За указанный период на приобретение горюче-смазочных материалов затрачены денежные средства, принадлежащие МУП «Волга», в размере 5158 рублей 40 копеек. Кроме этого, при выполнении ремонтно-восстановительных работ в доме Касаткина В.А. за счет денежных средств, принадлежащих МУП «Волга», было приобретено электротехническое оборудование на сумму 3246 рублей. Указанные расходы Касаткин В.А. МУП «Волга» не возместил.

Опрошенные в ходе проверки работники МУП «Волга» ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 пояснили, что по указанию бывшего директора МУП «Волга» Свидетель №1 на автотранспорте МУП «Волга» совершали поездки в дом Главы Заволжского городского поселения Касаткина В.А. в <адрес> для выполнения ремонтно-восстановительных работ, доставки строительных материалов, разбора завалов, вывоза мусора. Денежного вознаграждения за выполненные работы, кроме заработной платы, они не получали.

Опрошенный в рамках проверки индивидуальный предприниматель ФИО18 пояснил, что не менее четырех раз по просьбе Касаткина В.А. бесплатно предоставлял ему строительные материалы (песок и бой кирпича), которые доставлялись в дом Касаткина В.А. в <адрес> на автотранспорте МУП «Волга».

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №1 пояснил, что до декабря 2022 года работал директором МУП «Волга». 6 августа 2022 года у Касаткина В.А. сгорел дом в <адрес>, после чего Касаткин В.А. неоднократно давал ему распоряжения о выделении работников и транспорта МУП «Волга» для выполнения ремонтно-восстановительных работ в указанном доме. Распоряжения Касаткина В.А. он воспринимал, как обязательные для исполнения, так как находился в непосредственном подчинении Касаткина В.А. Затраты, понесенные МУП «Волга» в связи выполнением ремонтно-восстановительных работ в доме, Касаткин В.А. не возместил, хотя он предлагал Касаткину В.А. оплатить их.

Свидетель Свидетель №2 в судебном заседании пояснил, что в период с февраля 2022 года по декабрь 2022 года работал в должности заместителя директора МУП «Волга». С Главой администрации Заволжского городского поселения Касаткиным В.А. сложились деловые отношения. Ему известно, что в начале августа 2022 года у Касаткина В.А. сгорел дом в <адрес>. После этого Касаткин В.А. неоднократно звонил директору МУП «Волга» Свидетель №1 и просил выделить рабочих и технику для проведения восстановительных работ в этом доме. Содержание их разговора он слышал, так как его рабочее место находилось в кабинете директора, часто разговор Касаткин В.А. вел в приказном тоне.

У суда отсутствуют основания не доверять показаниям указанных свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Согласно Уставу МУП «Волга» учредителем предприятия является администрация Заволжского городского поселения (п.2.2), учредитель назначает на должность руководителя предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор; принимает решение о реорганизации или ликвидации предприятия (п.6.1).

Согласно ст.34 Устава Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области администрацией Заволжского городского поселения руководит на принципах единоначалия Глава Заволжского городского поселения.

Таким образом, возможность Главы Заволжского городского поселения осуществлять права в отношении подконтрольного администрации поселения предприятия влияет на возможность получения им выгод (преимуществ), что образует его личную заинтересованность. Данная личная заинтересованность влияет на объективность и беспристрастность исполнения им обязанностей при осуществлении своих полномочий, что в соответствии со ст.10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства не нашел подтверждения факт назначения Касаткиным В.А. с 30 декабря 2022 года подчиненного ему муниципального служащего ФИО6, замещающего должность заместителя главы администрации Заволжского городского поселения, руководителем (ликвидатором) подведомственной коммерческой организации МУП «Завкомсервис». Так, согласно постановлению администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 5 июля 2022 года № 237 «О ликвидации муниципального унитарного предприятия Заволжского городского поселения «Завкомсервис» ФИО6 – начальник отдела земельно-имущественных отношений, экономического развития и торговли администрации Заволжского городского поселения, входил в состав ликвидационной комиссии, председателем которой назначен ФИО19 Постановлением администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 23 декабря 2022 года № 481 «Об отмене ликвидации муниципального унитарного предприятия Заволжского городского поселения «Завкомсервис» ликвидация предприятия и постановление администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 5 июля 2022 года № 237 «О ликвидации муниципального унитарного предприятия Заволжского городского поселения «Завкомсервис» отменены, обязанность по внесению сведений в УФНС России по Ивановской области об отмене постановления о ликвидации МУП ЗГП «Завкомсервис» возложены на заместителя главы администрации, начальника отдела ФИО6 Документы, подтверждающие назначение муниципального служащего ФИО6 руководителем (ликвидатором) МУП ЗГП «Завкомсерсис», в материалы дела не представлены.

Доводы административного истца о том, что административным ответчиком нарушена процедура при принятии оспариваемого решения, так как обращение депутатов в адрес высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не направлялось, его мнение не рассматривалось, суд отклоняет как необоснованные, поскольку материалами дела подтверждается, что о выдвижении депутатской инициативы Губернатор Ивановской области был уведомлен.

При этом в силу действующего законодательства рассмотрение вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения, а не согласия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Доводы административного истца о том, что он является зарегистрированным кандидатом в депутаты Ивановской областной Думы, а в период с 7 августа 2023 года по 18 сентября 2023 года находился в очередном отпуске, в связи с этим в силу положений ст.41 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не мог быть уволен (удален в отставку), суд отклоняет исходя из следующего.

В соответствии с ч.2 ст.41 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе работодателя, представителя нанимателя, администрации образовательной организации уволен с работы, со службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

Вместе с тем, приведенные положения закона применимы к зарегистрированным кандидатам в депутаты, являющимся наемными работниками, то есть лицами, находящимися в зависимом от работодателя положении.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане России осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В соответствии с ч.10 ст.32 Устава Заволжского городского поселения глава поселения подконтролен и подотчетен населению и Совету Заволжского городского поселения.

Являясь высшим должностным лицом муниципального образования, глава наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, перечисленными в ч.4 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ, частях 1 и 9 ст. 32 Устава Заволжского городского поселения, а именно: представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, отношения, связанные с избранием главы муниципального образования на должность, осуществление им предоставленных законом полномочий, не являются трудовыми в смысле, придаваемом им нормами Трудового кодекса РФ.

В связи с особым статусом главы муниципального образования законодателем предусмотрены специальные основания прекращения его полномочий, перечисленные в ст.ст.74, 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ.

С учетом изложенного, предусмотренный ч.2 ст.41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрет не распространяется на главу муниципального образования, имеющего статус зарегистрированного кандидата.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 июня 2013 года № 15-П «По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В.Дубкова», выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.

Таким образом, нормы Трудового кодекса РФ к спорным правоотношениям не применимы.

С учетом установленных по делу обстоятельств, подтверждающих, что главой Заволжского городского поселения Касаткиным В.А. не были приняты меры по недопущению возникновения и урегулированию конфликта интересов, суд приходит к выводу, что в период исполнения своих полномочий Касаткиным В.А. были допущены существенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, влекущие безальтернативное последствие в виде удаления в отставку и досрочное прекращение его полномочий с утратой доверия в соответствии с п.1 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Правовые основания для удовлетворения административных исковых требований Касаткина В.А. отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Касаткина Вячеслава Анатольевича к Совету Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области о признании незаконным решения Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 8 августа 2023 года № 32 «Об удалении в отставку Главы Заволжского городского поселения и досрочном прекращении его полномочий» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Чистякова Н.В.

Мотивированное решение составлено 11 сентября 2023 года.